Бхагаван раджниш - сат чит ананда. Сат-Чит-Ананда (Словарь Йоги) Сат Чит Ананда

Бхагаван раджниш - сат чит ананда. Сат-Чит-Ананда (Словарь Йоги) Сат Чит Ананда

Глава 20

Способность отвечать

Вопрос: Возлюбленный Ошо, спасибо вам за то, что вы дали нам возможность вкусить ваше сознание. И Кришнамурти, и Гурджиев говорили об их пути сознания. Возлюбленный мастер, может, они волны вашего океана?

Шридхар, Кришнамурти и Гурджиев - это не просто две волны сознания. Это сам океан сознания. В тот миг, в который вы становитесь просветленными, вы перестаете быть индивидуальностями. Вы теряете ваше эго, и вместе с эго вы теряете все свои ограничения, все границы. Это не волны моего океана. Океан никому не принадлежит. Я такой же океан, как и они.

Вы - тот же океан, что и я. Вы должны просто пробудиться и осознать тот факт, что вы находитесь в сетях своего воображения, а оковы - это не что иное, как ваши мысли, ваше рабство; это не что иное, как ваш бессознательный образ жизни. Иначе вы были бы таким же океаном, как Гаутама Будда, как Лао-цзы, Кабир, как каждый, кто осознал свое высшее, сат чит ананду.

Мы неотделимы. Мы принадлежим одному существованию, между нами нет границ. Все ограничения - это проекции нашего ума. И в тот миг, в который вы выше ума, вы сможете увидеть свой ум напрямую, и вы будете удивлены тому, что деревья, звезды и океан... там нигде нет границ. Цветы на деревьях - это ваши цветы, величие звезд - это ваше величие, а малость травы - это ваша малость. В тот миг, в который вы начнете чувствовать вездесущность, вы пришли домой.

Но помните всегда о том, чтобы не ставить меня выше других просто из-за того, что я - ваш мастер. Поэтому не говорите, что я - это океан, а Гурджиев и Кришнамурти - это волны моего океана. Это отвратительно.

Вы можете не осознавать этого, можете не понимать, откуда постоянно приходят такие представления. И это происходит не только с вами.

Только сегодня Хасья рассказывала мне о корейском мастере Шу. Он скоро опять придет. У него есть ученики. Лани только что приехала из Кореи. На корейском языке они напечатали больше тридцати моих книг. Сотни людей заинтересованы в том, чтобы ходить сюда. Раньше они даже не знали о моем существовании, они даже не знали, живой я мастер, или уже покинул тело.

И не только так называемые ученики продолжают восхвалять своего мастера как самое высшее. Даже так называемые мастера... определенно, они не мастера, а просто так называемые мастера. Когда ученики мастера Шу спросили у него: «Какие взаимоотношения между вами и Багваном?», он ответил, что сам принадлежит к просветленным первого уровня, а Багван принадлежит к просветленным третьего уровня.

Но такой человек не может быть просветленным. Не говоря уже о первом уровне, даже о третьем говорить не приходится. Потому что в просветлении нет категорий. Как можно быть просветленным и вместе с тем относиться к каким-то категориям? Категории - это ограничения.

Но так называемые мастера всегда будут ставить себя выше остальных. Эго все еще живо, и не важно, живете ли вы в мире материи, денег, власти, положения - или вы хотите стать искателем, находиться в поиске духовного бытия. Даже когда вы начинаете провозглашать себя просветленными, вы продолжаете играть в те же игры, но только используя новые имена. Отличия нет никакого.

Я жду, когда придет мастер Шу. У него будут трудности. Он меня не знает. Он принадлежит к первой категории просветленных. Но почему мастер, который принадлежит первой категории, должен приходить к мастеру, который принадлежит третьей категории? Это так странно. Поэтому пусть приходит. Ему придется стоять в очереди впервые в жизни.

После того как вы стали просветленными, вы не должны относиться ни к каким категориям. Просветление выше всех категорий, категории - это ловушка эго, все это ловушки эго. Быть просветленным - значит стать единым с вселенной.

Причины того, что такие люди, как мастер Шу, прикрываются духовностью, заключаются в том же: это чистое проявление эго. Игра старая: вы должны быть на вершине. Но почему ученики делают это? Причина та же. Если я величайший мастер, тогда, естественно, вы - мои ученики, вы ученики величайшего мастера. Вы - не обычные ученики какого-то третьеразрядного мастера.

Я говорил вам об одном религиозном культе, который существует вокруг Тадж Махала. Они называют себя Радхасвами. Их очень сильно выводило из себя существование Тадж Махала. Но Тадж Махал не имеет никакого отношения к их духовности. Но расстояние начало возникать тогда, когда мастер умер. Они решились посвятить ему памятник, который будет лучше Тадж Махала.

Но Тадж Махал совершенно уникален во всем мире. И нет другого такого здания, которое могло бы сравниться с ним. Оно было построено по приказу великого императора. Понадобилось тридцать лет для того, чтобы его построить. Понадобилось десять тысяч камнерезов, скульпторов... Со всей страны были собраны прекрасные строители, а также из далеких стран: из Ирана, из Турции, из Египта, из Аравии. Император, который хотел построить Тадж Махал, задействовал в этой работе всю Индию, весь бюджет страны.

Эти десять тысяч скульпторов трудились и днем, и ночью. Когда они приехали на строительство, они были молодыми. Но к тому времени, когда строительство было завершено, часть из них была уже мертва, а часть состарилась. Там трудились некоторые старые известные скульпторы, и им не удалось дожить до завершения строительства, поэтому заканчивало его второе поколение и третье.

Император, который решил построить Тадж Махал в честь своей жены, Мумтадж, на другой стороне Ямуны строил мемориал в свою честь. После смерти его должны были похоронить там. Императоры заботились о мемориалах еще при жизни, потому что после смерти никому они уже были не нужны, никто бы не стал тратить столько денег на то, чтобы строить эти грандиозные сооружения.

Но вся его казна опустела к тому времени, как строительство мемориала в честь жены было завершено. И поэтому его собственный мемориал не был завершен, было заложено только основание здания. Он не смог завершить его, потому что его трон захватил его собственный сын и посадил его в тюрьму. Его сын мгновенно приостановил строительство мемориала.

Тадж Махал построен из белого итальянского мрамора. А другой комплекс - с другой стороны реки. По окончании строительства между ними должен был быть построен мост, и другой комплекс должен был стать в точности таким же, как Тадж Махал, только из черного мрамора. Они должны были быть симметричными. Архитектура должна была быть в точности одинаковой, здания должны были быть в точности одинаковыми, но только с одной стороны мрамор должен был быть черным, а с другой белым.

Радхакришнаны хотели построить нечто лучшее Тадж Махала, потому что тысячи туристов приезжают ежедневно для того, чтобы полюбоваться на Тадж Махал. Естественно, они думали, что это вопрос не только престижа, но также бизнеса. Строительство продолжалось сто лет, но они смогли построить только первый этаж. Конечно, они сделали его лучше, чем Тадж Махал, но не было никакой возможности завершить строительство. Они хотели сделать трехэтажное здание, чтобы оно было выше Тадж Махала. Но все деньги, которые они смогли собрать у своих последователей со всей Индии, кончились. Сто лет тысячи рабочих были постоянно заняты строительством.

Я видел. Их колонны такие красивые, они полны творчества. На колоннах они сделали лепные украшения из мрамора в виде растений, цветы сделаны из зеленого мрамора, цветы, розы на вершине колонн сделаны из рубинов, бриллиантов и изумрудов. Они решили, что если они даже не завершат строительство, они все равно уже превзошли Тадж Махал. И они безгранично счастливы из-за этого. Они пригласили меня, когда я читал лекцию в Агрском Университете. Они пригласили меня для того, чтобы показать незаконченное строительство. Они проделали огромную работу.

Они завели меня внутрь. Внутри была карта, выгравированная на мраморе, и на карте было четырнадцать уровней разделения. Они поставили всех просветленных на определенный уровень. Мусульмане занимают третий уровень, Иисус пятый, так же, как и Моисей. На шестом уровне находятся Будда и Махавира. На седьмом Кабир, Нанак, и так продолжается дальше. Имена выгравированы на мраморе.

