Техника выполнения удара в волейболе. Прямой нападающий удар. Атакующий удар с задней линии

Техника выполнения удара в волейболе. Прямой нападающий удар. Атакующий удар с задней линии

Нападающие удары.

Технический прием атаки, состоящий в перебивании одной рукой мяча, находящегося выше верхнего края сетки, на сторону противника, называется нападающим ударом. Скорость полета мяча зависит от удара: чем сильнее удар, тем больше скорость, следовательно, его труднее принять. По технике выполнения, различают прямой нападающий удар и боковой. И тот и другой могут быть выполнены в прыжке с места или с разбега. По скорости полета мяча различают: 1) Силовые(скоростные); 2) Кистевые(ускоренные); 3) Обманные(медленные).

Прямой нападающий удар. Длина разбега колеблется от 2 до 4 м и состоит из 2 – 4 шагов. Первый шаг короткий, выполняется мягко, как бы крадучись, последний шаг длинный, выполняется в виде скачка. Прямая нога выносится вперед и ставится на пятку, в след за этим быстро приставляется другая нога. Туловище слегка отклоняется назад, руки внизу –сзади. Вместе с перекатом на носки ноги выпрямляются и выполняется прыжок:бьющая рука взмахом по кратчайшему пути поднимается над плечом.

Рис. 12 Прямой нападающий удар.

В прыжке плечи и бьющая рука отводится назад, туловище прогибается(рис.12). С этого момента начинается выполнение собственно нападающего удара. Первое движении – выведение впер локтя бьющей руки. Бьющая рука, разгибаясь в локтевом суставе, начинает движение вперед и акцентированным движением кистью ударят по мячу. Пальцы кисти в момент удара плотно сжаты, мяч находится несколько впереди игрока. Приземление после удара выполняются на согнутые ноги с опущенными руками, что дает игроку возможность быстро начать перемещение в нужном направлении или выполнить повторный прыжок для блокировки.


Рис. 13 Боковой нападающий удар.

Боковой нападающий удар (рис.13) выполняется после широкого через сторону замаха бьющей рукой. Изменяя движения руки и кисти, можно выполнять также нападающие удары с переводом мяча вправо и влево .

Удар c переводом вправо или влево. Бывают с поворотом туловища и без. Удары с поворотом туловища выполняются также как и прямой, но с незначительным поворотом туловища в сторону удара и удар по мячу наносится сверху-сзади-справа. При переводе вправо туловище начинает моментальный поворот после отрыва от земли, далее его порядком при наклоняют влево, а плечо отводят от сетки.А при ударе без поворота туловища основную роль играет удар по мячу кистью.(рис.14) .

Трудно найти физическое упражнение, подобное напа­дающему удару в волейболе, которое включало бы в себя бег, прыжок и метание. При кажущейся простоте всего комплекса движений волейболиста, идущего в атаку, координация его движений весьма сложна, хотя в силу естественности движений, привычных человеку, волейболист этого не замечает. В правильной координации движений таится значительный резерв повышения мастерства нападающего.

Бытует мнение, что при напрыгивании вперед следует выносить так называемую толчковую ногу. Это неверно. Толчковая нога - это выражение чисто условное. Оно идет от привычки считать сильнейшей ту ногу, которой привычно отталкиваться. На самом деле возможности обеих ног одинаковы. Это, кстати, подтверждается тем, что квалифицированные легкоатлеты-многоборцы, прыгая в высоту, отталкиваются одной ногой, а в длину - другой.
Игроки, у которых более ловкая рука правая, чаще от­талкиваются левой ногой. Поэтому в напрыгивании перед прыжком они вперед посылают правую ногу, что как раз и будет наиболее целесообразным для удара правой рукой. Энергичный замах рукой и отведение плеча поворачивает несколько вправо туловище игрока, при этом правая нога касается площадки раньше левой (рис. 20).

Движения нападающего в замедленной съемке.

Эта последовательность нужна не только для правильной координации - взаимодействия рук и ног. Более энергичный (при отталкивании) рывок вверх правой рукой раньше потянет за собой всю правую сторону тела игрока. Поэтому правая нога тогда получит равную по времени с левой ногой нагрузку, когда при постановке, опережая ее, посылается вперед. Пренебрежение равномерным распределением нагрузки на ноги может быть причиной их травм.

Есть волейболисты, выполняющие напрыгивание, посылая вперед левую ногу (при ударе правой рукой). Стремясь равномерно распределить нагрузку на обе ноги, они подпрыгивают и за счет этого успевают опередить правой ногой левую. Внешне это оставляет впечатление «путающихся ног». Эти движения особенно опасны, если у игрока при выходе на удар нет твердых навыков и уверенности. Такой волейболист не сможет стабильно и успешно выполнять нападающие удары.

В последнем шаге (напрыгивании) надо соблюдать разумную меру в высоте напрыгивания, помня, что оно является лишь средством для увеличения прыжка, а не самоцелью. В фазе полета (напрыгивания) руки отводят назад. Этому способствует опережающий рывок туловищем вперед. К моменту постановки ног руки, естественно, круговым движением «тянут» тело вверх. Иногда рекомендуют ставить ноги перед толчком на пятки. Это неверно. Ноги ставят так: правая вначале на внешний свод стопы, а левая на всю стопу. Обе ноги как бы упираются в пол, а для этого необходима наибольшая площадь опоры. Чем больше скорость разбега, тем больший нужен вынос ног вперед, большее опережение постановки правой ноги и общий поворот вправо. Погасив инерцию напрыгивания и разбега, игрок энергично отталкивается ногами.

Из всего сказанного следует сделать вывод, что главным ключевым компонентом выхода на удар является последний шаг, т. е. напрыгивание. Количество же шагов в зависимости от игровой обстановки может быть любым. Чаще, однако, применяется разбег. Очень важно определить начало разбега, своевременность которого позволяет выйти на мяч в нужный момент. Всякая остановка в разбеге - грубая ошибка, снижающая качество прыжка и уменьшающим возможности, встречи с мячом в удобном положении.

Некоторые игроки, прежде чем сделать первый шаг, наблюдая за пасующим, переминаются на месте - это не ошибка. Главное - не пойти вперед преждевременно и не опоздать с разбегом. Время начала разбега и его направление определяют по восходящей траектории передачи мяча для нападающего удара. Для выработки умения определять это время необходимы многократные упражнения. Надо стараться определять время и место встречи с мячом тогда, когда он только оторвался от рук пасующего.

Таким образом первым шагом при трехшаговом разбеге определяется начало разбега, второй служит для корректировки направления движения, а последний шаг - напрыгивание - необходим для преодоления оставшейся до толчка дистанции. В зависимости от удаления игрока от мяча последний шаг может быть совсем небольшим или достигать 2-3 м и более.

Помня о том, что в волейболе каждое последующее движение должно получать наилучшие предпосылки от предыдущего, локти рук с началом движения вверх должны опережать кисти. Небьющую руку останавливают на уровне чуть выше плеча несколько согнутой. Если ее оставить внизу, то она будет затруднять выполнение удара. Локоть бьющей руки обгоняет кисть до исходного положения для удара. В момент самого удара локоть снова обгоняет кисть, за счет чего достигается хлысто-образное движение бьющей руки.

Прямой нападающий удар.

Рассмотрим исходное положение бьющей руки. В практике довольно широко распространено мнение, что кисть бьющей руки нужно заносить назад за голову. Это ошибочное мнение. При таком положении руки волейболисты, даже очень одаренные, редко добиваются высоких результатов, но довольно часто травмируют плечевой сустав. В каком же положении должна быть кисть перед ударом? Можно ли кисть расположить, например, над головом (такие рекомендации тоже существуют) ? Нет, нельзя. В этом случае кисть окажется в центре вращения тела вокруг вертикальной оси и скорость ее движения будет равна нулю. Наибольшее ускорение можно получить, вынося кисть в сторону, но тогда удару помешает сетка. Только один наклон туловища тоже не будет давать желаемого эффекта.

В положении замаха туловище несколько отклоняют назад (сильный прогиб допустим только в том случае, если мяч оказался за головой), ноги свободно опущены, колени несколько согнуты, нога, одноименная бьющей руке, чуть выше над площадкой, чем другая (из-за приподнятости плеча).
В исходном положении для удара кисть может быть напряжена или расслаблена, что зависит от той задачи, которую решает игрок своим ударом. Прежде всего надо найти свободное, естественное положение пальцев. Чем сильней нужно пробить по мячу, тем расслабленней должна быть кисть. По мере же увеличения точности удара увеличивается и степень напряжения кисти.

Рассмотрим сказанное на примерах. После передачи для нападающего удара мяч оказался далеко от сетки. Сильно пробить такой мяч неудобно, нецелесообразно. Лучше произвести не очень сильный, но точный удар. Для этого игрок активнее отводит плечо бьющей руки назад, а удар выполняет в основном за счет вращения туловища вокруг вертикальной оси, стараясь придать движению кисти прямолинейное направление. Кисть напряжена, отведена пальцами вверх и при ударе как бы давит на мяч.

Движение туловища при этом примерно такое же, как у толкателя ядра. Такой удар чище всего применяют для того, чтобы мяч от блока ушел в ауг, а также при необходимости «закручивания» (или «срезки») мяча.

