Как правильно делать повороты в танце. Хлопушки и присядки (мужской класс), техника вращений (женский класс) в народном танце. Методика разучивания. Сальто поворот в плавании кролем на спине

Как правильно делать повороты в танце. Хлопушки и присядки (мужской класс), техника вращений (женский класс) в народном танце. Методика разучивания. Сальто поворот в плавании кролем на спине

Виды вращений в народном танце . Многократные повороты исполнителей в народных танцах называют вращениями. Вращения выполняются отдельно юношами и девушками или в паре (парные вращения). В основе любого вращения одно – два движения или небольшая комбинация. От этого зависит темп и динамика поворотов. Вращения можно исполнять на месте и с продвижением: на подскоках, беге, на полупальцах, в дробных и других движениях. При вращении должно сохраняться поступательное движение, необходимое для выполнения каждого последующего поворота. Наиболее характерны вращения для русских, украинских, белорусских, венгерских народных танцев, но есть они и во многих других. Освоение вращений начинается с выполнения поворотов при выполнении упражнений у станка. На середине повороты исполняются более динамично, слитно, по несколько раз вправо и влево. Важен при этом и активный поворот головы. Подготовительные упражнения: медленно переступая на полупальцах, поворачиваться в заданном направлении; увеличивая темп вращения, исполнять с продвижением по прямой линии или по кругу.Виды :1. на полупальцах;2. с подъёмом на полупальцы; 3. на припадании; 4. на подскоках; 5. на беге; 6. на дробях; 7. на прыжке; 8. на полу

Хлопушки и присядки в народном танце (методика разучивания) «Хлопушки» являются одним из основных и очень распространённых элементов русского народного танца. Они состоят из различного количества и разнообразных сочетаний хлопков и ударов. Хлопок делается ладонью одной руки о ладонь другой, а удар – ладонью по голенищу, бедру, подошве и т.д. Хлопок и удар выполняются на сильную или слабую долю такта. При выполнении «хлопушек» как удар, так и хлопок должны быть сильными и чёткими, а ладонь при этом – крепкой и напряжённой.При исполнении «хлопушек» локти отведены от корпуса, после удара или хлопка руки быстро и широко разводятся в стороны, локти не должны быть «привязаны» к корпусу, они не прикосаются к нему. «Хлопушки» сложны по исполнению, богаты и разнообразны по ритмическому орнаменту. Исполняются они сильно, чётко, в среднем и быстром темпах. Они хорошо сочетаются и комбинируются почти со всеми элементами русского танца. Хотя «хлопушки» в основном характерны для парней, в некоторых плясках, встречаются у девушек.



Виды и разновидности. 1. одинарные хлопки и удары(-фиксирующие;-скользящие;) , 2. двойные хлопки и удары, 3.тройные хлопки и удары.

Присядка - элемент мужского танца и исполняется только в мужской пляске. В основе всех присядок лежит глубокое приседание.Присядка делится на два вида: полуприсядка – когда исполнитель после каждого глубокого приседания поднимается или же сочетает это движение с другим, испоняющимся в полный рост, и полная присядка – когда исполнитель находится в положении глубокого приседания и исполняет все движения, не поднимаясь из этого положения. «Присядки» требуют от исполнителей большой физической подготовки, силы, выносливости и крепких мышц ног. Это действительно трудный элемент. Если присядки начать разучивать постепенно, делать их правильно и исполнять регулярно, то мышцы ног и связки коленного сустава станут крепче.

Начинать подготовку к присядке держась за станок. В момент глубокого приседания сидеть надо легко и красиво, корпус должен быть прямой и подтянутый, без наклона вперёд. Посадка в глубокое приседание может быть как мягкой, так и резкой.

Виды и разновидности: 1. с открыванием ноги на ребро каблука; 2. с открыванием ноги на воздух; 3. «разножка» -в стороны, на ребро каблука обеих ног; 4. «разножка» - вперёд – назад на ребро каблука и на полупальцы; 5. Полуприсядка на ребро каблука одной ноги; 6. «гусиный шаг»; 7. «мяч»; 8. «ползунок»; 9. «закладки»;

Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, основные новообразования младшего школьного возраста.

Реб приходит к осознанию своего места в мире обществ отношений. Это период рождения соц "я". Игра перестаёт быть основ содержанием его жизни.

Соц ситуация развития . 1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью. 2. Завершается переход от наглядно- образного к словесно- логическому мышлению. 3. Отчетливо виден соц смысл учения(отношение к оценкам). 4. Мотивация достижения становится доминирующей. 5. Смена референтной группы. 6. Смена распорядка дня. 7. Укрепляется нов внутр позиция. 8. Изменяется система взаимоотношения реб с окруж людьми.