А на четырнадцатом уровне остался только один человек, их мастер, которого вне Агры никто даже не знает. И все его последователи сосредоточены в Агре. Некоторые его последователи живут в других местах, но в основном все они живут в Агре. Они спросили меня, как я отношусь к этой карте.

Я сказал: «Кто нарисовал эту карту?»

Они сказали: «Это наше святое писание. Наш мастер сам нарисовал эту карту».

Я сказал: «Ваш мастер прав. Он на четырнадцатом уровне».

Они посмотрели на меня, потому что до меня они показывали эту кару многим. Все они не соглашались с картой, потому что их собственные мастера были поставлены на место ниже четырнадцатого, причем расположены они ниже седьмого плана. После седьмого уровня другие шесть уровней остаются пока пустые. Четырнадцатый уровень, вершина сознания, была достигнута только их мастером. Естественно, ни один индуист не согласится с этим, ни один мусульманин не согласится с этим, ни один джайн не согласится с этим, ни один христианин, ни один буддист. Никто не согласится. И я был первым человеком, который согласился с этим.

Они сказали мне: «Вы единственный человек, который все понимает».

Я сказал: «Определенно, потому что я сам на пятнадцатом уровне, и я знаю, что ваш мастер напряженно пытается выйти на пятнадцатый уровень, но я пока не разрешаю ему этого, я не открываю ему дверь. Он напряженно пытается, но я не открываю ему пятнадцатый уровень. Я на пятнадцатом, и там нет шестнадцатого, дальше идти некуда, и у вашего мастера нет никакого шанса попасть на пятнадцатый, вдвоем там трудно уместиться».

Они спросили: «Пятнадцатый? Но в наших писаниях говорится только о четырнадцати уровнях, там никогда не упоминалось о пятнадцатом».

Я ответил: «Мне кажется, это естественно. Ваш мастер знал только о четырнадцати уровнях, потому что он никогда не был на пятнадцатом».

Они были в шоке и крепко рассердились. Они так хотели того, чтобы их мастер занял высшее место в иерархии просветленных мастеров, и тогда они будут самыми значительными людьми во всем мире, потому что они следуют за великим мастером. И мастер также попался в ту же ловушку, потому что в писаниях, которые написал он сам, которые никто не читает, кроме его учеников, а их не так уж много, но это очень богатые люди...

Они показали мне свое писание. Он писал собственными руками имена Гаутамы Будды, Иисуса, Кабира на низших уровнях, а свое собственное имя он написал на высшем уровне. Эта глупость показывает то, что он не находится даже на самом низком уровне. Он ничего не знает о просветлении

Он мог быть начитанным пандитом. Это, скорее всего, так и было, потому что он красиво пишет. Но он пишет как попугай, повторяя слова старых индуистских писаний. Там нет ни одного слова, которое принадлежало бы ему.

Я спросил у них: «Покажите мне здесь хотя бы что-то оригинальное. Человек, который достиг высшего состояния сознания, должен иметь что-то свое, чего никто другой не говорил, потому что никто еще не достигал такого уровня. Покажите мне это. Все, что написано в этом писании, было сказано людьми, которые находились на третьем, четвертом, пятом уровне. Но где слова вашего мастера? Где его свидетельство?»

Они не смогли найти ни одного слова, которое бы принадлежало ему лично. И все это продолжается дальше.

Человек, который в первый раз привез меня в Пуну около тридцати лет назад, был последователем Махавиры, и также последователем Махатмы Ганди. Он жил с Махатмой в его ашраме несколько лет. Его звали Ришабхас Ранка. Многие люди в Пуне, должно быть, знают его. Махатма Ганди постоянно учил тому, что все религии едины, их суть одна и та же, они все равны. Он тоже начитанный и повторяет это как попугай.

Потом он написал книгу о Махавире и Гаутаме Будде и показал мне манускрипт. Как только я увидел заглавие, я сразу сказал ему: «Только посмотри на заглавие. Мне не нужно даже читать твою книгу. Название говорит обо всем». В названии он пишет: «Багван Махавира». И пишет: «Махатма Гаутама Будда». «Багван» для Махавиры и «Махатма» для Гаутамы Будды. Есть так много махатм, поэтому Махатма - не нечто уникальное.

Я сказал ему: «Ты пишешь эту книгу для того, чтобы показать, что джайнизм и буддизм равны, и их послание, в сущности, одинаковое. Гаутама Будда и Махавира равно просветленны».

Он ответил: «Да».

Я продолжал: «Почему же тогда такие разные названия? Ты должен поставить перед обоими именами либо “Махатма”, либо “Багван”».

Теперь у него начались настоящие трудности. Он не мог написать «Махатма Махавира». Джайны бы просто убили его, они бы исключили его из своей общины. Он был джайном. Никто еще среди джайнов за двадцать пять столетий не оскорблял так Махавиру и не писал «Махатма Махавира». Махатм так много в этой стране, за одну рупию их можно купить дюжину. Они такие дешевые, в каждой деревне есть свой махатма.

И он не хотел писать «Багван» перед Гаутамой Буддой и приравнивать его тем самым к Махавиру. Он был просветленным, но он, с его точки зрения, не был на том же положении, как Махавира. Просветление Махавиры совершенное, а просветление Будды еще незавершенное, не такое тотальное.

Буддисты находятся в таком же положении. Они не готовы назвать Багваном Махавиру. Спросите у буддийского монаха. Один буддийский монах родился в Англии, но был обращен в монахи еще в молодости и стал буддийским монахом. Я не знаю, жив ли он еще, но он был известен во всем мире под именем Сангаршита. Он живет в Гималаях, в Калинпонге.

Он часто приходил в Университет, в котором я преподавал, и он заинтересовался мной; его всегда приглашали на философские семинары. Я часто поднимал вопросы, на которые ему было трудно ответить. Но он был очень хорошим человеком, он никогда не сердился на меня. Наоборот, если он не мог ответить, он спрашивал у меня, как бы я ответил на этот вопрос. Я говорил: «Я никогда не задаю вопросов, если не знаю на них ответа!»

Мы подружились. Он даже оставался вместе со мной, когда бывал в этом городе. Я спросил его: «Что вы думаете о Махавире? Ведь они с Буддой были современниками!»

Он ответил мне тогда: «Махавира? Он был просветленным, но не настолько полно, как Гаутама Будда».

Это распространено во всем мире. Но причина, по которой ученики озабочены этим, или так называемые духовные мастера озабочены этим, как раз заключается в том, что эго нуждается в определенном удовлетворении.

Шридхар, как Кришнамурти, так и Гурджиев - просветленные. И тот, и другой исчезли в океане, в котором исчезают все просветленные. После просветления нет отличия. И нет вопросов, потому что разума нет больше. Когда капля падает в океан, неужели вы думаете, что будут отличия, неужели вы думаете, что другая капля, которая упадет в океан, сделает это только частично? Разве может капля упасть в океан частично? Разве одна капля океана может отличаться от другой капли океана? Они все превратятся в океан.

Я говорю об этом откровенно, я очень прямодушный человек. Мне бы не хотелось, чтобы вокруг меня росла вся эта чушь, и мне бы хотелось, чтобы это относилось также и к вам. Когда я говорю, что каждый просветленный исчезает в одной и той же вселенной и не остается вопроса о том, кто выше и кто ниже, вы должны слушать меня. Впервые кто-то из мастеров говорит своим ученикам, чтобы они отбросили свое эго, которое прячется за идеей о том, что у вас самый великий учитель.

Я не имею никакого отношения к мастеру, это имеет отношение только к вашему большому эго. Отбросьте его; я не величайший мастер. В мире мастеров нет никого ни более великого, ни менее великого. Все эти категории относятся только к уму, они больше не действуют, когда ума больше нет.

Вы становитесь просто полной тишиной, чистым присутствием, и в вас больше не остается личности. Это один и тот же опыт, один и тот же вкус, одна и та же сладость, одно и то же блаженство, одна и та же истина, одно и то же сознание, один и тот же экстаз.

Вопрос: Возлюбленный Ошо. Когда мы живем здесь и сейчас, мы действуем спонтанно. Будут ли при этом мои действия и дальше руководствоваться опытом и ответственностью?

