Проект на тему самбо в моей жизни. Проект "спортивная борьба - самбо". Методы и формы исследования

Проект на тему самбо в моей жизни. Проект





За рубежем существует мнение, что самбо - это русский вариант вольной борьбы, удачная комбинация дзю-до с техникой борьбы в классическом смысле этого слова, но это не так. В Древней Руси существовали, очевидно, какие-то виды борьбы. Сейчас некоторые энтузиасты пытаются возродить по фольклорным и археологическим источникам, так называемую, славяно-горицкую борьбу. Кулачные бои существовали вплоть до Первой Мировой войны. Народы, входившие в состав СССР, имели свои национальные виды борьбы. Грузины - чидаоба, азербайджане - гюнеш, якуты - хап-сагай, казахи - куреш, армяне - кох и т.д. На основе национальных видов борьбы и с использованием опыта дзю-до и было создано самбо.


Создателями САМБО можно было бы назвать минимум, как двух человек, работавших над сложной системой: первым среди создателей САМБО надо назвать В.А.Спиридонова (), а второй создатель САМБО, это В.С.Ощепков (). Оба они работали паралельно над одним и тем же - самозащитой. Две школы создания новой отечественной системы самозащиты работали независимо друг от друга. Спиридоновцы в стенах общества "Динамо", Ощепковцы в инфизкульте. Они часто ездили друг к другу на тренировки, устраивали состязания, подначивали друг друга, чья система лучше... В.С. Ощепков с командой


Первым среди создателей самбо надо назвать В.А.Спиридонова (). Он в гг. разработал на практике и зафиксировал в трех опубликованных книгах технику самозащиты на основе японского Джиу-джитсу, Английского и Французского бокса, а также "бытовой драки". "В 1921 году (как писал в то время создатель новой системы Виктор Афанасиевич Спиридонов), благодаря практическому изучению, удалось осознать ошибку существовавшей в то время системы".


Второй создатель Самбо, это В.С.Ощепков. В 1911 году он был принят в Кодакан. За шесть месяцев упорных занятий он получает первый дан! А спустя немного времени Дзигаро Кано присуждает ему следующую степень - 2-й дан. В японской газете в 1913 году было напечатано: "Русский медведь добился своего" (Ощепков весил где-то за 100 кг.). С 1930 года В.С.Ощепков работал в московском институте физкультуры, преподавая борьбу дзю-до. В.С.Ощепков пошел дальше и стал переделывать старинную систему, применяя ее к новым Советским условиям. Он же заменил кимоно и традиционные брюки на специальные борцовские куртки и обыкновенные спортивные трусы, а на ноги предложил надеть борцовские ботинки с мягкими рантами, стал проводить открытые соревнования по новой усовершенствованной системе, которую называли тогда борьба вольного (имелось ввиду свободного) стиля.


В 1935 году было проведено первое первенство Москвы по самозащите 1938 год, Баку Всесоюзное соревнование по борьбе вольного стиля – матч пяти городов. Участвуют команды Баку, Москвы, Ленинграда, Киева и Саратова. Первое место занимает команда Ленинграда. В ноябре 1939г в Ленинграде состоялся первый чемпионат СССР по новому виду борьбы. Соревнования проводились в 8 весовых категориях, участвовали 70 борцов. Первыми чемпионами стали: Н. Куликов 53 кг, В. Питкевич 56 кг, Е. Чумаков 61 кг, А. Будзинский, 66 кг, К. Накельский 72 кг, И. Пономаренко 79 кг, К. Коберидзе 87 кг, Г. Иванов + 87 кг.


Историю борьбы самбо можно разделить на следующие основные этапы: 1.Становление вида спорта в СССР до 1938 года. 2. Этап предвоенного развития гг. 3. Великая Отечественная война гг. 4. Этап восстановления г.г. 5. Развитие и выход на международную арену. Международное признание борьбы самбо. 6. Этап развития борьбы самбо в мире и проведение первых официальных международных соревнований гг. 7. Этап дальнейшего развития борьбы самбо и создание самостоятельной Международной (любительской) федерации самбо (ФИАС) по настоящее время.


