Основы тактики борьбы с пожаром. Переносные средства борьбы с забортной водой Переносные средства борьбы с забортной водой

Основы тактики борьбы с пожаром. Переносные средства борьбы с забортной водой Переносные средства борьбы с забортной водой

13-ое упражнение. - По приказанию и без приказания откликаться в виду подозрительных явлений

Требовать знаний можно лишь от собаки обученной.

Команда: «отзовись».

Цель упражнения. - Для собак, на открытом воздухе не дающих голоса по команде, упражнение это служит как бы воспособительным; оно как бы приучает, совершенствует ее в умении давать голос с целью известить дрессировщика о подозрительном явлении, развивая сознательную работу собаки.

Способ обучения. Там, где собака часто искала и находила тебя, спрячь соломенную куклу. К ее руке прикрепи в 8 метров длины шнур, проведя его через кольцо по длине руки над куклой. Конец шнура выведи в направлении твоего прибытия с собакой. Собаку предварительно заставь дать голос в питомнике, в месте упражнения, в комнате и т. д. Отведи ее за 50–60 шагов от места, где спрятана кукла, сними ошейник и беги к ней. Собака последует за тобой и скоро найдет куклу, тогда скажи «голос» или «отзовись». Если собака окажется непонятливой, заставь ее подойти к спрятанному, поласкай ее, возьми за кончик шнурок, направь внимание собаки на куклу и начни медленно поднимать ее за правую руку. Вид куклы подействует на собаку раздражающе и вызовет лай, т. е., иными словами, собака даст голос. В награду поласкай ее, дай ей лакомства и, надев ошейник, отведи в другое место. Если же собака не будет реагировать и будет удивленно смотреть на куклу, то прикажи ей дать голос, словом «отзовись». Упражнение необходимо повторять, хотя бы собака научилась давать голос, отыскав куклу, без приказания.

39. Приказ - распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение.

Приказ может быть отдан в письменном виде, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Приказ, отданный в письменном виде, является основным распорядительным служебным документом (нормативным актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командиром воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры (начальники).

Обсуждение (критика) приказа недопустимо, а неисполнение приказа командира (начальника), отданного в установленном порядке, является преступлением против военной службы.

40. Приказание - форма доведения командиром (начальником) задач до подчиненных по частным вопросам. Приказание отдается в письменном виде или устно. Приказание, отданное в письменном виде, является распорядительным служебным документом, издаваемым начальником штаба (заместителем командира воинской части) от имени командира воинской части, помощником начальника гарнизона по организации гарнизонной службы (военным комендантом гарнизона) от имени начальника гарнизона.

(см. текст в предыдущей редакции)

41. Приказ (приказание) должен соответствовать федеральным законам, общевоинским уставам и приказам вышестоящих командиров (начальников). Отдавая приказ (приказание), командир (начальник) не должен допускать злоупотребления должностными полномочиями или их превышения.

Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания), не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации. Командиры (начальники), отдавшие такие приказы (приказания), привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказ формулируется ясно, кратко и четко без употребления формулировок, допускающих различные толкования.

42. Командир (начальник) перед отдачей приказа обязан всесторонне оценить обстановку и предусмотреть меры по обеспечению его выполнения.

Приказы отдаются в порядке подчиненности. При крайней необходимости старший начальник может отдать приказ подчиненному, минуя его непосредственного начальника. В таком случае он сообщает об этом непосредственному начальнику подчиненного или подчиненный сам докладывает о получении приказа своему непосредственному начальнику.

43. Приказ командира (начальника) должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок. Военнослужащий, получив приказ, отвечает: "Есть" - и затем выполняет его.

При необходимости убедиться в правильном понимании отданного им приказа командир (начальник) может потребовать его повторения, а военнослужащий, получивший приказ, - обратиться к командиру (начальнику) с просьбой повторить его.

Выполнив приказ, военнослужащий, несогласный с приказом, может его обжаловать.

О выполнении полученного приказа военнослужащий обязан доложить начальнику, отдавшему приказ, и своему непосредственному начальнику.

Подчиненный, не выполнивший приказ командира (начальника), отданный в установленном порядке, привлекается к уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

БОРЬБА С ВОДОЙ НА АВАРИЙНОМ СУДНЕ.

2.1. ОСНОВЫ ТАКТИКИ БОРЬБЫ С ВОДОЙ НА СУДНЕ.

Поступление забортной воды внутрь корпуса судна приводит к снижению запаса плавучести и, как правило, к уменьшению остойчивости, выходу из строя оборудования, не предназначенного для работы под водой. Поэтому необходимо предпринимать все меры для предотвращения поступления забортной воды.

В основу борьбы с водой на судне положена тактика борьбы за непотопляемость, которая определяет организацию, порядок действий, способы и приемы выполнения мероприятий по борьбе с водой, восстановлению остойчивости и запаса плавучести, спрямлению поврежденного судна.

При ведении борьбы за живучесть действия личного состава должны быть направлены на сохранение и восстановление непотопляемости судна.

Эффективность борьбы за непотопляемость обеспечивается:

Быстрыми и решительными действиями всего личного состава по ликвидации повреждений;

Концентрацией сил и средств на угрожаемом направлении по локализации аварии;

Сочетанием централизации руководства с инициативными действиями в аварийных помещениях;

Четким взаимодействием руководителей борьбы за непотопляемость.

Наибольшую угрозу гибели судна, оставшемуся на плаву, представляет дальнейшее распространение по нему воды (фильтрация и погружение надводного борта с пробоинами).

Поэтому, во всех случаях, первоочередной задачей в борьбе за непотопляемость являются мероприятия:

По прекращению распространения воды по судну;

Восстановление и поддержание непроницаемости и прочности переборок, палуб, заделка надводных пробоин;

Откачка фильтрационной воды и водоотлив.

Все эти мероприятия объединяются под названием «борьба с водой» .

Не следует тратить время и силы на бесплодные попытки удаления воды из затопленных отсеков, имеющих большие пробоины и на попытки их заделки.