Дхьян Прабудха. Я сталкиваюсь с тем, что мне всегда трудно отвечать на вопросы, которые только интеллектуальны, которые вырастают из вашего страха, из вашего разума, но не из вашего опыта, не из вашей медитации. Ты говоришь: «Когда мы живем здесь и сейчас, мы действуем спонтанно». Но это состояние не присуще тебе. Ты, должно быть, цитируешь меня, это не твой опыт. Просто я говорю, что жить здесь и сейчас - это все, что можно сказать о медитации, а все остальное приложится, и твой ум начинает задавать вопросы.

Ты спрашиваешь: «Будут ли при этом мои действия и дальше руководствоваться опытом и ответственностью?» Ты ничего не знаешь о спонтанности, ты не знаешь ничего о том, чтобы жить здесь и сейчас. И не только это. Ты ничего не знаешь об ответственности и не знаешь ничего об опыте.

Весь твой вопрос совершенно лишен корня, но я попытаюсь ответить на него, потому что я не хочу ранить тебя. Ты еще не заслужил этого. После того как ты заслужишь, я даже не буду колебаться. Потом я ударю тебя и так, и этак, и буду наслаждаться этим. Но пока ты еще не готов к этому, я попытаюсь быть вежливым, насколько это возможно.

Ты говоришь: «руководствоваться опытом». Это означает: прошлым. Если ты здесь и сейчас, как ты можешь задавать вопросы? Это обусловленность. Опыт, определенно, принадлежит прошлому. Другими словами, ты говоришь: «Быть здесь и сейчас - значит ли это находиться под управлением прошлого?» Но тогда ты не здесь и сейчас. Для тебя тогда становится более важным прошлое - важнее того, чтобы находиться здесь и сейчас. И тогда ты боишься: возможно, если ты будешь действовать спонтанно, ты можешь потерять ответственность. Но ты даже не понимаешь смысл слова «ответственность». Общество было таким хитрым. Оно уничтожило наши самые красивые слова, дало им искаженный смысл. Обычно в вашем словаре «ответственность» означает «долг»: делать что-то так, как от вас ожидают родители, учителя, священники, политики и другие.

Ваша ответственность заключается в том, чтобы осуществлять требования старших и общества. Если вы будете действовать соответственно, вы будете ответственным человеком, если вы будете действовать как личность, вы будете безответственными. И вы боитесь действовать спонтанно, здесь и сейчас, потому что для этого нужна индивидуальность. И что тогда будет с вашей ответственностью?

Факт в том, что такая ответственность, само это слово, должно быть разделено на два слова. Это означает возможность отвечать. Но ответ возможен только тогда, когда вы спонтанны, когда вы здесь и сейчас. Ответ означает то, что ваше внимание, ваша осознанность, ваше сознание находятся полностью здесь и сейчас, в настоящем. Поэтому, что бы ни произошло, вы отвечаете всем своим бытием. Вопрос не в том, чтобы быть в гармонии с кем-то еще, с каким-то святым писанием, с каким-то святым идиотом. Это просто означает быть в гармонии с настоящим мгновением. Возможность отвечать - вот что такое ответственность.

Но без опыта ты не сможешь видеть противоречия в своем вопросе. Да, говорю тебе, ты сможешь действовать с полной ответственностью. Но это не будет та ответственность, которой вас учили и для которой вас обусловили. Это будет совершенно другое явление.

Это будет подобно зеркалу. Если вы встанете перед зеркалом, оно будет отвечать вам, оно будет отражать вас. В тот миг, в который вы выйдете из его фокуса, оно снова будет молчаливым. Это не фотография, которая отражает вас. Зеркало всегда остается чистым и доступным. Кто бы ни встал перед ним, оно будет отвечать с тотальностью и будет отражать реальность. Сознание, которое находится в настоящем, подобно зеркалу.

Какая бы ситуация ни приходила... Бывают времена, когда вы находитесь в настоящем, несмотря на то, что не хотите этого. К примеру, когда вы идете по тропке, внезапно вы натыкаетесь на змею. Неужели вы будете думать при этом о прошлом опыте? Вы будете отвечать. Вы забудете все, чему учились до этого: все писания, учения, всех учителей, родителей. Внезапно вы окажетесь здесь и сейчас, потому что у вас нет времени думать, что вам делать, что правильно и что нет. Вы просто убежите в сторону. И это будет спонтанным ответом на ситуацию.

Если ваш дом загорится, а вы в это время принимали душ и были обнажены. Неужели вы будете одеваться перед тем, как выскочить из дома? Неужели вы будете завязывать галстук, чистить ботинки, смотреть в зеркало? Неужели вы будете смотреть, все ли пуговицы на месте? Нет, у вас не будет для этого времени. Дом в огне. Вам придется выпрыгнуть из ванны через окно. Причем вы выпрыгнете, даже если на вас не будет полотенца. Вы выпрыгнете в чем мать родила для того, чтобы спасти себе жизнь. Это спонтанность, вам при этом не нужен контроль. Раньше с вами этого никогда не случалось. Поэтому у вас нет прошлого опыта, чтобы он контролировал вас.

И никто: ни ваш отец, ни мать, ни учитель - никогда не говорили вам о том, что если вы будете мыться в душе раздетые и дом загорится, вы должны, по крайней мере, обмотаться полотенцем прежде, чем выпрыгнуть на улицу из окна. Об этом не написано ни в одной книге. Я смотрел во все книги по этикету, но ни одна книга не дает советов, что нужно делать в таких случаях. Если вы будете ждать советов в такой ситуации, вы так и останетесь в ванной. Вы будете рыться в уме и не найдете ни одного совета.

Если же вы думаете, что вы не можете ничего сделать без советов, вам конец. В вас больше не останется жизни, не будет будущего. Окно было открыто, вы должны были прыгать. Но это должно быть спонтанным действием, в настоящем, сейчас и здесь. Я называю это полной ответственностью, ответственностью за жизнь, за ваше бытие. Вы избегаете того, чтобы совершить самоубийство.

Но вы не прожили ни одного мгновения здесь и сейчас. Вы никогда не действовали спонтанно. Вот почему в вас появляется естественный страх. Вы боитесь того, что если будете действовать спонтанно, вы не сможете руководствоваться советами, которые вам давали раньше: делай то, не делай этого. Как насчет десяти заповедей? Как насчет всех религий и моральных учений?

Когда вы действуете согласно прошлому опыту и учениям обусловленности, разве вы настоящий человек? Вы полностью искусственный. Потому что вы не глядите на истинную ситуацию. Вы ищете правильный ответ в памяти. Но память никогда не поможет вам найти правильный ответ.

Каждая ситуация новая, поэтому вы не можете руководствоваться опытом. Если вы будете руководствоваться опытом, вы будете неправильно действовать, и в этом заключается все несчастье мира. Все действуют неправильно, пытаются быть правильными, в этом несчастье: пытаться быть в гармонии с прошлым опытом. Но этой ситуации никогда не было раньше. Она новая.

Я ехал из Джабалпура в Нагпур. И около одной маленькой деревни машина сломалась. Я надеялся добраться до правительственного пансионата, потому что приближалось время моего послеполуденного отдыха. Потом я взял одеяло и пошел под дерево, а три человека, которые были со мной, просто наблюдали за тем, что я делаю. Я просто лег спать. Они сказали: «Это так странно. Мы выглядим такими смущенными и глупыми, а он просто пошел спать. Причем его совсем не волнует то, что машина сломана и что что-то нужно сделать. Причем машину вел он, а мы даже не знаем, как водить машину, мы не знаем, что в ней сломалось!» Они все втроем пришли и разбудили меня.

Я сказал: «Не беспокойте меня. Разбудите меня в два часа! Будет машина или не будет, но мне нужно поспать!»

Они сказали: «Это так странно. Куда мы теперь должны идти?»

Я сказал: «Идите к черту, не беспокойте меня!»

Они сказали: «Это так странно, ведь ты же нас вез!»

Я сказал: «Забудьте об этом. Теперь на этой машине далеко не уедешь. Найдите какую-нибудь машину, пока я сплю, сделайте что-нибудь!»

В два часа я проснулся. Все трое сидели рядом с машиной очень печальные, голодные. Я сказал: «Что вы сделали?»