Ведущая деятельность - учебная. Псих новообразования : 1. Производительность псих процессов. (появл воли). 2. Рефлексия(способность понимать свои поступки) 3. Внутр план действий. 5. Аналитическое мышление (умение анализировать).

Рабочая образовательная программа (разработка и оформление)

1).ОП является нормативным документом, содержащим максимально полную информацию о предлагаемом образовании.

Программа состоит из следующих частей :- Пояснительная записка , где указаны основные идеи программы, ее цели и задачи, сроки и этапы реализации программы, ее отличительные особенности, возраст детей,на который рассчитана программа, форма и режим занятий (т. е. групповые, индивидуальные, по подгруппам и количество часов в неделю и в год). =- Учебно-тематический план (УТП) , который оформляется в форме таблицы. УТП включает в себя перечень разделов и тем, количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические, практические, всего и формы занятий по каждой теме (групповые, индивидуальные). Каждая группа имеет свой УТП (сколько групп, столько и табличек). =- Содержание образования, которое раскрывается в той же последовательности, что и в УТП. Если разделы повторяются из года в год, уточнить, что изучается в первом, втором и т.д. годах обучения. =- Образовательные результаты и сроки их подведения. После каждого раздела указываются знания, умения и навыки, которые должны приобрести учащиеся по окончанию изучения раздела. Так же указываются сроки достижения результатов (например: по окончанию изучения раздела уч-ся должны знать (уметь)...., или: к окончанию первого года обучения...)

Здесь же указываются формы подведения итогов и их критерии (напр.: умение исполнить комбинации, данные педагогом по теме, или выступление на концерте, или выступление на конкурсе и т.д.). При определении требований следует учитывать возраст уч-ся и уровень их подготовки (год обучения). =- Механизм и условия реализации программы

Здесь указываются методы обучения, особые условия (если есть), требования к помещению, освещению, оборудованию и т.д. =- Список литературы. Два списка – используемой педагогом (для составления программы и в работе) и рекомендованной для детей и их родителей.

Программа должна быть рассчитана на внесение изменений и дополнений. Порядок регламента и корректировки указывается в пояснительной записке или механизме ее реализации.

Красивый и четкий поворот — это элегантная изюминка, которая украшает наш танец. Однако самая частая проблема, которая появляется при начале тренировок — это головокружение и как следствие, потеря четкости в движениях. Вот этому и будет посвящен цикл статей — какими способами избежать головокружения на повороте и что делать, если такая ситуация таки случилась.
Существует 2 абсолютно противоположные техники сохранения четкости при поворотах — удержание точки и разфокусирование взгляда.
Техника удержания точки основана на том, что во время вращения танцор выбирает точку и удерживает ее взглядом, пока его тело совершает поворот. Отсюда появились два варианта фокусирования на точке — на дальнем и на ближнем предмете.

Удержание точки на дальнем предмете

Фокусирование взгляда на дальнем предмете — это наиболее распространенный способ избежать головокружения. Рассмотрим механику движения при повороте на одном месте:
— танцор начинает поворот, голова остается направлена прямо, выбранная точка удерживается взглядом
— танцор повернулся на 90 градусов, голова остается направлена прямо, выбранная точка удерживается взглядом
— танцор поворачивается больше 90 градусов (положение, когда мы уже не можем оставлять голову в положении прямо), голова совершает поворот в сторону вращения тела с большей скоростью, чем тело, выбранная точка взглядом не удерживается
— танцор поворачивается больше, чем на 180 градусов, голова приходит в положение прямо, за счет того, что она уже повернулась в сторону поворота, выбранная точка удерживается взглядом
— танцор заканчивает вращение, завершая поворот до 360 градусов, голова находится в положении прямо, выбранная точка удерживается взглядом

Подготовка

Однако без дополнительной подготовки перед началом тренировок не обойтись. Перед дополнительной подготовкой будет стоять задача сохранить ось вращения танцора без искажений и при этом не навредить телу.

Обязательные упражнения перед исполнением удержания точки на дальнем предмете:

— поворот головы в разные стороны, удерживая голову строго вертикально.
Особенность движения человека заключается в том, что когда мы поворачиваем голову в бок, то она не остается вертикальной, а слегка «заваливается» в сторону поворота. Для исправления попросите помощника в боковом положении головы ее слегка аккуратно повернуть до строго вертикального положения. Физически это ощущается как дополнительная работа мышц шеи с противоположной стороны. Наработка и контроль позволит сохранять строго вертикальное положение головы во время любого поворота. Если момент «заваливания» головы не убрать, то при вращении тело является единой прямой осью, а голова дает излом этой оси. Следствие — ось нестабильна и нам труднее удержать поворот.