Наоборот, удаление фильтрационной воды – это наиболее эффективное средство борьбы за сохранение остойчивости поврежденного судна.

Личный состав начинает борьбу с водой сразу по обнаружению повреждений и обязан выполнить действия без приказания.

Действия без приказания при поступлении воды в аварийный отсек:

Доложить на ходовой мостик о поступлении воды, а если это невозможно, в смежный отсек, с указанием источника и скорости затопления (быстро, медленно);

Заделывать повреждения всеми средствами для прекращения или ограничения поступления воды;

Загерметизировать помещение и перекрыть возможные пути распространения воды из него по судну;

Обследовать помещения для уточнения источника поступления воды, скорости и степени затопления, мест и характера повреждений корпуса;

Доложить о результатах обследования;

Прекратить подачу электрической энергии, пара и топлива на затапливаемые технические средства, не приспособленные для работы под водой. Под угрозой затопления могут оказаться и ГЭУ, и механизмы, обеспечивающие их работу. В этом случае останавливать их следует с разрешения капитана;

Приготовить к действию водоотливные и осушительные средства;

Приступить к заделке подводных пробоин.

Действия без приказания по аварийной тревоге в неаварийном отсеке:

Загерметизировать отсек и установить наблюдение за переборками, палубами, закрытиями;

Обследовать отсек, доложить;

заделать пробоина в надводном борту;

Приготовить водоотливные и осушительные средства;

Приготовить аварийно-спасательное имущество для своего отсека и для передачи в аварийное помещение;

Следить за возможным появлением воды, не допускать ее распространения из аварийного помещения;

Установить и поддерживать связь с личным составом аварийного отсека;

При необходимости поджать переборочные сальники валопроводов и отключить системы аварийного отсека, по которым возможно поступление воды;

При повреждении устанавливать подкрепления на корпусные конструкции.

Первичные мероприятия следует знать наизусть. Их отработка должна проводиться в ходе подготовки экипажа к борьбе за живучесть.

Действия экипажа по приказанию при борьбе с водой:

Включение водоотливных и осушительных средств;

Спуск фильтрационной воды в ниже расположенные помещения и перепуск в смежные помещения;

Изменение режима работы главных машин;

Перекачка жидких грузов;

Перемещение твердых грузов;

Обследование помещений в которых нет личного состава;

Разгерметизация помещений;

Передача аварийно-спасательного имущества на другие посты;

Затопление и осушение отсеков с целью восстановления остойчивости и спрямления судна;

Водолазные работы в отсеках и за бортом;

Аварийно-восстановительные и аварийно-спасательные работы.

Общий порядок ведения борьбы с водой:

Обнаружение поступления воды и оповещение об этом личного состава- - объявление аварийной тревоги;

обследование помещений для определения мест поступления воды, масштаба и характера повреждений корпуса, установление границ затопленного района – «разведка поступления воды»;

Создание рубежей по борьбе с водой (РОВ-1, РОВ-2) для прекращения поступления воды внутрь корпуса заделкой пробоин и другими способами, удаление воды за борт;

Заделка пробоин всеми имеющимися средствами;

Заделка надводных пробоин в наружной обшивке;

Спуск, перепуск и откачка фильтрационной воды;

Контроль за водой и недопущение ее распространение по судну;

Поддержание общей и местной прочности корпуса поврежденного судна, подкрепление поврежденных переборок и закрытий.

Мероприятия по борьбе с водой являются первичными по всего комплекса действий по борьбе за непотопляемость.

2.2. ЗАДЕЛКА ПРОБОИН АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫМ

ИМУЩЕСТВОМ.

2.1.1. Классификация пробоин.

Принята следующая классификация пробоин:

а) по расположению:

Надводные пробоины значительно выше ватерлинии;

Надводные пробоины вблизи ватерлинии;

Подводные пробоины.

б) по размерам:

Малые, в том числе иллюминаторы и шпигаты, площадью до

Средние – до 0,20-0,50 м2;

Большие, в т. ч. лазы, двери, горловины, площадью до 2,0 м2;

Очень большие, площадью более 2,0 м2.

в) по влиянию на непотопляемость:

Большие в подводной части – быстрое (в течение нескольких сек.

или мин.) затапливание отсеков;

Мелкие – фильтрация, медленное распространение воды, поврежде-

ние систем;

Нарушение непроницаемости палуб, переборок в надводной части

(снижение запаса плавучести).

Выбор средств и способов заделки сквозных повреждений в корпусе зависит от их размеров и характера, от расположения относительно ватерлинии и возможностей доступа к ним.

Заделка больших пробоин производится снаружи корпуса при отсутствии хода и сильного волнения моря. Для заделки применяются мягкие и жесткие пластыри.

2.2.2. Средства и способы заделки пробоин.

Мелкие пробоины круглой или близкой к ней формы могут заделываться сосновыми пробками. Пробку, обмотанную просмоленной куделью или ветошью с густотертым суриком, забивают кувалдой в отверстие (рис. 2.1.). Неплотности, оставшиеся после забивания пробок, устраняют конопаткой, в отдельных случаях возможно забивание более мелких пробок.

Суда снабжаются остроконечными пробками с тупыми концами, размеры их различны, наибольший диаметр – 200 мм.. При тренировках допускается отступление от общего правила – кудель не применяется, так как после многократной заделки пробоин кудель скапливается на фильтрах водоотливных средств и выводит их из строя.

Там где это возможно, круглую пробоину небольшого диаметра лучше заделать болтом с резиновыми прокладками и шайбой.

Рис. 2.1. Заделка пробоины сосновой пробкой:

1-пробка; 2-обмотка; 3-обшивка корпуса.

Разошедшиеся швы и небольшие трещины в обшивке корпуса и на переборках заделываются клиньями и куделью (рис. 2.2.).

Во избежание увеличения размеров трещин при заделке их клиньями концы трещин рекомендуется засверливать. Диаметр сверла 10-15 мм. Устранение фильтрации воды при заделке трещин достигается забивкой мелких клиньев, пробок и конопаткой куделью.