Они сказали: «Что мы можем сделать? Мы очень голодные и...»

Я сказал: «Деревня рядом, вы могли бы пойти туда».

Они сказали: Мы не могли оставить машину, весь наш багаж и все остальное в машине».

Я сказал: «Тогда мог пойти один человек, двое могли остаться здесь. Или двое могли отправиться туда, а один мог остаться здесь».

Они сказали: «Мы друг другу не доверяем».

Я сказал: «Как это странно. Я отправился спать и доверился вам всем. Я прекрасно понимал, что у меня сломанная машина - куда же вы уйдете, почему же вы оказались такими глупыми?»

Потом я остановил машину и спросил человека, который вел машину, не знает ли он что-то о машинах, не может ли он взглянуть на мою машину, потому что никогда раньше не заглядывал под капот. Никогда. Этим здесь занимается Авеш и Ананда; я никогда не открывал капот машины. Я не знаю, что там внутри. Ведет ли ее дух или мотор - не знаю всего этого. Я только знаю, как вести машину. Это тоже незаконно, потому что я не могу помнить об обеих вещах одновременно. Когда я веду машину, я веду ее настолько быстро, насколько она может ехать. Меня не волнует ограничение скорости, пятьдесят пять миль, которые разрешены.

Мне кажется, все правительства немного неразумны. Если вы не хотите, чтобы машина ехала с большой скоростью, для чего производить такие скоростные машины, которые могут ехать со скоростью двести километров в час? Странно! Это такая нелепая ситуация. Если вы позволяете производить машины, которые могу ездить со скоростью двести километров в час, вы тем самым даете людям разрешение ездить с такой скоростью. Я верю в то, что если машина может ехать со скоростью двести километров в час, люди и будут ездить с такой скоростью.

Поэтому я сказал этому водителю, чтобы он просто посмотрел. И там все было в порядке, какая-то мелочь, и он устранил неполадку всего лишь за пятнадцать минут.

Эти три человека сказали: «Это так странно, много машин проезжало, но нам не пришло в голову остановить машину и попросить кого-нибудь о помощи».

Я сказал: «Вы, должно быть, хотите делать все так, как вам подсказывает предыдущий опыт».

Для меня это была незнакомая ситуация, моя машина никогда раньше не ломалась. На самом деле, я раньше никогда не водил машину самостоятельно. Кто-то все время ехал спереди. Иногда передо мной ехали две машины - просто чтобы помогать мне, если что случится. И это было в первый раз, когда я попытался ехать самостоятельно.

Эти две машины спереди ехали еще для того, чтобы не давать мне возможности нарушать правила движения. Если передо мной машина едет со скоростью сорок миль в час, как я могу ехать с большей скоростью? Поэтому они держали меня под контролем. Я хотел попробовать вести машину на максимальной скорости, и как раз по этой причине машина сломалась. Потому что, несмотря на то, что на спидометре сто сорок миль, никто не ездит на такой скорости. Все понимают, что дорога не приспособлена для такой быстрой езды, а в Индии и подавно.

Здесь движение такое сумасшедшее. Здесь присутствуют все столетия: воловьи упряжки, слоновьи упряжки, телеги, коровы могут отдыхать прямо по середине дороги: из-за того, что это символ материнства, вы не должны причинять им беспокойства. Отцы-быки - они могут стоять прямо посередине дороги: мы ненасильственная страна, и ничего не можем с ними сделать. Вы не можете пригласить их в суд.

Жизнь приносит каждый день новые ситуации. Если же вы ждете того, чтобы вам дали наставления, если вы хотите руководствоваться прошлым опытом, вы упустите возможность действовать ответственно, спонтанно. Для меня самая большая мораль - это спонтанные действия. Вы всегда будете правы, потому что в это будет включена ваша полная осознанность. Вы не можете сделать больше этого. Существование не может требовать от вас большего. И если вы будете сконцентрированы полностью на настоящем, что еще вы можете сделать? Вы используете всю свою энергию и сознание для того, чтобы разрешить ваш вопрос. Больше этого вы не можете сделать. Поэтому, что бы ни происходило - это правильно.

Эта идея об ответственности и руководстве навязывается вам теми людьми, которые не хотят, чтобы вы были здесь и сейчас. Они продолжают давать вам советы, говорят, как вам следует поступить, что делать, но они не знают того, что жизнь не поступает соответственно с их руководством. Их наставления становятся ошибочными и ведут не туда, куда следует.

Богатая женщина, чей муж только что умер, хотела выйти замуж. Она хотела развеселиться. Поэтому она поместила объявление в брачной газете, где писала, что ей нужен симпатичный двадцатилетний девственник. Она получила тысячи откликов, множество фотографий, но больше всего ее привлек меднокожий австралиец из деревни. Она купила ему билеты на самолет, и он прилетел к ней. Они поженились на следующей неделе.

В новобрачную ночь эта женщина забралась в ванную, и услышала странные звуки из спальни. Она открыла дверь и увидела, как он передвигает мебель в комнате. Она спросила его, что он делает.

Он ответил: «Понимаешь, я ведь не знаю, что это такое. Если это похоже на то, как этим занимаются кенгуру, нам понадобится очень много свободного места».

Этот человек руководствовался опытом. Он знал только, как этим занимаются кенгуру. Если вы выйдете замуж за человека из австралийской деревни, у вас будут сложности. Бедный парень руководствовался опытом, он знает, что кенгуру нужно много места для того, чтобы заниматься любовью. Кенгуру прыгают, когда занимаются любовью.

Пусть вас не волнует прошлое. Прошлое - это прошлое. А вы должны быть в настоящем. Это единственный способ, чтобы быть ответственным. Это единственный способ, чтобы соответствовать ситуации, с которой вам приходится сталкиваться. Иначе вы будете неготовыми.

Одна женщина, которая любила рок-н-ролл, пришла в местный клуб тату и сказала: «Мне бы хотелось, чтобы вы сделали мне татуировку Элвиса Пресли под коленкой с тыльной стороны ноги. Вы можете это сделать?»

«Конечно», - сказал татуировщик.

Когда он закончил работу, девушка оглянулась назад и сказала с отвращением: «Но он не похож на Элвиса. Я не заплачу вам!»

«Хорошо, - сказал он, - можно попытаться на другой ноге». Когда он завершил, женщина была просто в ярости: «Но этот тоже не похож на Пресли!»

«Подождите минутку, - воскликнул татуировщик в отчаянии, - я выйду на улицу и позову первого встречного с улицы. Если он сможет определить, кто на татуировке, вы заплатите мне?»

Девушка согласилась, и он отправился на улицу и нашел какого-то пьяницу на улице. Он втащил его в студию, показал на вытянутую ногу девушки и спросил: «Можешь ли ты узнать, кто изображен на этих двух татуировках?»

Пьяница сказал: «Я не знаю, кто эти парнишки на ногах, но этот парень посередине - это точно Мик Джегер».

Вам нужно соответствовать ситуации.

Когда завершалась дикая ирландская свадьба, Педи схватил микрофон и провозгласил: «Вечеринка завершилась. Больше нет выпивки, еды, и кто-то трахнул невесту.

Когда все направились к дверям, обсуждая то, что с ними случилось, было сделано еще одно объявление: «Ребята, все в порядке, мы нашли еще бутылочку гвинейского, Мурен делает какие-то сэндвичи, и парень, который трахнул невесту, извинился. Так что все в порядке, вы можете возвращаться!»

Вы должны соответствовать ситуации, какой бы она ни была. Прошлый опыт не слишком-то вам поможет. В каждое мгновение вы будете сталкиваться с чем-то новым. Этот мир очень изобретателен. Вот почему так называемые религиозные люди, которые руководствуются прошлым, выглядят такими печальными. Они всегда опаздывают на поезд. Они продолжают искать наставлений, но ситуация такова, что старые советы не годятся. Они могли быть правильными в определенный миг, в определенном положении, но ничего не может быть вечно истинным.

Только одна вещь вечно истинна: это ваше сознание. И если вы можете привести ваше сознание к настоящему, вы не можете ошибаться. Все, что вы делаете в этом состоянии сознания, будет всегда правильным не согласно какому-то критерию, но из-за того, что это исходит из полного осознания. Из полного осознания никто еще не делал ни одной ошибки. Мне кажется, что правильно то, что исходит из вашей осознанности, спонтанности, из присутствия здесь и сейчас.

