Сочинение по картине Поповича «Не взяли на рыбалку. Картина "Не взяли на рыбалку" Олега Поповича: описание главных героев. Одноимённое полотно Ксении Успенской-Кологривовой Не взяли на рыбалку успенская

Сочинение по картине Поповича «Не взяли на рыбалку. Картина

Олег Попович - известный всему миру художник, который рисовал веселые и забавные иллюстрации к детским стихотворениям и считалкам, а затем они печатались в журналах для детей. В своих веселых картинах для малышей он выбрал свой стиль изображения, который никто и никогда не смог повторить. Одна из его таких работ для детей называется «Не взяли на рыбалку».

Главный герой сюжета - мальчик, который еще совсем не ходит в школу и вот однажды у него случилось несчастье, так как его не взяли на рыбалку. А ведь мальчику очень обидно, так как его отец, да и старший брат вместе отправились ловить рыбу. Конечно же, мальчик надеялся до последней минуты, что ему на этот раз повезет, и он тоже сможет, как взрослый, пойти на рыбалку. Но его опять не взяли с собой, и мальчик сильно расстроился и обиделся.

Художник отвел своему герою центральное место в своей картине, поэтому зритель отчетливо может видеть, что, глядя, как уходят старшие мужчины в семье на берег реки, тяжело вздыхает и вытирает рукой те слезы, которые вдруг неожиданно накатились на глаза. Но в другой руке маленького героя зажата удочка, которую, как оказалось, все-таки ему пока не нужна.

Рядом с мальчиком на земле лежит перевернутое небольшое ведерко, которое, скорее всего, он мальчик бросил от обиды, когда узнал, что на рыбалку его не берут. Может быть, так он пытался выразить свое негодование и обиду. Малыш так громко плакал и кричал, что проходящая мимо сестра остановилась и решила его немного успокоить. Она наклонилась над ним и стала говорить о том, что в следующий раз его тоже возьмут с собой на рыбалку, и поэтому не стоит так сильно огорчаться.

Наверное, этот малыш, которому на вид не больше шести лет, никогда еще не был на ловли рыбы, но он так часто слышал рассказы своего отца и брата о том, какое это удовольствие, что давно мечтает и самому стать одним из рыбаков. Девочка, которая его успокаивает, уже подросток, ей исполнилось четырнадцать лет. И на рыбалку отправился старший брат этого малыша, которому уже исполнилось двенадцать лет.

Сюжет художника Олега Владимировича разделен на две части. Первая часть - это главный герой и сестра, которая выглядывает из дома и пытается утешить младшего брата, который огорчен и обижен. А вторая часть сюжета - это отец и старший брат. Они быстро движутся к забору, чтобы пойти на рыбалку. Интересно смотреть на то, как старший сын копирует движения своего отца, чтобы казаться всем более взрослым. Оба рыбака движутся быстро и по выражению отца заметно, что он старается уйти как можно быстрее со двора, чтобы малыш быстрее смог успокоиться. А брат непросто уходит, а еще оглядывается, потому что он старается уйти так, чтобы было заметно. Но при этом он тоже демонстративно не замечает плачущего братишку.

Чтобы подчеркнуть похожесть отца и сына, художник Олег Попович вводит в свой сюжет одинаковые детали. Например, цвет у рюкзаков и мужчины, и юного рыбака зеленый. В руках у заядлых рыбаков удочки. Рюкзаки героев отлично сочетаются с насыщенным цветом травы, полоска которой виднеется возле забора, и по ней как раз идут рыбаки. Интересен и забор, который напоминает плетень. Он старый и серый, каждая веточка в ней прописана автором картины четко и детально.

А чтобы его живописный сюжет ожил, стал более реальным, художник Олег Попович внес в свою картину огромное количество мелких, но таких значимых деталей. Например, бросается в глаза зрителю плотный темный чугунок, который когда-то и кто-то повесил на колья плетеного забора, и теперь он напоминает зрителю о том, что весь сюжет живописного полотна - это реальность. На зеленой траве виднеются небольшие цветочки самого разного цвета, а ведь в деревнях и селах всегда во дворе трава пестрит небольшими яркими цветочками. И эта деталь из мира реального. Кажется, словно картина начинает оживать прямо на глазах. На этой траве скачет небольшой серый воробей. Живописец Олег Попович запечатлел его в тот миг, когда он решил взлететь.

Все краски, использованные художником, яркие и разноцветные. Этот художественный прием автор картины использовал специально, чтобы его полотно могло заинтересовать не только взрослых и рассудительных людей, но, прежде всего, и детей, ведь сюжет о них. Все основные цвета присутствуют в картине, а еще огромное множество оттенков. Вот брюки у рыбаков необычного темно-рыжего цвета. Такого же цвета и туфли у девочки.

Так живописец попытался объединить всю семью, чтобы у них было общее. Есть на картине и другие объединяющие цвета. Можно рассмотреть серый. Такого цвета маленькое ведерко, которое бросил обиженный мальчик - самый маленький член семьи. И такого же приятного серого цвета свитер у его старшего брата-рыболова. И такого же серого с небольшими оттенками коричневого плетень, на котором висит чугунок.

Картина Олега Поповича интересна и немного забавна, так как мальчик, несмотря на то, что он обижен, вызывает добрые чувства и к нему, и к старшим рыболовам.

Крутяк! 54

Увидев рисунок «Не взяли на рыбалку», который создал художник-иллюстратор Олег Владимирович Попович, в первую очередь обращаешь внимание на его сюжет. Ведь он так прост и ярок, что доступен для понимания каждому зрителю, не важно, будь то взрослый человек или ребенок.