В нашем районе САМБО стало широко культивироваться с приходом тренера Аржаткина Виктора Валентиновича. Его воспитанники принимают участие и побеждают в областных и межрегиональных соревнованиях. В 2012 году Беляев алексей был зачислен в сборную области и принял участие в Российском чемпионате, где занял 3 место. Воспитанники Аржаткина В.В.
Беляев Алексей занимается в Муниципальном общеобразовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей Ивантеевского района Саратовской области» в секции «Самбо» с первого класса. Неоднократно принимал участие во всероссийских, межрегиональных и областных турнирах. Имеет звание КМС по борьбе самбо, бронзовый призер Спартакиады школьников России, двукратный победитель турнира по самбо Приволжского Федерального округа, победитель Всероссийских сельских юношеских игр, победитель турнира «Победа», неоднократный победитель Первенств Саратовской области.


Используемые ресурсы:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Туртапинская средняя общеобразовательная школа

городского округа город Выкса Нижегородской области
Исследовательская работа на тему:

«Самбо – спорт № 1 в Выксе»
Отделение начальных классов

Работу выполнил:

обучающийся 3 класса

Мяздриков Алексей Валерьевич.

Научный руководитель:

учитель начальных классов

Морщакова Елена Ивановна.

Научный консультант:

главный тренер

Выксунской школы самбо и дзюдо

Егрушов Виктор Иванович.

2013 г.
Содержание:

I. Введение

1. 1 Актуальность выбранной проблемы ………………………………... 3

1. 2 Цель и задачи исследования…………………………………………… 4

II. Самбо – наука побеждать ……………………………………………….. 5

III. Практическая часть

3.1 История развития самбо в Выксе. ………………………………….….. 6 3. 2 Победы выксунских самбистов ………………………………...……… 12

3. 3 Социологическое исследование……………………………………… . 19

IV. Заключение ………………………………………………………………. 21

V. Литература…………………………………………………...…………… 23

VI. Приложения ……………………………………………………………….25

Самбо - уникальное отечественное единоборство,

популярное во всем мире.

Самбо - это интернациональный вид спорта,

достойный стать олимпийским.
Самбо - единственный в мире вид спорта,

где русский язык признан

официальным языком международного общения.
I. Введение

1. 1 Актуальность выбранной проблемы.

Все родители хотели бы, чтобы их дети росли физически крепкими, здоровыми и умными. Многие мамы и папы записывают детей в разные секции и кружки, выбирая спортивные тренировки как способ развития своего ребенка. Это отличное решение, потому что спорт в жизни маленького человека – занятие не только интересное, но и полезное. Спортивные занятия укрепляют здоровье, несут массу удовольствия и отвлекают от компьютерных игр и телевизора. Мои родители тоже записали меня в спортивную секцию. Вот уже четыре года я занимаюсь борьбой самбо.


Мне очень нравится заниматься самбо, захотелось больше узнать о нем, поэтому я решил выполнить исследовательскую работу на эту тему.

В настоящее время в нашей стране очень активно начал развиваться профессиональный и любительский спорт. Выросло число спортивных секций и в нашем городе. Но я думаю, что из всех представленных в городе видов спорта именно самбо является ведущим видом спорта в Выксе.

Из этого вытекает тема моего исследования: « Самбо – спорт № 1 в Выксе».

2. 2 Цель исследования: изучение развития самбо в городском округе г. Выкса.

Задачи исследования:

Изучить историю возникновения самбо в нашем городе;

Изучить успехи Выксунской школы самбо;

Провести социологический опрос;

Сделать выводы.

Цели исследования я постараюсь достичь путём изучения специальной литературы, проведения интервью с работниками управления физической культуры и спорта администрации городского округа г. Выксы, тренерами спортивной школы.