А то, что делается не спонтанно, не сознательно, не в здесь и сейчас, то ошибочно. Нет другого критерия, нежели тот, о котором я вам сейчас сказал. Все другие критерии мертвы. Когда-то они были живыми, но это время прошло. Гераклит прав: вы не можете второй раз войти в ту же реку. Он говорил нечто о жизни и существовании.

Поэтому не может быть никаких наставлений. Все наставления создадут вам несчастья. Вы должны быть полностью свободны от всяческих наставлений, чтобы отвечать в полной осознанности настоящему, без сомнений, не размышляя. Из тихой осознанности вырастает ответ, и это самое прекрасное, самое честное, это искренний ответ, который может прийти к тому, кто поступает так.

Из-за того, что человечеству всегда навязывали действовать согласно прошлому, оно так несчастно. Если к тому, о чем я говорю, прислушается человечество, будет огромная радость на всей земле, безграничный смех, человечество не будет сожалеть, не будет чувствовать вины, не будет каяться.

Из книги Медитация. Первая и последняя свобода автора Раджниш Бхагван Шри

СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ - СПОСОБНОСТЬ РЕАГИРОВАТЬ Сообразительность означает способность реагировать, потому что жизнь - это постоянное движение. Вы должны осознавать и видеть, что от вас требуется, какой вызов бросает ситуация. Умный человек ведет себя в соответствии с

Из книги Учение суфиев автора Хан Хазрат Инайят

21. СПОСОБНОСТЬ НЕ ЗАМЕЧАТЬ Есть одна склонность, постепенно проявляющаяся в человеке, развивающемся духовно, и склонность эта – способность не замечать, или даргудза, как называют ее суфии. Временами эта склонность может казаться небрежностью, но небрежность прояляет

Из книги Женская интуиция. Как развить и усовершенствовать незримый дар автора Хамидова Виолетта Романовна

Развиваем способность видеть сны

Из книги Школа внетелесных путешествий [Версия II - август 2011г] автора Радуга Михаил

Способность обучать Если фазер достиг высшего уровня практики, то он является представителем нового типа человека, возможно, человека будущего, если рассматривать саму возможность феномена с точки зрения эволюции сознания человека. При этом он является носителем

Из книги Говорить как Путин? Говорить лучше Путина! автора Апанасик Валерий

Из книги Просветляющая книга. Спешите любить автора Казакевич Александр

Почему не стоит отвечать злом на зло? В современной притче говорится: жил-был один очень благочестивый человек. Он исправно соблюдал все посты, отмечал все религиозные праздники, ходил в храм и возносил свои чистосердечные молитвы. Особенно чтил этот человек и старался

Из книги Крайон. Обретение Истины. Как избавиться от болезней и нищеты автора Шмидт Тамара

ГЛАВА 7 Востребуйте свою способность управлять материальным миром Здравствуйте, дорогие, Крайон вновь приветствует вас. Дух пришел к вам, чтобы омыть вас Божественными энергиями Света и Любви, воодушевить вас и дать вам поддержку в любую минуту вашей жизни. Мы все знаем

Из книги Самая большая иллюзия автора Ларсон Игорь Владимирович

Способность видеть – Попробуй в сновидениях увидеть то, что недоступно в повседневной жизни. Например, Атлантиду, Шамбалу… Посмотри, как строилась пирамида Хеопса. Загляни в другую галактику, полюбуйся на ее обитателей. Расширяй сознание, доводя его до немыслимых

Из книги Уроки Икара. Как высоко вы можете взлететь? автора Годин Сет

Способность встречаться – Во сне у тебя есть возможность повстречать всех, кого захочешь. Ограничений нет. Познакомься с Буддой, Христом, фараоном. Повстречайся с любыми мудрецами и учеными. Пусть Эйнштейн расскажет тебе что-то интересное, а Леонардо да Винчи даст

Из книги Фаза. Взламывая иллюзию реальности автора Радуга Михаил

Способность ощущать – Сны помогут тебе ощутить то, что ты еще не переживал. Тибетские учения способствуют постижению этой возможности, помогающей переживать состояния просветления, ясного видения и единства с Вселенной. То же можешь испытать и ты. Ощутив, что значит

Из книги Сверхвозможности человеческого мозга. Путешествие в подсознание автора Радуга Михаил

Необыкновенная способность Стива Джобса, фигуру почти мифическую, часто хвалят за его безошибочный инстинкт. Говорят, у него была фантастическая способность предвидеть, что получится хорошо, а что плохо, понимать, каким должен быть правильный ответ, что он мог раскусить

Из книги Руководство по выращиванию капитала от Джозефа Мэрфи, Дейла Карнеги, Экхарта Толле, Дипака Чопры, Барбары Шер, Нила Уолша автора Штерн Валентин

Из книги Супертренажер мозга для развития сверхспособностей [Активизируй «зоны гениальности»] автора Могучий Антон

Из книги Как разговаривать с кем угодно. Уверенное общение в любой ситуации автора Роудз Марк · Гаутама · Канада · Джаймини · Вьяса · Маркандея · Яджнавалкья
Средневековые
Шанкара · Рамануджа · Мадхва · Нимбарка · Вишнусвами · Валлабха · Анандавардхана · Абхинавагупта · Мадхусудана · Намдев · Тукарам · Тулсидас · Кабир · Васугупта · Чайтанья
Современные
Ганди · Радхакришнан · Вивекананда · Рамана Махарши · Ауробиндо · Шивананда · Кумарасвами · Прабхупада · Анандамурти

Сатчитананда , или саччидананда (санскр. सच्चिदानंद , saccidānanda IAST ) - сложное слово из трёх санскритских терминов, сат (санскр. सत् , sat IAST ), чит (санскр. चित् , cit IAST ) и ананда (санскр. आनंद , ānanda IAST ) которые соответственно означают «бытие», «знание» и «блаженство». Используется в различных школах индуистской философии для описания природы безличного Брахмана или личностного аспекта Бога - Ишвары или Бхагавана . Сатчитананда рассматриваются как три атрибута, каждый из которых тождествен с двумя другими, а их различение в человеческом сознании вызвано майей и ошибочно.

Слово «саччидананда» используется также как монашеское имя в различных индуистских философских школах и традициях. Различные традиции в индуизме по разному осознают и толкуют эту философскую концепцию. В философских школах веданты сатчитананда рассматривается как синоним трёх основных атрибутов Брахмана .

Йога

Вайшнавизм

Сат

Сат указывает на аспект вечности. Считается, что личность, которая осознала Брахмана, познала аспект сат, или вечность. Поэтому на этой стадии человек более не отождествляет себя с материей, что делает его невозмутимым и бесстрашным. Он осознаёт своё «Я» как вечную частичку этого сат, и пребывает в полном равновесии. Этот уровень является началом духовного самоосознания, и тот, кто достиг его, считается самореализованным человеком.

Чит

Чит указывает на аспект знания. Тот, кто постигает Параматму в своём сердце, поднимается на этот уровень. Существует много видов знания, однако в вайшнавизме изначальное знание заключается в понимании того, что источником всего является Бог как личность. Любое другое знание является следствием этого знания. На эту ступень могут возвыситься те, кто уже достиг понимания сат, достигшие совершенства в практике медитации на Параматму.

Ананда

В переводе это слово значит «блаженство». На этот уровень человек поднимается, осознав личностную ипостась Бога - Бхагавана . Говорится, что когда человек осознаёт Верховную личность Бога, которая рассматривается как вместилище всех наслаждений, он достигает трансцендентного блаженства. Бхагаван в избытке обладает шестью богатствами, и, когда человек обращается к Нему, Он может даровать любое из них. Даётся пример слуги царя, который наслаждается так же, как и сам царь. Постигнув истинную природу Абсолюта, индивид начинает заниматься служением Ему и обретает возможность общаться с Ним. В традициях бхакти принято считать, что этот уровень постигается бхакти-йогами , или теми, кто в процессе своего постепенного развития в йоге, достигают платформы бхакти-йоги, которая рассматривается как наивысшая.