— вращение с неподвижными красиво горизонтально поставленными руками.
Проблема заключается в том, что при вращении многие из нас на инстинктивном уровне начинают подтягивать к себе одну или обе руки. В результате размер плеча поворота меняется, что опять же таки, сказывается на удержании вращения (вспомним уроки физики и фигуристок, которые изменяя положения рук и ног, управляют характеристиками своих поворотов). К тому же эта смотрится очень не эстетично. Единственный выход — это включить хорошую музыку, поставить руки и тренировать повороты, контролируя их неподвижность.

В движении

Техника удержания точки на дальнем предмете при вращении на одном месте понятна. Но что делать, если мы перемещаемся? На этот случай также есть «лайфхаки»:
— перемещение по прямой
При перемещении по прямой только кажется, что нельзя найти неподвижную дальнюю точку. Такой точкой станет первое на чем мы можем зацепить взгляд в направлении перемещения на уровне нашей головы. Говоря по-простому: смотрим туда, куда мы должны придти.
Очень удобно такую точку тренировать в зале перед зеркалом, вращаясь на зеркало. Выбираем в роли неподвижной точки отражение наших глаз и стараемся не выпускать их из виду до конца дорожки вращений
— перемещение по кругу
Тут техника удержания неподвижной точки в направлении вращения нам не подойдет, т.к. это самое направление будет постоянно меняться и нам остается выбрать то, что при вращении по кругу будет относительно неизменно — положение центра.
Если держать точку взглядом на самом полу, то часто может быть такая ошибка, как опущенная голова, поэтому выберем точку примерно на 0,5 метра над полом — и голова при такой точке не выглядит опущенной, и саму точку легко удержать

Удержание точки на ближнем предмете

Эта техника встречается намного реже техники удержания точки на дальнем предмете, однако при ней можно добиться очень высокой скорости вращения, не теряя при этом фокуса и не испытывая головокружений.
Суть техники заключается в том, что выбирается предмет, который будет виден взглядом и вращаться вместе с нами. Я для этого использую какое-нибудь мощное кольцо (чтобы видеть его при любом освещении). Начиная вращаться, мы фокусируем зрение на кольце, которое надето на горизонтально поставленную руку — оно и будет являться для нас неподвижным предметом.

Техника вращения с расфокусированным зрением

А что делать, если во время вращения наша голова не остается неподвижной, а должна совершать дополнительные вращения/махи волосами? В этой ситуации удержать взгляд на точке почти невозможно! Выход в данном случае практически только один — расфокусировка зрения.
Танцовщица перед началом исполнения элемента расфокусирует зрение и после окончания элемента вновь его собирает на одной из неподвижных точке

Послесловие

А что же делать, если голова все-таки закружилась, а дотанцевать еще надо очень большой кусок танца? Если мы при вращении получили головокружение, то на тренировках мы ее убираем вращением головы в противоположную сторону. В танце это можно обыграть совершением поворотов в противоположном направлении. 1-2 поворота бывает достаточно для восстановления фокусировки.

Надеюсь приведенные выше техники, помогут вам избежать головокружения и заноса на поворотах. Ведь не зря говорят, что у каждой танцовщицы был свой любимый столб, в который ее занесло. Всем творческих успехов и нетравматичных танцев!

Урок 1.
1. Вступительная беседа о вращениях
2. Понятие «точка», квадрат
3. Подготовка к вращениям на середине - Relevé, проработка полупальцев, положение спины – ощущение «крест»
4. Проработка полуповоротов и поворотов на середине, с фиксацией головы на точку
5. Проработка поворотов с добавлением Soutenu
6. Упражнение «Модница»
7. Полный поворот Soutenu
8. Диагональ
- виды вращений (вращения с продвижением, вращения точечные, вращения комбинированные)
- вращение по VI позиции
- вращение с Glissade
- шене
- «блинчики» (простой, с прыжком, с каблука)
- вращение с поджатыми ногами – Saut de basque
9. Середина
- постановка рук для вращений

Урок 2.
1. Беседа о вращениях
2. Постановка рук для вращений
3. Подготовка ног к вращениям
4. Бег с Saut de basque
5. Saut de basque по диагонали
6. Детский вариант вращения на подскоках на середине и по диагонали
7. Подготовка к вращению на месте с подъемом ноги (одной; поочередно - правая, левая)
8. Tour chaine
9. Вращение на середине
- на одной ноге
- со сменой ног
- с переступанием
- на каблучках

Урок 3.
1. Работа рук
2. Бег в повороте с фиксацией ног в VI позиции на зрителя в характере Белорусского танца
3. Вращение со смещением в двух колоннах в характере Белорусского танца
4. Комбинированные вращения на середине в характере Белорусского танца
- с переступанием и поворотом soutenu
- полный поворот с двумя подскоками на опорной ноге
- с переступанием
- с выниманием ноги на каблук
5. Подготовка к воздушному туру
6. Воронежский «петушок»
7. Приемы окончания вращений
- с остановкой на впереди стоящей ноге с ударом
- с остановкой на впереди стоящей ноге с De gage
- с остановкой наверх
- с остановкой вниз
8. Проучивание окончаний вращений по диагонали
- с Saut de basque
9. Поклон