II. Самбо – наука побеждать

Са́мбо (аббревиатура, образованная от словосочетания «САМозащита Без Оружия») - вид спортивного единоборства, а также комплексная система самообороны , разработанная в СССР . Официальной датой рождения самбо принято считать 16 ноября 1938 года , когда вид спорта был признан Спорткомитетом СССР.

Самбо один из молодых, но достаточно популярных видов спорта. Оно располагает огромным арсеналом приемов защиты и нападения, которых насчитывается около пяти тысяч. Самбо - не только вид спортивного единоборства, это система воспитания, способствующая развитию морально-волевых качеств человека, патриотизма и гражданственности. Самбо - это наука обороны, а не нападения. Самбо не только учит самозащите, но и дает богатый жизненный опыт, формирующий твердый мужской характер, стойкость и выносливость, которые необходимы в работе и общественной деятельности. Самбо способствует выработке самодисциплины, формирует внутреннюю нравственную опору и сильную личную позицию в достижении жизненных целей. Самбо формирует социальную опору общества, людей, способных постоять за себя, за свою семью, за Родину.

Традиции самбо уходят корнями в культуру народов России, в народные виды борьбы. Самбо включает лучшие практики национальных единоборств: кулачного боя, русской, грузинской, татарской, армянской, казахской, узбекской борьбы; финско-французской, вольно-американской, английской борьбы, японского дзюдо и сумо и других видов единоборств. Такая система, направленная на поиск всего передового, легла в основу философии самбо - философии постоянного развития, обновления, открытости ко всему лучшему. Вместе с приемами борьбы самбо впитало в себя и нравственные принципы народов, передавших самбо часть своей культуры. Эти ценности дали самбо силу пройти через суровые испытания временем, выстоять и закалиться в них. И сегодня дети, занимаясь самбо, не только учатся защищать себя, но и получают опыт достойного поведения, основанного на ценностях патриотизма и гражданственности.

История самбо тесно связана с историей страны, историей побед. Это живой символ преемственности поколений.

22. http://vykza.ru/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для обучающихся 1- 4 классов


  1. Как ты относишься к спорту?

  2. Посещаешь ли ты спортивную секцию?

  3. Какую секцию ты посещаешь?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Итоги опроса

1 . Я отношусь к спорту:


2. Посещение секций:


  1. Мой вид спорта:


Проект «Самбо в школу», который сейчас активно развертывается в России, в будущем сможет выйти на международную арену. Такое мнение озвучил заместитель министра образования России Вениамин Каганов на Московском международном салоне образования (ММСО) в Москве.

Как уже говорилось, ученики российских школ в скором будущем смогут заниматься самбо на уроках физкультуры либо на дополнительных занятиях. Активная работа по внедрению самбо в школьную программу проводится в стране. Называется и дата старта этой инновации – 1 сентября 2016 года. Большой разговор о ходе подготовки школ, преподавателей, учеников и их родителей к появлению самбо в программе обучения состоялся в рамках ММСО на стенде Федерального центра организационно-методического обеспечения физического воспитания.

Директор Центра Николай Федченко, открывая работу секции, отметил универсальность самбо. Именно благодаря этому своему качеству данный спорт отлично подходит для школьников – он позволяет развивать различные группы мышц и двигательные активности. Он представил аудитории значимость самбо в системе образования и деятельность Федерального центра организационно-методического обеспечения физического воспитания по реализации данного проекта, а также поблагодарил партеров за плодотворную совместную деятельность.

Старший тренер сборной России по боевому самбо Александр Конаков представил масштабность и необходимость проекта в современной социальной обстановке, а также детально ознакомил собравшихся с техническими аспектами данного вида спорта, позволяющими самбо органично вписаться в школьную программу. Он также пояснил, что самбо в школах – это не спорт высших достижений, а основы, которые позволяют не только получить необходимые навыки самообороны, но и делают ребят более уверенными в жизни.