Утверждается, что человек, познавая аспект чит, автоматически осознаёт и аспект сат. Личность же, постигшая аспект ананда, естественным образом познаёт два предыдущих аспекта (сат и чит). Человек, обладающий 100 долларами, имеет, как 10, так и 40 долларов. Также и тот, кто осознал высшее проявление Бога в Его личностной форме, постигает все остальные Его ипостаси. В «Брахма-самхите» утверждается:

Кришна , известный как Говинда , является Верховным Господом всех живых существ.
Его духовное тело исполнено вечности, знания и блаженства.
Являясь началом всего Сам Он не имеет начала.
Он есть изначальная причина всех причин.

Ауробиндо

Согласно философии Ауробиндо , в духовной эволюции души и вселенной , несмотря на то, что душа воплощается в майе , и ограничена пространством , материей и временем , она постоянно сохраняет вечное единство с сатчитананда. Этот воплощающийся объект или измерение живого существа, духовная душа , или чайтья -пуруша , является основной сущностью, которая перевоплощается из жизни в жизнь. Эта сущность в своём качественном энергетическом состоянии является сатчитананда.

Ауробиндо утверждает, что существует верховная сила, «сверхразум», проявляющийся из сатчитананды и достижимый через практику йоги , направленной на объединение жизни , ума и материи с возвышенным уровнем сознания, радости и силы и таким образом, пробуждения нашей изначальной духовности.

См. также

Напишите отзыв о статье "Сатчитананда"

Примечания

Литература

на русском языке
  • Исаева Н. В. // Новая философская энциклопедия / ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . - 2-е изд., испр. и допол. - М .: Мысль , 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9 .
на других языках
  • Murphy, Michael (2000). Sri Aurobindo’s Model of the Soul // «Survival of Bodily Death: An Esalen Invitational Converence», February 11 - 16, 2000.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Сатчитананда

– Ваш полк честно исполнил долг свой, – сказал Наполеон.
– Похвала великого полководца есть лучшая награда cолдату, – сказал Репнин.
– С удовольствием отдаю ее вам, – сказал Наполеон. – Кто этот молодой человек подле вас?
Князь Репнин назвал поручика Сухтелена.
Посмотрев на него, Наполеон сказал, улыбаясь:
– II est venu bien jeune se frotter a nous. [Молод же явился он состязаться с нами.]
– Молодость не мешает быть храбрым, – проговорил обрывающимся голосом Сухтелен.
– Прекрасный ответ, – сказал Наполеон. – Молодой человек, вы далеко пойдете!
Князь Андрей, для полноты трофея пленников выставленный также вперед, на глаза императору, не мог не привлечь его внимания. Наполеон, видимо, вспомнил, что он видел его на поле и, обращаясь к нему, употребил то самое наименование молодого человека – jeune homme, под которым Болконский в первый раз отразился в его памяти.
– Et vous, jeune homme? Ну, а вы, молодой человек? – обратился он к нему, – как вы себя чувствуете, mon brave?
Несмотря на то, что за пять минут перед этим князь Андрей мог сказать несколько слов солдатам, переносившим его, он теперь, прямо устремив свои глаза на Наполеона, молчал… Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, – что он не мог отвечать ему.
Да и всё казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызывали в нем ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих.
Император, не дождавшись ответа, отвернулся и, отъезжая, обратился к одному из начальников:
– Пусть позаботятся об этих господах и свезут их в мой бивуак; пускай мой доктор Ларрей осмотрит их раны. До свидания, князь Репнин, – и он, тронув лошадь, галопом поехал дальше.
На лице его было сиянье самодовольства и счастия.
Солдаты, принесшие князя Андрея и снявшие с него попавшийся им золотой образок, навешенный на брата княжною Марьею, увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок.
Князь Андрей не видал, кто и как надел его опять, но на груди его сверх мундира вдруг очутился образок на мелкой золотой цепочке.
«Хорошо бы это было, – подумал князь Андрей, взглянув на этот образок, который с таким чувством и благоговением навесила на него сестра, – хорошо бы это было, ежели бы всё было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье. Как хорошо бы было знать, где искать помощи в этой жизни и чего ждать после нее, там, за гробом! Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: Господи, помилуй меня!… Но кому я скажу это! Или сила – неопределенная, непостижимая, к которой я не только не могу обращаться, но которой не могу выразить словами, – великое всё или ничего, – говорил он сам себе, – или это тот Бог, который вот здесь зашит, в этой ладонке, княжной Марьей? Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего то непонятного, но важнейшего!»
Носилки тронулись. При каждом толчке он опять чувствовал невыносимую боль; лихорадочное состояние усилилось, и он начинал бредить. Те мечтания об отце, жене, сестре и будущем сыне и нежность, которую он испытывал в ночь накануне сражения, фигура маленького, ничтожного Наполеона и над всем этим высокое небо, составляли главное основание его горячечных представлений.
Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием, когда вдруг являлся маленький Напoлеон с своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом, и начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение. К утру все мечтания смешались и слились в хаос и мрак беспамятства и забвения, которые гораздо вероятнее, по мнению самого Ларрея, доктора Наполеона, должны были разрешиться смертью, чем выздоровлением.
– C"est un sujet nerveux et bilieux, – сказал Ларрей, – il n"en rechappera pas. [Это человек нервный и желчный, он не выздоровеет.]
Князь Андрей, в числе других безнадежных раненых, был сдан на попечение жителей.

В начале 1806 года Николай Ростов вернулся в отпуск. Денисов ехал тоже домой в Воронеж, и Ростов уговорил его ехать с собой до Москвы и остановиться у них в доме. На предпоследней станции, встретив товарища, Денисов выпил с ним три бутылки вина и подъезжая к Москве, несмотря на ухабы дороги, не просыпался, лежа на дне перекладных саней, подле Ростова, который, по мере приближения к Москве, приходил все более и более в нетерпение.
«Скоро ли? Скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!» думал Ростов, когда уже они записали свои отпуски на заставе и въехали в Москву.
– Денисов, приехали! Спит! – говорил он, всем телом подаваясь вперед, как будто он этим положением надеялся ускорить движение саней. Денисов не откликался.
– Вот он угол перекресток, где Захар извозчик стоит; вот он и Захар, и всё та же лошадь. Вот и лавочка, где пряники покупали. Скоро ли? Ну!
– К какому дому то? – спросил ямщик.
– Да вон на конце, к большому, как ты не видишь! Это наш дом, – говорил Ростов, – ведь это наш дом! Денисов! Денисов! Сейчас приедем.
Денисов поднял голову, откашлялся и ничего не ответил.
– Дмитрий, – обратился Ростов к лакею на облучке. – Ведь это у нас огонь?
– Так точно с и у папеньки в кабинете светится.
– Еще не ложились? А? как ты думаешь? Смотри же не забудь, тотчас достань мне новую венгерку, – прибавил Ростов, ощупывая новые усы. – Ну же пошел, – кричал он ямщику. – Да проснись же, Вася, – обращался он к Денисову, который опять опустил голову. – Да ну же, пошел, три целковых на водку, пошел! – закричал Ростов, когда уже сани были за три дома от подъезда. Ему казалось, что лошади не двигаются. Наконец сани взяли вправо к подъезду; над головой своей Ростов увидал знакомый карниз с отбитой штукатуркой, крыльцо, тротуарный столб. Он на ходу выскочил из саней и побежал в сени. Дом также стоял неподвижно, нерадушно, как будто ему дела не было до того, кто приехал в него. В сенях никого не было. «Боже мой! все ли благополучно?» подумал Ростов, с замиранием сердца останавливаясь на минуту и тотчас пускаясь бежать дальше по сеням и знакомым, покривившимся ступеням. Всё та же дверная ручка замка, за нечистоту которой сердилась графиня, также слабо отворялась. В передней горела одна сальная свеча.

Из трёх санскритских терминов (сат (санскр. सत् , sat IAST ), чит (санскр. चित् , cit IAST ) и ананда (санскр. आनंद , ānanda IAST ) которые соответственно означают «бытие », «сознание » и «блаженство ». Используется в различных школах индуистской философии для описания природы безличного Брахмана или личностного аспекта Бога - Ишвары или Бхагавана . Сатчитананда рассматриваются как три атрибута, каждый из которых тождествен с двумя другими, а их различение в человеческом сознании вызвано майей и ошибочно.

