"Викинги" Северной Америки: оружие и доспех тлинкитов. Оружие и снаряжение Индейское копье

Вооружение индейцев было ярко украшено и сразу бросалось в глаза. У коренных жителей Америки к этому была врожденная страсть, и воин украшал как свой боевой наряд, так и оружие множеством перьев, лент и кисточек.

Его главным оружием был лук, искусство владения которым он оттачивал в ходе ежедневной охоты. Лук применялся всеми индейцами Северной Америки: он был либо небольшой, очень удобный в обращении, – им пользовались верховые воины, либо большой, выше человеческого роста, – такой лук был распространен среди многих племен, живших на территории Калифорнии.

Другим распространенным у всех племен видом боевого снаряжения был щит, на который наносились магические знаки и прикреплялись амулеты. Иногда его изготовляли из дерева, а ирокезские и алгонкинские племена предпочитали делать щиты из шкур животных. Круглые и овальные щиты индейцев Равнин, обтянутые несколькими слоями бизоньей шкуры с холки или грудной части животного, выдерживали пули, выпущенные из ружья белого человека. Рисунок наносился либо непосредственно на шкуру животного, либо на внешнее покрытие щита, делавшееся обычно из оленьей кожи или волокна. Часто воин не снимал покрытие из перьев, свисавших со щита, до того момента, как начнется бой, чтобы оставались закрытыми как можно дольше амулеты и магические знаки, изображенные на щите, иначе их сила могла улетучиться до начала боя. Щит считался настолько неотъемлемой частью мужчины, что во время похорон его неизменно клали рядом с его владельцем.

Все племена, независимо от того, были ли они конные или пешие, использовали также различные виды копья и дротики. Из других видов оружия, ведущих происхождение с древних времен, можно выделить различные виды топора, дубинки (булавы), кинжала и томагавка. Некоторые дубинки делали только из какого-то одного твердого материала, например из дерева или рога оленя; в восточных лесах дубинку использовали и в качестве метательного орудия, которое бросалось с огромной силой и точностью. Часто деревянный шар на конце дубинки обивали зубцами из кремня или зубами животных; позднее для этих же целей стали использовать гвозди и металлические шипы. Чироки прикрепляли к дубинкам ряды зубов хищной рыбы саргана, чтобы наносить противнику рваные раны, а северо-западные племена крепили к ударной поверхности дубинки куски китового уса. У индейцев района Равнин и прилегающих плоскогорий, а также у навахо ударная поверхность дубинки была выполнена из отшлифованного камня, который был прочно привязан или приклеен к рукоятке из дерева или шкур животных.

Что касается томагавка, то первоначально на языках алгонкинской языковой семьи это слово использовалось для обозначения боевой дубинки, но позднее стало применяться белыми поселенцами для обозначения сделанного из металла оружия с острым рубящим краем. Это оружие было впервые изготовлено в то время, когда индейцы, жившие в районе Великих озер и атлантического побережья, начали приобретать у белого человека металл и изделия из него. Вскоре белые стали производить томагавки в Нью-Йорке, Монреале, Лондоне и Париже, чтобы обменивать их у индейцев на мех, пушнину и другие товары. Очевидно, томагавк в таком его виде изобрел какой-то белый поселенец по ассоциации с топором, который белые активно применяли. Он соединил в нем топор и курительную трубку: рабочий край с острым как бритва лезвием – от топора; рукоятка по форме напоминает индейскую трубку. Томагавк стал очень популярен и был неотъемлемой частью индейского парадного боевого наряда со знаками отличия у индейцев северо-востока. Именно белый человек также приучил индейцев пользоваться топорами больших размеров и металлическими кинжалами, которые индейцы охотно включили в свой боевой арсенал. Многие английские поселенцы были убиты и скальпированы ножом, на котором стояла печать «Сделано в Бирмингеме». В течение XVIII в. индейцы переняли у европейцев не только такие виды оружия, как ружья, ножи, топоры и сабли, но и военную форму, медали, эполеты и знаки отличия. В результате индейские вожди стали носить странную смесь из традиционной индейской одежды и европейской военной формы.