На иллюстрации мы видим, что летним солнечным утром, прихватив удочки, отец и старший сын отправились на рыбалку, не взяв с собой младшего братишку. Видно, мальчику очень хотелось пойти вместе с ними. В недоумении и расстройстве, младший брат отвернулся от уходящих на реку родственников. И, кажется, что маленький мальчик не смотрит вслед для того, чтобы папа и брат не заметили, как он, прикрывая рукой лицо, едва сдерживается, пытаясь не расплакаться от обиды.

Возможно, накануне, малышу даже пообещали, что его возьмут на рыбалку и он, проснувшись пораньше, успел накопать червей и сложить их в маленькое жестяное ведерко. Но за небольшую шалость, или просто испугавшись за совсем еще несамостоятельного ребенка, отец решил оставить его дома.

О том, как огорчен мальчик, говорит брошенное жестяное ведерко и лежащая рядом удочка. Теперь, собранные на рыбалку вещи не нужны и лишь еще больше расстраивают малыша.

Над мальчиком склонилась старшая сестра и кажется, что она спокойна, хотя и сочувствует братцу. Возможно, она тихо утешает маленького мальчика и объясняет ему, что в следующий раз, он уже будет достаточно взрослым, чтобы пойти с папой на рыбалку.

На иллюстрации Поповича не видно дома или двора, но по плетню на заднем плане, можно догадаться, что нагруженные рюкзаками отец и старший сын уже вышли из деревенского дворика и направились до места рыбалки. Художник словно разделил свой рисунок на два плана. Один рассказывает нам о маленьком мальчике и его сестре, другой изображает старшего брата, гордо шагающего за отцом.

Если, говорить об общей характеристике зарисовки Поповича, то эта иллюстрация нам очень напоминает, написанную на несколько десятков лет раньше, картину Ксении Успенской-Кологривовой. Они даже называются одинаково - «Не взяли на рыбалку». На рисунке Поповича, как и на живописном полотне Успенской-Кологривовой, изображен одинаковый сюжет и те же самые персонажи. Даже, вполне возможно, что именно картина Ксении Николаевны вдохновила детского иллюстратора Поповича на создание этой ироничной и тонкой карандашной зарисовки. Он как будто сделал более легкий, современный и понятный, даже для самых маленьких зрителей, пересказ.

Художник постарался передать в своем рисунке простую мысль, предназначенную детям, которые стремятся поскорее стать взрослыми. Мысль о том, что не стоит огорчаться по поводу мелких неприятностей и разумных запретов старших членов семьи. Ведь впереди ждет множество таких интересных событий и дел, что обиды, кажущиеся в детстве серьезными и большими, по прошествии лет, обязательно превратятся в небольшие, милые, и даже немного забавные воспоминания.

Еще больше сочинений по рисунку О. В. Поповича «Не взяли на рыбалку»:

Олег Владимирович Попович - художник-иллюстратор. Его рисунки появлялись в различных изданиях и книжках для детей. Одним из самых известных стал рисунок (графика) «Не взяли на рыбалку». По названию и тематике он совпадает с известной картиной (живопись) воронежской художницы Ксении Николаевны Успенской-Кологривовой. Та картина находится в Третьяковской галерее и тоже называется «Не взяли на рыбалку».

Из-за названия часто возникает путаница, многие считают, что именно Попович является автором картины. Но он - автор рисунка. Картина создана в 1955 году, а рисунок на несколько десятилетий позже. Об этом говорит даже одежда героев. Хоть на рисунке она и изображена очень схематично, ясно, что это более современные вещи.

У рисунка с картиной немало общего, но есть и отличие. Например, там и там по четыре героя, один из героев - девочка. Но на картине на рыбалку отправляется старший мальчик с папой, а на рисунке - два старших мальчика. Один - подросток, а второй - парень постарше, возможно, студент, приехавший на каникулы.

Взгляд автора рисунка Поповича ироничный, веселый, произведение вызывает улыбку. Итак, перед нами небольшая сценка: двое старших мальчиков уходят на рыбалку, а малыша не берут с собой, хотя он уже достал удочку. Малыш заливается слезами, но рыбаки не обращают на него внимания. Девочка пытается утешить младшего братца. Несколько штрихов цветными карандашами - и сценка, нарисованная твердой рукой художника, готова.

Источник: сезоны-года.рф

Картина «Не взяли на рыбалку» знакома всем ученикам средней школы, ведь в пятом классе им предлагают написать по ней сочинение. Нарисовавший её русский художник Олег Попович посвятил свою жизнь созданию иллюстраций для детских журналов и книг, поэтому его полотно больше напоминает незатейливый рисунок в «Весёлых картинках» или «Мурзилке». Давайте присмотримся к картине внимательнее, дабы понять, что мастер хотел сказать с её помощью.

Описание картины «Не взяли на рыбалку» следует начать с характеристики её главных героев. На полотне художник изобразил четырёх человек: одного взрослого и трёх детей. Основное внимание привлекает самый маленький персонаж - мальчуган, которому на вид не больше четырёх лет. Он стоит и горько плачет, прикрыв мокрое раскрасневшееся лицо ручонкой. Зрителю сразу становится понятно, что карапуз надеялся пойти на рыбалку вместе с отцом и старшим братом, но те не захотели его брать с собой. Малыш до последнего надеялся, что его возьмут, он даже удочку и ведёрко для этой цели подготовил и встал пораньше. Но папа посчитал его слишком маленьким и оставил дома под присмотром сестры. Отец непреклонен в своём решении, и детские слёзы не способны его разжалобить. Он прекрасно понимает, что через час карапуз забудет о своей утренней трагедии и увлечётся какой-нибудь интересной игрой.

Старшему брату главного героя повезло гораздо больше. На вид ему около 12 лет. Он идёт вместе с отцом на рыбалку и страшно гордится этим. Мальчик несёт перед собой удочку, словно драгоценный трофей, и высоко задирает голову перед плачущим братишкой. За спиной у него тяжёлый рюкзак со снастями, но он не чувствует его веса. Судя по реакции мальчугана, отец берёт его на рыбалку в первый раз. Об этом свидетельствует чрезмерно торжественный вид персонажа. Мальчик идёт следом за отцом и даже пытается копировать его походку.