Другой пример. Мяч находится в не удобном для удара положении. В этом случае движения будут похожи на финальную фазу дейстний метателя копья, завершающего бросок так называемым хлыстом. Здесь во­лейболист активно сгибает туловище вокруг горизонтальной оси. В момент удара игрок как бы «повисает» на мяче. Причем повисать должна не только рука, а все тело: в удар вкладывается масса всего тела. Для этого кисть накрывает мяч, заканчивая хлыстообразное движение.

Во всех видах метания, как известно, особое значение имеет концовка. Это в полной мере относится и к нападающему удару в волейболе. Вот почему самый главный компонент нападающего удара-работа туловища. Только тот, кто способен сделать резкий рывок телом п конце удара, может сочетать силу удара с его точностью. Для спортсменов, владеющих концовкой удара, очень характерно резкое опускание головы в сочетании с движением ногами вперед. Бывают случаи, когда игрок касается сетки ногами. По правилам это, конечно, ошибка, но по технике - само совершенство, если это касание не делаемся нарочито, а является следствием энергичной работы туловища. Теперь о так называемой работе кистью. Можно часто слышать суждения об игроках, у которых «работает кисть» или «не работает кисть», без каких-либо определенных рекомендаций. Обычно критерием хорошей «работы кистью» считается уже следствие удара: попал в площадку - «работает кисть», не попал - «кисть не работает. В чем же здесь дело?

Угол между направлением полета мяча от удара и по­верхностью площадки зависит от перемещения кисти а лучезапястном суставе по горизонтальной оси. Чем больше кисть при ударе будет отведена назад, тем дальше полетит мяч и угол между направлением его полета и плоскостью площадки будет меньшим. И наоборот: чем больше кисть согнется вперед и накроет мяч, тем круче будет направление полета мяча, а угол между этим направлением и плоскостью площадки будет все больше приближаться к прямому. Отсюда можно сделать вывод, что направление полета мяча зависит от изменения положения кисти в лучезапястном суставе, от ее движений по горизонтальной оси. Однако игрок, не видя кисти в момент удара, не в состоянии почувствовать разницу в ее положении в пределах 10-20°. В то же время эти 20° при ударе на заднюю линию дадут существенную разницу. Поэтому «работа кисти», ее движение по горизонтальной оси приобретает ценность при близких к сетке передачах и сильных ударах или во всех других случаях, когда не требуется особой точности. Правда, с уменьшением силы удара ценность этого способа, его точность, повышается, а для игры выше блока «кистевой» удар считается главным, единственным целесооб­разным ударом.

В современном волейболе, когда все большее значение приобретает расширение сферы действий нападающих ударов, в том числе и при значительном удалении их от сетки, все чаще применяют движения кистью вокруг вертикальной оси («переводы» кистью влево и вправо). Как правило, успешная игра в защите (при блоке и на задней линии) зависит от умения заранее правильно определить направление полета мяча после нападающего удара. Рассчитывать только на реакцию игрока - дело мало перспективное. Поэтому изучают многие компоненты действий нападающих, что позволяет предвидеть направления их действий. Вот здесь-то «работа кистью» вокруг вертикальной оси и дает особый эффект, так как с помощью этого движения можно изменить направление полета мяча совершенно неожиданно для игроков противника. Какого-либо особою исходного положения для различных нападающих ударов нет и не должно быть, так как оно могло бы преждевременно раскрыл, намерение нападающего. Движение кисти вокруг вертикальной оси предпочтительней и для точности удара. Посмотрим на траекторию движения кисти нападающего при активном движении вокруг горизонтальной оси («хлыст»). Она представляет собой часть окружности. Направление полета мяча от удара идет по касательной этой части окружности в зависимости от места удара. Таким образом, для того чтобы мяч попал в площадку, нужно коснуться его при ударе в строго определенном участке этой окружности. Выход касания за границы этого участка приводит к тому, что мяч или выйдет за пределы площадки, или попадет в сетку. Если же уменьшить активность вращения кисти вокруг горизонтальной оси и увеличить вокруг вертикальной, то появляется возможность прямолинейного движения кисти, отчего увеличивается точность удара.

Еще несколько слов о положении локтя. Во всех случаях, особенно когда мяч находится в неудобном для удара положении, нельзя локоть бьющей руки опускать ниже плечевого сустава, так как желание «накрыть» мяч приводит к движению руки в этом сутсаве и кисть по малой окружности опустит мяч в сетку. При поднятии локтя «накрывание» мяча совмещают с движением всего туловища вперед и мяч как бы «толкают» в нужном направлении.

Разобравшись в принципиальных положениях прямого нападающего удара, рассмотрим теперь его общую структуру (рис. 21). Игрок начинает движение правой ногой, делая маленький шаг. Скорость движений в этом шаге он регулирует в зависимости от высоты и удаленности мяча. Нужно строго соблюдать правило: «ждать» мяч или в начале движении или уже в воздухе, в прыжке. Остановка в промежутке между этими крайними положениями (первый шаг и прыжок) резко снижает качество прыжка или приводит к прыжку с места. Вторым шагом (левой ногой) игрок определяет направление разбега. Ногу выставляют так, чтобы в дальнейшем направление разбега уже не менялось. Третий шаг обеспечивает преодоление дистанции, оставшейся до места отталкивания. Трехшажный разбег самый рациональный. В игровой же обстановке встреча­ются и другие виды разбега (от одного шага до нескольких шагов бега). Чтобы добиться «рессорности», растянуть мышцы-разгибатели и заставить их с большим эффектом сократиться, игрок как бы «натыкается» на чуть согнутые в коленях ноги. Выполнив все эти движения, игрок в наивысшей точке своего прыжка встречается с мячом.

в волейболе вашему вниманию предлагаю статью, где мы подробно рассмотрим самый сложный технический элемент в волейболе.
Все нижеописанное подойдет, как для классического волейбола, так и для пляжного.
Отдельными статьями мы рассмотрим различия в нападающих ударах на песке и в зале, а также ТОП-5 ошибок любителей

Нападающий удар по частям.

1. Выход под мяч

Принцип "падающего шкафа"
Представьте как падает шкаф, вначале его скорость минимальна, постепенно скорость нарастает и в конце его падения скорость достигает максимального значения.
Также и разбег при атаке ускоряется от первого шага к напрыжке под мяч.
Принято разбегаться, начиная движение в 4-5 метрах от сетки.
Для правшей. Первый шаг делаем правой ногой, второй левой, с шага левой ноги напрыгиваем на 2 ноги и отталкиваемся вверх.
Формулу выхода под мяч можно описать так:
Шаг правой+шаг левой+напрыжка+вертикальный прыжок.

Почему именно так?

  • используя такой разбег вы максимально точно выйдете под мяч
  • задействуете всю "механику" тела, так как каждый шаг и напрыжка дает вам энергии для максимального прыжка

Принцип "лев на охоте".

Представьте льва на охоте. Лев- это вы, мяч- это жертва. Если вы начнете движение очень рано, жертва от вас уйдет.

Вот почему необходима напрыжка в конце разбега, вы должны напрыгнуть под мяч таким же большим скачком, как хищник набрасывается на свою жертву.

2. Фаза выпрыгивания.


Чтобы вы выпрыгнули максимально высоко вам нужно сбалансировать движения рук и ног во время выхода под мяч и выпрыгивания.

  • До момента напрыжи, руки не должны мешать и разбалансировать движения. Они находятся у корпуса, предплечия параллельны полу.
  • Во время нарыжки(вы прыгаете вреред на расстоянии больше своего шага), руки отводятся назад как можно выше и как можно дальше.
  • В тот момент когда вы прыгаете вверх, руки делают мах из крайне заднего положения в положения руки над головой. При этом левая рука тянется к мячу, как бы прицеливаясь, правая бьющая рука отводится назад согнутая в локте. Важно чтобы локоть был выше линии плеча.
3. Фаза удара.

Итак мы точно выпрыгнули под мячом, правильно вынесли руки, теперь готовы к удару.

  • Забываем про левую руку сразу же, как прицелились ей в мяч.
  • Правой рукой бьем по мячу, заканчивая движение прямой в локте рукой
  • Положение руки на мяче зависит от высоты вашего прыжка и положения кисти относительно сетки. Если вы "встречаете" мяч выше троса, положение кисти сверху мяча. Если вы бьете ниже уровня сетки, кисть бьет под мяч.
  • Не останавливайте руку после контакта с мячом, это приведет к потере инерции и удар будет слабее. Рука должна описывать форму "серпа". Начало движения- рука идет из-за спины, конец движения- рука приходит к левому колену.

Для левшей весь разбег строится симметрично наоборот. От зоны атаки разбег не меняется.

В следующей статье мы разберем ТОП-5 наиболее частых ошибок любителей в нападении.

Игорь Шепелев,

Главный тренер

Школы волейбола "Залп" (с)

Волейбол - это спорт с высокими требованиями к технике и мастерству спортсменов. Значение физической подготовки особенно важно для нападающих игроков. Им необходимо владеть значительным набором приёмов. Техника спортсмена должна быть на высоком уровне, а его физическая подготовка соответствующей: приём, силовая подача, атака, перемещения, блок, защита на задней линии. Но среди всех элементов нападающий удар — решающий, так как до 65% выигранных командных очков относятся к нападению.