Те, кто считает индейцев-воинов полуголыми дикарями, будут немало удивлены, узнав, что многие индейские племена делали боевые доспехи, напоминающие доспехи японских самураев. Были ли изобретены эти доспехи самостоятельно, или же индейцев на это натолкнуло влияние англичан и испанцев, использовавших нагрудную броню в ходе колониальных войн того времени, – это другой вопрос. «Пять цивилизованных племен» юго-запада применяли нагрудные доспехи в виде пластин из тростника; подобного же рода доспехи носили ирокезские и алгонкинские племена. Индейцы, жившие в Канаде, а также на плоскогорьях северо-запада, накладывали деревянные планки на основу из кожи марала или шкур животных. Индейцы северо-запада, самые искусные мастера ремесел из всех североамериканских племен, помимо прекрасно сделанных нательных доспехов, делали еще и шлемы. Эти великолепные как по замыслу, так и по исполнению шлемы были вполне достойными изделиями мастеров, делавших лучшие маски во всей Северной Америке. Некоторые из шлемов были выточены из цельного куска китового уса, а другие искусно выполнены в форме голов птиц и животных.

В жизни каждого человека наступает момент, когда разум замутняется любовью в Дикому Западу, отважным ковбоям и свободолюбивым индейцам. Само собой, каждый прекрасно знает, чем вооружен настоящий дворовый Чингачгук или Виннету. Это топор томагавк, идеальное оружие для того что бы отбиваться от бледнолицых. Но история томагавка намного интереснее и шире, нежели детские представления об этом оружии.

Появление томагавка, распространение и современная жизнь этого, на первый взгляд архаичного, оружия, далеко выходит за рамки дворовых игр детства.

Появление на свет

Жившие длительное время в изоляции племена индейцев не умели обрабатывать металл так, как европейцы. Это не значило, что коренные племена не воевали и не охотились.

Когда первопроходцы познакомились с индейской культурой, они обнаружили интересные образцы вооружения. В качестве основного оружия индейцы использовали нечто среднее между палицей и боевым топором. Оружие это называлось томахиген и представляло собой длинный деревянный стержень с вставленным сверху камнем.

Томахиген был чрезвычайно распространен среди индейцев, хотя и имел множество недостатков.

Рукоять, изготавливавшаяся из гибких пород дерева, часто ломалась в самый неподходящий момент боя. Узкий камень, ударная часть, хоть и гарантировано могла пробить голову, но застревала в костях черепа.

Поэтому когда индейцы познакомились с металлическими топорами европейцев, восторгу не было предела. Коренные жители охотно меняли что угодно на топоры, создавая свою, особую .

Основа металлических томагавков – британский топор, предназначенный для абордажных команд. Прибывшие в Новый Свет солдаты не жалели сравнительно дешевых топоров на обмен с индейцами. Для моряков и солдат морской пехоты эти топоры были обыденностью, в то время как для коренных племен это было новое слово в вооружении.

Как и из чего делали томагавки

Первоначально европейцы привозили топоры, предназначенные для работы. Это были обычные крепкие стальные изделия, широко распространённые и используемые по всему миру. Для того, чтобы топоров при перевозке умещалось больше, их закладывали без рукояти.

Попадая к индейцам в обмен на меха и прочие ценности, европейские образцы подвергались «глубокой модернизации» в соответствии с представлениями индейцев о красоте.

Большое широкое лезвие стачивалось для легкости. Томагавк, получивший свое название в транскрипции индейского слова на европейский манер, индейские воины часто и успешно метали во врага. Обух менялся, его удлиняли, превращая в клевец.

Иногда в нем делали выемку для табака, просверливали отверстие через рукоять, дополняя функции топора, делая его трубкой для курения. Правда, в рукопашной такие топоры не использовали, оставляя его как дипломатический инвентарь.


Поскольку поставщики топоров, так же как и племена, сильно различались, то выделяют несколько самых популярных разновидностей томагавков:

  • проушный топор, самый известный вид томагавка, пропиаренный кинематографом;
  • трубочный, описанный немного выше;
  • эспонтонные варианты, как правило, полученные в качестве трофеев у сержантов и офицеров колониальных войск, отличались большой массой, непригодной для метания;
  • алебардовые томагавки, получались так же как и в варианте, описанном выше, но основой была уже укороченная алебарда, редко встречается на землях, где не было испанских конкистадоров.

Представления о красоте индейцев в полной мере отразилось на томагавках. Рукояти украшались резьбой и орнаментом. В качестве талисманов и оберегов подвешивались перья, клыки хищников, скальпы поверженных врагов.


Лезвие и обух также подвергались росписи, чеканке и прочим изыскам, достойных ювелирных изделий времен европейского Великого переселения народов.

Применение в войнах и конфликтах

Как только новое оружие попало в руки американских племен, оно оказалось тут же вовлечено в многочисленные войны. Любые боевые столкновения на американском континенте не обходились без томагавков.