Папа ребятишек - человек серьёзный и интеллигентный. Эти его качества очень чётко передаёт картина «Не взяли на рыбалку». Попович изобразил отца детей сосредоточенным и не обращающим внимание на истерику малыша. Папа совершенно спокоен и невозмутим. Он вспоминает, всё ли взял с собой на рыбалку, и мелочи вроде капризов младшего ребёнка его мало беспокоят. За спиной у него такой же рюкзак, как и у старшего сына, а в руках жёлтая хозяйственная сумка. Удочку отец небрежно несёт на плече.

Четвёртая героиня картины - сестра мальчиков. На вид ей около одиннадцати лет. Девочка очень похожа на своего старшего брата. Рыбалка её не интересует, но она вынуждена встать рано, чтобы присмотреть за малышом. Девочка глядит на братика с насмешкой. Она и не сомневалась, что на рыбалку его не возьмут. Но успокаивать кроху девочка не желает. Устав от его частых истерик, она просто наблюдает за ним, скрестив на груди руки и беззаботно вертя в ладони цветок. Сестра знает: как только старшие исчезнут из поля зрения, малыш перестанет плакать.

Делая описание картины Поповича «Не взяли на рыбалку», необходимо обратить внимание на предметы, которые окружают героев. Чтобы оживить свою работу, художник изобразил на ней небрежно сколоченный из досок старый забор, на котором красуется старый глиняный горшок. Из-под ног героев разлетаются в разные стороны зелёная трава и мелкие красные и синие цветы. Кроме людей на картине присутствует ещё один персонаж - воробей. Привлечённый детским плачем, он крутится под ногами у людей, с любопытством наблюдая за сценой. Фон Попович оставил белым. Таким подходом он хотел сосредоточить внимание зрителей на происходящем, не отвлекая его на посторонние детали.

По цветовой гамме сразу видно, что для ребят младшего и среднего школьного возраста написана картина «Не взяли на рыбалку». Попович при её создании использовал яркие оттенки (зелёный, жёлтый, синий, красный), которые очень нравятся детям. В картине совершенно отсутствует чёрный цвет, что делает её жизнерадостной, солнечной и позитивной. И даже детские слёзы не способны испортить это впечатление.

Источник: fb.ru

Глядя на картину Олега Владимировича Попо­вича «Не взяли на рыбалку», невольно вспомина­ешь иллюстрации на страницах детских журналов, а также книг для детей. Это и неудивительно: О. В. Попович - известный художник-иллюстратор, работающий над оформлением изданий, пред­назначенных для детей.

Характерный стиль изоб­ражения, живой, запоминающийся; чуточку забавный, пожалуй, в чем-то немного схожий с ка­рикатурными изображениями. Так и представля­ешь, как автор, работая над рисунком, улыбается, и улыбка добрая, теплая, как солнечный луч.

Конечно, художник любит своих героев, радуется их успехам, сочувствует промахам и неудачам. Сюжет картины будет понятен каждому зрите­лю, даже такому, который еще не умеет читать или не знает, как картину назвал автор. Отец и старший сын вместе отправились на рыбалку, а маленького мальчика с собой не взяли. Очевидно, что тот до последней минуты надеялся пойти с ними. Может быть, ему даже пообещали взять его с собой, если он будет хорошо себя вести, как взрослые нередко обещают детям, а потом не взяли в наказание за какую-нибудь мелкую провинность или просто под предлогом того, что он еще маленький.

Можно пре­дположить, что брать мальчика на рыбалку запре­тила мать, побоявшись, как бы с ребенком не случи­лось что-нибудь плохое: вдруг отец и брат так увлекутся рыбной ловлей, что в какой-то момент перестанут внимательно следить за малышом. Так или иначе, но мы видим, что мальчик очень расс­троен. Он смотрит вслед уходящим отцу и брату, вытирая слезы рукой. В другой руке мальчик дер­жит удочку, которая ему не понадобилась. Рядом в траве валяется опрокинутое ведерко: наверное, огорченный ребенок уронил его или даже специаль­но бросил, чтобы выразить свой протест и негодова­ние.

Рядом с малышом стоит девочка - наверное, старшая сестра. Она с участием наклонилась к ре­бенку; можно предположить, что она уговаривает его не плакать и не огорчаться так сильно - если он будет вести себя хорошо, в следующий раз его обяза­тельно возьмут на рыбалку. Можно предположить, что младшему мальчику около пяти-шести лет, а возраст старшего мальчика и девочки - примерно двенадцать-четырнадцать лет.

Трудно сказать, чем больше всего огорчен маль­чик - тем, что он не побывает на рыбалке, или же тем, что у него отняли возможность почувствовать себя взрослым. Скорее всего, он раньше и не бывал на рыбалке, так что вряд ли представляет себе то удовольствие, которое можно получить от этого занятия. Но пример отца и брата, их разговоры о ры­балке, конечно же, давно заинтересовали малыша. Ведь все незнакомое, особенно имеющее отношение к миру взрослых, всегда притягивает детей.

В композиции рисунка можно выделить две группы действующих лиц: отец со старшим сыном и сестра с младшим братом. Отец со старшим сы­ном идут в сторону плетня: мы не видим ни дома, ни калитки, но очевидно, что персонажи картины собираются выйти со двора. Художник изобразил своих героев в движении. Интересно отметить лю­бопытную деталь - движения обоих, отца и сына, почти одинаковы. Можно предположить, что мальчик копирует поведение отца, стараясь вы­глядеть взрослым и серьезным, настоящим рыба­ком. Оба не обращают внимания на негодование малыша. Однако по выражению лиц можно пре­дположить, что отец поступает так, чтобы малыш быстрее прекратил плакать, либо же просто погло­щен мыслями о предстоящей рыбалке. Брат игно­рирует поведение младшего демонстративно, увлекшись подражанием отцу. Но отец добродушно улыбается, глядя перед собой, а его старший сын вызывающе отвернулся от малыша, вздернув по­дбородок.