Правила волейбола и важность физических качеств игрока

Кажется, что волейбол - это простая игра. Но это не так. Прежде чем делать выводы, нужно изучить правила игры в волейбол FIVB. В каждой игре есть нюансы. В правилах описаны определённые моменты, делающие игру зрелищной. Любительский и профессиональный уровни отличаются. Понятно, что у профессионалов всё строже, нет поблажек. У любителей судьи могут лояльно отнестись к расстановке игроков, к верхней передаче.

Есть главные моменты, которые считают за ошибки: касание сетки, переход средней линии, мяч на одной стороне подбит может быть лишь три раза, запрещено играть открытой ладошкой, игрок на задней линии не атакует мяч в прыжке с передней линии, игроки точны в расстановке, не должно быть касание антенн, касание мяча на стороне соперника, агрессивные игроки.

Процесс тренировки волейболиста по обучению технике движения, действия, необходимых для ведения игры, её совершенствования — это техническая подготовка спортсмена. Спортивная техника нападающего удара в волейболе непосредственно связана с уровнем развитости физических качеств. Чем этот уровень выше, тем успешнее обучение и результативность тренировок.

Разновидность нападающего удара определена параметрами второй передачи. Сама передача различается по длине - длинная, короткая, укороченная. По характеру движения при нападающем ударе она практически одинакова. Но, с расширением временного промежутка полёта мяча будет изменён темп и ритмика разбега. Таким образом, увеличится временной период выполнения первого и второго шагов разбега, улучшится согласованность действий нападающего с передачей.

Задачи технической подготовки

В реалии передачи средние и высокие по высоте - медленные, а низкие - скоростные. Нападающий удар с низких скоростных передач характерен:

  • меньшей длиной разбега (от одного до двух шагов);
  • быстрым отталкиванием в результате меньшей согнутости ног в финале разбега;
  • меньшей амплитудой замаха и меньшим сгибанием руки в локте (рука отведена назад);
  • меньшим сопровождающим движением руки после удара.

К задачам по подготовке техники относятся:


Сложность в овладении навыками

Подготовка, которую требует техника нападающего удара в волейболе предполагает многолетний процесс, условно состоящий из следующих этапов:

  • начальное обучение;
  • совершенствование.

Наибольшую сложность при овладении навыком нападающего удара представляет точность расчёта игроком своих действий в соответствии направленностью и высотой полёта мяча, а также сам удар в прыжке на высшей точке. Ошибки возникают тогда, когда игрок торопится или, наоборот, запаздывает в прыжке. Для того чтобы техника нападающего удара в волейболе была максимально совершенной, не нужно торопиться с отработкой всех навыков сразу. Особенно это касается перехода от атаки вверху передачи к удару нападающему. Сначала тренируется и прочно закрепляется навык чёткого и точного выхода на мяч. Также будет правильно периодами возвращаться к передаче вверху через сетку с контролем скорости и точности выхода под мяч.

Принципы тренировки

Тренировочный процесс предполагает использование:

  • принципа постепенности при овладении техникой - переход к следующему возможет только после закрепления предыдущего;
  • целенаправленность физподготовки - это база для выработки двигательных навыков, особенно таких как подачи в волейболе, выхода на мяч и удары;
  • понятий биомеханики закономерностей движения;
  • опыта и анализа причин ошибок и их исправление;
  • совершенствования техники ведения игры;
  • упражнений, тренажёров и обучающих устройств, способных сделать технику движений неискажённой и доступной для детей.

На тренировках нужно развивать навыки, позволяющие выполнять подачи в волейболе, которые могут быть прямыми и боковыми с планирующей траекторией полёта и в прыжке. Начальный этап обучения волейболиста предполагает смену прямой нижней подачи.

Особенности игры

Волейбол - это игра зрелищная и эмоциональная. Две команды разделяет сетка. Игра в женский волейбол и мужской мало чем отличается по правилам, но высота сетки у них разная. Для мужской игры сетку натягивают на высоте двести сорок три миллиметра от поверхности площадки, а в женском - двести двадцать четыре миллиметра. В волейболе простые правила и минимальные требования к инвентарю. Он бывает пляжный и классический.

В самом начале очень важно чтобы спортсмен добился согласованности звеньев тела. В дальнейшем условия приёмов усложняются. Нужно менять исходные положения. Особенно это касается приёмов предварительного перемещения, площади действия, простейших игровых ситуаций, сбивающих факторов. Овладение техникой в игре подчинено закономерностям, способствующим формированию двигательных навыков с:

  • физиологической точки зрения;
  • психологической точки зрения;
  • методической точки зрения.

Как и мужской, женский волейбол ничем не отличается по методике тренировки, выработке двигательных навыков и отработке ударной техники. Мужской просто немного мощнее по ударам и высоте прыжков. Он более стабилен и, возможно, менее эмоционален.

Ошибки

В чём заключаются методика обучения нападающему удару в волейболе и ошибки обучения?

Ошибки при обучении технике - это результат неправильного понимания действий тренера. Как правило, такая ситуация возникает, когда имеет место недооценка способностей спортсменов, нет активного восприятия показа и объяснения, когда не доведено до волейболиста, до его осознания ошибок, которые он совершил при выполнении упражнения. Безусловно, несмотря на то, что волейбол - это командная игра, тренер должен к каждому игроку найти индивидуальный подход.

Методика

Разъясняя спортсменам, как бить нападающий удар в волейболе, тренер делает акцент на том, что это приём атаки, перебивающий мяч одной рукой, выше края верха сетки, на сторону соперника. Существует прямой и боковой нападающий удары. При прямом ударном движении выполняется в сагиттальной плоскости. Первоначальное положение - как в стойке передачи. Подготовительная фаза:

  • разбег;
  • прыжок;
  • замах.

Чтобы координировать движения тела (его звеньев) в безопорном положении необходимо расположить стопы при отталкивании так, что носки немного повёрнуты внутрь или параллельны друг другу. Если длина разбега уменьшается и есть переход на разбег двух шагов, то выполняют второй, потом и третий шаги. Если имеет место одношажный, то есть только третий шаг скачок.

Совершенствование техники

Упражнения для совершенствования техники нападающего удара в волейболе при работе в парах

Рука спортсмена должна быть прямой, после броска она свободно движется вдоль туловища. Удар наносят прямой рукой. Необходимо быть внимательным и не оставлять контроль движения мяча.

1. Бросок, ловля мяча из-за головы с левой и правой рукой.

2. Бросок отскоком мяча от пола из-за головы левой и правой руками.

3. Удары левой и правой руками по мячу, лежащему на ладони выставленной вперёд-вверх руки, направляя его в пол с места.

4. Первый спортсмен после наброса мяча делает нападающий удар с места, второй принимает снизу и направляет мяч партнёру для очередного удара.

5. Нападающий удар с передачи партнёра.

Упражнения выполняются непрерывно, без потери и ловли мяча. Если мяч летит на уровне груди и головы, то его принимают двумя руками сверху. Если же он летит на уровне пояса, то нужно принимать снизу.

Шаги в прыжке

При обучении спортсмена умению выполнять прямой нападающий удар в волейболе техника является приоритетом в тренировочном процессе. Для достижения нужной горизонтальной скорости и максимума прыжка тренер разъясняет, что длина разбега, как правило, это два - четыре метра (около трёх шагов). Каждый шаг имеет значение. Первый - небольшой, скорость маленькая, он определяет выбор направления разбега. Второй - корректирует направление, длина увеличена, время сокращается, скорость возрастает. Третий - это переход из горизонтальной скорости разбега в вертикальную скорость прыжка, длина небольшая, скорость возрастает. Последний шаг - это скачок.

Правая нога вытянута и выносится вперёд, ставится на пятку, стопа в положении разбивания. Только если присутствует жёсткая постановка правой ноги на опору возникнет стопорящий эффект. Высота прыжка имеет зависимость от маха рук и сгибания ног в коленях в конце разбега (угол не меньше 90°). В момент отрыва от опоры ног, верхнюю часть туловища отводят назад. Когда ноги оторваны, наступает фаза взлёта и правой рукой делают замах вверх/вниз.

Техника прыжка

Прыжок вверх, когда происходит обучение технике нападающего удара в волейболе, должен достигнуть максимальной высоты. Поэтому спортсмен отталкивается на полную силу, одновременно выполняя замах бьющей рукой вверх назад, прогибаясь в груди и пояснице. При этом ноги слегка согнуты в коленных суставах, а правое плечо при ударной правой руке отведено назад. Левая рука немного согнута в локте и отведена вверх в сторону. В момент удара бьющая рука выпрямлена, а растянутые мышцы груди, живота и руки будут резко сокращаться. При выпрямленной расслаблена, и в таком состоянии она накладывается на мяч. В определённое направление осуществляют удар. После удара спортсмен приземляется на переднюю часть стоп. Выполняет это он на согнутых в коленных суставах ногах.

Толчок

Интересным фактом является то, что техника выполнения нападающего удара в волейболе не зависит от того, какая нога будет толчковой. Выражение "толчковая нога" — чисто условное. Это понятие идёт от свойственного большинству мнения считать сильнее ту ногу, которой спортсмен отталкивается. Но в действительности возможности двух ног одинаковы. Это подтверждено квалифицированными легкоатлетами-многоборцами, прыгающими в высоту и отталкивающимися одной ногой, а при прыжке в длину — другой.