Межплеменная борьба, экспансия переселенцев, большие войны с использованием индейцев в качестве союзников совершенствовали тактику применения томагавков на деле.

Во время Войны за Независимость томагавк применяли сторонники США, особенно милицейские части. Возможность эффективно действовать томагавком в ближнем бою делало незаменимым оружие в рукопашной.

Британской пехоте с Браун Бесс со штыком приходилось туго, когда из засады налетали ополченцы-милиционеры, обученные владеть смертоносным топором в войнах с индейцами.

Гражданская война, одновременное с ней покорение Дикого Запада оставило двоякое отношение к томагавку у американцев. Кольт и винчестер, конечно, были эффективней оружия уровня средневековья, но в контактном бою коренные американцы не раз побеждали бледнолицых с помощью томагавка.


С победой и уничтожением большей части племен искусство боя томагавкам угасает. Оружие побежденных занимает место над каминами. Или в кино об индейцах.

История или жизнь томагавка?

Летопись томагавков, несмотря на поражение краснокожих, не закончилась. В армии США боевые топоры, ведущие историю от томагавков времен борьбы с индейцами, использовались во всех конфликтах в ХХ и ХХI веках.

Особую популярность это оружие получило во время Вьетнамской войны.

Было создано специальное предприятие по выпуску оружия, но в 1970-х, в связи с неприязнью войны американским обществом и завершении боевых действий, завод потерпел крах.

Между тем, совершенствование техники рукопашного боя потребовал тактических томагавков для армии. Война в Ираке, Афганистане, все операции армии США и их союзников не проходили без этого простого и эффективного оружия.

Но современные томагавки имеют ряд минусов. Изделия с пластиковой рукояткой часто скользят и стремятся сбежать из руки. После нескольких ударов топор соскакивает с рукояти и вертится на конце, не давая возможности нанести точный удар.


Метать такой томагавк, значит выкинуть его, так как любой пластик погибает после нескольких бросков. Цельнометаллические томагавки часто не способны пробивать сильную защиту, а так же натирают руку при рубке.

Томагавк на страницах книг и в кино

Достаточно почитать любую книгу или посмотреть любой фильм об освоении Америки для того, что бы оценить достоинства и недостатки томагавков. Довольно часто это оружие изображается как клюква, не соблюдается историческая и этнографическая составляющая.

Сильные сцены использования томагавков в бою показаны режиссерами, не стесняющимися натуралистичных сцен в кино. Так, большую роль играет томагавк как оружие главного героя фильма «Патриот».

Классический томагавк остался частью оригинальной и интересной культуры американских индейцев. Грозное боевое оружие, являющееся одновременно произведение декоративно-прикладного искусства, томагавк стал предметом, известным каждому.

Видео

Слабость врага-наша сила. (Племя Чероки)

Североамериканские индейские племена вели между собой многочисленные войны задолго до того, как в Новом Свете появился первый белый человек. Период боевых действий обычно называли «военной тропой».

О том, ступить или нет воинам племени на военную тропу, как правило, решал его совет. Если у совещательного огня было принято решение начать боевые действия, то совет одновременно определял, кто возглавит воинов.

Индейцы вожди

У некоторых североамериканских индейских племен мы встречаемся с двумя группами вождей. Одни руководили как мы бы сегодня сказали -«своим ведомством» в период мира, другие - в период войны. Командные обязанности и права «вождей на период войны» заканчивались в день возвращения из военного похода.

Многие из славных вождей, о героических делах которых мы рассказывали, как раз и были именно такими индейскими «офицерами», которые в период мира не имели прав на какие-либо особые привилегии.

Таким образом, еще до того, как индейские воины вступили на военную тропу, совет племени должен был выбрать из их рядов командующего. Таким военным вождем мог быть избран только тот индейский воин, к которому - если так можно выразиться - «были благосклонны индейские боги». А это значит, что его сила, отвага, героизм, тактические и стратегические способности были не его личным дарованием, а дарованы богами, которые помогали ему и охраняли его.

Эту магическую охрану и помощь сверхъестественных сил военный вождь принимал или сам, или при помощи посредника. Специальная литература называет обычно этих посредников кэта-бэрер.

Так что теперь мы знаем вождя и его помощника. Ну а воины? На военную тропу, если совет племени не решил по-другому, вступили все взрослые мужчины, умеющие обращаться с оружием. Жены-индианки могли сопровождать своих мужей, но непосредственно в боях не участвовали. У некоторых же племен воины перед вступлением на тропу войны не имели права встречаться с женами.