Урок 4.
1. Поклон
2. Tour chaine
3. Припадание в повороте с руками на середине
4. Prepation к вращениям
- с Demi plie по VI, II позиции
- с «наскока»
- к поджатым
- «через раз»
- подряд
5. "Обертас"
- подготовка
- украинский
- с рукой в Укранском характере
- с акцентом в сторону
- в русском характере
- «козочкой»
- с «пистолетом»
- с рукой в русском характере
6. Комбинированные вращения по диагонали
- Tour chaine с Saut de basque
- Tour chaine с Saut de basque с руками
- Поклон

Урок 5.
1. Комбинированные вращения в продвижении
- форма Tour chaine
- форма «блинчиков»
- со смещением акцента
2. Дробные вращения
- с двойной
- с выносом ноги на каблук
- с молоточком (без руки, с рукой)
- с переступанием на каблучках
- с переступанием на каблучках на середине
- с переступанием на каблучках и туром на середине
- "обертас" с Fouette
- "обертас" с переступанием
- "обертас" En dehors и En dedans
- Glissade, Fouette и вращение с переступанием
3. Вращения по кругу
- «блинчики»
4. Бег в повороте по диагонали
5. Бег и Saut de basque
6. Бег с "обертасом"
7. Вращение - соскок на подушечках
8. Поклон

Урок 6.
1. Поклон 2. Вращение по диагонали - на каблучке
- с Tour chaine
- с Glissade
- Glissade, Fouette, Tour chaine
- с выносом ноги на каблук
3. Варианты окончаний вращений
- ключ
4. Вращение по диагонали
- переборы на каблучках
- с «блинчиками»
- с Saut de basque
- бегунок
- бегунок по кругу
5. вращение с партнером «юла»
6. Курс Вращение - подведение итогов
7. Поклон

Урок народного танца состоит из двух основных частей: экзерсиса у станка и на середине зала. Экзерсис на середине зала включает в себя:

  • дробные выстукивания на месте и в продвижении;
  • мужские трюки на месте и в продвижении;
  • вращения на месте и в продвижении;
  • этюды в различных характерах.

Прежде чем изучать виды вращений, нужно дать обучающимся понятие о «точке вращения». Объяснить правильные положения рук, корпуса, шеи и головы во время исполнения вращений.

«Точка вращения» - это направление взгляда вперед в одну точку на уровне своих глаз. Если «точку» держать ниже уровня глаз (заниженная), то во время вращений исполнитель будет смещаться вперед. Если «точку» держать выше уровня глаз (завышенная), то смещение будет происходить назад. И параллельно может сопровождаться головокружением. Главное помнить, что вращения исполнялись на одном месте без смещения.

Один из способов отработки «точки вращения»:

Муз.р-р 2/4

Preparation (препарасъон) - подготовительное движение, выполняемое перед началом упражнения:

1-и-

2-и-

1-и-

2-и- пауза.

В начальных стадиях возможно исполнение препорасьона на 4 Т (в два раза медленнее).

Главные моменты, которые нужно учитывать при исполнении вращения:

  • шея всегда должна быть ровной при повороте, без изгибов и запрокидываний;
  • амплитуда головы четкая и резкая;
  • руки вытянуты в стороны (не нужно их заводить назад за уровень плеч);
  • корпус ровный.

«Ось вращения» : дать учащимся возможность ощутить как внутри тела проходят якобы два крепких прямых стержня, один из которых проходит от макушки головы до области копчика, а второй от кончиков пальцев левой руки до кончиков пальцев правой руки. И пересекаются эти стержни в одной точке (область шейного позвонка). И ощутить чтоб эти два стержня были ровные. Это поможет избежать прогибов в пояснице, торчящих лопаток, расслабленных брюшных мышц.

При разучивании вращения вправо нужно отрабатывать и технику вращения влево (параллельно). Это поможет развить вестибулярный аппарат к исполнению вращения во всех направлениях

«Пируэты»

Муз.р-р 2/4

Исходное положение (И.П.):

Preparation :

Руки в подготовительном положении (п.п.) - опущены вниз. Занимает 2 такта (Т)

1-и- руки из п.п. перевести в I позицию (поз.), взгляд направлен на пр.кисть, наклон голвы слегка влево;

2-и- из I поз.руки раскрыть во II (ладони вверх), взглядом проводить движение пр.руки, голову повернуть вправо.

1-и- ладони рук развернуть вниз, голову повернуть прямо, взгляд направить в точку перед собой на уровне глаз;

2-и- пауза.