Если спортсмен наделён большей ловкостью у правой руки, то чаще он отталкивается левой ногой. Поэтому в скачке перед прыжком он посылает вперёд правую ногу, что наиболее целесообразно для удара правой рукой. Мощный, полный энергии замах рукой и отвод плеча поворачивают немного вправо туловище спортсмена. При этом правая нога коснётся площадки раньше левой.

Бывают игроки, которые выполняют скачок с посылом вперёд левой ноги при ударе правой рукой. Они стремятся к равномерному распределению нагрузки на две ноги и подпрыгивают, за счёт чего успевают опередить левую ногу правой. Однако, учитывая правила нападающего удара в волейболе, это выглядит как запутывание ног. Такие движения будут особенно опасными, когда у спортсмена при выходе на удар не выработана уверенность и твёрдые навыки. Такой игрок не может быть стабильным и успешным в нападении.

Ударная техника

Движение ударной техники начинается с поворота вокруг вертикали тела и выведения вперёд с подъёмом правого плеча. Такое движение задаст начальную скорость руке, включённой в работу чуть позже. Она выпрямляется в локте и вытягивается вверх немного вперёд. Именно так обеспечивается необходимая высота удара. Кисть накладывают хлестообразно. Скорость движения руки набирает большее значение плавно и к моменту удара станет наибольшей.

Эффективным приёмом при ударе является опускание подбородка. Это позволит использовать шейно-тонические рефлексы с наибольшей пользой. При таком положении будут напряжены группы мышц туловища передней поверхности. Вдох во время удара способствует быстрейшему его выполнению, поскольку есть ряд мышц, отвлечённых от дыхательных функций.

Место удара

Когда осуществляется нападающий удар с передачи более одного метра, нужно учитывать некоторые особенности:

  • место удара определяют вытянутой рукой;
  • непосредственно с ведением руки при ударном движении спортсмен в тазобедренных суставах сгибается;
  • при ударном движении руки ведут по направлению к верхнему краю сетки.

Если нужно выполнить нападающий удар на точность, то применяют технику прямых ускоренных ударов, так называемых - кистевых.

Важность отработки техники удара не оставляет сомнений, так как в современном волейболе нападение - это решающий элемент игры.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Техника выполнения

2.2 Возможные ошибки выполнения нападающего удара

Заключение

Список литературы

Введение

Волейбол является наиболее доступным, следовательно, массовым средством физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения, волейболом занимаются во всех регионах страны. Эта игра пользуется популярностью у людей различного возраста, от детей до людей пожилого возраста. Успех в поединке может принести только оптимальное решение тактической задачи, которую поставил противник или же поставлена задача ему самому. Каждый волейболист обязан эффективно действовать в нападении и защите и для чего необходимо совершенствовать умение тактически правильно действовать в наиболее важной для исхода игры игровой ситуации. Назначение нападающего удара определяется самим его названием. Значительная высота волейбольной сетки требует выполнения завершающих ударов в прыжке. В связи с этим результативность нападающих ударов зависит от высоты прыжка нападающего, владения техникой, а также уровня тактической и морально-волевой подготовки.

Удар - наиболее ответственный в смысле результата прием игры. Основной и наиболее распространенный способ выполнения нападающего удара - прямой нападающий удар «по ходу», когда направление полета мяча после удара совпадает с направлением разбега волейболиста перед прыжком. Помимо прямого нападающего удара «по ходу» различают боковой нападающий удар, удар с переводом и обманные удары. Нападающий удар является основным тактическим средством ведения борьбы с противником. У команды, хорошо играющей в защите и не имеющей в своем составе хороших нападающих, мало шансов добиться успехов.

Известно, что нападающий удар в волейболе наиболее трудно поддается обучению. Это связано с тем, что для его выполнения необходимо обладать хорошими физическими данными, а также уметь совместить выполнение ряда сложных по смысловой и двигательной задаче действий - таких, как разбег, который следует постоянно согласовывать с летящим мячом, выбор места отталкивания, прыжок с замахом для удара и удар по летящему мячу в наивысшей точке прыжка. По­скольку все эти действия протекают в пределах 1-3 с, на фоне непостоянства условий для выполнения нападающего удара (несвоевременный выход нападающего, неточная передача, влияние сбивающих факторов), то станет понятной причина столь длительного обучения этому техническому приему.

Анализ научно-методической литературы позволяет констатировать, что современный волейбол характеризуется увеличением атакующих действий, для организации которых необходима специализация технической и тактической подготовки игроков с учетом игровых функций. При этом нападающий удар рассматривается как решающий фактор достижения успеха в волейбольном матче. Проблема спортивной техники и методика обучения нападающему удару остаются одними из актуальных в теоретическом и прикладном значении в современном волейболе.

1.Техника выполнения

1.1 Техника выполнения нападающего удара

Спортивную технику следует рассматривать как систему элементов движения, направленную на решение двигательной задачи. Эффективная техника, отличаясь высокой координацией, устойчивостью и экономичностью, позволяет спортсмену достигнуть наивысших результатов на соревнованиях.

Техника нападающего удара расчленяется на четыре фазы: разбег, прыжок, собственно нападающий удар и приземление. В свою очередь эти фазы состоят из микрофаз, характеризующихся своеобразием внешней формы движений и особенностями нервно-мышечной деятельности. Такое деление техники нападающего удара на фазы и микрофазы соответствует смысловой структуре этого действия и позволяет полнее описать особенности отдельных движений. Во время выполнения разбега и прыжка усилия волейболиста направлены на решение двух основных задач - достижения наибольшей высоты прыжка и максимальной его точности по отношению к траектории полета мяча. Соотношение этих задач изменяется по ходу развития двигательного действия, обусловливая вариативность и стабильность его фазовой структуры. Разбег по своему ритмическому рисунку расчленяется на три микрофазы: начало, середина и напрыгивание.

В первой, стартовой микрофазе, волейболист, еще не определив характера траектории полета мяча (второй передачи), выполняет один или два «ступающих» шага в замедленном темпе с характерной для ходьбы двойной опорой. техника прямой нападающий удар

Во второй, подготовительной микрофазе, игрок определяет траекторию полета мяча и корректирует скорость своего перемещения. Если передача занижена, то скорость движения резко возрастает и ходьба переходит в бег. Если же мяч направлен по высокой траектории, то скорость движения увеличивается незначительно, а иногда и замедляется.

В третьей микрофазе - напрыгивании - игрок выполняет широкий беговой шаг, который органически сливается с последующими движениями. От слитности усилий и их быстроты в этот момент зависит эффективность использования силы инерции, образуемой горизонтальной скоростью разбега для прыжка вверх .

При напрыгивании стопа вынесенной вперед ноги ставится с пятки, вторая нога присоединяется к первой, выпрямленные руки отводятся назад для предстоящего махового движения.

Несмотря на то что отталкивание от опоры протекает в очень короткий отрезок времени, в нем также отчетливо выделяются три микрофазы. Первая начинается с постановки пятки стопы на поверхность площадки. Давление на опору при этом сопровождается реактивным всплеском динамографической кривой (в пределах 300-500 кг). Эта сила образуется благодаря стопорящему движению стопы и зависит от веса тела волейболиста. Анатомическая структура этой микрофазы состоит в следующем: пяточная кость вместе с таранной перемещается вокруг фронтальной оси в поперечном суставе плюсны (шапаровском) так, что ее пяточный бугор то приближается, то удаляется от них, располагаясь более вертикально. При этом задняя группа мышц бедра (его разгибатели) и трехглавая мышца голени сокращаются, а четырехглавая мышца бедра очень напряжена. Такая работа мышц необходима для выпрямленного положения конечности и поддержания стопы в стопорящем шаге при напрыгивании .

Во второй микрофазе толчка стопа полностью опирается подошвенной частью на поверхность площадки. Происходит сгибание ног в коленных суставах, а туловища - в тазобедренных суставах. Вследствие этого происходит значительное снижение давления на опору, которое в отдельных случаях падает до нуля. При этом мышечное напряжение ног становится значительно меньше. Руки волейболиста в этой микрофазе начинают маховое движение. Сгибание ног в коленных суставах и туловища в тазобедренных суставах, а также маховое движение рук является решающей предпосылкой для отталкивания волейболиста от опоры.

В третьей микрофазе - отталкивании от опоры - в результате разгибания ног в коленных, а туловища в тазобедренных суставах вновь увеличивается давление на опору. Выпрямление ног в коленных суставах происходит за счет резкого сокращения четырехглавой мышцы бедра и трехглавой мышцы голени, работающих при дистальной опоре. Первая мышца, закрепленная на голени, тянет бедро вперед, вторая, фиксированная на пяточном бугре, перемещает голень и дистальный конец бедра назад. Одновременно большая ягодичная мышца и задняя группа мышц бедра (полусухожильная, полуперепончатая и двухглавая) разгибают туловище.

В заключительный момент толчка происходит сгибание стопы, то есть непосредственное отталкивание от опоры. Одновременно с маховыми усилиями рук это движение способствует завершению отталкивания и сопровождается дополнительным давлением на опору (к мышцам, сгибающим стопу, относятся: трехглавая мышца голени, задняя большая берцовая, длинный сгибатель большого пальца, длинная и короткая малоберцовые) .