Многочисленные небольшие трещины, пулевые и осколочные пробоины, находящиеся близко одна от другой и не имеющие загнутых кромок вовнутрь отсека, заделываются подушкой с куделью и деревянными досками (рис. 2.3.).

Рис. 2.2. Заделка трещин клиньями:

1-клинья; 2-пробка; 3-кудель.

Пробоины диаметром от 35 до 100 мм, с высотой рваных кромок до 15 мм могут быть заделаны металлическим пластырем с прижимным болтом ПБ-1. Пластырь может быть поставлен одним человеком и не требует дополнительного крепления после установки. Пластырь ПБ-1 (рис. 2.4.) состоит из прижимного болта 1, с поворотной скобой 5, гайки с рукоятками 2, прижимного диска 3, резинового уплотнения 4 и спиральной пружины 6.

Рис. 2.3. Заделка пробоины подушкой с куделью:

1-обшивка; 2-подушка с куделью; 3,4-доски;

5-упор; 6-клинья; 7-фундамент механизма.

На судне пластырь хранится в постоянной готовности к использованию, в собранном виде, гайка с рукоятками должна находиться в верхней нарезной части прижимного болта. Для установки пластыря на пробоину поворотную

скобу вставляют в пробоину так, чтобы она выйдя за обшивку, повернулась под действием пружины перпендикулярно оси прижимного болта, затем, удерживая пластырь за болт, вращением гайки поджимают к обшивке корпуса резиновое уплотнение с прижимным диском до устранения течи воды. Протечки возможны из-за неровности корпуса в районе пробоины или из-за выхода кромки за резиновое уплотнение.

Рис.2.4. Пластырь металлический с прижимным болтом

ПБ-1: 1-прижимной болт; 2-гайка; 3-прижимной диск;

4-резиновое уплотнение; 5-поворотная скоба;

6-спиральная пружина.

Пластырь клапанный металлический (рис 2.5.) предназначен для заделки малых и средних пробоин как снаружи, так и изнутри отсека. Клапан состоит из коробчатого корпуса 1 с днищем, усиленным ребрами жесткости 2, и гнездом 3 со стопорной пружиной 4 для закрепления пяты раздвижного упора. После постановки на подводную пробоину пластырь самоуплотняется парусиновым клапаном 6, прикрепленным к корпусу металлическими планками на винтах. Кромка парусинового клапана выступает как вовнутрь, так и наружу корпуса пластыря (рис.2.6.).

Благодаря этому, уплотнение пластыря обеспечивается гидростатическим давлением забортной воды независимо от того, поставлен пластырь снаружи корпуса судна или изнутри отсека. Для крепления пластыря на подкильных концах имеются рымы 7 (рис.2.5), а под заглушками 5 имеются патрубки, в которые могут быть вставлены крючковые болты. Так же для заделки пробоины пластырь может прижиматься к корпусу раздвижным упором или струбциной. Металлические пластыри применяются двух размеров: 75х250х350 мм и 100х400х600 мм.

Рис.2.5. Пластырь металлический клапанный:

1-коробчатый корпус; 2-ребра жесткости;

3-гнездо для упора; 4-стопорная пружина;

5-патрубок с заглушкой; 6-парусиновый

клапан; 7-рымы.

Рис.2.6. Схема работы парусинового Рис.2.7. Деревянный коробчатый

пластыря: а -при постановке снаружи пластырь: 1-щит пластыря; 2-стенка

судна; б - при постановке изнутри судна; коробки; 3-валик из промасленной

1-шкот; 2-упор. Кудели; 4-парусина.

Деревянные пластыри с мягкими бортами предназначаются для заделки малых и средних пробоин на плоских или имеющих незначительную кривизну участках обшивки. Прочность и жесткость пластыря обеспечиваются двумя слоями сосновых досок, стыки которых в слоях взаимно перпендикулярны. Прослойка из парусины придает пластырю водонепроницаемость. Припуски прослойки используются для создания мягких бортов, заполненных просмоленной куделью. Слои досок скрепляются между собой гвоздями.

При постановке пластыря мягкие борта обеспечивают плотное его прилегание к корпусу. В местах возможных неплотностей фильтрацию воды устраняют подбивкой в щели просмоленной кудели. Заусенцы, мешающие установке пластыря, отрубают кузнечным зубилом, срезают электрорезкой или отгибают с помощью кувалды. Если заусенцы убрать не удается, то пробоину можно заделать специально изготовленным деревянным коробчатым пластырем (рис. 2.7).

Пластыри, установленные на пробоины, крепят к борту раздвижными металлическими упорами (рис. 2.8), деревянными брусьями (рис. 2.9), болтом с откидной скобой (рис. 2.10), крючковыми болтами (рис. 2.11), универсальной струбциной (рис. 2.12), тросом (рис. 2.13) иди на подкильных концах (рис.2.14). На суда поставляются пластыри с мягкими бортами двух размеров: 55х250х250 мм и 125х400х600 мм.

Рис. 2.8. Раздвижной металлический упор: 1-подпятник; 2-круглая

гайка; 3-рукоятка; 4-штырь (чека); 5-наружная трубка;

6-внутренняя трубка; 7-шарнир; 8-подпятник.

Рис. 2.9. Крепление пластыря с помощью Рис. 2.10. Крепление пластыря

деревянных брусьев: 1-обшивка; 2-пластырь; болтом с откидной скобой: 1-обшивка;

3-доска; 4-брус; 5-клин; 6-доска; 7-строитель- 2-откидная скоба; 3-болт; 4-гайка с

ная скоба; 8-люк; 9-палуба. рукоятками; 5-пластырь.

Рис. 2.11. Крепление пластыря крючковым болтом: а –за кромку пробоины;

б –с помощью поперечины; 1-обшивка; 2-пластырь; 3-крючковый

болт; 4-гайка с рукоятками; 5-поперечина.