Одно вращение занимает пол такта, исполняется на «за такт» (количество поворотов зависит от возраста детей):

-и- центр тяжести с двух ног перенести на пр.ногу (опорную), в это время левой ногой (л.н.) сделать толчок от пола сгибая ее в колене;

-1- взгляд направлен в точку №1 зала (вперед. Происходит поворот на 360° на подушечке пр.стопы, л.н.согнута в колене и поджата под себя. После поворота резким движением поставить л.н. в И.П. (I прямую поз.).

Колени обеих ног вытянуть, бедра подтянуть. Центр тяжести вновь распределить на обе ноги. Поворот головы сделать резко и взгляд направить в точку №1. Руки направить в сторону, ладони развернуты вниз. Спина ровная, шея вытянутая.

-и-2 - все повторить.

Следить за тем, чтобы после поворота л.нога (стопа) находилась точно рядом с правой по I прямой позиции (ошибка если стопа ставится в сторону от опорной, теряя тем самым ось вращения).
«Абертас»

Муз.р-р 2/4

III свободная поз. ног, руки в п.п.

Preparation :

Руки в подготовительном положении (п.п.)-опущены вниз. Занимает 2 такта (Т)

1-и- руки из п.п. перевести в I позицию (поз.), взгляд направлен на пр.кисть, наклон головы слегка влево;

2-и- из I поз.руки раскрыть во II (ладони вверх), взглядом проводить движение пр.руки, голову повернуть вправо.

1-и- пр.н. поставить epaulment(эпольман) croiser (круазе) в точку зала №8 через полупальцы (п/п) на всю стопу,согнуть в колене на demi plie (деми плие). Л.н.согнутую в колене прижать сзади на sur le coup de pied (сюр ле ку де пье). Корпус направлен в точку зала №8. Лев.рука остается вытянутой в сторону, правую согнуть в локте и прижать слегка к грудной клетке;

2-и- л.н.поставить сзади на всю стопу на деми плие, пр.н.открыть в сторону на 25° с вытянутым коленом и стопой, корпус en face (ан фас), взгляд в точку зала №1, пр.руку открыть в сторону во поз (ладноь развернуть вниз).

Одно вращение занимает 1Т, исполняется на «за такт» (количество поворотов зависит от возраста детей):

-и- пр.ногой сделать demi rond (деми ронд) назад с вытянутой стопой;

1- сделать соскок на п/п л.ноги на demi plie (деми плие), пр.ногу согнуть в колене и прижать сзади л.ноги на sur le coup de pied (сюр ле ку де пье). Взгляд удерживать в направлении точки №1 зала, корпус в это время поворачивается на 90° вправо, шея ровная;

-и- переступить на п/п пр.ноги на demi plie (деми плие), л.ногу приподнять от пола

2 - сделать доворот корпуса на 90°(корпус повернуть en fase -ан фас- в точку №1 зала). Одновременно сделать выпад на всю стопу л.ноги на demi plie (деми плие), пр.ногу с вытянутой стопой и коленом открыть в сторону на 25 , голову повернуть прямо.

Следить за тем, чтобы во время исполнения не было прыжка на опорной ноге, а все исполнялось на соскоке-на одном уровне в demi plie (деми плие), и за полным поворотом корпуса, иначе открывание ноги не будет происходить точно в сторону.

Вращение с сокращенной стопой

Муз.р-р 2/4

Исходное положение (И.П.):

I прямая поз. ног (стопы вместе, носки смотрят вперед), руки в п.п.

Preparation :

Руки в подготовительном положении (п.п.)-опущены вниз. Занимает 2 такта (Т)

1-и- руки из п.п. перевести в I позицию (поз.), взгляд направлен на пр.кисть, наклон голвы слегка влево;

2-и- из I поз.руки раскрыть во II (ладони вверх), взглядом проводить движение пр.руки, голову повернуть вправо.

1-и- ладони рук развернуть вниз, голову повернуть прямо, взгляд направить в точку перед собой на уровне глаз;

2-и- demi plie (деми плие)

1- сделать вскок на п/п пр.ноги (центр тяжести перенести с двух ног на одну), стопу л.ноги в сокращенном положении прижать щиколоткой к щиколотке пр.ноги, сохраняя I прямую поз (носки смотрят вперед), колени обеих ног прдельно вытянуты, бедра подтянуты, одновременно сделать поворот вправо на 360 °. Поворот головы резкий, руки направлены в сторону, ладони развернуты в пол;

-и-

2-и- повторить движение «1-и- ».

Следить за тем, чтобы ноги были ровные и подтянутые во время поворота, щиколотки обеих стоп находились вместе.

Вращение со вскоком

Муз.р-р 2/4

Исходное положение (И.П.):

I прямая поз. ног (стопы вместе, носки смотрят вперед), руки в п.п.