Высота прыжка в значительной степени обусловлена «взрывным» характером сокращения мышц, максимальным наращиванием скорости маховых движений рук в начале отталкивания и замедленном движении в конце толчка. Наиболее выгодно замедлять движение рук на уровне головы, так как в этом случае величина реактивной силы (ее тангенциальная составляющая) будет максимальной.

Существенное значение для высоты прыжка имеет положение стоп при отталкивании. На основании проведенных исследований выявлено, что наиболее рациональным является естественное для игрока параллельное положение стоп или небольшой разворот их кнаружи. Незначительный поворот стоп носками вовнутрь не оказывает существенного влияния на высоту прыжка у опытных спортсменов благодаря большой помехоустойчивости техники. Однако у волейболистов более низкой квалификации такое положение стоп понижает высоту прыжка в среднем на 2-3 см.Высота прыжка во многом зависит и от величины угла сгибания ног в коленных суставах. Большое сгибание ног (около 120е) способствует увеличению пути «разгона» ОЦТ, но уменьшает при этом мощность отталкивания. В то же время малое сгибание ног в коленных суставах (120-130°) увеличивает мощность усилий при отталкивании, но уменьшает путь ОЦТ. Поэтому при большой силе мышц нижних конечностей выгодно сгибать ноги в коленных суставах в пределах 100-115°. При относительно же малой силе ног и преобладании в движениях скоростного компонента (у юных волейболистов) целесообразно выполнять прыжок с углом сгибания ног в коленных суставах 120-130° .

Если прыжок выполняется с места, то целесообразно согнуть ноги в коленных суставах до 80-90°. Это объясняется тем, что в данном режиме работы (при отсутствии большой ударной нагрузки в фазе амортизации) мышцы нижних конечностей не могут проявлять максимальную силу, и поэтому для увеличения высоты прыжка следует значительно увеличить путь перемещения ОЦТ.

Ритм разбега, обусловленный особенностями скорости и траектории полета мяча для нападающих ударов с ускоренных и заниженных передач (полупрострельных, прострельных и коротких), характерен для каждого отдельного случая. Если при обычной высокой передаче (к ее началу) нападающий игрок производит незначительный наклон туловища вперед или один шаг, то при укороченных передачах за этот же отрезок времени волейболист выполняет вторую микрофазу разбега. В данном случае отчетливо проявляется опережающий характер разбега волейболиста по отношению ко второй передаче мяча. При выполнении нападающего удара с полупрострельных передач окончательная коррекция скорости разбега и выбор места для прыжка производится игроком еще позднее, во время последнего шага-наскока.

Зависимость скорости разбега и прыжка от качества передач еще в большей мере проявляется при выполнении нападающего удара с коротких и прострельных передач. В этом случае разбег, а иногда и отталкивание осуществляются во время первой передачи. В большинстве же случаев отталкивание от опоры при нападающих ударах с коротких и прострельных передач совпадает с моментом касания рук разводящего игрока с мячом. Исключение из этого правила составляет нападающий удар по мячу, находящемуся на восходящей ветви траектории полета, когда отталкивание опережает начало второй передачи .

Техника удара по мячу составляет вторую фазу нападающего удара. Здесь также, движения расчленяются на две микрофазы: замах и собственно ударное движение.

Замах правой руки для удара выполняется сразу после окончания отталкивания от опоры. В это время левая рука, незначительно сгибаясь в локтевом суставе, отводится вниз, а правая движется вверх. При дальнейшем поднимании тела игрока вверх правая рука продолжает движение для замаха, правое плечо отводится назад, ноги игрока сгибаются в коленных суставах, а туловище прогибается в поясничной части позвоночника.

Все эти движения создают необходимые условия для натяжения больших мышечных групп груди и живота, мощное сокращение которых способствует значительной концентрации усилий в момент удара по мячу. Положение игрока перед ударом иногда называют положением «натянутого лука», так как по аналогии с натянутым луком мышцы туловища волейболиста в этот момент безопорной фазы имеют большие потенциальные возможности для энергичного сокращения при ударе по мячу. Удар по мячу осуществляется за счет резкого последовательного сокращения мышц живота, груди и руки. Наиболее эффективным по силе будет такой нападающий удар, при котором скорость движения проксимального звена руки (ее плеча), являясь наибольшей в начале движения, уменьшается при соприкосновении руки с мячом. Это способствует возникновению реактивных сил, увеличивающих скорость сгибания кисти в лучезапястном суставе. Такая структура движений особенно необходима при ударах по мячу, летящему над сеткой .

При ударах по мячу, находящемуся далеко от сетки, сила удара увеличивается за счет большой амплитуды ударного движения и «жесткости» соприкосновения руки с мячом. Увеличение амплитуды обеспечивается более значительным сгибанием руки в локтевом суставе при замахе, а жесткость соприкосновения руки с мячом - напряжением пястной и запястной частей кисти. Таким образом, различные фазы выполнения нападающего удара состоят не из повторяющихся циклических движений, а носят весьма разнообразный характер как по внешней, наблюдаемой форме движений, так и по своей скоростно-силовой структуре.

Современными исследованиями установлено, что наибольшая точность полета мяча при нападающем ударе достигается при угле 160-170° между рукой и туловищем, то есть когда мяч находится впереди игрока.

Кроме этого, в зависимости от смысловой структуры нападающего удара выделяются три способа разбега при этом способе техники: скоростной, коррекционный и универсальный. Первый способ разбега применяется при «уверенном» выходе на удар, при втором происходит некоторое замедление (либо ускорение по ходу разбега (коррекция) при недостаточно точном определении момента удара, и в третьем сочетаются оба этих способа.

1.2 Техника прямого нападающего удара

Прямой нападающий удар может осуществляться по ходу разбега и с переводом. В первом случае направление траектории полета мяча после удара как бы совпадает с направлением разбега. Во втором с помощью своеобразных движений туловища и ударяющей руки мяч посылается вправо или влево по отношению к направлению разбега волейболиста.

В технике прямого нападающего удара по ходу разбега важным является напрыгивание в последнем шаге разбега, когда левая нога волейболиста, незначительно согнутая в коленном суставе, ставится на поверхность площадки с пятки. Такая постановка стопы способствует стопорящему движению, которое необходимо для перевода горизонтальной скорости разбега в вертикальную при отталкивании. Максимально увеличивая скорость при напрыгивании, игрок сгибанием ног в коленных и тазобедренных суставах опускает ОЦТ вниз, при этом правая нога, согнутая в коленном суставе, выносится вперед и ставится рядом с левой. Руки для предстоящего махового движения вперед-вверх отводятся назад-вниз.

Фаза отталкивания от опоры начинается с маховых движений рук еще до активного разгибания ног в момент приставки правой стопы к левой. При этом ОЦТ вследствие увеличения угла сгибания ног в коленных и тазобедренных суставах продолжает смещаться вниз и оказывается вынесенным за опору.

Снижение ОЦТ вниз и смещение его за опору позволяют значительно увеличить его путь во время преодолевающей работы мышц ног, что способствует достижению большей величины вертикальной скорости движения тела в заключительной микрофазе отталкивания.

Активное разгибание ног в тазобедренных и коленных суставах, а также энергичное сгибание стопы осуществляется за счет взрывной работы мышц этих звеньев н завершается упругим отталкиванием стоп от поверхности площадки .

В начале безопорной фазы туловище и ноги игрока выпрямлены, левая рука после махового движения прекращает смещение вперед-вверх, а правая, согнутая в локтевом суставе, продолжает отводиться назад. Тело волейболиста в результате силы толчка вверх и инерции горизонтальной скорости разбега перемещается вперед-вверх. При дальнейшем подъеме туловище игрока прогибается в поясничной части позвоночника, правое плечо и рука отводятся назад и в сторону, левая, согнутая в локтевом суставе, смещается вниз, ноги сгибаются в коленных суставах.

В результате всех этих движений мышцы плечевого пояса, груди и живота хорошо растягиваются, создавая необходимые условия для концентрации усилий в ударном движении.

Удар по мячу производится в высшей точке прыжка. В результате энергичного сокращения больших мышечных групп груди и живота туловище волейболиста разгибается в поясничной части позвоночника, а ноги - в коленных суставах, правое плечо смещается вперед-вверх, а правая рука, разгибаясь в локтевом суставе, движется по большой амплитуде навстречу мячу. При ударе происходит обгон дистальных частей руки: плечо обгоняет плечевой сустав, локтевой сустав обгоняет плечо и кисть-предплечье. Угол между плечом и предплечьем в момент удара составляет приблизительно 140-150°. Подобное захлестывающее движение руки в сочетании с разгибанием туловища и «навалом» правого плеча способствует значительному наращиванию силы в момент удара.

После удара по мячу (заключительная фаза) тело игрока по дуге опускается вперед-вниз. Волейболист приземляется в 1-1,5 метрах от места отталкивания на согнутые в коленных суставах ноги, туловище игрока несколько наклонено вперед, руки, согнутые в локтевых суставах, находятся на уровне пояса.