Индейцы воины

Индейский воин - этот факт необходимо особо подчеркнуть - ступал на тропу войны не только для того, чтобы защищать интересы и честь своего рода, но также и для того, чтобы поднять свой собственный престиж. У ряда племен, живущих в прериях, существовал даже точный перечень поступков, которые общественное мнение племени считало особенно героическими. Этот комплекс заслуг в специальной литературе называют «коуп систем».

«Коуп» в этом случае означает «касание». Считалось, что индейский воин тогда проявил храбрость в бою, когда он коснулся тела вражеского воина. Оценка личных заслуг каждого воина проводилась по возвращении в деревню и имела свой строгий, традиционно сохраняемый порядок, определяла до следующего похода место и звание каждого мужчины в племени. Американский этнограф Бернард Мишкин, например, насчитал у одного из племен более двадцати различных титулов среди мужчин.

Ритуал скальпирование

С представлением о том, что касанием у вражеского воина отнимается магическая жизненная сила, непосредственно связан и самый известный и самый осуждаемый индейский обычай - «скальпирование». Скальп был для индейца доказательством отваги, военным трофеем. Индейские воины скальпы заботливо сохраняли. Они консервировали их и размещали на своих жилищах или перед ними, а часть их даже прикрепляли к одежде. К слову, живучести этого военного обычая способствовали больше всего сами белые - торговцы и европейские фабрики.

Они создали для индейцев стальные ножи для скальпирования. В период, когда в Северной Америке воевали англичане с французами, обе стороны предлагали индейцам высокие вознаграждения за скальпы вражеских солдат. Британцы платили за один французский скальп двенадцать фунтов.

Тактика индейцев

Приход белых в Америку почти все изменил в индейском военном искусстве. Если раньше индейцы совершали лишь короткие военные походы, а потом возвращались в свои деревни, то теперь они должны были годами бороться с врагами. Если раньше в течение всего похода погибал, скажем, один воин, то теперь индейцы должны были немилосердно убивать, чтобы их самих не уничтожили.

Тактические и стратегические принципы, которыми руководствовались индейские вожди, менялись. Вернее, должны были меняться. Индейцы, в конце концов, были побеждены не только превосходством оружия, но и бесспорными тактическими и стратегическими способностями своих противников.

План боевых действий индейцев до прихода белых был всегда очень простым: выход со своей территории, нападение на лагерь враждебного племени, решающее сражение и возвращение в исходный пункт. Индейская военная наука не знала совместно координируемого выступления многих боевых подразделений, не знала позиционного боя, не знала осады.

Многие из вождей, пытались решить задачи, вытекающие из новой ситуации. Они стремились создавать крупные индейские войска (Текумсе), осаждали длительное время вражеские крепости (Понтиак) и, наконец, научились командовать и координировать боевые операции различных подразделений (Сидящий бык).

Но, как правило, они побеждали благодаря исключительному героизму своих воинов. А необходимо было оружие, нужны были тактика и стратегия. Положение вещей не могло измениться за несколько десятков лет.

До прихода белых в Северную Америку исход войны обычно решало одно-единственное сражение, часто даже бой. Отдельные индейские племена Северной Америки были немногочисленны, в отличие от индейских групп Месоамерики и Андской области, часто все племя проживало в одной деревне, в одном военном лагере.

Взятие лагеря племени, как правило, решало исход войны. Однако для того, чтобы напасть на одну из деревень или главную деревню враждебного племени, индейцы должны были совершать многодневный поход всей своей деревней (лошадей, напомним, у них не было; они получили их уже от европейцев).

Ритуалы индейцев

Вечером индейцы всегда строили лагерь, танцевали военные танцы: это были скорее танцевальные драмы - своего рода пантомимы, с помощью которых они готовились к предстоящему бою. Особую роль имела первая такая стоянка, которая устраивалась не для ночевки, а лишь для выполнения различных религиозных обрядов.

Именно на первой «священной» стоянке принимал на себя командование военный вождь. После большего или меньшего числа стоянок воины племени добирались, наконец, до цели своего похода - деревни или лагеря враждебного племени.

Решительный бой происходил здесь. Самому бою всегда предшествовала очень тщательная разведка. (Индейские разведчики-лазутчики прекрасно ориентировались на местности, были великолепными следопытами, выносливыми и физически крепкими. Поэтому белые - особенно армия Соединенных Штатов - нанимали для своих походов против индейцев следопытов-индейцев.