Preparation :

Руки в подготовительном положении (п.п.)-опущены вниз. Занимает 2 такта (Т)

1-и- руки из п.п. перевести в I позицию (поз.), взгляд направлен на пр.кисть, наклон голвы слегка влево;

2-и- из I поз.руки раскрыть во II (ладони вверх), взглядом проводить движение пр.руки, голову повернуть вправо.

1-и- ладони рук развернуть вниз, голову повернуть прямо, взгляд направить в точку перед собой на уровне глаз;

2-и- demi plie (деми плие)

Одно вращение занимает пол такта (количество поворотов зависит от возраста детей):

1- вскочить на п/п л.ноги, перенести центр тяжести с двух ногу на одну, колено левой ноги при этом предельно вытянуть и подтянуть бедро, а пр.ногу, сгибая в колене, прижать вытянутой стопой к колену л.ноги (опорной в данном случае), колено которой направить вперед по I прямой позиции. Одновременно сделать поворот вправо на 360 ° «на подушечке» л.ноги, поворот головы при этом резкий, «точку вращения» четко сфокусировать в точку № 1 зала на уровне глаз;

-и- после поворота вновь сесть в demi plie (деми плие) по I прямой позиции, центр тяжести на обе ноги, взгляд направлен в точку №1 зала на уровне глаз, руки направлены в сторону, кисти развернуты в пол;

2-и- повторить движение «1-и- ».

Следить за тем, чтобы во время поворота движение пр.ноги было резким во время того, когда она, сгибаясь в колене прижимается стопой к колену оп.л.ноги, иначе будет «занос» во вращении в сторону от оси вращения.

Вращение с припаданиями

Муз.р-р 2/4

Исходное положение (И.П.):

III cвободная поз. ног,пр.нога впереди, руки в п.п.

Preparation :

Руки в подготовительном положении (п.п.)-опущены вниз. Занимает 2 такта (Т)

1-и- руки из п.п. перевести в I позицию (поз.), взгляд направлен на пр.кисть, наклон голвы слегка влево;

2-и- из I поз.руки раскрыть во II (ладони вверх), взглядом проводить движение пр.руки, голову повернуть вправо.

1-и- ладони рук развернуть вниз, голову повернуть прямо, взгляд направить в точку перед собой на уровне глаз;

2-и- demi plie (деми плие) на пр.ноге, стопу лев. ноги прижать сзади на sur le coup de pied (сюр ле ку де пье).

Одно вращение занимает 1такт, исполняется «за такт» (количество поворотов зависит от возраста детей):

-и- переступить на п/п л.ноги, стопу пр.ноги слегка приподнять от пола, одновременно сделать поворот корпуса вправо на 90° так, чтобы корпус был направлен в точку №3 зала, колени свободны и слега присогнуты, руки натянуты в сторону, голова в положении en fase остается;

1 - переступить на всю стопу пр. ноги, стопу л.ноги приподнять от пола (сделать припадание на деми плие на пр. ноге), корпус повернуть еще на 90° вправо, голову удерживать в положении en fase, не допуская изгибов в шее в это время;

-и- переступить на п/п л.ноги, стопу пр.ноги приподнять от пола, сделать еще поворот корпуса на 90 °(в положении точки №7 зала), одновременно резким поворотом шеи и головы на 360° вернуть взгляд в точку №1 зала (en fase) на уровне глаз;

2- сделать еще доворот корпуса на 90°, в итоге корпус возвращается в пepвоначальное положение en fase ,руки направлены в сторону, голова прямо, шея ровная.

В арсенале фигуриста имеется большое количество вращательных движений, возникающих естественно и выполняемых сравнительно легко. К таким движениям относятся опорные вращения - пируэты. Они разнообразят произвольную программу, позволяют спортсмену продемонстрировать способность сохранять равновесие в сложных позициях. Пируэт представляет собой длительное вращательное движение тела вокруг вертикальной оси. В зависимости от направления вращения различают пируэты вперед, когда вращение происходит в сторону опорной ноги, и назад, выполняемые в сторону свободной ноги.

С точки зрения позы пируэты делят на три основные группы: пируэты стоя, пируэты в приседе (волчки) и пируэты в положении «ласточка» (рис. 49). Оригинальной разновидностью пируэтов являются так называемые заклоны. Эти вращения могут выполняться в любом из перечисленных выше положений, однако основным признаком заклона считается характерный прогиб или скручивание тела при вращении. Среди заклонов встречаются пируэты с захватом ноги (рис. 50).

Различают простые пируэты, в которых вращение происходит в относительно неизменной позе, и сложные пируэты со сменой позы (например, с переходом из положения стоя в положение сидя) или со сменой опорной ноги во время вращения. В коротких и произвольных программах важное место занимают комбинации вращений со сменой позиций и опорной ноги.