Общность композиционной группы «отец - старший сын» подчеркивается такими де­талями, как одинаковые зеленые рюкзаки, хотя у мальчика рюкзак чуть поменьше, а также тем, что оба несут удочки. Отец несет две удочки на пле­че, сын держит удочку вертикально. Хотя у малы­ша тоже в руках есть удочка, но она не выделяется на общем фоне, так как он опустил ее вниз.

Другую группу составляют девочка и малыш. Если внимательно посмотреть на рисунок, эту груп­пу можно легко вписать в воображаемый треуголь­ник, в нижнем правом углу которого будет нахо­диться брошенное малышом ведерко. Девочка смотрит на малыша. Вероятно, она утешает его, но по выражению ее лица можно предположить, что она считает причину его слез несерьезной. Она не пытается приласкать расстроенного ребенка, на­оборот, сложила руки на груди, да еще беззаботно вертит в пальцах цветок. Если она и успокаивает ребенка, то скорее для того, чтобы он не мешал сво­им плачем.

Не последнее значение для создания целостной композиции имеют такие детали, как очертания плетня, четкие в правой части угла и размытые в от­далении, а также полоска травы, по которой идут и на которой стоят изображенные художником пер­сонажи. Для того чтобы оживить изображение, сде­лать его более реалистичным, художник использо­вал и ряд мелких, но выразительных деталей: перевернутый чугунок на одном из кольев плетня, по-детски нарисованные красные и голубые цвето­чки в траве и собравшийся взлететь воробей.

Художник использовал яркие краски, что впол­не оправданно, если иметь в виду, что картина пре­дназначена для детей. На ней мы без труда найдем четыре основных цвета: зеленый, желтый, красный и голубой. Помимо них, художник использовал и другие цвета: разные оттенки рыжевато-коричне­вого (брюки отца и маленького мальчика, ботинки отца, туфли девочки и чугунок на плетне), серый (свитер старшего мальчика и ведерко), серовато-ко­ричневый (плетень).

Как уже отмечалось, у отца и сына зеленые рюкзаки; более светлый тон исполь­зован для изображения травы. Желтого цвета на картине сумка, которую несет в руках отец, и фут­болка малыша с узкими красными полосками. Кра­сного цвета кофточка девочки и шлепанцы старше­го мальчика; у кепки отца красная боковая часть. Джинсы старшего мальчика ярко-голубого цвета; юбка девочки более темного оттенка. Волосы у муж­чины и мальчиков приблизительно одного оттенка, темно-русого, но у мальчиков с чуть заметным ры­жеватым оттенком; у девочки рыжие волосы. Нуж­но отметить, что тон лицам художник не придавал, лишь наметил румянец на щеках. Основной фон - белый лист бумаги.

Подготовка к сочинению по картине К.Н.Успенской-Кологривовой

«Не взяли на рыбалку»

Цели урока:

    Познакомить учащихся с особенностями построения рассказа на основе ролевой игры;

    Привить навыки построения диалога;

    Обогатить речь учащихся словами, связанными с темой картины и средствами замысла художника.

Оборудование: репродукция картины

Ход урока:

Беседа по картине

Приступая к работе над рассказом, учитель объясняет учащимся, что в основе рассказа лежит какой-то случай.

Сегодня на уроке мы будем составлять рассказ, а основой этого будет эпизод, увиденный художницей и запечатленный на картине.

Где и когда происходит событие? (В деревне, так как вдалеке виднеется лес; летом, рано утром.)

По каким признакам вы определили, что изображено раннее утро? (Солнце только всходит, небо розоватое от его лучей.)

Какое утро изображено на картине? (Веселое, солнечное…)

Как художница показала, что отец и старший брат собрались на рыбалку? (Отец несет весла. В руках старшего мальчика удочки).

Как показано на картине, что рыбаки уходят? (Они показаны в движении).

Кто по-вашему, главный герой картины? (Малыш. Он изображен крупным планом).

Сколько ему лет? (Малыш не умеет как следует одеваться).

Как вы догадались, малыш готовится к рыбалке? В руке держит ведерко с червями).

Какое настроение у малыша и почему? (Он очень обижен).

Как художница показала огорчение мальчика? (Малыш уронил от обиды удочки).

Опишите мальчика подробнее.

Почему же малыша не взяли на рыбалку? (Он еще маленький, устанет).

Кто наблюдает за малышом? (Девочка, наверное, его сестра).

Как вы думаете, чему она улыбается? (Ей смешно смотреть, как курица вытаскивает червей из ведерка).

Нравится ли вам картина? Чем? (Художница показала обиду малыша и нахальную курицу).

Как вы думаете, когда и как началась история, момент которой вы видите на картине?

Словарно-стилистическая работа

Рыбак – рыболов – рыбалка - рыболовные принадлежности…

Ситуативно-ролевая игра

Учитель:

А теперь попробуем оживить эту картину: оживить то, что произошло накануне вечером. Задача состоит в том, чтобы ввести слушателей в круг тех событий, которые происходили вечером.

Пример инсценировки

Однажды вечером вся семья собралась ужинать, отец вышел на крыльцо. Погода предвещала на утро быть хорошей. Отец подумал о том, что было бы неплохо сходить утром на рыбалку.

Отец. – Даня, пойдем завтра ловить рыбу.

Даня. – Пойдем, я после ужина накопаю червей.

Малыш. – И я с вами.

Наступило утро. Погода великолепная. Малыш проснулся от какого-то шума. Он увидел, что отец с братом уже собрались на рыбалку. Малыш быстро оделся и побежал вдогонку.