Исполнительный директор Международной федерации самбо, являющийся одним из авторов проекта «Самбо – в школу», Сергей Табаков презентовал программно-методический комплекс по физическому воспитанию обучающихся 1-11 классов на основе самбо, а также продемонстрировал методические видеоролики по обучению школьников элементам самбо. Сергей Табаков также рассказал об опыте внедрения различных видов спорта в других странах. В частности, в качестве примера он привел Японию, где не только школьники и студенты, но и многие взрослые активно вовлечены в дзюдо и сумо, постигая философию данных видов спорта. Сайт ФИАС уже рассказывал, что именно Сергей Табаков проводил на федеральном уровне подготовку учителей к программе «Самбо в школу».

Одна из педагогов, осваивавшая науку самбо под руководством исполнительного директора ФИАС, принимала участие в работе секции. Елена Крокуль, которая является учителем физкультуры кадетской школы-интерната «Курганинский казачий кадетский корпус», поделилась своими впечатлениями от процесса подготовки учителей физкультуры к преподаванию самбо, а также высказала мнение о том, что самбо может стать любимым предметом для многих школьников.

Своим мнением, а также первыми результатами по внедрению самбо в школу поделился также учитель физической культуры кадетской школы-интерната «Карельский кадетский корпус имени Александра Невского» Олег Полин.

Руководитель федерального ресурсного центра инновационного развития физического воспитания Федерального центра организационно-методического обеспечения физического воспитания Елена Ломакина акцентировала внимание присутствующих на прикладном характере самбо. Это вид спорта, который можно успешно применять в трудных ситуациях для самозащиты, а это значит, что его введение в школьную программу не только поможет физическому развитию и воспитанию детей, но и сделает их более защищенными.

Для знаменитой школы «Самбо-70» наш любимый вид спорта является профилирующим предметом. Начальник методического отдела Центра спорта и образования «Самбо-70» Константин Бирюков поделился с участниками многолетним опытом работы по данному направлению, представил исторические факты и результаты современного этапа развития «Самбо-70». Он рассказал о том, как спорт помогает в учебе – о все возрастающем количестве учеников школы, которые получают золотые медали не только за свои достижения на соревнованиях, но и по итогам обучения – за отличную успеваемость.

Первыми успехами по внедрению самбо в школах поделились представители Краснодарского края и Республики Карелия. С докладами выступили руководитель ГБУ Краснодарского края «Центр развития физической культуры и спорта системы образования» Константин Демчук...

И заместитель по воспитательной работе директора Института физической культуры, спорта и туризма ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» Ромуальд Кемза.

Результаты организационной работы на уровне муниципального образования представила начальник управления образованием муниципального образования Гулькевичского района Людмила Позднеева.

Они поведали о том, как к нововведению отнеслись ученики и их родители, а также, какие типичные вопросы возникают при введении самбо в школьную программу. Представители регионов также поделились собственными мнениями касательно данной программы. По мнению преподавателей в школах и руководителей местных систем образования, самбо позволяет сохранять здоровье детям, а также учит правильно защищать себя и своих близких, что очень важно в условиях сложного современного мира.

То, о чем много говорили представители различных сторон, связанных с развитием проекта «Самбо в школу», ярко смогли продемонстрировать молодые самбисты московской спортивной школы №114 «Рекорд» Александр Ломакин и Никита Иванов.

В своем выступлении они показали не только приемы самбо из арсенала профессиональных спортсменов, но сделали акцент на тех элементах, которые в скором будущем будут изучать все российские школьники.

И, конечно же, не обошлось без основы основ – самостраховки или умения правильно падать. Без специального самбистского ковра, прямо на полу выставочного зала ВДНХ молодые самбисты показали, как нужно приземляться, чтобы не получить травму.