Рис 2.12. Крепление пластыря с помощью универсальной

струбцины: 1-струбцина; 2-пластырь; 3-деревянная

Рис. 2.13. Крепление пластыря тросом: 1-пластырь;

2-обшивка; 3-поперечина; 4-трос.

Рис. 2.14. Установка пластыря на подкильных концах:

1-обшивка; 2-пластырь; 3-подкильный конец

4-шкоты; 5-тали.

Брусья сосновые предназначены для крепления пластырей и других заделок, а также для подкрепления переборок, люков и других судовых конструкций. На судах применяются брусья, имеющие такие технические данные (табл.2.1).

Таблица 2.1

Брус, пригнанный по месту установки, называется упором. Для закрепления пластыря или подкрепления судовой конструкции необходимо один конец упора разместить по центру пластыря (люка или двери), а другой упереть в прочную часть набора корпуса. Для более равномерного распределения нагрузки под концы бруса подкладываются доски. Под один из концов бруса подкладываются клинья, которыми достигается расклинка бруса. Клинья вбиваются попарно синхронными ударами кувалд. При фактической заделке пробоины на судах расклиненный брус фиксируется гвоздями или строительными скобами.

Раздвижные металлические упоры ускоряют и облегчают заделку пробоин за счет того, что их не нужно пилить, подгонять по месту и расклинивать. Операция подкрепления выполняется так: подпятник наружной трубы упирают в какую-либо прочную конструкцию, внутреннюю трубу выдвигают из наружной с таким расчетом, чтобы ее подпятник подошел к пластырю, затем в ближайший овальный вырез внутренней трубы вставляют штырь и, вращая гайку, прижимают пластырь к пробоине. Раздвижные упоры применяются четырех модификаций (табл. 2.2).

Таблица 2.2

При проверке готовности упора к использованию следует обратить внимание на комплектность деталей, особенно штыря, на свободность хода гайки по всей нарезной части, на легкость хода внутренней трубы в наружной и на отсутствие заеданий в шаровых сочленениях. При размещении упора на БП гайка должна быть внизу.

Там где нет возможности установить упор, для крепления пластыря используют универсальную струбцину. Универсальные струбцины бывают с захватами для шпангоутов углового и бульбового профиля (рис. 2.15). Струбцина представляет собой балку, состоящую из двух швеллеров 1, соединенных между собой планками и болтами 3. Захваты 4 свободно передвигаются вдоль балки и фиксируются в определенном положении стопорными винтами. Также перемещаются гайка-ползун 5 с прижимным болтом 6, который имеет с одного конца подпятник 7 для упора в пластырь, а с другого – рукоятку 2 для вращения винта.

Рис.2.15. Универсальная струбцина: а – струбцина с угловыми захватами;

б - захват для шпангоутов бульбового профиля; 1-швеллер;

2-рукоятка; 3-болт; 4-съемный захват; 5-гайка-ползун;

6-прижимной винт; 7-подпятник.

При использовании струбцины захваты заводят за шпангоуты и прижимают винтом пластырь к обшивке.

Крепление пластыря с помощью крючковых болтов и болта с откидной скобой требует засверливания пластыря и поэтому применяется редко.

Большие пробоины площадью более 0,2 м2 не могут быть заделаны изнутри судна по причине воздействия на пластырь значительных сил гидростатического давления. Отсеки с большими пробоинами затапливаются водой за считанные секунды, поэтому заделывать такие пробоины приходится с внешней стороны борта при отсутствии расхода воды через пробоину.

Для временной заделки больших пробоин в различных местах корпуса судна, в том числе и со сложными очертаниями обшивки, предназначен кольчужный пластырь (рис. 2.16). Он является наиболее прочным из всех мяг-

Рис. 2.16. Пластырь кольчужный: 1-коуш; 2-ликтрос пластыря;

3-ликтрос сетки; 4-парусиновые шайбы; 5-колцо сетки.

ких пластырей и представляет собой сетку-кольчугу из стального гибкого троса диаметром 9 мм, обшитую с каждой стороны двумя слоями парусины. Внутрь каждой ячейки вставлены тройные парусиновые шайбы, через которые пластырь простегивается насквозь. Сетка-кольчуга препятствует вдавливанию парусины внутрь пробоины давлением воды. Масса пластыря 90 кг, длина и ширина – 3 м. Для учебных целей может использоваться облегченный пластырь.

Схема постановки пластыря представлена на рис.2.17.

Силами личного состава специально для заделки большой пробоины может быть изготовлен деревянный пластырь с мягкими бортами , размеры которого будут определяться конкретной пробоиной. На очень большие пробоины при отсутствии доков силами аварийно-спасательной службы могут устанавливаться кессоны (рис. 2.18).

Рис. 2.17. Схема постановки мягкого пластыря.

Рис. 2.18. Постановка бортового кессона: 1-кессон; 2-мягкие

подушки; 3-прижимные концы.

С помощью бетонирования можно не только устранить водотечность корпуса, но частично восстановить и местную прочность в районе повреждения корпуса. Бетонированием можно заделывать пробоины изнутри отсека в днище или скуловой части корпуса. Бетон плохо переносит вибрацию и обладает малым сопротивлением растяжению. Нужно стремиться бетонировать в сухом отсеке, поскольку подводное бетонирование труднее и менее надежно.

На схватывание глиноземного цемента нужно 8 ч, портланд-цемента – 12 ч, а достаточную прочность бетон приобретает только через 2-3 суток. При заделке бетонированием на пробоину предварительно ставят пластырь и осушают отсек. Место вокруг пробоины тщательно очищают от краски, грязи, ржавчины и от нефтепродуктов. На пробоину устанавливается опалубка из деревянных досок (рис. 2.19) и готовится бетонный раствор. Для предотвращения размыва бетона фильтрационную воду от пробоины отводят через водоотливные трубки. Внутрь опалубки укладывают бетон толщиной 150-200 мм, когда он затвердеет, водоотливные трубки забиваются пробками.