Малыш. – Подождите меня!

Отец. – Нет, ты еще маленький.

Даня. – Мы возьмем тебя на рыбалку в другой раз.

Сестра. – Пойдем играть!

Малыш. – Зря старался.

Сестра. – Андрюша, пойдем кататься на велосипеде.

По окончании игры учитель предлагает составить свои рассказы по заданному сюжету. Однако прежде, чем писать рассказ, автор должен знать законы его построения. Для этого учитель возвращает вновь к тексту инсценировки.

Вспомните, о чем говорил автор в самом начале? (Однажды вечером вся семья собралась ужинать, отец вышел на крыльцо. Погода предвещала на утро быть хорошей. Отец подумал о том, что было бы неплохо сходить на рыбалку).

- Как же развивалось действие? (Андрюша побежал в огород и накопал червей, и лег спать).

Наступило утро. Погода великолепная. Малыш проснулся от какого-то шума. Он увидел, что отец с братом уже собрались на рыбалку. Малыш быстро оделся и побежал вдогонку. Самый напряженный момент в развитии действия – кульминация.

А как вы думаете, чем закончится действие? (Он вспомнил про свой любимый велосипед, забыл о своем горе и побежал кататься. А вечером придут отец с братом, и он их будет весело встречать с рыбалки.

Это развязка действия. Теперь, когда вы уже ознакомились с особенностями построения рассказа, вы можете сами, как настоящие писатели, написать рассказ или сценарий по картине.

Домашнее задание

Написать сочинение-рассказ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

"Не взяли на рыбалку"

Любимым занятием моего папы, старшего брата Павлика и меня была рыбалка. Каждое утро мы брали удочки, наживку, рюкзаки с завтраком и отправлялись на речку. В то лето я впервые побывал на рыбалке, и мне очень понравилось удить рыбу. Долго я смотрел на поплавок, представляя себе улов. А когда, наконец, клевало, я всегда, прежде чем выудить рыбу, загадывал, чтобы попалась большая.

В основном на мою удочку попадались мелкие рыбешки, но однажды я поймал самую большую рыбу-карася. В тот день я чувствовал себя героем. Папа похвалил меня, а брат, конечно, позавидовал. Когда мы вернулись с рыбалки, я похвалился уловом маме, сестре и, услышав слова одобрения от них, помчался играть со своими друзьями.

Мне так хотелось похвастать перед друзьями своим умением, что я решил ненадолго одолжить удочки у папы без спроса.

И вот, накопав червей, прихватив удочки, мы отправились на речку. Придя на то место, где мы обычно ловили рыбу, мы расположились на берегу реки. Я начал объяснять ребятам, как нужно насаживать червяка, закидывать удочку. Но, честно говоря, мне самому в этом помогал папа, поэтому я не очень справлялся.

Я плохо помню, как мы шли домой. Как утешали меня товарищи, и какие советы они мне давали. Дома, я потихоньку поставил удочки на место, и в этот вечер никто не обратил на них внимания.

На следующее утро я проснулся. И увидел, что отца и брата нет - они уже ушли на рыбалку, не разбудив меня. Я быстро поднялся, оделся, схватил свою удочку и бросился вдогонку. Очень быстро я догнал их. Но папа, повернувшись ко мне, строго сказал, что они не возьмут больше меня с собой.

Я смотрел, как они удаляются, и сквозь всхлипывания слышал слова моей сестры о том, что никогда нельзя без спроса брать чужие вещи.

Урок этот я запомнил на всю жизнь.

Подобные документы

    Место дискурсивного анализа в лингвистике. Характер связи дискурсивного анализа художественного текста и интерпретации данного текста с комплексом теоретических положений литературной науки. Осуществление предварительного филологического анализа рассказа.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2009

    Использование личных местоимений и числительных, форм глагола to be, правильных форм артикля при переводе текста с русского на английский язык и обратно. Существительные во множественном числе. Пример составления краткого рассказа о путешествиях.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2015

    Современные представления о языковой картине мира. Концепты как лексические категории, определяющие языковую картину мира. Концепт "брат" в художественном осмыслении, его место в русской языковой картине мира и вербализация в русских народных сказках.

    дипломная работа , добавлен 05.02.2014

    Лингвокультурология как наука. Статус концепта как феномена. Понятие "национальной концептосферы". Базовые характеристики концепта. Лингвокультурологические особенности концептуализации счастья как социокультурной реальности в англоязычной картине мира.

    дипломная работа , добавлен 18.03.2014

    Определение стиля и типа речи. Тематика и проблематика рассказа. Художественные особенности текста. Принцип противопоставления. Психологическое состояние героини. Образность языка. Используемые лексические, морфологические и синтаксические средства.

    презентация , добавлен 16.04.2014

    Языковая картина мира в лингвокультурологии, фразеология как ее часть. Методы и принципы исследования концепта во фразеологической картине мира. Фонетические и грамматические особенности фразеологизмов о мечте, а также лексико-семантическая специфика.

    дипломная работа , добавлен 25.07.2017


Урок 18

Сочинение-рассказ по картине К. Н. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку»

Цели урока:

1) познакомить учащихся с особенностями построения рассказа на основе ролевой игры по картине;

2) привить навыки составления диалога;

3) обогатить речь учащихся словами, связанными с темой картины и средствами выражения замысла художника.

Оборудование: репродукция картины К. Н. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку».
Ход урока:

Беседа по картине

Приступая к работе над рассказом, учитель объясняет учащимся, что в основе рассказа лежит какой-то случай, эпизод, предлагает вспомнить рассказ, по которому недавно писалось изложение, и спрашивает о том, какой случай (эпизод) лег в основу этого рассказа.