Подвел итоги работы секции заместитель министра образования России Вениамин Каганов. Он заявил, что находится в долгу у самбо: в студенческие годы сам занимался этим единоборством, а потому не понаслышке знает его пользу для здоровья и для общего развития. Вениамин Каганов заверил, что Министерство образования активно поддерживает развертывание программы «Самбо в школу» в России.

Он подчеркнул, что в данном аспекте речь идет о воспитании молодого поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, культурой здорового и безопасного образа жизни. Вениамин Каганов также выразил глубокое убеждение, что это будет отправной точкой для введения программ по обучению самбо в школах многих других стран.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Исследовательская работа на тему: «САМБО – вид спортивного единоборства» ГБОУ «СОШ № 350 Невского района» Клепиков Вадим Петрович учитель физической культуры

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность выбранной темы состоит в том, что САМБО - не только вид спортивного единоборства и система противодействия противнику без применения оружия, но и система воспитания, способствующая развитию морально-волевых качеств, патриотизма и гражданственности будущего поколения. Занятия самбо формируют твёрдый характер, стойкость и выносливость, способствуют выработке самодисциплины и развитию качеств, необходимых для достижения жизненных целей. Самбо формирует людей, способных постоять за себя, за свою семью, за Родину. Цель работы: рассмотреть теоретические основы самбо, технику и правила борьбы.

3 слайд

Описание слайда:

История развития САМБО САМБО (САМозащита Без Оружия) - вид спортивной борьбы. САМБО было создано в СССР в 1930-е годы благодаря подвижнической работе тренеров А. Харлампиева, В. Спиридонова, И. Васильева, В. Маслова и др. В основу арсенала САМБО положены приемы различных видов национальных единоборств народов СССР. Отличительной особенностью САМ-БО является то, что схватка проводится в специальной одежде (куртка из плотного материала, пояс, ботинки с мягкой подошвой); при борьбе в стойке разрешены подножки, подсечки, обвивы, захваты ног руками, зацепы, разл. виды бросков; при борьбе применяются болевые приемы на суставы рук и ног.

4 слайд

Описание слайда:

Основатели САМБО Харлампиев А. А. Официально основоположником борьбы самбо является преподаватель МЭИ Анатолий Аркадьевич Харлампиев, чья книга «Борьба самбо» много раз издавалась в Советском Союзе. Анатолий Аркадьевич председательствовал на научно-методической конференции «1-го Всесоюзного тренерского сбора», проходившего в мае 1938 года, на которой были обсуждены основные вопросы создания и развития «борьбы вольного стиля», а также был назначен старшим тренером сбора. Он же первым возглавил организованную в 1938 «Всесоюзную секцию борьбы вольного стиля» (будущую федерацию самбо).

5 слайд

Описание слайда:

Основатели САМБО Фундамент был заложен Василием Сергеевичем Ощепковым (чьим уче-ником был Харлампиев) и Виктором Афанасьевичем Спиридоновым. Ощепков был великолепным дзюдоистом, учеником Дзигоро Кано, третьим из европейцев, получившим второй дан по дзюдо в Кодокане (лично от Дзигоро Кано). В 1937 Ощепков пал жертвой всеобщей шпиономании, был арестован, обвинён в шпионаже в пользу Японии наравне с другими разведчиками 4 Управления НКВД и скончался в тюрьме через 10 дней после ареста от сердечного приступа. В 1957 году Ощепков был реабилитирован. Ощепков В. С.

6 слайд

Описание слайда:

Основатели САМБО Спиридонов был офицером русской императорской армии, позже работал в системе НКВД. Изучал дзюдзюцу ещё до революции 1917 года. Возглавлял в обществе «Динамо» работу в области спортивно-прикладной дисциплины «самозащита без оружия» Спиридонов В. А.