Рис. 2.19. Бетонирование пробоины: 1-бетон; 2-внутренняя опалубка;

3-наружная опалубка; 4-брус; 5-водоотливная трубка;

6-пластырь.

Повреждения в неметаллических корпусах заделываются аналогичным образом, но использование клиньев и пробок для заделки трещин и мелких пробоин не рекомендуется, так как это может привести к дальнейшему разрушению корпуса. Мелкие пробоины в деревянном корпусе можно заделывать заплатами из жести или фанеры, под которые подкладывают просуриченную парусину. Заплаты и деревянные пластыри допускается прибивать гвоздями к деревянному корпусу.

На судах штатные аварийные брусья, доски, клинья, пробки должны иметь светло-серый цвет окраски, а раздвижные упоры и аварийный инструмент – красный, рабочие части не окрашиваются, а смазываются консистентной смазкой.

Переносные средства борьбы с забортной водой.

Переносные средства водоотлива используются на судах при поступлениях небольших количеств забортной воды или после заделки пробоин. Особенно они эффективны при удалении фильтрационной воды, в том числе и при тушении пожара. Как правило, на судах используются водоотливные мотонасосы, электронасосы и водоструйные эжекторы.

Переносные водоотливные мотонасосы НОБ-220/8 иНОБ-70/7 имеют

Рассматриваемые мотонасосы представляют собой автономные водоотливные агрегаты, состоящие из смонтированных на одной жесткой раме самовсасывающего одноступенчатого центробежного насоса и приводного карбюраторного четырехтактного двигателя. У мотонасосов НОБ-220/8 установлен четырехцилиндровый двигатель марки 408 («Москвич»), у НОБ-70/7 – двухцилиндровый двигатель УД-2 с воздушным охлаждением.

Засасывание воды в период пуска обоих насосов происходит за счет рециркуляции первоначально залитой в корпус насоса воды.

Перед пуском мотонасос следует установить как можно ближе к уровню воды. При установке мотонасоса в помещении во избежание отравления личного состава к глушителю присоединяют гибкий металлический рукав для отвода за борт выпускных газов.

Переносные погружные электронасосы имеют следующие характеристики (табл. 2.4).

Таблица 2.4

Погружные переносные электронасосы представляют собой одноступенчатые центробежные насосы, смонтированные заодно с электродвигателями. Приспособлены для работы под водой ВПЭН-1 и ЭСН-1/11 с приемными рукавами могут работать и над водой. Электропитание к насосам подают по кабелям от силовой сети.

Во время работы электронасоса необходимо следить за бесперебойной откачкой воды. В случае прекращения подачи воды насос останавливают. Перед работой в надводном положении насос с приемным рукавом заливают водой, затем присоединяют отливной рукав и только после этого запускают насос. При таком варианте работы температура корпуса насоса не должна превышать 70 град. С. Использовать погружные электронасосы для откачки горячей воды, масла, керосина и бензина запрещается.

Переносные водоотливные эжекторы ВЭЖ-П25, ВЭЖ-П63, ВЭЖ-140/10 и ВЭЖ-19, применяемые на судах, имеют следующие характеристики (табл. 2.5).

Таблица 2.5

Переносные водоотливные эжекторы работают при подаче рабочей воды от системы водяного пожаротушения. К эжекторам ВЭЖ-П25 и ВЭЖ-П63 присоединяют выкидные рукава от пожарных рожков, приемные и отливные рукава. Сами эжекторы во время работы находятся выше уровня откачиваемой воды (лежат на палубе), и вода засасывается по приемному рукаву.

При отсутствии давления в противопожарной водяной системе рабочую воду на эжекторы можно подавать от переносного мотонасоса НПБ-40/7.

Для непрерывной работы переносных водоструйных эжекторов необходимы правильное положение сопел, герметичность соединений на всасывающем шланге, достаточное давление рабочей воды – не ниже 6 кгс/см2 (0,6 МПа) и чистота приемных сеток. Подача рабочей воды меньшего давления приводит к затоплению осушаемого отсека.

Эжекторы ВЭЖ-149,10 и ВЭЖ-19 работают только в погруженном состоянии и при подаче воды давлением соответственно не менее 1 и 1,5 МПа (10-15 кгс/см2).

Эффективность борьбы с пожаром зависит от места нахождения очага пожара, конструктивных особенностей судна, вида горящего материала, количества членов экипажа и комплектности, состава противопожарного оборудования и качества.

Чтобы выполнить эффективные действия в борьбе с пожаром, необходима точная согласованность действий, которая отрабатывается в процессе систематических учений и тренировок, специально подготовленными для этого матросами, на конкретном судне.

Тактика борьбы с пожарами определяет организацию, порядок действий, способы и приемы их тушения с учетом имеемых сил, средств и конкретной обстановки.

Капитан судна и командный состав будут всегда готовы принять решение по тактике борьбы с пожаром, если хорошо будут знать конструктивные особенности своего судна и возможности, если заранее ознакомятся со свойствами перевозимого груза и обеспечат систематический контроль его критических характеристик.

При оценке ситуации основная опасность – это недостаточная оценка угрожающей опасности, это частично из-за недостаточной информации. Поэтому большую роль играет постоянная связь между тушащими пожар и руководителем.

Надёжная связь позволяет избежать паники, своевременно направить в место пожара дополнительные средства и силы, корректировать членов экипажа и пассажиров, принять наиболее эффективные решения относительно дальнейших действий.

Без достоверной и достаточной информации нельзя принять решения о подготовке атаки на пожар.

Организацию борьбы с пожаром на судне определяют основные руководящие документы, регламентирующие борьбу за живучесть.

Порядок действий при возникновении пожара: обнаружение, оповещение личного состава, объявление аварийной тревоги, локализация, создание рубежей обороны, разведка, оценка обстановки и принятие решений, подавление, борьба с дымом и токсичными газами, удаление воды, контроль после пожара, действия по приказанию. На атаку на пожар надо смотреть как проявление концентрированного опыта, знаний и разумного риска. Специалисты разделяют два типа атак: прямую и косвенную. Прямая атака применяется, когда пожарные приближаются к очагу пожара и направляют огнетушительное средство прямо в очаг пожара. Косвенная атака применяется в ситуации, когда пожарные не могут приблизиться к очагу пожара, а все силы направлены на локализацию пожара. Пожарную атаку выполняют матросы прошедшие специальную подготовку, в том числе и на тренажёрах.