Сегодня на уроке мы с вами тоже будем составлять рассказ, а основой этого рассказа будет эпизод, увиденный художницей и запечатленный на картине. Посмотрите внимательно на картину и скажите:

Где и когда происходит действие, изображенное на картине? (В деревне, так как вдалеке виднеется лес, проселочная дорога; летом, рано утром)

По каким признакам вы определили, что на картине изображено раннее утро? (Солнце только всходит, небо розоватое от его лучей. На земле - длинные тени, какие бывают рано утром.)

Какое утро изображено на картине? (Веселое, солнечное, радостное. Небо ясное, безоблачное, высокое)

Как художница показала, что отец и старший брат собрались на рыбалку? (Отец несет весла - значит, рыбу будут удить с лодки. На спине у него рюкзак, наверное, с рыболовными принадлежностями. В руках старшего мальчика удочки.)

Как показано на картине, что рыбаки уходят? (Они показаны в движении, обращены спиной к малышу; старший брат на ходу оглядывается.)

Кто, по-вашему, главный герой картины? (Малыш. Он изображен крупным планом в центре картины)

Как вы думаете, сколько ему лет? (Мальчику от 4 до 5 лет. Он мал ростом, и штанишки у него, как у маленького, с бретельками. Малыш не умеет как следует одеваться: рубашонка у него торчит, плохо заправлена)

Как вы догадались, что малыш готовился к рыбалке? (Рядом с мальчиком на земле лежит его удочка. В руке он держит ведерко с червями)

Какое настроение у малыша и почему? (Настроение у малыша плохое, грустное. Он очень обижен, огорчен, потому что его не взяли на рыбалку)

Как художника показала огорчение малыша? (Малыш уронил от обиды удочку, у него такое выражение лица, будто он вот-вот заплачет. Он так огорчен, что даже не замечает, как курица таскает из его ведерка червей)

Опишите мальчика подробнее. Какова его поза, выражение лица, волосы, одежда? (Он стоит в растерянной позе, наклонил голову, сдвинул брови, надул губы, готов заплакать. У него светлые волосы, загорелые руки и ноги. На нем белая рубашка с короткими рукавами и черные штанишки.)

Почему же малыша не взяли на рыбалку? (Он еще маленький, устанет, может упасть с лодки.)

Кто наблюдает за малышом? (Девочка, наверное, его сестра. Она выглядывает из-за двери.)

Как вы думаете, чему улыбается сестра? (Ей смешно смотреть, как курица вытаскивает червей из ведерка, а братишка этого не видит)

Нравится ли вам эта картина? Чем она вам нравится? (На ней показан очень симпатичный малыш. Мой братишка, когда обидится, очень похож на этого мальчика. А мне нравится, как художница показала обиду малыша и нахальную курицу.)

Как вы думаете, когда и как началась история, момент которой вы видите на картине? (Эта история, наверное, началась вечером, когда малыш случайно услышал, что старший брат и отец собираются на рыбалку. Он тоже за хотел идти с ними и побежал в огород копать червей.)
Словарно-стилистическая работа

Рыбалка - рыболов - рыбак - рыболовные принадлежности (снасти); удочка - удить (рыб); червяк (накопать червей); банка (жестяная баночка); рюкзак, весла, калитка, курица, велосипед; малыш (маленький мальчик) расстроен, огорчен, обижен; обида - обидеться - обиделся - обиженный; огорчение - огорчиться - огорчился - огорченный; бежать вдогонку - догонять - догнать; стоять посередине двора; небрежно заправить рубашку (небрежно - неаккуратно - неряшливо - невнимательно - недобросовестно - как-нибудь - кое-как); симпатичный (приятный, милый, располагающий к себе); белокурый (светловолосый); штанишки с бретелька ми; восходящее солнце, безоблачное лазурное небо (лазурный - голубой - небесный - бирюзовый); светло-зеленая травка; картина, произведение живописи, репродукция, художник, живописец, фигура, поза, краски, цвет, композиция.
Ситуативно-ролевая игра

Учитель: - А теперь попробуем оживить эту картину: обыграть то, что произошло накануне вечером, что происходит сейчас и что случится потом. Мы с вами станем участниками события, которое изображено на картине. Будем играть, как артисты на сцене. Это поможет нам составить рассказ по картине «Не взяли на рыбалку», который вы затем напишете дома.

Учитель предлагает учащимся провести ситуативно-ролевую игру на основе сюжета картины, выбрать «артистов», распределить роли малыш, отец, старший брат, сестра и автор. Задача автора состоит в том, чтобы ввести слушателей в круг тех событий, которые происходили вечером, описать то, что изображено на картине (природу, героев их настроение) После чего учащиеся-артисты инсценируют сюжет картины.
Приведем один из возможных вариантов инсценировки

А в т о р - в е д у щ и й. Однажды вечером, когда вся семья собралась ужинать, отец вышел на крыльцо. Он посмотрел на небо. Там не было ни одного облачка. Солнце уже начинало садиться. Отец подумал о том, что было бы неплохо сходить утром на рыбалку. Он вошел в дом, дети уже сидели за столом. Отец подошел к старшему сыну и сказал …

О т е ц. - Коля, пойдем завтра ловить рыбу.

К о л я. - Пойдем, я после ужина накопаю червей.

А в т о р. - Маленький Андрюша, когда услышал о рыбалке, выронил ложку и быстро выпалил:

М а л ы ш. - И я с вами.

А в т о р. - Отец улыбнулся и ничего не ответил. Андрюша стал просить старшего брата взять его на рыбалку. Малыш так долго просил и клянчил, что Коля не выдержал и пообещал взять его.

К о л я. - Ладно, возьмем тебя, если ты рано проснешься.

А в т о р. - Андрюша побежал в огород, накопал червей, приготовил удочку и лег спать.