7 слайд

Описание слайда:

Становление САМБО 16 ноября 1938 года, вышел Приказ по Всесоюзному комитету по делам физкультуры и спорта при СНК СССР № 633 «О развитии борьбы вольного стиля», фактически положивший начало развитию самбо как массового вида спорта. В соответствии с приказом были организованы секции «борьбы вольного стиля» при всех республиканских, краевых, областных и городских комитетах по делам физкультуры и спорта, в республиках и краях предписывалось организовать систематические занятия и тренировки по национальным видам борьбы, соревнования по «борьбе вольного стиля» были включены в календарь спортмероприятий и так далее. Были определены организационные и финансовые мероприятия по развитию борьбы. Самбо считался оборонным видом спорта, боевой разновидности самбо обучаются сотрудники силовых структур.

8 слайд

Описание слайда:

Виды САМБО Спортивное самбо Спортивное самбо - вид борьбы с большим арсеналом болевых приёмов, а также бросков, применяемых в стойке и в партере. Самбо распространено в Китае, Японии а так же на Кубе. Вид спорта самбо включает две дисциплины - спортивное самбо (борьба) и боевое самбо.

9 слайд

Описание слайда:

Виды САМБО Боевое самбо Боевое самбо - единоборство, созданное в 1930-ых годах в СССР для обучения членов силовых структур. Тогда боевое самбо не считалось спортивной дисциплиной и являлось запрещенным к обучению гражданских лиц. Лишь в 1991 году боевое самбо было «рассекречено» и стало отдельным видом спорта (В 1994 году в Москве состоялся 1-ый чемпионат России по боевому самбо). В отличие от борьбы самбо задачей спортивного поединка является не только демонстрация бросковой техники борьбы в одежде или техники болевых приёмов. В поединке по боевому самбо важна именно эффективность технических действий по устранению физической агрессии. Решением задачи спортивного поединка является добровольное признание себя побеждённым одного из участников, либо через его явную небоеспособность. Именно поэтому в боевом самбо возможно применение технического арсенала из любого вида спортивного единоборства.

10 слайд

Описание слайда:

Правила САМБО В самбо предусмотрено деление по весовым категориям в зависимости от возраста и пола. В спортивном самбо разрешается применять броски, удержания и болевые приёмы на руки и ноги. В самбо броски можно проводить с помощью рук, ног и туловища. В самбо баллы присуждаются за броски и удержания. Бросок - это приём, с помощью которого самбист выводит соперника из равновесия и бросает на ковёр на какую-либо часть туловища или колени. При удержании самбист, прижимаясь к сопернику головой или грудью, удерживает его в этом положении в течение 20 секунд. Самбист может победить досрочно, если выполнит бросок соперника на спину, оставаясь в стойке, проведет болевой прием, наберет на 12 баллов больше соперника.

11 слайд

Описание слайда:

4 балла присуждается: - за бросок соперника на спину с падением атакующего; - за бросок соперника на бок без падения атакующего; - за удержание в течение 20 секунд. 2 балла присуждается: - за бросок соперника на бок с падением атакующего; - за бросок на грудь, плечо, живот, таз без падения атакующего; - за удержание в течение более 10, но менее 20 секунд. 1 балл присуждается: - за бросок соперника на грудь, плечо, живот, таз с падением атакующего. Правила САМБО

12 слайд

Описание слайда:

Современные правила предусматривают следующий костюм участника: специальные куртки красного или синего цветов (самбовки), пояс и короткие шорты, а также специальную обувь (борцовки). Форма одежды

13 слайд

Описание слайда:

Борцовки представляют из себя изготовленные из мягкой кожи ботинки с мягкой подошвой, без выступающих твёрдых частей (для чего все швы должны быть заделаны внутрь). Щиколотки и стопа в области сустава большого пальца защищены покрытыми кожей войлочными прокладками Шорты изготавливаются из шерстяного, полушерстяного или синтетического трикотажа, должны быть одноцветными и прикрывать верхнюю треть ноги. Исключаются застежки, карманы и другие жесткие декоративные элементы. На официальных соревнованиях участники выступают в шортах и куртке одного цвета. Спортсмен, которого объявили первым, должен занять «красный» угол и надеть форму соответствующего цвета.