Сигналы индейцев в бою

Для успеха боевых акций имело значение не только вооружение, но и организация связи. Во время войны с белыми необходимо было передавать сообщения и приказы частям, нередко значительно удаленным.

Индейские воины использовали разные трюки с одеялами, особую езду на лошади (например, быстрая езда одного всадника вперед и назад означала приказ всем подразделениям немедленно собраться на этом месте). Индейцы прерий передавали сообщения и с помощью стрел, которые выстреливались различными способами и в различном направлении.

От американцев индейцы заимствовали гелиографический способ: связь посредством точно направляемых отражений зеркалец. У апачей большую роль играли дымовые сигналы. Каждое апачское «подразделение» выделяло одного воина для наблюдения за дымовыми сигналами. Они немного напоминали телеграф. В согласованные интервалы времени дым искусственно задерживался (например, одеялом).

Язык жестов индейцев

В период совместных выступлений многих племен против белых возрастала роль особого средства общения языка жестов. Он помогал договориться индейцам, говорящим на разных языках. Для передачи сообщений на большое расстояние подходил больше всего «уолс хэнд дайлект»- сообщения, передаваемые посредством движения всей руки; для личного общения -«фангер дайлект», «язык-пальцев».

Язык жестов не был бедным. Словари, которые были составлены, содержат несколько тысяч слов. Язык жестов легко воспринимался, и индейцы очень быстро научились передавать на нем и сложные мысли.

Например, существует и «Отче наш», «переведенный» на язык пальцев.

Хотя бы два слова в качестве примера: тесно сведенные пальцы правой и левой руки означали оборону.

Два сжатых кулака, двигающиеся, как вражеские войска, один навстречу другому,- войну. На языке жестов звучали и местные названия, и собственные имена, которые обычно носили совершенно конкретный смысл. Так, например, имя известного вождя Бешеного коня индеец изображал сначала знаком для выражения бешенства, а потом - знаком, обозначающим мустанга.

Ведение войн индейцами

До прихода белых война для индейцев заканчивалась в день решающего сражения и возвращения в свою деревню. Индейские племена никогда не вели между собой войну за то, чтобы территория племени, вышедшего победителем, была расширена за счет территории потерпевших поражение. И уничтожение как можно большего числа воинов враждебного племени тоже не было единственной целью военного похода индейцев.

Тем не менее в руки победителей попадало большое число военнопленных. Какой была их дальнейшая участь? Племя победителей или принимало их полноправными членами, или убивало. Решение принимал совет. Чаще всего пленных спасала необходимость заменить вдовам погибших в только что закончившемся походе мужей

Однако мужчину, который не оправдал ожиданий вдовы, позднее убивали. Один из французских иезуитов рассказывает, что какой-то индейский вождь приговорил к смерти сорок недостаточно крепких в сексуальном отношении мужчин-пленных, которых он одного за другим предлагал в качестве мужей жене своего брата, погибшего на войне.

Обращение с пленными индейцами

Наиболее жестоко обращались с пленными ирокезские племена. Например, сенека сначала пытали пленных в специальном здании, потом пытали на открытом пространстве перед женщинами и детьми на чем-то вроде дыбы. Ирокезы, как правило, пытали своих пленных огнем, затем сжигали.

Привязывание пленных к столбу для пыток, судя по всему, индейцы заимствовали уже у белых. Утверждение, что североамериканские индейцы ели пленных врагов, не соответствует действительности. Но у некоторых племен (например, у оглалов) было принято ритуальное закалывание собаки и совместное поедание собачьего мяса перед вступлением на военную тропу. Собачье мясо символизировало тело врага, убитого в предстоящем бою

Победившее «войско» возвращалось с пленными в деревню, и вражда прекращалась. Иногда это скреплялось особым договором. У индейцев на востоке Северной Америки такие мирные договоры заключались с помощью вампунов (вампуновых поясов).

Эти пояса первоначально изготовлялись из морских ракушек, позднее - из цветных бус, которые поставлялись из Северной Чехии. Вампу новые пояса имели - в зависимости от своего предназначения - различный цвет. Красные вампуны объявляли войну и созывали союзнические племена на военную тропу, черные вампуны означали поражение собственного войска или смерть его вождя, и, наконец, с белыми вампунами заключался мир.