Прямой нападающий удар с переводом влево выполняется со средней (по высоте) передачи, разбег и прыжок обычны. В фазе замаха волейболист всеми своими движениями показывает, что нападающий удар будет производиться по ходу разбега. В этом и заключается мастерство нападающего, то есть умение в последний момент резким движением предплечья и особенно кисти перевести мяч в сторону, мимо рук блокирующего. Эффективность перевода во многом зависит еще и от умения волейболиста произвести удар по мячу в наивысшей точке. При этом кисть соприкасается с правой боковой поверхностью мяча. Удар по мячу осуществляется пястной частью кисти, благодаря чему уменьшается «жесткость» удара, но увеличивается путь направляющего действия ударного движения. Правая рука после удара смещается по дуге вниз-влево.

При выполнении прямого нападающего удара с переводом вправо волейболист, отталкиваясь от опоры, поворачивает туловище влево. В фазе удара игрок разворачивает руку несколько кнаружи и резким движением кисти в этом же направлении переводит мяч вправо. Туловище при ударе подается несколько вперед и влево (в результате закручивания, полученного при отталкивании от опоры), что способствует увеличению его силы. Кисть ударяет по верхней левой стороне мяча .

Угол перевода мяча в горизонтальной плоскости увеличивается при смещении точки приложения усилия к мячу несколько вниз. Однако такое смещение направления ударного усилия уменьшает угол атаки в вертикальной плоскости, и мяч может быть направлен за пределы поля. Поэтому техническое мастерство нападающего заключается и в умении точно произвести удар по мячу.

В настоящее время в современном волейболе чаще говорят о переводах"по линии" (с целью обойти блок, протиснувшись между антенной), который возможен двумя способами: без поворота туловища и "классическим" - с разворотом туловища. "Косой" перевод (с 4-ки по 4-ке) правшой выполняется с "выкручиванием" кисти (удар по мячу слева), при этом рука в локте обязательно остается прямой. Перевод из 2-ки в 2-ку левши и правши выполяняют существенно по-разному. Для левши удар аналогичен тому, как переводит правша с 4-ки по 4-ке, но с одной особенностью: когда блок ставится "автоматом" на правшу, можно не "вырезать" мяч, а просто чуть сильнее "косить" в ход. Правша из 2-ки в 2-ку при высоком съёме мяча способен, развернув туловище (или разбежавшись под острым углом), пробить выраженного "косача", нанеся удар по мячу справа.

2. Методика обучения прямому нападающему удару в волейболе

Обучение нападающему удару следует начинать с длинных передач, с постепенным переходом к вертикальным, то есть от широкого диапазона к узкому, что способствует своевременности выхода на удар. Такой подход, когда формирование навыка происходит на широкой основе, оправдан, но требует большого количества времени, так как занимающимся приходится выполнять сотни попыток, среди которых лишь незначительная часть протекает в идентичных условиях и содействует прочному закреплению навыка. На начальном этапе подготовки следует прежде всего научиться технике выполнения наиболее типичных ударов и, в первую очередь, прямому нападающему удару (по ходу), для чего нужно поработать над развитием прыгучести, скорости, лов­кости, быстроты и других специальных качеств волейболиста. Здесь уместно напомнить волейболистам, что наряду с выполнением большого объема прыжковых упражнений не нужно забывать о правильном приземлении. Не следует приземляться на пятки почти выпрямленных ног (жесткое приземление), так как это приводит к частому травматизму.

Самое важное - понять и усвоить механизм движений, научиться технически правильно их исполнять. Перед каждым ударом на тренировке заранее следует определять его направление. Тогда и в игре легче станет находить наиболее целесообразное для каждой игровой ситуации решение. Очень важно с самого начала учиться играть в нападении одинаково свободно как правой, так и левой рукой. Начинать игру надо с сильных ударов, постепенно переходя к их чередованию с обманными. Осуществляя обманный удар, надо имитировать все фазы сильного нападающего удара: резкий разбег, высокий прыжок, энергичный замах. Каждому нападающему в индивидуальной игре полезно взять за правило играть ответственно любой мяч в любой игровой ситуации, но особенно без грубых ошибок в конце партии и при равном счете. В литературе отмечается, что перед обучением нападающему удару в прыжке с разбега игроки с недостаточной координацией предварительно осваивают верхнюю передачу одной рукой в прыжке и обманный удар.

Наибольшая сложность при освоении нападающего удара состоит в том, что игрок должен точно рассчитать свои действия в соответствии с высотой и направлением полета мяча и произвести удар по мячу в высшей точке прыжка.

Большинство ошибок при изучении нападающего удара происходит от неумения занимающегося своевременно выйти на мяч. Игрок часто прыгает слишком рано или запаздывает с прыжком. В результате мяч оказывается сзади игрока, далеко впереди или в стороне от него. Такие недостатки затрудняют овладение правильным ударом по мячу и надолго затягивают формирование двигательного навыка нападающего удара.

Поэтому не нужно торопиться переходить от верхней передачи в прыжке через сетку (атака верхней передачей) к нападающему удару. Необходимо сначала прочно закрепить навык точного выхода на мяч. После освоения нападающего удара, полезно время от времени возвращаться к верхней передаче через сетку, контролируя скорость и точность выхода под мяч.

Техника нападающего удара по координации движений является весьма сложной, и поэтому вначале целесообразно использовать расчлененный метод обучения. С этой целью, учитывая сложность способа, в определенной методической последовательности применяются подводящие упражнения для овладения отдельными фазами нападающего удара. Одновременно с этим для развития прыгучести в подготовительной части занятия систематически используются подготовительные упражнения, направленные на развитие прыгучести волейболиста.

Задача 1. Создать правильное представление о технике нападающего удара. Средства и методы. Многократный показ и объяснение техники нападающего удара, изучение кинограмм и рисунков, просмотр кинокольцовок и соревнований с участием ведущих спортсменов. Демонстрация техники нападающего удара в целом и по фазам с объяснением скоростно-силовой структуры движений.

Задача 2. Освоить технику нападающего удара в облегченных условиях (расчлененным методом). Изучить удар по мячу без прыжка.

Средства и методы. Выполнение подводящих упражнений, направленных на овладение правильной техникой удара по мячу без прыжка. Повторный показ и объяснение техники, сопровождающиеся синхронными указаниями тренера.

Учебный материал.

Упр. 1. Удары по мячу, стоя у стенки или сетки.

Упр. 2. Поточное выполнение ударов по мячу при построении игроков в 3--4 и более колонн (в зависимости от наличия мячей) с перемещением волейболиста в конец колонны после каждой попытки.

Методические указания. Все удары выполняются из определенного исходного положения, при котором игрок левой рукой держит мяч на уровне головы, а правую руку, согнутую в локтевом суставе, заранее поднимает, подготавливая ее для удара. Волейболист переносит вес туловища до момента удара на правую, согнутую в коленном суставе ногу, и поворачивается вполоборота в сторону, куда последует удар. При ударе по мячу игрок, невысоко подбросив мяч под правую руку, одновременно с переносом веса туловища на левую ногу производит удар по мячу. Ударяющая рука разгибается в локтевом суставе, движется по большой амплитуде навстречу мячу и соприкасается с ним ладонной поверхностью кисти. В ударном движении кисть обгоняет предплечье. Удар выполняется выпрямленной рукой, но не над собой, а несколько впереди.

Постепенно исходное положение обучающегося и его последующие движения усложняются. Волейболист сгибает ноги в коленных суставах, наклоняет туловище, подбрасывает мяч, одновременно пронося правую прямую руку в лицевой плоскости. Как только правая рука оказывается в вертикальном положении, она начинает сгибаться в локтевом суставе и затем быстро отводится назад для замаха. После этого следует удар по мячу. Все движения обучающийся должен выполнять слитно. Необходимо обратить внимание на своевременное разгибание ног, движение правой руки в выпрямленном положении и ее сгибание в локтевом суставе в нужный момент. Одной из главных задач является обучение волейболистов правильному ударному движению, в особенности точному расположению ладонной поверхности кисти на мяче. Для этого волейболист подбрасывает мяч не перед собой, а вперед с таким расчетом, чтобы сделать шаг к мячу и затем произвести удар. Упражнение выполняется более динамично и способствует определению правильного выбора места по отношению к мячу в момент удара.

Упр. 3. Занимающиеся располагаются вдоль низко подвешенной волейбольной сетки. Игрок, стоя в 50 см от нее на гимнастической скамейке, ударом посылает мяч через сетку. Вначале упражнение выполняется из исходного положения игрока, у которого поднята и подготовлена к удару рука, а затем он ее выносит снизу вверх - назад.

Методические указания. Мяч нужно направлять под углом к поверхности площадки на стоящего против каждого игрока партнера, который бросает его обучающемуся для повторения упражнения.

Упр. 4. Расположение игроков и организация выполнения упражнения те же, что и в упр. 3. Удары через сетку волейболисты выполняют по неподвижному мячу, который поддерживают над сеткой партнеры, находящиеся по другую сторону площадки, а также стоящие на возвышении.

Методические указания. Мяч нужно поддерживать с двух сторон пальцами обеих рук, перенося их на сторону ударяющих игроков. Бить по мячу следует точно и несильно с тем, чтобы не ударить по рукам партнера.

Упр. 5. Игроки, стоя на возвышении, производят удары через сетку по наброшенному с другой стороны партнером мячу. Методические указания. Мяч нужно набрасывать точно и невысоко. Исходное положение обучающихся постепенно усложняется так же, как в упр. 3. Для того чтобы более четко выполнять упражнение, занимающиеся разбиваются на подгруппы из трех человек: один выполняет основное задание, другой набрасывает мяч, третий ловит или принимает мяч и точно в руки бросает его обучающемуся для повторения упражнения.