На атаку на пожар надо смотреть как проявление концентрированного опыта, знаний и разумного риска. Специалисты разделяют два типа атак: прямую и косвенную. Прямая атака применяется, когда пожарные приближаются к очагу пожара и направляют огнетушительное средство прямо в очаг пожара. Косвенная атака применяется в ситуации, когда пожарные не могут приблизиться к очагу пожара, а все силы направлены на локализацию пожара.


1.5.1. РУКОВОДСТВО ТУШЕНИЕМ ПОЖАРА.

Если пожар возник в помещении, где находится личный состав, то руководство его тушением осуществляет старший, в районе которого возник пожар. Личный состав аварийного и смежных с ним помещений выполняет "ДЕЙСТВИЯ БЕЗ ПРИКАЗАНИЯ" , первичные мероприятия по борьбе с пожаром, "ДЕЙСТВИЯ ПО ПРИКАЗАНИЮ" . Непосредственное руководство действиями экипажа по борьбе с пожаром обеспечивает старший помощник капитана .

Помощник капитан по пожарной части непосредственно руководит пожарными группами, действуя в соответствии с указаниями капитана или старшего помощника.

Старший механик при пожаре в энергетических отсеках обязан доложить на мостик предложения по использованию главной энергетической установки судна и о возможностях энергоснабжения основных потребителей.

ПОЖАРЫ, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ТУШЕНИЯ.

1. Борьба экипажа с пожарами на судах должна проводиться в соответствии с оперативно-тактическими картами и планами пожаротушения под руководством капитана и включать следующие действия:

Ø обнаружение пожара и выявление его места и размеров;

Ø ограничение распространения пожара;

Ø предупреждение возможных при пожаре взрывов;

Ø ликвидация пожара и его последствий.

2. После получения сигнала или доклада о пожаре вахтенный помощник капитана обязан немедленно объявить общесудовую тревогу по борьбе с пожаром, по сигналу которой экипаж судна должен действовать в соответствии с Расписанием по тревогам.

3. По сигналу общесудовой тревоги по борьбе с пожаром начальники аварийных партий (групп) обязаны:

Ø прибыть в район пожара и немедленно приступить к его тушению;

Ø установить место и размеры пожара;

Ø выделить необходимое количество людей в дыхательных изолирующих аппаратах и средствах для тушения пожара и работы в задымленных отсеках;

Ø обеспечить вынос из охваченных огнем или задымленных помещений пострадавших и оказать им первую медицинскую помощь;

Ø организовать осмотр отсеков и помещений, смежных с аварийным, и при необходимости обеспечить охлаждение переборок водой;

Ø доложить на ГКП о результатах осмотра и действиях аварийной партии.

4. Лица судового экипажа, направляемые в задымленные и горящие помещения, должны быть снабжены снаряжением пожарного. Использование фильтрующих дыхательных аппаратов в задымленных и горящих помещениях запрещается.

6. Для охлаждения помещений, в которые проникают испарения горючих материалов, и обеспечения безопасности прохода людей через них на пожарных стволах должны применяться распылительные насадки.

7. Тушение пожара рекомендуется осуществлять в следующем порядке: прекратить доступ горючих веществ в очаг пожара, изолировать очаг пожара от доступа воздуха, охладить горючие вещества до температуры ниже температуры воспламенения их газов.

8. На судах применяются поверхностный и объемный способы тушения пожара. При поверхностном способе изоляция поверхности горящего вещества от доступа воздуха осуществляется с помощью огнегасительных средств, а при объемном - прекращением доступа воздуха в помещение или введением в него веществ, не поддерживающих или прекращающих горение.

В качестве огнегасительных веществ при поверхностном способе используются вода, химическая и воздушно механическая пена, при объемном способе применяются СО 2 , пар, легкоиспаряющиеся жидкости.

9. Вода применяется при тушении пожаров практически во всех случаях, за исключением тушения горящих металлов (алюминий, магний, цинк, натрий), электрооборудования, находящегося под напряжением, карбида и других химикатов. При тушении горящего угля, древесины и особенно волокнистых материалов наибольший эффект достигается за счет прибавления к воде смачивателей. В мелко распыленном виде воду можно применять при тушении нефтепродуктов.

10. При тушении пожара водой необходимо учитывать:

Ø влияние скапливающейся воды в отсеках на остойчивость и запас плавучести судна;

Ø вредное воздействие воды на электрооборудование;

Ø образование удушливого и опасного для жизни людей газа при попадании воды в кислоту;

Ø порчу пищевых продуктов.

11. Водяной пар применяется главным образом для тушения пожара в малодоступных и закрытых отсеках, помещениях, трюмах, танках (цистернах) и т. п.

12. Пена - эффективное средство для тушения горючих, нерастворимых в воде жидкостей (бензина, керосина, нефти, мазута, солярки, масел, жиров), рыбной муки. Пеной, образованной на морской воде, можно тушить все виды пожаров, за исключением находящегося под напряжением электрооборудования и металлов.

13. При тушении горючих и растворимых в воде жидкостей (ацетона, спирта, глицерина, гликоля и др.) наибольший эффект дает химическая пена на основе омыленного пеногенераторного порошка. Для тушения этих жидкостей можно использовать также химическую пену, получаемую на основе обыкновенного пенопорошка, но при этом следует увеличить интенсивность ее подачи. Для тушения горящих нефтепродуктов применяется любая пена, однако наибольший эффект достигается при использовании химической.