В основном мы уделили внимание военному искусству прерийных индейцев - всех групп сиу, чейеннов, ассини, байнов и т. д. Индейцы, которые продолжали борьбу и после поражения прерийных племен - апачи, мозоки и другие - должны были в новой ситуации воевать уже по-новому, изменив традиционным способам ведения войны. Они создавали небольшие группы захвата, прообраз отрядов, известных нам по последней мировой войне, укрывались в горах и оттуда вели партизанскую войну.

Оружие индейцев Северной Америки

В бою индейские воины пользовались традиционным индейским оружием: копьями, томагавками, ножами, боевыми булавами. Огнестрельное оружие они стали использовать гораздо позже. Исторически самое старинное из названного оружия - это, бесспорно, копьё (оно имело обычно обсидиановый наконечник; иногда наконечник был из кремния).

Метательное оружие индейцев

До того как североамериканские индейцы начали пользоваться копьем, они, очевидно, использовали, как когда-то мексиканские индейцы, «атлатль»- приспособление для метания дротиков. Это была короткая дощечка, в которой был вырезан желоб для дротика с тяжелым каменным наконечником. Стабильность оружия обеспечивала каменная гиря, укрепленная на задней стороне «атль-атля».

Холодное оружие индейцев

Во времена прихода белых самым привычным индейским оружием стали военные булавы. Ирокезские воины использовали два типа деревянных булав: для обороны увенчанные тяжелым деревянным шаром; для нападения - шар заменял заостренный рог. Индейцы прерий использовали для булавы каменные шары.

Ручка булавы у них была обмотана кожей, так что военные булавы не были теми популярными «военными топорами», которые индейцам были известны уже давно.

Белые «создали» для них оружие, ставшее, так сказать, национальным оружием индейцев - знаменитый томагавк. Томагавки, поставляемые из европейских стран, сильно различались по форме. Томагавком индейцы научились владеть в совершенстве, вскоре он стал их любимым оружием.

В Северной Америке существовали такие племена, представители которых не употребляли лук и стрелы даже во время охоты. Одно из таких племен белые начали называть «санз арк» - дословно «без луков», «те, у которых нет луков».

Помимо копьев, военных булав, томагавков и луков, индейские воины пользовались иногда ножами. Металлические лезвия были известны до прихода белых только индейцам северо-западного побережья Северной Америки, которые в оборонительных боях жителей Нового Света почти не участвовали.

Остальные группы североамериканских индейцев изготовляли лезвия ножей из природного материала. Самым интересным из этих ножей был бобровый нож алгонкинских племен северо-востока Северной Америки, лезвием которого был бобровый зуб. Рукоятка ножей делалась обычно из дерева, камыша, кремня или кости.

Огнестрельное оружие индейцев

Первое огнестрельное оружие к североамериканским индейцам попадает только в начале восемнадцатого века. Главными поставщиками были представители компании, торгующих мехами. Особенно широкий обмен мехов на огнестрельное оружие развернула в то время известная «Хадсон Бэй Компани» среди индейцев сегодняшней Канады. Позднее продажа огнестрельного оружия индейцам была радикально ограничена.

Они заполучили его у отдельных торговцев, чаще всего опять-таки в обмен на шкурки. Свое вооружение индейские воины пополняли и из военных трофеев Так что, несмотря на многочисленные запреты, некоторые племена сумели за два-три поколения «перевооружиться».

Например, в сообщении об ассинибойнах, датированном 1809 годом, отмечается, что это племя, которое в то время насчитывало 1880 становищ с двумя тысячами боеспособных воинов, имело на вооружении 1100 единиц огнестрельного оружия.

Но с ростом количества огнестрельного оружия возрастала и потребность в боеприпасах.

И поскольку у индейцев изъять оружие практически было невозможно, американцы с начала XIX века стремились продажу им боеприпасов свести к минимуму.

Каждая унция пороха, каждый патрон имел для индейцев цену золота. Индейские воины добывали боеприпасы различными способами. Нападением на вражеские обозы, а в дни мира вновь путем тайного обмена на меха.

Некоторые даже предлагали одиноким белым своих жен на одну или несколько ночей.

Доспехи индейцев

На традиционно индейское военное дело повлиял и другой «дар белого человека» - лошадь. Животное, которое, собственно, создало индейцев прерий, оказавшихся потом для американской армии самым твердым орешком.

Но еще раньше прерийных индейцев лошадей от испанцев получили индейские жители Аризоны, Техаса, Нью-Мехико. Первыми наездниками стали апачи. По примеру испанцев они начали одевать своих коней в кожаные «доспехи» (апачские воины, к слову, долго использовали такие кожаные «доспехи» и для собственного предохранения.