Задача 3. Изучить и освоить технику удара по мячу в прыжке.

Средства и методы. Подводящие упражнения, направленные на овладение ударом по мячу в прыжке. Показ и объяснение упражнений. Многократное выполнение заданий обучающимися, сопровождающееся указаниями тренера.

Учебный материал.

Упр. 1. Удары по мячу в прыжке. Мяч подбрасывает партнер, стоящий на расстоянии одного метра слева от обучающегося.

Методические указания. Прыжок для нападающего удара выполняется с места. Необходимо следить за правильностью техники напрыгивания и отталкивания, выбором места по отношению к" мячу и ударным движением. Удары можно производить в стенку или на игроков противоположной подгруппы (при большом количестве занимающихся). Располагать волейболистов нужно по всей длине площадки, на боковых линиях.

Упр. 2. Содержание и организация те же, что и в упр. 1, но задание выполняется через низко подвешенную сетку.

Упр. 3. Удары производятся по встречному мячу, который набрасывает партнер с другой стороны площадки.

Методические указания. При выполнении всех упражнений удары по мячу следует производить не в полную силу, так как при увеличении силы удара, как правило, нарушается точность и правильность движений.

Упр. 4. Выполнение нападающих ударов через сетку из зоны 4 со вторых передач, совершаемых из зоны 3.

Методические указания. Разбег должен составлять не более трех метров под углом к сетке 45--50°. Особое внимание нужно обращать на замедленное передвижение в начале разбега, ускорение к моменту напрыгивания и максимальные усилия при отталкивании от опоры. Для более удобного выбора места при отталкивании передачу необходимо выполнять с предельной точностью. Важно следить за одновременным маховым движением обеих рук и обгоном предплечья кистью при ударе.

Задача 4. Создать правильное представление о технике кистевых нападающих ударов с переводом влево.

Средства и методы. Многократный показ и объяснение техники нападающего удара с переводом влево и изучением кинограмм. Демонстрация техники ударного движения при нападающем ударе с переводом.

Задача 5. Освоить технику нападающего удара с переводом влево в облегченных условиях - без прыжка.

Средства и методы. Выполнение обучающимися подводящих упражнений для овладения правильной техникой ударного движения без прыжка.

Учебный материал.

Упр. 1. Удары с переводом влево при расположении занимающихся парами.

Упр. 2. Удары с переводом влево, стоя у тренировочной сетки или стенки.

Упр. 3. Удары с переводом влево при расположении игроков треугольником.

Упр. 4. Удары с переводом влево через сетку. Игрок, стоя на возвышении, сам подбрасывает себе мяч.

Упр. 5. Удары с переводом влево при подбрасывании мяча партнером.

Методические указания.

Во всех упражнениях необходимо следить за правильностью движения руки, которая производит удар по правой боковой поверхности мяча.

Задача 6. Освоить технику нападающего удара с переводом влево в прыжке.

Средства и методы. Выполнение специальных упражнений на сниженной сетке с удобных для удара передач.

Обучение тактике нападающего удара.

Задача 1. Научить тактике обводки блока с помощью ударов с переводом вправо и влево.

Средства и методы. Объяснение тактического назначения ударов с переводом в связи с особенностями постановки рук блокирующих игроков. Показ ударов, выполняемых не в полную силу, с переводом влево и вправо при обходе блока в различных зонах площадки. Практическое выполнение заданий обучающимися.

Учебный материал.

Упр. 1. Выполнение нападающих ударов с переводом влево при проведении атак в зоне 3.

Упр. 2. Выполнение нападающих ударов с переводом влево при проведении атак из зоны 2. (Разбег выполняется под углом 90° к сетке.)

Упр. 3. Выполнение нападающих ударов с переводом вправо - при проведении атак из зоны 4 и с края сетки этой же зоны.

Упр. 4. Выполнение нападающих ударов с переводом вправо при проведении атак из зоны 3.

Упр. 5. Выполнение нападающих ударов с переводом вправо при атаках из зоны 2. (Разбег выполняется под углом 35--40° к сетке.)

Задача 2. Научить имитации сильного нападающего удара с последующим тихим ударом через блок противника.

Средства, методы и учебный материал те же, что и в задаче 1.

Задача 3, Научить имитации сильного нападающего удара с последующим тихим направлением мяча пальцами раскрытой ладони на незащищенное место площадки противника.

Средства, методы и учебный материал те же.

Задача 4. Обучить имитации передачи мяча в прыжке с последующим нападающим ударом.

Средства и методы те же.

Учебный материал.

Упр. 1. Стоя левым боком к сетке, имитировать передачу мяча;из зоны 3 с последующим нападающим ударом правой рукой.

Упр. 2. Стоя правым боком к сетке, имитировать передачу мяча из зоны 3 с последующим нападающим ударом

2.1 Требования к технике прямого нападающего удара по ходу

1 .Разбег обычно выполняется в два-три шага.

2.Перед разбегом в три шага движение начинается с шага одноименной с бьющей рукой ноги, а в два шага - с разноименной с бьющей рукой ноги.

З.В начале разбега туловище наклонено вперед, руки удерживаются впереди - внизу.

4. Первый шаг - короткий, обеспечивает скорость разбега за счет выведения общего центра тяжести вперед за опору.

5.После двух шагов (при разбеге в три шага) игрок выполняет напрыгивание на две ноги: правая нога ставится с пятки перекатом, левая нога приставляется, «догоняя» правую ногу.

6. Руки помогают прыжку: в начале напрыгивания отводятся в стороны назад, а при отталкивании выполняют мах вперед - вверх, описывая дуги.

7.Ноги выполняют отталкивание согласованно с махом рук.

8.3амах начинается с отведения плеча, туловище отклоняется незначительно, рука фиксируется в положении замаха.

9.Положение бьющей руки в замахе: кисть над плечевым суставом выше головы, локоть выше плеча.

10. Кисть в замахе располагается во фронтальной плоскости.

11 .Левая рука (при ударе правой рукой) в момент замаха занимает положение противовеса: не ниже головы, напротив левого плечевого сустава.

12.Удар начинается с движения плеча вперед.

13.Рука при ударе выпрямляется в локтевом суставе, двигаясь в сагиттальной плоскости.

14.Удар по мячу наносится в высшей точке напряженной ладонью, кисть принимает форму сферы, пальцы вместе, большой палец отведен в сторону.

15.После удара туловище сгибается вперед, подаваясь в направлении удара.

16.Бьющая рука показывает направление вылета мяча, или опускается вниз .

2.2Возможные ошибки выполнения нападающего удара

Ошибки при разбеге:

Недостаточная длина разбега.

При ударе из 3-ей и 4-ой зон прямой разбег.

При ударе из 2-ой зоны косой разбег.

Нет наклона вперед при подготовке и в начале разбега.

Низкая скорость разбега.

Не хватает скоростных качеств.

Количество шагов не соответствует расстоянию.

Ранний разбег.

Поздний разбег.

Руки на старте опущены.

Размахивание или скрещивание рук при разбеге. Подготовительная фаза:

Нет вращения рук.

Вращение излишне согнутыми руками.

Высокое вращение рук.

Вращение прямыми руками.

Напрыгивание на две ноги одновременно.

Напрыгивание на носки.

Недостаточное стопорение правой ногой (короткий шаг) для правшей.

Левая нога приставляется поздно.

Левая нога ставится далеко вперед.

Вялое напрыгивание.

Излишне высокое напрыгивание.

Напрыгивание боком.

Прыжок в длину.

Прыжок не в полную силу.

Не хватает прыгучести.

Руки (обе, или левая) не помогают прыжку (останавливаются).

Низкая скорость взмаха руками.

Прогиб в пояснице.

Корпус завален влево.

Поворот боком к сетке.

Рука не зафиксирована в замахе.

Рука завалена влево.

Низко предплечье.

Низко локоть.

Кисть не закреплена при замахе.

Кисть развернута.

Пальцы разведены.

Не отведен большой палец.

Рабочая фаза:

При ударе нет посыла локтя вверх.

Удар согнутой рукой.

Не дорабатывает предплечье.

Не дорабатывает кисть.

Излишний уход руки назад после удара.

Излишний уход руки влево после удара.

Недостаточная скорость руки при ударе.

Удар поздно по ритму.

Удар чрезмерно круто вниз.

При обманном ударе нет имитации замаха.

При обманном ударе опускается локоть.

При обманном ударе заброшена кисть.

При обманном ударе расслаблены пальцы.

При обманном ударе излишнее сопровождение.

Обманный удар по низкой траектории.

Недостаточно резкий обманный удар.

Потеря высоты удара при переводе.

При переводе кисть недостаточно накрывает мяч.

При ударе выше блока недостаточный накат.

Удар через сильнейшего блокирующего игрока.

Необоснованная попытка "чисто" обвести блок.

Удар в зону сильнейшего защитника.

Удар в защитника.

Перевод в линию с узкой передачи.

Удар прямо со 2-ой линии (при недостаточно высоком прыжке).

Обманный удар в руки.

Нападение без плана.

Нападение без учета обстановки.

Отказ от выполнения удара в сложной обстановке.

Необоснованный риск при выборе нападающих действий.