Слово «саччидананда» используется также как монашеское имя в различных индуистских философских школах и традициях. Различные традиции в индуизме по-разному толкуют эту философскую концепцию. В философских школах веданты сатчитананда рассматривается как синоним трёх основных атрибутов Брахмана.

Йога

Вайшнавизм

Сат

Сат указывает на аспект вечности. Считается, что личность, которая осознала Брахмана, познала аспект сат, или вечность. Поэтому на этой стадии человек более не отождествляет себя с материей, что делает его невозмутимым и бесстрашным. Он осознаёт своё «Я» как вечную частичку этого сат, и пребывает в полном равновесии. Этот уровень является началом духовного самоосознания, и тот, кто достиг его, считается самореализованным человеком.

Чит

Чит обозначает сознание, одним из аспектов которого является знание. Тот, кто постигает Параматму в своём сердце, поднимается на этот уровень. Существует много видов знания, однако в вайшнавизме изначальное знание заключается в понимании того, что источником всего является Бог как личность. Любое другое знание является следствием этого знания. На эту ступень могут возвыситься те, кто уже достиг понимания сат, достигшие совершенства в практике медитации на Параматму.

Ананда

В переводе это слово значит «блаженство». На этот уровень человек поднимается, осознав личностную ипостась Бога - Бхагавана . Говорится, что когда человек осознаёт Верховную личность Бога, которая рассматривается как вместилище всех наслаждений, он достигает трансцендентного блаженства. Бхагаван в избытке обладает шестью богатствами, и, когда человек обращается к Нему, Он может даровать любое из них. Даётся пример слуги царя, который наслаждается так же, как и сам царь. Постигнув истинную природу Абсолюта, индивид начинает заниматься служением Ему и обретает возможность общаться с Ним. В традициях бхакти принято считать, что этот уровень постигается бхакти-йогами , или теми, кто в процессе своего постепенного развития в йоге, достигают платформы бхакти-йоги, которая рассматривается как наивысшая.

Утверждается, что человек, познавая аспект чит, автоматически осознаёт и аспект сат. Личность же, постигшая аспект ананда, естественным образом познаёт два предыдущих аспекта (сат и чит). Человек, обладающий 100 долларами, имеет, как 10, так и 40 долларов. Также и тот, кто осознал высшее проявление Бога в Его личностной форме, постигает все остальные Его ипостаси. В «Брахма-самхите» утверждается:

Кришна , известный как Говинда , является Верховным Господом всех живых существ.
Его духовное тело исполнено вечности, знания и блаженства.
Являясь началом всего Сам Он не имеет начала.
Он есть изначальная причина всех причин.

Annotation

Гаутама Будда никогда не определял высший опыт как красоту. Красота, в каком-то смысле, несет отголосок повседневной жизни. Вы можете сказать, что это высшая красота, но всё равно в ней остается привкус обыденности. И в тот миг, в который вы говорите: красота, вы спускаетесь на уровень тела, приходите к цветам, к солнечному рассвету. Но красота, о которой говорят мистики - это не красота вашего маленького ежедневного опыта. Это красота целого, о котором мы не имеем никакого понятия, о котором мы даже не мечтали.

В этой книге публикуются беседы Ошо с учениками, состоявшиеся с 22 ноября по 6 декабря 1987 года.

Сат Чит Ананда

Москва, «Нирвана», 2002, 352 с.

ISBN 5-94726-008-5

Гаутама Будда никогда не определял высший опыт как красоту. Красота, в каком-то смысле, несет отголосок повседневной жизни. Вы можете сказать, что это высшая красота, но все равно в ней остается привкус обыденности. И в тот миг, в который вы говорите: красота, вы спускаетесь на уровень тела, приходите к цветам, к солнечному рассвету. Но красота, о которой говорят мистики - это не красота вашего маленького ежедневного опыта. Это красота целого, о котором мы не имеем никакого понятия, о котором мы даже не мечтали.

В этой книге публикуются беседы Ошо с учениками, состоявшиеся с 22 ноября по 6 декабря 1987 года

Редактор Свами Вит Праяс

Перевод Свами Фархад

Макет Свами Фархад «Sat Chit Ananda».

© Osho Rajneesh , India. 1988

© Перевод на русский язык Солдатов А.В. 2002

Глава 1

Каждый может быть мистиком

Вопрос: Возлюбленный Ошо, есть ли какое-нибудь иное определение высшего опыта, чем сатьям шивам сундарам - истина, божественность и красота?

Опыт высшего, Маниша, всегда одинаковый. Но выражение может быть другим. Выражение зависит от мистика, но опыт не зависит от него.

Первое определение, которое я вам дал - это определение для поэтов, эстетов, чувствительных людей, для которых сатьям может прийти, истина может прийти только как красота. Истина и красота создают высшую вершину божественности. Поэты не могут вообразить, чтобы красота не была частью божественности. Их глаза восприимчивы к красоте. Истина приходит к ним и преображается, для них она становится красотой. Красота - это Бог для поэтов, для художников, для всех творческих деятелей.

Поэтому первое определение было определением артистической души. Большинство мистиков были поэтами. Не обычными поэтами, которые описывают мирское, но поэтами, которые описывают священное. Эта чувствительность поэтов важна, когда мы даем определение высшему опыту как истине, божественности, красоте.

Но есть также другие мистики, которые не поэтичны, потому что для того, чтобы стать поэтом, нужен определенный талант. Каждый может стать мистиком, потому что мистика - это само наше бытие, раскрытие мистической розы внутри. Но не каждый может стать поэтом. Поэзия - это талант, несмотря на то, что он очень близок к мистицизму. Поэтому если поэт становится мистиком, возникает определение высшего опыта, как сатьям шивам сундарам. Мистик может внезапно обнаружить, что наполняется необыкновенной красотой и начинает петь и танцевать спонтанно. Он может быть лингвистически не выразителен, это уже не его трудности.

Мира, Кабир, Фарид поначалу не были поэтами. Они стали поэтами, когда к ним пришел опыт. Возможно, талант, который спал в них, внезапно активизировался, когда они открыли сердца вселенной; все открылось. Это необыкновенная поэзия, и никакой поэт не может этого написать, потому что поэмы - это не композиция, это биение сердца, сама жизнь, которая начала течь через них.

Но есть еще другие люди, которые достигли высшего. Например, Гаутама Будда или Сократ, Пифагор, Лао-цзы. Они не поэты. У них не было этого таланта ни в начале, ни в конце. Их определение высшего опыта будет другим.

Помните, опыт всегда одинаков. Но выражения разные, они зависят от человека.

Второе наиболее важное определение, которое относится к той же категории, как и сатьям шивам сундарам - это cam чит ананда. «Сат» означает «истина», «чит» означает «сознание», «ананда» означает «блаженство». Определенно, в любом определении истина будет главной частью, которую нельзя отбросить. Это ощущение высшей истины, как и в первом определении, во втором определении, сат, остается тем же, и оно наиболее важно. Но возникает еще две других вещи: сознание и блаженство.

Первое определение, несмотря на то, что оно красиво, не превратится в опыт многих, потому что талант - это редкость. Второе определение испытают многие.

Медитация приносит вас к высшей вершине сознания, это чит, в точности посередине. С одной стороны будет истина, с другой стороны будет блаженство. И по мере тока медитации вы обнаруживаете, что, с одной стороны, вам раскрывается истина, а с другой стороны, блаженство изливает вам все свои сокровища.

Второе определение такое же важное, как и первое, но вы можете увидеть отличие: там нет места для сундарам, красоты; у человека нет ощущения красоты, он не такой чувствительный. Но каждый человек может стать совершенно бдительным и сознательным, великое блаженство может изливаться на него, и у него возникает неизбежное ощущение того, что он прибыл домой. Это истина.

На санскрите, в отличии от английского, слова могут соединяться вместе. На санскрите есть такой подход, и, возможно, этот подход исходит от просветленных. Столько человек стали просветленными на этой земле. Они оставили свой вклад в санскрите, языке. Они не скажут сат чит ананда, так, как я объяснил это вам. Я разделил одно слово на три просто для того, чтобы объяснить это вам, потому что на английском языке трудно найти такое одно слово для того, чтобы объяснить это. Вы не можете соединить на английском языке истину, сознание и блаженство в единое слово. На санскрите все три слова соединены вместе: сат чит ананда. Все три слова объединены в одно. Там есть и сат, и чит, и ананда. Но они не отделены, нет промежутка - сатчитананда.