Вообще же индейские воины предохранялись в бою щитами из кожи, индейцы северо-запада пользовались сделанными из дерева шлемами). Апачи, имеющие, таким образом, лучшее снаряжение для войны, сумели потом, как рассказывает иезуит Масне в своем сообщении от 1691 года, победить все соседние племена.

У меня всё...


Макуауитль (также макуавитль, макуахутл, макуахуитль) (аст. Mācuahuitl; переводится примерно как «ручная палка») — холодное оружие ближнего боя жителей Мезоамерики, в частности у ацтеков, майя, миштеков, тлашкальтеков и пурепеча.

Макуаитль очень тяжело классифицировать по европейской оружейной системе. Фактически, это нечто среднее между дубинкой и мечом. Древко макуахутла обычно было длинным, плоским и гладким, без острого конца. Часто на него наносили резьбу или рисунки с традиционными религиозными символами и ликами богов. По обеим сторонам на торцевой части имелись специальные пазы, в которых при помощи клейкой смеси (состоящей, помимо прочего, из голубой глины, помета черепах и даже крови летучих мышей) крепились трапециевидные или треугольные кусочки обсидиана, игравшие роль лезвия.

Существовало множество разновидностей такого оружия. Согласно «Военному делу ацтеков» («Aztec Warfare») Росса Хассига, ширина его варьировалась от 76 до 102 мм, а длина достигала метра. Таким образом, он мог служить как в качестве одноручного, так и двуручного оружия. Согласно сохранившимся гравюрам эпохи колонизации Америки, часто воин вступал в бой с макуаитлем в одной руке и легким (но довольно большим) щитом в другой.

Кому-то может показаться, что это примитивное оружие совершенно бесполезно против стального меча. Напоминаем, что на дворе — начало XVI века, и мастерство изготовления воинской экипировки из стали достигло своего пика, а на вооружении уже начал появляться огнестрел. И тем не менее, воины с макуаитлями успешно противостояли конкистадорам в рукопашных схватках.

Во-первых, культура боевых искусств в Мезоамерике была на весьма достойном уровне. Воинов тренировали с малых лет, и каждый из них превосходно владел своим оружием. Макуахутл — оружие универсальное: им можно резать, рубить, оглушать и просто избивать человека тяжелым древком. Известен случай, когда во время религиозной церемонии воин, вооруженный всего лишь миниатюрной копией макуаитля с перьями вместо лезвий, успешно одолел шестерых противников с боевым оружием.

Во-вторых, обсидиан — это очень интересный материал. Вулканическое стекло не только красивое, но и невероятно твердое. Конечно, как и любое стекло оно легко крошится, но его структура позволяет при правильном сколе получить лезвие, толщина которого составляет лишь несколько нанометров. Такой осколок без труда рассекает мягкие ткани человека, кожу и сухожилия. Конкистадоры рассказывали, что как-то раз воин на спор обезглавил коня с одного удара, отделив голову от тела в районе шеи. Может быть, это и преувеличение, но в бою макуаитль оставлял страшные раны на теле человека: рассеченная, свисающая лоскутами плоть очень долго не заживала и в сырых тропиках быстро подвергалась воздействию инфекции. Впрочем, это явно не оружие «медленной смерти». Человек, получивший удар макуаитлем, если не умрет мгновенно, то имеет все шансы быстро скончаться от кровопотери и болевого шока.


Минусы макуаитля — это стандартные слабости любого дробящего оружия: оно инерционное, не позволяет наносить колющие удары (хрупкое стекло в этом случае наверняка треснет или сломается, а потому против тяжелой брони оно весьма бесполезно). Конечно, макуаитлем можно было без проблем размозжить человеку череп или промять шлем, оглушив врага; да и просмоленное дерево, из которого изготавливалось древко, было достаточно толстым и волокнистым, чтобы выдержать пару-тройку ударов меча.

Последний из сохранившихся макуаитлей хранился в Мадриде до 1884 года, пока не был уничтожен пожаром. К сожалению, из-за того, что дерево быстро гниет и рассыпается в труху, до наших дней дошли лишь редкие фрагменты обсидиана и рисунки, иллюстрирующие внешний вид оружия.

Индейцы, особенно степные, обладали огромным разнообразием боевых дубин и палиц, которые естественно состояли на их вооружении еще задолго до высадки первых европейских поселенцев в начале XVII века. Так, например, каменные палицы (вместе с тем очень похожие на булаву) представляли собой достаточно простое оружие: камень, чем-то похожий на заостренное с обеих сторон яйцо, крепился к уже обтянутому кожей древку при помощи петли все из той же сыромятной кожи, которая высохнув, обеспечивала крепость всей конструкции. Рукоять при этом специально делалась из эластичного дерева, поэтому при ударе не ломалась.