14. При тушении горящих жидкостей внутри отсека струя пены должна подаваться как можно горизонтальние и равномернее в направлении от края горящей жидкости к центру. При тушении горящих вертикальных поверхностей пену следует подавать в верхнюю часть очага пожара. Одновременное использование воды и пены для тушения пожара не рекомендуется, так как вода разрушает пену.

15. Углекислота применяется на судах для тушения большинства горящих веществ в трюмах, танках (цистернах) и в других малодоступных и поддающихся герметизации помещениях. Углекислота неэлектропроводна и не портит грузы при контакте с ними. Она может быть использована для тушения находящегося под напряжением электрооборудования и горящих металлов как сдерживающее горение средство. Тушению углекислотой не поддаются вещества, способные гореть в инертной среде (кинолента и др.). Одновременное использование углекислоты и водяного пара для тушения пожара в одном отсеке (помещении) не рекомендуется, так как ведёт к нейтрализации действия углекислоты.

16. Перед пуском углекислоты в помещение или отсек должен быть подан сигнал о запуске установки, выведены из помещения все люди, остановлены механизмы и произведена полная его герметизация.

17. Для ликвидации небольших очагов пожара следует применять кошму, асбестовые и парусиновые покрывала, песок.

18. При тушении пожара надлежит учитывать:

Ø возникновение угрозы отравления людей газами, особенно при тушении химикатов;

Ø возможность проникновения ядовитых и отравляющих газов в соседние помещения;

Ø отсутствие примеси пара в дыму при тушении пожара водой (вода не достигает очага пожара).

19. Для тушения пожаров в жилых и служебных помещениях в основном следует применять системы водотушения, а при необходимости - пенотушения. Для тушения пожаров в труднодоступных помещениях судна, где нет людей, можно использовать пар, углекислотные переносные баллоны, огнетушители и бромэтиловые составы. Использование паротушения, жидкостного тушения и газотушения в жилых и служебных помещениях при нахождении в них людей запрещается.

20. При пожаре в жилых и служебных помещениях для предотвращения усиления горения и распространения огня рекомендуется не открывать двери, а пожарные стволы подавать через иллюминаторы или специально пробиваемые для этой цели отверстия.

21. Для тушения наружного огня необходимо:

Ø по возможности развернуть судно так, чтобы огонь относило в сторону от других конструкций, грузов и материалов, находящихся вблизи района пожара;

Ø подавать на очаг пожара наибольшее количество струй воды, по возможности с наветренного борта;

Ø охлаждать водой находящиеся вблизи огня горючие конструкции, грузы и материалы;

Ø вести наблюдение за смежными с районами пожара помещениями;

Ø сбить за борт струями воды разлившиеся горящие нефтепродукты, если их не удается погасить.

22. Тушение пожаров в загруженных трюмах представляет особую сложность, так как доступ к очагу пожара бывает практически ограничен или невозможен. При определении способа тушения таких пожаров и выборе огнегасительных средств необходимо учитывать физико-химические свойства груза, расположение его в трюме и смежных с ним помещениях, а также возможность герметизации люковых закрытий и надежность закрытия трюмной вентиляции.

23. При возникновении пожара в загруженных трюмах надлежит:

Ø прекратить грузовые операции;

Ø произвести полную герметизацию трюмов;

Ø включить стационарную систему пожаротушения (паротушение, жидкостное тушение, газотушение) данного отсека;

Ø вести наблюдение за переборками со стороны смежных отсеков и помещений;

Ø производить охлаждение забортной водой палуб, переборок и других конструкций, расположенных вблизи пожара и в районе трюмов, загруженных огнеопасными грузами;

Ø производить при необходимости разгрузку смежных трюмов, не охваченных пожаром.

24. В особо тяжелых случаях, когда не представляется возможным ликвидировать пожар с помощью имеющихся на судне огнегасительных средств, следует затопить трюм. При этом необходимо учитывать:

Ø влияние принимаемой воды в трюм (отсек) на остойчивость и запас плавучести судна;

Ø возможность всплытия горящего груза под палубу;

Ø увеличение объема (разбухание) некоторых грузов.

25. При горении в грузовых трюмах волокнистых газов и гофрированной картонной тары необходимо заполнить трюмы эффективными огнегасительными средствами (высокократной воздушно-механической пеной и др.). Тушение самовозгорающихся веществ (рыбная мука, рыбные отходы, ветошь промасленная и др.) должно производиться пеной, а в закрытых помещениях - инертными газами, водяным паром и высокократной пеной.

26. При выборе огнегасительных средств для тушения пожаров в трюмах необходимо учитывать следующее:

Ø большинство перевозимых на судах грузов портится от воды, пены и пара, поэтому предпочтительнее применять углекислоту и инертные газы или химические жидкостные бромэтиловые составы;

Ø при возгорании волокнистых материалов следует использовать любые огнегасительные средства для объемного способа тушения, так как в этом случае происходит очень быстрое распространение пламени по поверхности;

Ø в трюмах, загруженных материалами, выделяющими при горении газ, применять пар чрезвычайно опасно;

Ø в трюмах, содержащих груз в ящиках и бочках, для тушения пожара может быть использован пар, если имеется возможность его проникновения в штабеля.

27. При пожаре в грузовом танке, загруженном нефтепродуктами, надлежит:

Ø немедленно прекратить грузовые операции, закрыть клапаны трубопроводов и отсоединить грузовые шланги;

Ø произвести герметизацию танков;

Ø включить стационарную систему пожаротушения, предусмотренную для данного танка;

Ø усилить наблюдение за переборками со стороны смежных отсеков и помещений судна;

Ø охладить забортной водой палубы, переборки и другие конструкции в районе пожара, а также танки содержащие нефтепродукты и газы.

28. При использовании пены для тушения жидких горючих грузов, нерастворимых в воде, надо иметь в виду, что выделяемые при их горении пары могут прорвать слой пены и воспламениться, поэтому наряду с пенотушением необходимо применять пар, углекислоту и инертные газы.