Важно вспомнить о том, что опыт один, он оргазмичен, это вселенский опыт. Сат чит ананда не приходит к нам частями. Это приходит к нам как тотальность, и эта тотальность сатчитананда. Для того чтобы обратить внимание на это единство, то, что сат не может существовать без чит, и чит не может существовать без сат, чит не может существовать без ананды, все это связано: сатчитананда.

Это не просто вопрос языка. Глубоко внутри - это опыт, который связывает все. На самом деле, нет способа, при помощи которого вы можете их отделить: вот это истина, а вот это блаженство, а это сознание. Внезапно они все оказываются у вас внутри. Другими словами, истина - это сознание и блаженство, и наоборот. Блаженство - это сознание и истина.

Разделение, которое я сделал, было предназначено лишь для того, чтобы вы поняли. Теперь мне хочется, чтобы вы осознали, что сам опыт одинаков. Он несет благоухание блаженства, свет сознания, откровение истины, все одновременно и вместе. Это не ступени, которые ведут от одного к другому. И невозможно отбросить что-то одно и испытать что-то другое. Это внутреннее единство, органическое единство. Это также очень красивое определение, и оно включает больше мистики, чем первое определение.

Сат Чит Ананда

Москва, «Нирвана», 2002, 352 с.

ISBN 5-94726-008-5

Гаутама Будда никогда не определял высший опыт как красоту. Красота, в каком-то смысле, несет отголосок повседневной жизни. Вы можете сказать, что это высшая красота, но все равно в ней остается привкус обыденности. И в тот миг, в который вы говорите: красота, вы спускаетесь на уровень тела, приходите к цветам, к солнечному рассвету. Но красота, о которой говорят мистики - это не красота вашего маленького ежедневного опыта. Это красота целого, о котором мы не имеем никакого понятия, о котором мы даже не мечтали.

В этой книге публикуются беседы Ошо с учениками, состоявшиеся с 22 ноября по 6 декабря 1987 года

Редактор Свами Вит Праяс

Перевод Свами Фархад

Макет Свами Фархад «Sat Chit Ananda».

© Osho Rajneesh , India. 1988

© Перевод на русский язык Солдатов А.В. 2002


Глава 1

Каждый может быть мистиком


Вопрос: Возлюбленный Ошо, есть ли какое-нибудь иное определение высшего опыта, чем сатьям шивам сундарам - истина, божественность и красота?

Опыт высшего, Маниша, всегда одинаковый. Но выражение может быть другим. Выражение зависит от мистика, но опыт не зависит от него.

Первое определение, которое я вам дал - это определение для поэтов, эстетов, чувствительных людей, для которых сатьям может прийти, истина может прийти только как красота. Истина и красота создают высшую вершину божественности. Поэты не могут вообразить, чтобы красота не была частью божественности. Их глаза восприимчивы к красоте. Истина приходит к ним и преображается, для них она становится красотой. Красота - это Бог для поэтов, для художников, для всех творческих деятелей.

Поэтому первое определение было определением артистической души. Большинство мистиков были поэтами. Не обычными поэтами, которые описывают мирское, но поэтами, которые описывают священное. Эта чувствительность поэтов важна, когда мы даем определение высшему опыту как истине, божественности, красоте.

Но есть также другие мистики, которые не поэтичны, потому что для того, чтобы стать поэтом, нужен определенный талант. Каждый может стать мистиком, потому что мистика - это само наше бытие, раскрытие мистической розы внутри. Но не каждый может стать поэтом. Поэзия - это талант, несмотря на то, что он очень близок к мистицизму. Поэтому если поэт становится мистиком, возникает определение высшего опыта, как сатьям шивам сундарам. Мистик может внезапно обнаружить, что наполняется необыкновенной красотой и начинает петь и танцевать спонтанно. Он может быть лингвистически не выразителен, это уже не его трудности.

Мира, Кабир, Фарид поначалу не были поэтами. Они стали поэтами, когда к ним пришел опыт. Возможно, талант, который спал в них, внезапно активизировался, когда они открыли сердца вселенной; все открылось. Это необыкновенная поэзия, и никакой поэт не может этого написать, потому что поэмы - это не композиция, это биение сердца, сама жизнь, которая начала течь через них.

Но есть еще другие люди, которые достигли высшего. Например, Гаутама Будда или Сократ, Пифагор, Лао-цзы. Они не поэты. У них не было этого таланта ни в начале, ни в конце. Их определение высшего опыта будет другим.

Помните, опыт всегда одинаков. Но выражения разные, они зависят от человека.

Второе наиболее важное определение, которое относится к той же категории, как и сатьям шивам сундарам - это cam чит ананда. «Сат» означает «истина», «чит» означает «сознание», «ананда» означает «блаженство». Определенно, в любом определении истина будет главной частью, которую нельзя отбросить. Это ощущение высшей истины, как и в первом определении, во втором определении, сат, остается тем же, и оно наиболее важно. Но возникает еще две других вещи: сознание и блаженство.

Первое определение, несмотря на то, что оно красиво, не превратится в опыт многих, потому что талант - это редкость. Второе определение испытают многие.

Медитация приносит вас к высшей вершине сознания, это чит, в точности посередине. С одной стороны будет истина, с другой стороны будет блаженство. И по мере тока медитации вы обнаруживаете, что, с одной стороны, вам раскрывается истина, а с другой стороны, блаженство изливает вам все свои сокровища.

Второе определение такое же важное, как и первое, но вы можете увидеть отличие: там нет места для сундарам, красоты; у человека нет ощущения красоты, он не такой чувствительный. Но каждый человек может стать совершенно бдительным и сознательным, великое блаженство может изливаться на него, и у него возникает неизбежное ощущение того, что он прибыл домой. Это истина.

На санскрите, в отличии от английского, слова могут соединяться вместе. На санскрите есть такой подход, и, возможно, этот подход исходит от просветленных. Столько человек стали просветленными на этой земле. Они оставили свой вклад в санскрите, языке. Они не скажут сат чит ананда, так, как я объяснил это вам. Я разделил одно слово на три просто для того, чтобы объяснить это вам, потому что на английском языке трудно найти такое одно слово для того, чтобы объяснить это. Вы не можете соединить на английском языке истину, сознание и блаженство в единое слово. На санскрите все три слова соединены вместе: сат чит ананда. Все три слова объединены в одно. Там есть и сат, и чит, и ананда. Но они не отделены, нет промежутка - сатчитананда.

Важно вспомнить о том, что опыт один, он оргазмичен, это вселенский опыт. Сат чит ананда не приходит к нам частями. Это приходит к нам как тотальность, и эта тотальность сатчитананда. Для того чтобы обратить внимание на это единство, то, что сат не может существовать без чит, и чит не может существовать без сат, чит не может существовать без ананды, все это связано: сатчитананда.

Это не просто вопрос языка. Глубоко внутри - это опыт, который связывает все. На самом деле, нет способа, при помощи которого вы можете их отделить: вот это истина, а вот это блаженство, а это сознание. Внезапно они все оказываются у вас внутри. Другими словами, истина - это сознание и блаженство, и наоборот. Блаженство - это сознание и истина.

Разделение, которое я сделал, было предназначено лишь для того, чтобы вы поняли. Теперь мне хочется, чтобы вы осознали, что сам опыт одинаков. Он несет благоухание блаженства, свет сознания, откровение истины, все одновременно и вместе. Это не ступени, которые ведут от одного к другому. И невозможно отбросить что-то одно и испытать что-то другое. Это внутреннее единство, органическое единство. Это также очень красивое определение, и оно включает больше мистики, чем первое определение.


Самое обсуждаемое
Почему кружится голова и тошнит после или во время тренировки Почему кружится голова и тошнит после или во время тренировки
Философские школы древней индии Философское учение йоги в индии Философские школы древней индии Философское учение йоги в индии
Мальцев михаил хоккеист биография Мальцев михаил хоккеист биография


top