Наступило утро. Лучи восходящего солнца все окрасили в розовый цвет. На небе ни облачка. День обещал быть хорошим. Малыш проснулся от какого-то шума. Он открыл глаза и увидел, что отец и брат уже собрались на рыбалку. Андрюша быстро встал, оделся, натянул штанишки, кое-как заправил рубашку, схватил удочку, банку с червями и побежал вдогонку за рыбаками.

М а л ы ш. Папа, подождите, я с вами. Посмотрите, каких червей я накопал!

О т е ц. - Нет, сынок, ты еще маленький. Подрастешь - тогда и будешь ходить с нами на рыбалку. Оставайся дома.

К о л я. Андрюша, не обижайся, мы возьмем тебя на рыбалку в другой раз.

А в т о р. - Малыш очень обиделся. Он стоял и чуть не плакал. Он даже не видел, что курица таскает из его ведерка червяков. Старшая сестра выглянула за дверь и улыбнулась. Она сказала малышу...

С е с т р а. - Андрюша, пойдем играть!

А в т о р. - А он так обиделся, что даже ничего не слышал. Он шептал про себя...

М а л ы ш. - Зря старался. Я столько трудился, а они не взяли.

С е с т р а. - Андрюша, пойдем кататься на велосипеде, он давно тебя ждет.

А в т о р. - Андрюша вспомнил про любимый велосипед, забыл о своем горе и побежал кататься. А вечером придут отец с братом, и он будет радостно их встречать с рыбалки.
По окончании игры учитель предлагает учащимся сочинить свои рассказы по заданному сюжету выступить в роли писателя. Однако прежде чем писать рассказ, автор должен знать законы его построения . Для ознакомления учащихся с композицией рассказа учитель предлагает им вновь вернуться к тексту инсценировки.

Видите, автор начал со вступления к рассказу, описал обстановку. Вспомните, когда и как началась история, момент которой изображен на картине. (Маленький Андрюша узнал, что отец и старший брат идут на рыбалку. Он решил пойти вместе с ними) С этого момента завязалось действие, и мы стали следить за его развитием. Это завязка.

Как же развивалось действие дальше? Какой диалог (разговор) состоялся между малышом и отцом? (Андрюша приготовил червей, удочку, сам рано проснулся, оделся и просил отца взять его на рыбалку, но отец велел ему оставаться дома.)

Каким был этот момент для малыша? (Очень напряженным, он не ожидал, что его не возьмут на рыбалку)

Самый напряженный момент в развитии действия называется кульминацией. Малыша не взяли на рыбалку, он очень расстроился. В этой части рассказа вы подробно опишете позу мальчика, его настроение, выражение его лица. А как вы думаете, чем закончится действие? (Малыш вскоре забудет о своей обиде и будет весело играть, а когда он вырастет большим, он тоже пойдет на рыбалку)

Это развязка действия. Теперь, когда вы уже знакомы с особенностями построения рассказа, вы можете сами, как настоящие писатели, написать рассказ или сценарий по картине.
Задание на дом

Напишите сочинение-рассказ по картине К. Н. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку».
Примеры некоторых сочинений - рассказов учащихся

Текст 1

Вечером маленький Павлик играл со своей сестренкой Ниной. Вдруг он увидел, что его старший брат Саша копает червей. Павлик сразу догадался, что Саша с отцом собираются на рыбалку Малыш так долго ныл и клянчил, что Саша не выдержал и сказал: «Ладно, возьмем тебя». Павлик очень обрадовался, подошел к Нине и похвастался: «Меня возьмут на рыбалку, а тебя нет!»

Весь вечер Павлик готовился к рыбалке. Он накопал червей в огороде, приготовил удочку, положил все под кроватку и, довольный, лег спать.

Наступило утро. Лучи восходящего солнца все окрасили в розовый цвет. На небе ни облачка. День обещал быть хорошим. Малыш проснулся от какого-то шума. Он открыл глаза и увидел, что отец и брат уже собрались на рыбалку Они взяли удочки, весла, рюкзак с едой и собрались уходить. Павлик быстро встал, сам оделся, натянул штанишки, кое-как заправил рубашку, схватил удочку и банку с червями и выбежал во двор с радостным настроением вдогонку за отцом и братом.

Ты куда это собрался? - строго спросил отец.

С вами, на рыбалку - ответил Павлик.

Мал еще, оставайся дома.

Павлик так и остался стоять посередине двора. От обиды он бросил удочку, надул губы, сморщил лицо - вот-вот заплачет. «Ну почему, почему они меня не взяли на рыбалку? Я так старался», - думал он. Павлик так сильно огорчился, что не заметил, как нахальная курица таскала у него из банки червей, которых он накопал с таким трудом. А из-за двери выглядывала Нинка и смеялась: «Что, не взяли?! Не будешь в следующий раз хвастать». Потом ей стало жаль маленького братишку, она подошла к Павлику и сказала: «Хватит дуться, пойдем играть, покатаемся на велосипеде». Павлик вспомнил про любимый велосипед, забыл о своем горе и побежал кататься.
Анализ сочинения

Творческий подход к сочинению-рассказу был подготовлен проведенной ситуативно-ролевой игрой. В результате игры учащийся понял, что один и тот же образ, одно и то же настроение могут быть переданы разными способами: и словом, и цветом, и мимикой, и жестом. Он оказался в ситуации общения, близкой к тем, в которых оказывается ежедневно, и увидел, что в зависимости от того, с кем общается (мать, отец, малыш, старший брат) меняются его слова, мимика, жесты. Он вживался в образы, играл как на сцене, в результате чего рассказ стал восприниматься не просто как описание событий, а как действие, где каждому отведена своя роль. Рассказ получился эмоциональным, живым.
Текст 2

Однажды вечером маленький Андрейка узнал, что отец и старший брат собираются идти на рыбалку. Он подошел к папе, посмотрел на него и спросил:

Папа, ты возьмешь меня на рыбалку?