14 слайд

Описание слайда:

Секреты борьбы самбо Прежде чем изучать приемы самбо, нужно многому научиться: правильно падать, передвигаться, устойчиво стоять на ногах, а самое главное – обладать могучей выдержкой. Достичь вышеуказанные навыки помогут: Развитие силы Развитие ловкости и гибкости Развитие выносливости Развитие скоростно-силовых качеств Психологическая подготовка

15 слайд




ИСТОРИЯ САМБО

Становление самбо пришлось на 1920-е-1930-е годы, когда молодое советское государство остро нуждалось в социальном институте, обеспечивающем его защиту, сплачивающем активных членов общества, а также способном стать эффективным инструментом социализации огромного количества беспризорных и безнадзорных детей и подростков. С самого начала самбо развивалось в двух направлениях: как массовый вид спорта и как эффективное средство подготовки кадров для органов охраны правопорядка. С 1923 года в Московском спортивном обществе «Динамо» В. А. Спиридонов культивирует специфическую прикладную дисциплину - «самозащита» («самоз»). На базе «Динамо» происходило изучение различных единоборств, в том числе национальных видов борьбы народов мира, бокса и других ударных техник. Данное направление было закрытым и предназначалось исключительно для подготовки спецподразделений

  • С момента своего основания самбо рассматривалось как эффективное средство морально-волевого и всестороннего физического развития, повышения ловкости, силы, выносливости, воспитания тактического мышления, формирования гражданско-патриотических качеств. Уже в 1930-х гг. самбо входит в нормативы комплекса ГТО, разработанного при активном участии В. С. Ощепкова. Миллионы советских граждан с раннего возраста приобщались к основам самозащиты без оружия, укрепляли здоровье, воспитывали характер.
  • 16 ноября 1938 года Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту издал Приказ № 633 «О развитии борьбы вольного стиля (самбо)». «Эта борьба, - говорится в приказе, - сложившаяся из наиболее ценных элементов национальных видов борьбы нашего необъятного Союза и некоторых лучших приемов из других видов борьбы, представляет собой чрезвычайно ценный по своему многообразию техники и прикладности вид спорта». Было принято решение об организации во всех республиках СССР системы подготовки самбистов, а также создана «Всесоюзная секция борьбы вольного стиля (самбо)», позднее ставшая Федерацией самбо. В следующем году проходит первый чемпионат страны по новому виду спорта (результаты этого и последующих чемпионатов СССР и России по самбо см. в разделе Интернет-ресурсы статьи об А.А. Харлампиеве).
  • В 1985 году было принято постановление Государственного комитета СССР по физической культуре и спорту «О состоянии и мерах по развитию борьбы самбо», способствовавшее значительному увеличению количества спортивных школ, культивирующих самбо, росту общей численности занимающихся, совершенствованию подготовки спортсменов высокой квалификации. Под эгидой Госкомспорта СССР проводились соревнования по самбо среди военно-патриотических клубов на призы Национального Олимпийского комитета СССР. Борьба самбо стала единственным видом спорта из неолимпийских, получившим широкую государственную поддержку
  • На 1990-е годы пришелся тяжелый для самбо период. В условиях перестройки особую популярность приобрели различные виды восточных единоборств, чему в значительной мере способствовал западный кинематограф, пропагандировавший эффектные приемы карате, айкидо, ушу и т. д. Ранее находившиеся под запретом государства, эти боевые искусства стали особенно притягательными для населения. Но уже в конце 1990-х - начале 2000-х годов происходит становление новой дисциплины - боевого самбо.Во многом это было связано с растущей популярностью смешанных единоборств где воспитанники школы самбо доказали свою эффективность


Дисциплины самбо

Вид спорта самбо включает две дисциплины:

спортивное самбо (борьба)