Индеец с каменной палицей

Сам камень по размерам был не очень большим: длиной в среднем 10−12 см при ширине от до 7,5, а с рукоятью вместе такая палица в целом была от 60 до 90 см в длину. При этом вес камня мог достигать 4 фунтов (чуть более полутора килограмм), а у некоторых племен — например, обитавших на севере Великих равнин ассинибойнов — и всех пяти (приблизительно 2,5 кг), то есть был достаточно тяжелым.

Индейцы обладали огромным разнообразием боевых дубин и палиц

На рукоятке иногда проделывали отверстие, куда продевали кожаный шнурок так, чтобы получилась петля — своего рода темляк, который воин надевал на кисть, что страховало оружие от выпадения из руки. Даже такое, казалось бы, простое оружие индейцы всегда украшали. В ход шли перья, иглы дикобразов, хвосты бизонов, коров или лошадей. Такими палицами пользовались и сиу, и шайены, и черноногие, причем последние не отказались от них и в 70-е годы XIX века, когда, казалось бы, все остальные посчитали оружие устаревшим и в полной мере отказались от палиц в пользу метательных топориков томагавков и ружей.


Виды боевых дубин и палиц североамериканских индейцев

Другие племена индейцев, обитавших в местах соприкосновения Равнин и лесов, такие, как омахи и арикары, использовали оружие, как минимум, внешне гораздо более грозное. В их арсенале одним из основных орудий для ближнего боя была деревянная дубина с вырезанным в ней шарообразным набалдашником.

Прикладовидная дубина получила название за сходство с ружьем

Такое оружие было в меру тяжелое для того, чтобы нанести серьезный удар, например, по голове противника. По словам исследователя быта и в частности вооружения индейцев Ю. Стукалина («Военное дело индейцев Дикого Запада), современники омахи утверждали, что этой дубиной можно было «вышибить из человека мозги».



Боевая дубинка с шарообразным набалдашником и шипом (конец XVIII века)

Омахи изготавливали ее из корня ясеня, а над самим деревянным шаром вырезали изображение какого-нибудь тотемного животного, например, ласки. А вот у воина племени арикаров подобное же оружие, согласно свидетельствам шотландского натуралиста Джона Бреэдбери, который участвовал в составе торговой экспедиции Тихоокеанской пушной кампании 1811 года, было усовершенствовано лезвием ножа длиной от 12 до 15 см, которая торчало прямо из деревянного круглого набалдашника, причем сам он был полый, а внутри него находились куски металла, которые должно быть звенели при размахивании оружием, что, по всей вероятности, должно было создавать дополнительный эффект устрашения при нападении.


Прикладовидная дубинка

Однако одной из самых популярных боевых палиц, которая получила большое распространение среди многих племен индейцев, причем не только на Равнинах, считается прикладовидная дубина (согласно Ю. Стукалину, племя понков, обитавшее на территории юго-восточных лесов, взяло на вооружение эту дубину еще до XIX века). Вспомните фильм «Последний из могикан» Майкла Манна: в финальной сцене Чингачгук расправляется с индейцем племени гуронов Магуа как раз с помощью этого оружия. Прикладовидная дубина, по-английски — gun stock war club, имела форму ружья, а его ударная поверхность по форме напоминает приклад, оттуда и название. К ней под прямым углом, там, где у ружья должен находиться спусковой механизм, был приделан нож или наконечник копья от 10 до 15 см длинной, однако количество ножей могло варьироваться. Помимо самих клинков устрашающий вид оружию придавали украшениями из гвоздей с большими шляпками. Интересно, что несмотря на то, что в XIX веке индейцы уже в большей степени могли позволить себе приобрести настоящее ружье (за него теперь можно было отдать всего лишь 20 бобровых шкурок в то время, как в XVII веке индеец должен был отдать кипу мехов чуть ли не высотой с само ружье), прикладовидные дубины только набирали оборот особенно в период 1860—1880 годов.


Самое обсуждаемое
Почему кружится голова и тошнит после или во время тренировки Почему кружится голова и тошнит после или во время тренировки
Философские школы древней индии Философское учение йоги в индии Философские школы древней индии Философское учение йоги в индии
Мальцев михаил хоккеист биография Мальцев михаил хоккеист биография


top