29. При пожаре в насосном отделении необходимо:

Ø немедленно прекратить грузовые операции и закрыть клапаны трубопроводов;

Ø вывести из действия механизмы насосного отделения и отключить их электропитание, отсоединить грузовые шланги;

Ø произвести полную герметизацию помещений и выключить вентиляцию;

Ø включить стационарную систему пожаротушения;

Ø усилить наблюдение за переборками со стороны смежных отсеков и помещений и при необходимости охладить переборки водой из пожарных рукавов.

30. Для тушения небольших пожаров в помещении грузовых насосов могут быть использованы местные и переносные пенные и углекислотные установки и огнетушители.

31. Для тушения пожара в машинно-котельном отделении необходимо использовать в первую очередь огнетушители, местные и переносные пенные и углекислотные установки, а также водо-пожарную систему, имеющую стволы с распылительными насадками. Если пожар этими средствами погасить не удается или обнаружено возгорание под пайолами, надлежит применять стационарные системы пожаротушения.

32. При пожаре в рефрижераторном отделении, когда в результате повышения температуры возрастает давление в сосудах и аппаратах, а предохранительные клапаны не срабатывают, во избежание взрыва необходимо произвести аварийный выпуск аммиака из всей системы рефрижераторной установки.

33. Перед включением стационарных систем пожаротушения в МКО следует:

Ø прекратить подачу топлива к механизмам и вывести их из действия;

Ø произвести герметизацию отделения и выключить вентиляцию;

Ø подать сигнал о запуске стационарных систем пожаротушения и вывести из отделения всех людей;

Ø одновременно с пуском указанных систем необходимо охлаждать водой переборки и палубы всех помещений, смежных с аварийным.

34. Стационарные углекислотные, химические, жидкостные и другие имеющиеся на судне системы пожаротушения включаются только с разрешения капитана судна и по указанию главного (старшего) механика. В случаях не терпящих отлагательства и не позволяющих в создавшейся обстановке получить разрешение капитана судна, команда о включении стационарных систем пожаротушения может быть дана непосредственно главным (старшим) механиком судна или в его отсутствие вахтенным механиком, о чем следует немедленно доложить вахтенному помощнику капитана.

35. Перед тушением находящегося под напряжением горящего электрооборудования необходимо как можно быстрее его обесточить.

36. Если напряжение сразу же снять не удалось, для тушения горящего электрооборудования, находящегося под напряжением, следует использовать сухие углекислотные и аэрозольные огнетушители, воздушно-механическую пену, приготовленную на пресной воде, и асбестовые коврики. Применение других огнегасительных средств запрещается.

37. Лица, участвующие в тушении горящего электрооборудования, находящегося под напряжением, должны работать в диэлектрических перчатках, а также ботах или галошах и по возможности находиться на резиновых ковриках.

38. Если горящее электрооборудование обесточено, то его можно тушить помощью любых огнегасительных средств. Однако во избежание порчи рекомендуется тушить по возможности углекислотой, а при ее отсутствии - воздушно механической пеной, приготовленной на пресной воде, или пресной водой. При этом необходимо учитывать следующее:

Ø углекислота не влияет на снижение сопротивления изоляции электрооборудования;

Ø воздушно-механическая пена и пресная вода снижают сопротивление изоляции, поэтому после их применения электрооборудование требует просушки;

Ø при применении морской воды или химической пены электрооборудование может быть выведено из строя.

39. Горящее жидкое топливо следует тушить бромэтиловыми составами, паром или углекислотой, используя для этого стационарные системы пожаротушения. Для предупреждения пожара и взрыва в соседних помещениях туда следует подавать бромэтиловые составы, пар или углекислоту.

40. При возгорании жидкого топлива в закрытых хранилищах выделяющиеся горючие газы в смеси с воздухом могут образовывать взрывоопасные концентрации. О наличии в помещении опасной концентрации горючих смесей надлежит доложить капитану судна.

41. Для предотвращения взрывов горючих газов и паров необходимо:

Ø принять меры по ограничению распространения газов и паров в другие помещения;

Ø с разрешения капитана отключить электропитание сетей в зоне скопления горючих газов и паров;

Ø принять все возможные меры (искусственная вентиляция, разбавление инертными газами, охлаждение и т.п.) по устранению взрывоопасной концентрации горючих смесей.

42. При горении топлива у борта судна необходимо:

Ø вывести судно из опасного района, по возможности против ветра и течения;

Ø отгонять горящее топливо от борта сплошными водяными струями из пожарных стволов под углом 30…40° к поверхности воды по границам жидкостей, сжимая очаг пожара;

Ø применять пенотушение для покрытия поверхности забортной воды угрожающих судну местах;

Ø охлаждать корпус в угрожающих судну местах водяными струями.

43. При тушении горящего угля в трюмах, угольных бункерах и ямах необходимо подавать в очаг пожара воду пожарными шлангами с отсоединенными стволами.

44. Лица, участвующие в тушении горящего угля в трюмах, угольных бункерах и ямах, должны работать в дыхательных изолирующих аппаратах, иметь при себе предохранительные тросы, при необходимости быть одетыми в термостойкие костюмы и должны знать условные сигналы, приведенные ниже.

45. При тушении горящего угля в трюмах, угольных бункерах и ямах применять углекислоту и водяной пар не рекомендуется.

46. Во время тушения пожара необходимо принять меры по борьбе с дымом, используя для этого переносные дымососы и, если возможно, стационарные вытяжные вентиляторы. При этом необходимо учитывать, что приток чистого воздуха способствует горению. При объемном способе тушения пожара производить вентиляцию помещения запрещается.


Самое обсуждаемое
Зимние олимпийские игры 1998 хоккей финал Зимние олимпийские игры 1998 хоккей финал
Начнем без шипулина. и без цветкова. результаты отбора на стартовые этапы кубка мира удивили. Шипулин поторопился и проиграл Начнем без шипулина. и без цветкова. результаты отбора на стартовые этапы кубка мира удивили. Шипулин поторопился и проиграл
Конспект НОД в старшей группе Конспект НОД в старшей группе "Зимние виды спорта" Нод развитие речи зимние виды спорта


top