Пируэты могут выполняться на одной и двух ногах. В последнем случае понятие «направление вращения» (вперед или назад-) теряет смысл, так как обе ноги являются опорными.

Основы техники исполнения вращений. Пируэт состоит из подхода, въезда, вращения и выезда. На рис. 51 показаны следы, оставленные при выполнении пируэта вперед. Дуги 1, 2, 3 и 4 соответствуют подходу, дуга 5 - въезду, точка 6 - вращению, а дуги 7 и 8 - выезду.

Подход. Есть несколько вариантов подходов. Наиболее удобным и поэтому целесообразным для начального обучения является сочетание тройки вперед-наружу с перебежкой назад. Используют подходы в виде тройки вперед-внутрь - назад-наружу, а также ходом вперед-наружу. В подходе важно сохранять плавность скольжения, хорошую осанку, чтобы вращение было естественным, а приготовление к нему-незаметным.

Въезд. Это наиболее сложная и ответственная часть пируэта. Именно здесь возникает вращение. Если фигурист сообщил телу устойчивое вращение, то, как правило, сохранять и поддерживать его уже не так сложно. След, оставляемый коньком при въезде, представляет собой линию с плавно меняющейся кривизной. Выполняют въезд на согнутой ноге и не выпрямляют ее до тех пор, пока не возникнет устойчивое вращение.

Вращение телу можно придать двумя способами: толчком ноги при переходе с последней дуги подхода на въездную дугу, а также круговым маховым движением свободной ноги и руки при въезде. Во вращении стоя и в волчках используют оба способа. При вращениях в ласточке маховое движение не всегда эффективно. Здесь оно может привести к выведению свободной ноги вперед, и для принятия положения «ласточка» фигурист будет вынужден в конце въезда резко отводить свободную ногу назад. Это движение часто вызывает потерю равновесия. К более простым и надежным относится въезд с отведенной назад свободной ногой и одноименной рукой.

При въезде же в волчок круговое маховое движение весьма целесообразно и эффективно. Мах, т. е. выведение рук и ноги вперед, следует начинать только тогда, когда дуга достигает максимальной кривизны. Въезд во вращение стоя по существу не отличается от въезда в волчок, но опорная нога здесь выпрямлена больше. Не следует, однако, выпрямлять ее полностью, ибо это может привести к нарушению равновесия.

Для устойчивости вращения очень важно правильно выполнить конечный участок дуги въезда. В пируэтах вперед в конце въезда, когда дуга достигнет максимальной кривизны, происходит поворот тройкой вперед-наружу, после чего следует окружность диаметром 20-30 см, и только тогда начинается вращение.

Вращение. В этой фазе важна точность положения тела, стабильность положения оси и центра вращения. В ласточке необходимо вращаться на плоскости конька, не касаясь льда зубцами. Начинающие фигуристы часто теряют равновесие уже в начале вращения, так как чрезмерно перемещают центр тяжести тела вперед. Чтобы избежать этого, необходимо на протяжении всего вращения, особенно в начале его, оттягивать свободную ногу назад.

Вращение в волчке происходит на передней трети конька. Для повышения устойчивости в начале вращения допустимо легкое касание льда зубцами. Наиболее распространенная ошибка здесь - падение назад. Чтобы избежать этого, нужно развернутую свободную ногу и руки вытянуть вперед. Опорная нога при этом согнута, плечи опущены. Вращение стоя также происходит на передней трети конька с легким касанием льда зубцами.

Сложные пируэты требуют группировки тела. Рассмотрим, как выполняется группировка в пируэте стоя, называемом винтом. При вращении на левой ноге вытянутую правую ногу, не опуская, выводят вперед, сгибают в колене и скрещивают с левой. Затем правую ногу опускают, скользя задней поверхностью голени по левой. Одновременно с этим или несколько позже происходит группировка рук. В заключительной фазе руки плотно прижимают к телу, а слегка согнутую опорную ногу выпрямляют, что дает дополнительное увеличение скорости вращения. Необходимо следить за симметрией группировки, ибо неодинаковое движение рук вызывает нарушение равновесия. В этом пируэте скорость вращения наибольшая - до 2 и более оборотов в секунду.

Выезд. Его выполнению всегда предшествует движение, обратное группировке,- разгруппировка. Делается это для уменьшения скорости вращения, что облегчает выполнение выезда. Важно, чтобы разгруппировка заканчивалась небольшим сгибанием опорной ноги.

Обычно выезд выполняют со сменой ноги: ранее свободная нога становится опорной, и вращение завершается толчком, аналогичным толчку назад-наружу в обязательной фигуре. Такой вариант выезда самый распространенный, его рекомендуют при разучивании пируэтов. В программах мастеров встречаются более сложные выезды (например, вперед-наружу со сменой ноги, назад-внутрь без смены ноги, въезд в остановку, в прыжок). При любом варианте следует стремиться к слитности всех движений, к такому выполнению, при котором выезд является естественным продолжением вращения.