Завершающая фаза:

Локоть бьющей руки опускается быстрее кисти.

При переводе вправо без поворота после удара кисть наружу.

Приземление на одну ногу.

Жесткое приземление.

Игрок не готов к следующим действиям .

Подводящие упражнения для нападающего удара:

Обучение разбегу и прыжку:

Одиночные и серийные взмхи руками на месте.

Прыжок на месте с взмахо рук.

Напрыгивание с одного шага и прыжок с отведением и взмахом рук.

Напрыгивание с двух шагов и прыжок с отведением и взмахом рук.

Разбег в 1-2 шага, имитация верхней передачи в прыжке.

Разбег в 1-2 шага, верхняя передача мяча в держателе или в руке

преподавателя (партнера).

7.Разбег в 1-2 шага, верхняя передача мяча в стену или через сетку

с низкого подбрасывания преподавателя (партнера) "в темп".

с высокого подбрасывания преподавателя (партнера).

с собственного набрасывания.

Обучение ударному движению:

8.Правая рука в положении замаха, левая рука впереди на уровне лица.

Смена рук с поворотом корпуса вокруг вертикальной оси.

9.Взмах руками и постановка руки в замах на месте в прыжке

10.Из положения замаха выполнить нападающий удар:

по тыльной стороне кисти вытянутой вперед-вверх левой руки

по мячу в левой руке

без мяча с опусканием руки

пол - стена с руки

пол - стена после подбрасывания

Обучение нападающему удару с разбега в прыжке:

11.Разбег в 1-2 шага, нападающий удар по мячу в держателе или в руке преподавателя (партнера):

через сетку

12.Имитация нападающего удара в прыжке с разбега в 1-2 шага.

п. Разбег в 1-2 шага, нападающий удар по мячу:

с низкого набрасывания преподавателя (партнера) "в темп"

с высокого набрасывания преподавателя (партнера)

с собственного набрасывания

13.Нападающий удар с передачи преподавателя или партнера.

Для повышения технико-тактической результативности нападающих ударов Н.И. Чардынцев советует следующее:

Следует сочетать сильные удары с ударами средней силы и обманными;

Обманные удары более эффективны при близких к сетке передачах и менее эффективны при передачах, далеких от сетки;

Тактику нападения с первых передач и откидок следует широко применять при доигровках, но только при соответствующем уровне технической подготовки игроков. При розыгрыше мячей с подачи этот прием выгоден в тех случаях, когда соперник применяет несложные подачи;

В любых случаях нужно стремиться к тому, чтобы нападающий удар выполнялся против слабейшего блокирующего;

Если нападающий решил сделать откидку, то все его предыдущие действия должны убедить блокирующих игроков соперника, что удар будет выполнять именно он;

Откидка не должна быть высокой, так как блокирующие вторично успеют выпрыгнуть на блок.

Заключение

Техника нападающего удара расчленяется на четыре фазы: разбег, прыжок, собственно нападающий удар и приземление. В свою очередь эти фазы состоят из микрофаз, характеризующихся своеобразием внешней формы движений и особенностями нервно-мышечной деятельности. Такое деление техники нападающего удара на фазы и микрофазы соответствует смысловой структуре этого действия и позволяет полнее описать особенности отдельных движений.В смысловой структуры нападающего удара выделяются три способа разбега при этом способе техники: скоростной, коррекционный и универсальный. Первый способ разбега применяется при «уверенном» выходе на удар, при втором происходит некоторое замедление (либо ускорение по ходу разбега (коррекция) при недостаточно точном определении момента удара, и в третьем сочетаются оба этих способа.

Важный вопрос начальной подготовки - одновременность или последовательность разучивания технических приемов. Опыт показывает, что обучение целесообразно начинать сразу всем основным способам игры: передаче мяча сверху, подаче, нападающим ударам. Передача мяча снизу и прием после подачи изучаются несколько позже, а блокирование - после того, как игроки научатся четко выполнять нападающий удар. Это способствует большому разнообразию обучения и содействует положительному переносу аналогичных двигательных навыков (в прямой передаче и в нападающем ударе). При обучении нападающему удару рекомендуются упражнения на доставание баскетбольного кольца с имитацией удара; нападающий удар у стенки; нападающий удар в парах удары в парах в прыжке; выполнение обманных ударов в парах.

Список литературы

1. Агинако Л. Обучение техническим элементам волейбола / Л. Агинако // Спорт в школе. - 2008 (№23).

2. Ашибоков, М.Д. Критерии оценки технико-тактической подготовленности команд волейболистов / М.Д. Ашибоков. - «Вестник АГУ», 2006. - №1 (20). - С. 290-293.

3. Белич С. Тренировочные занятия на отработку техники элементов / С. Белич // Спорт в школе. - 2007 (№13).

4. Беляев, А.В. Волейбол на уроке физической культуры: 2-е изд. / А.В. Беляев. - М.: Фис: СпортАкадемПресс, 2005. - 143 с.: ил.

5. Беляев, А.В. Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование/ методическое пособие. ВФВ / А.В. Беляев. - М., 1995. - 287 с.

6. Беляев, А.В. Эффективное использование интегральных упражнений на занятиях по волейболу /А.В. Беляев // Детский тренер (журнал в журнале). - М. : ФИС, 2004. - №4. - С. 26.

7. Виера, Б. Волейбол: Шаги к успеху / Барбара Л. Виера, Бонни Джилл Фергюсон. - М. : АСТ: Астрель, 2004. - 170 с.

8. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры / Под ред. А.В.Беляева, М.В.Савина. - М. : СпортАкадемПресс, 2002. - 368 с.

9. Голомазов, В.А. Волейбол в школе / В.А. Голомазов, В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников. - М. : Просвещение, 1989. - 110 с.

10. Железняк, Ю.Д. Волейбол: методическое пособие по обучению игре / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский, А.В. Чачин. - М. : Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2005. - 112 с.

11. Железняк, Ю.Д. Юный волейболист / Ю.Д. Железняк. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.

12. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры. Техника, тактика, обучение / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. - М. : Академия, 2001. - 376 с.

13. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. - М. : Академия, 2004. - 400 с.

14. Иванова, Л.М. Формирование тактических умений начинающих волейболистов при игре в нападении / Л.М.Иванова // Омский научный вестник.2006. - №6 (41), сентябрь. - С.260-262.

15. Ивойлов, А.В. Волейбол / А.В. Ивойлов. - Минск: Вышэйшая школа, 1985. - 261 с.

16. Изотов В. Методика обучения технике волейбола / В. Изотов // Спорт в школе. - 2009 (№3).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изучение техники выполнения нападающего удара, состоящей из разбега, прыжка, нападающего удара и приземления. Общие основы обучения технике волейбола юных спортсменов. Методика педагогического контроля за эффективностью нападающего удара спортсменов.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2011

    Основные особенности современного волейбола, характеристика нападающего удара. Ключевые задачи технической подготовки волейболистов: овладение рациональной техникой, улучшение деталей техники. Анализ методики совершенствования прямого нападающего удара.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2012

    Методика обучения техническим приемам игры в волейбол. Особенности физической и специальной подготовки. Обучение технике нападающего удара как завершению розыгрыша мяча на своей площадке. Повышение эффективности нападающего удара у волейболистов.

    курсовая работа , добавлен 26.07.2011

    Значение технической подготовки и основные технические приемы в волейболе. Факторы, обусловливающие совершенствование технического мастерства волейболиста. Физическое развитие студентов. Техника нападающего удара. Методика обучения нападающему удару.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2014

    Организация учебно-тренировочного процесса волейболистов старшего школьного возраста. Закономерности спортивной тренировки в волейболе. Анализ техники передач на нападающий удар в волейболе, использование специальных упражнений для ее совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2012

    Организация нападающего удара в волейболе и структура движений при его выполнении. Этапы исследования для построения модели эффективности нападающих действия игроков. Методика педагогического процесса обучения с использованием тренажеров для тренировки.

    дипломная работа , добавлен 30.06.2015

    Сущность, виды, задачи, средства и методы технической подготовки волейболистов. Тренажеры и специальное оборудование для обучения и совершенствования техники нападающего удара и подачи. Организация и результаты собственных исследований, их обсуждение.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Краткая характеристика кикбоксинга как вида спорта, классификация, систематика и терминология данного спорта. Прямые удары руками в кикбоксинге, их сравнительная характеристика с другими стилями ударных единоборств. Теория и биомеханика данного удара.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2012

    Особенности игровой спортивной деятельности в пляжном волейболе и факторы ее повышения. Техника и тактика игры. Концепция методики обучения и тренировки в пляжном волейболе. Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию подготовки спортсменок.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2011

    Сущность подачи как технического приёма в волейболе. Классификация способов подачи. Техника и тактика выполнения подач. Рекомендации и разработка комплекса упражнений для тренировки силы и стабильности подачи. Комплекс упражнений с набивными мячами.


Самое обсуждаемое
Гормональная гимнастика для оздоровления и долголетия Гормональная гимнастика для оздоровления и долголетия
Пленка-сауна для похудения Shape Up Пленка-сауна для похудения Shape Up
Обязательные нормативы физподготовки в армии и спецслужбах России (6 фото) Основные нормативы по физо для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву Обязательные нормативы физподготовки в армии и спецслужбах России (6 фото) Основные нормативы по физо для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву


top