  • боевое самбо

В соревнованиях по самбо предусмотрено семь возрастных групп:

Группа Возраст

Младший возраст 11-12 лет

Подростки 13-15 лет

Средний возраст 15-16 лет

Старший возраст 17-18 лет

Юниоры 19-20 лет

Взрослые 20 лет и старше

Ветераны 35-39, 40-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60 и старше


В настоящее время в самбо существует шесть систем проведения соревнований:

  • олимпийская с утешительными поединками от полуфиналистов;
  • олимпийская с утешительными поединками от финалистов;
  • олимпийская без утешительных поединков;
  • до шести штрафных очков;
  • до двух поражений;
  • круговая с разбивкой на подгруппы.

В самбо предусмотрено деление по весовым категориям в зависимости от возраста и пола.

В спортивном самбо разрешается применять броски, удержания и болевые приёмы на руки и ноги. В самбо броски можно проводить с помощью рук, ног и туловища. В самбо баллы присуждаются за броски и удержания. Бросок - это приём, с помощью которого самбист выводит соперника из равновесия и бросает на ковёр на какую-либо часть туловища или колени. При удержании самбист, прижимаясь к сопернику головой или грудью, удерживает его в этом положении в течение 20 секунд. Самбист может победить досрочно, если выполнит бросок соперника на спину, оставаясь в стойке, проведет болевой прием, наберет на 12 баллов больше соперника


  • 4 балла присуждается:
  • - за бросок соперника на спину с падением атакующего;
  • - за бросок соперника на бок без падения атакующего;
  • - за удержание в течение 20 секунд.
  • 2 балла присуждается:
  • - за бросок соперника на бок с падением атакующего;
  • - за бросок на грудь, плечо, живот, таз без падения атакующего;
  • - за удержание в течение более 10, но менее 20 секунд.
  • 1 балл присуждается:
  • - за бросок соперника на грудь, плечо, живот, таз с падением атакующего.
  • Болевым приёмом является техническое действие в борьбе лёжа, вынуждающее соперника сдаться. В самбо разрешается проводить рычаги, узлы, ущемления суставов и мышц на руках и ногах соперника. Время схватки 3-5 минут чистого времени.

Форма одежды

  • Современные правила предусматривают следующий костюм участника: специальные куртки красного или синего цветов (самбовки), пояс и короткие шорты, а также специальную обувь (борцовки). Кроме того, для участников предусмотрен защитный бандаж для защиты паха (плавки или неметаллическая раковина), а для участниц - бюстгальтер и закрытый купальник.
  • Куртки и пояса для самбо изготавливают из хлопчатобумажной ткани. Рукав куртки длиной до кисти, и шириной, оставляющей просвет до руки не менее 10 см. Полы куртки - не длинные, 15 см ниже пояса.
  • Борцовки представляют из себя изготовленные из мягкой кожи ботинки с мягкой подошвой, без выступающих твёрдых частей (для чего все швы должны быть заделаны внутрь). Щиколотки и стопа в области сустава большого пальца защищены покрытыми кожей войлочными прокладками.
  • Шорты изготавливаются из шерстяного, полушерстяного или синтетического трикотажа, должны быть одноцветными и прикрывать верхнюю треть ноги. Исключаются застежки, карманы и другие жесткие декоративные элементы.
  • На официальных соревнованиях участники выступают в шортах и куртке одного цвета. Спортсмен, которого объявили первым, должен занять «красный» угол и надеть форму соответствующего цвета.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

МБОУ «Гимназия №21»

Учитель физкультуры: Крылова Екатерина Дмитриевна


Самое обсуждаемое
Конспект НОД в старшей группе Конспект НОД в старшей группе "Зимние виды спорта" Нод развитие речи зимние виды спорта
Техника выравнивания давления в ушах при нырках Техника выравнивания давления в ушах при нырках
Интервью с флексом уилером Интервью с флексом уилером


top