Заклоны. Их выполняют со значительным прогибом назад или в сторону с откинутой головой. Вращение с необычным положением головы усложняет пространственную ориентировку, вызывает нарушение координации движений, порой сопровождается головокружением. В то же время заклоны - очень ценное упражнение для совершенствования равновесия. Прежде чем осваивать заклоны, фигурист должен научиться уверенно принимать нужную позу без коньков.

Подход и въезд делают как в обычных вращениях. Положение заклона принимают после начала вращения. Далее прогиб рекомендуется увеличить и вместе с тем по возможности (незаметно для наблюдателя) выполнять группировку. Опытные фигуристы иногда поднимают одну руку вверх или опускают вниз, чтобы ее положение совпадало с положением оси вращения: это обеспечивает дополнительную группировку, что увеличивает скорость вращения.

Пируэты назад. Исключительно ценными для дальнейшего овладения прыжками являются пируэты назад. Их выполняют в тех же позах, что и пируэты вперед. Но есть у них и некоторые особенности. Так, несмотря на то что направление вращения тела в пируэтах назад и вперед может быть одно и то же, ощущения, испытываемые фигуристом, различны. Пируэты назад наиболее точно имитируют движения тела в полете при выполнении прыжков, поэтому важны как подготовительные упражнения. Они очень зрелищны, вот почему их включают в различные комбинации.

При обучении вращениям назад рекомендуется выполнять подход (рис. 51) в виде крутой дуги вперед-внутрь (дуга 1). Въезд представляет собой дугу вперед-внутрь на другой ноге (дуга 2), описывая которую фигурист делает энергичное вращательное движение свободной ногой и руками. Вращение (точка 3) может выполняться в любом положении (в ласточке, волчке, стоя), а также в промежуточных положениях. Выезд (дуга 4) лучше всего разучивать на той же ноге, на которой происходило вращение: это помогает совершенствовать выезд из многооборотных прыжков.

Освоение пируэтов вперед и назад открывает большие возможности для выполнения различных комбинаций: волчок со сменой ноги, вращение в ласточке со сменой ноги, варианты смены положения тела и ноги.

Обучение вращениям. Для успешного овладения пируэтами важно определить удобную для спортсмена сторону вращения. Большинство фигуристов быстрее овладевают вращениями влево и лучше их переносят. Наиболее простой и верный способ определения «своего» направления вращения - выполнение пируэта назад с выездом без смены ноги. Если пируэт и выезд увереннее и легче получаются на правой ноге, следует лучшие варианты своих вращений планировать влево, и наоборот.

Важным направлением в тренировке вращений вне льда является работа над. гибкостью. При этом необходимо сочетать упражнения для развития пассивной гибкости (шпагаты, махи и т. п.) с упражнениями для развития активной гибкости. Например, для совершенствования положения «ласточка» целесообразно применять утяжелитель, прикрепляемый к стопе свободной ноги: он позволяет добиваться хорошего результата при развитии как пассивной гибкости (выполнение махов назад), так и активной (удержание свободной ноги с грузом в требуемой позе).

Этот же способ эффективен и в занятиях на льду. Хорошим способом совершенствования положения тела во вращении в ласточке является разучивание так называемой качающейся ласточки- поочередно на обеих ногах.

Для совершенствования точности позы и чувства равновесия целесообразно использовать тренажер «Грация». Повышению уровня общей выносливости фигуриста к вращательным нагрузкам помогают специальные тренажеры в виде вращающихся платформ с электроприводом и плавной регулировкой скорости вращения до 3 об/с и более.

В тренировках на льду основное внимание следует уделять поиску оптимального варианта въезда во вращение и анализу характера следов на льду, обращая главное внимание на то, чтобы не было скобления и касания льда зубцами.

Хорошим средством совершенствования въезда во вращение, повышения стабильности его выполнения являются тренировки с отключением зрения. Надевая специальные непрозрачные очки, фигурист выполняет требуемое вращение. При этом обостряется деятельность двигательного, вестибулярного, тактильного и слухового анализаторов. Такие упражнения повышают устойчивость навыка, делают выполнение вращений увереннее, стабильнее.

Разучивание пируэтов вперед и назад в различных позах помогает подготовить организм фигуриста к вращательным нагрузкам, которые он постоянно испытывает во время катания.


Самое обсуждаемое
"Барселона" без Месси, Головин против бывшей команды Габулова
Детский теннисный турнир зеленый мяч крокус Другие приключения колобка Детский теннисный турнир зеленый мяч крокус Другие приключения колобка
Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа "Плавание-это жизнь!


top