Знаешь, Андрей, утро вечера мудренее. Иди и ложись спать, а завтра поговорим.

Но не тут-то было. Маленький Андрюшка начал так плакать, что отцу, чтобы успокоить малыша, пришлось пообещать взять его с собой на рыбалку. Андрюша, заплаканный, но очень довольный, пошел спать.

Раннее утро. Солнце ёще не взошло. На мокрой траве бриллиантами светится роса. Вдалеке белой пеленой расстилается туман. Андрюша только проснулся. Кровати отца и старшего брата были уже пусты. Ох, уж эти взрослые! Наобещают всего, а потом возьмут и обманут. Какая досада! А Андрей еще вчера накопал червей и положил их в старый отцовский котелок. Малыш быстро оделся и выбежал на улицу.

Папа! Папа! Подождите меня! - Отец и брат уже выходили за плетень.

Подождите, я с вами!

Но взрослые ничего не отвечали и шли вперед, старший брат только обернулся и посмотрел на малыша. Ему, наверное, вспомнилось, что и он недавно был таким же маленьким и его тоже не брали на рыбалку

А Андрей стоял, как вкопанный. Лучи золотого солнца освещали его и весело прыгали по травке. Но Андрею было грустно. Он даже не замечал, что курица лакомится его червяками.

Ко-ко-ко, какой вкусный завтрак. Я сейчас все съем, - кудахтала курица. Из дверей выглянула сестра. Она улыбнулась и крикнула:

Андрей! Сейчас курица съест всех червей! - Малыш посмотрел на курицу и улыбнулся. Его обида уже прошла. А через некоторое время он совсем забыл о ней. Он весело играл, катался на велосипеде, загорал на солнышке.
Анализ сочинения

Перед нами сочинение пятиклассницы. девочка по старалась передать ту ситуацию, которая родилась в ее воображении. Все элементы этой ситуации уже знакомы ей как из прежнего опыта, так и из ситуативно-ролевой игры, проведенной на уроке. Однако комбинация этих элементов представляет уже нечто новое, творческое, принадлежащее ей самой.

Это сочинение отличается соразмерностью всех частей рассказа: завязки, кульминации, развязки. Раскрывая основную мысль рассказа, ученица последовательно передает изображенное на картине событие, удачно домысливает то, что могло предшествовать моменту, запечатленному на картине.

Стремясь передать смену действий, событий, школьница использует глаголы (узнал, спросил, проснулся, забыл, играл ), для описания природы, утра использует прилагательные (мокрая трава, белая пелена, лучи золотого солнца ).

Лексика эмоционально окрашена. Чувствуется авторское отношение к герою, сопереживание ему. Чтобы более ярко передать обиду малыша, ученица указывает на такие «говорящие» детали, как брошенная на землю удочка, курица, которая таскает из ведерка червяков.

Текст характеризуется логической последовательностью предложений, которые связаны между собой как в тематическом, так и во временном плане.

Ученица четко усвоила структуру рассказа. Об этом свидетельствует наличие абзацев, соответствующих каждому композиционному моменту. В сочинении удачно совмещены диалоги и описания, хорошо продуманы переходы от описания природы, от слов автора к диалогам.

Сочинение представляет собой не набор фрагментов, а целостный рассказ, где все композиционные части взаимосвязаны. Данный рассказ не простое описание событий, это своего рода действие, в котором сама школьница не сторонний наблюдатель, а участник (она радуется, переживает вместе с героем).
Текст 3

После ужина в семье Николаевых все занимались своими делами. Мама убирала на кухне, сестра Нина помогала ей. Отец и старший брат готовились к рыбалке. Младший брат Тимошка тоже решил пойти с ними. Он тихонько вышел из дома и побежал в огород. Там Тимошка накопал червей и спрятал их. Потом он вернулся домой и, довольный тем, что никто ничего не заметил, лег спать.

Вот и утро. Еще совсем рано. Восходит солнце, и небо еще розовое. Отец и Петя уже встали, проснулся и Тимошка. Он быстро оделся, сбегал за червями и пошел к отцу проситься на рыбалку. Отец сказал сыну, что тот еще маленький и пообещал непременно взять его с собой, когда тот подрастет.

Отец и брат ушли, а Тимошка остался во дворе один. Малыш был очень огорчен, с досады он даже уронил свою удочку и не слышал, что сестра Нина зовет его играть. Ему было очень грустно, ведь он так хотел наловить много рыбы. Лицо у Тимошки было хмурое, от обиды ему хотелось плакать. Мальчик стоял неподвижно и совсем не замечал, что курица вытащила из его ведерка червяка. Он думал о своем...

Но вот прошло совсем немного времени, и малыш забыл о своей обиде. Он уже весело катается на своем трехколесном велосипедике и ждет отца и старшего брата с рыбалки.
Анализ сочинения

И это сочинение-рассказ, подобно двум предыдущим, носит ярко выраженный творческий характер. Почувствовать себя участником событий, переживать вместе с героем, строить диалоги, домысливать сюжет картины помогла его автору ситуативно-ролевая игра.

Каждый ученик старался придумать свою завязку, развязку действия, сочинить свои диалоги, отличные от тех, какие звучали на «сцене», В классе не было двух одинаковых работ, каждый хотел создать что-то свое, новое, интересное.


Самое обсуждаемое
Зимние олимпийские игры 1998 хоккей финал Зимние олимпийские игры 1998 хоккей финал
Начнем без шипулина. и без цветкова. результаты отбора на стартовые этапы кубка мира удивили. Шипулин поторопился и проиграл Начнем без шипулина. и без цветкова. результаты отбора на стартовые этапы кубка мира удивили. Шипулин поторопился и проиграл
Конспект НОД в старшей группе Конспект НОД в старшей группе "Зимние виды спорта" Нод развитие речи зимние виды спорта


top