Передвижение по узкой опоре бревну. Закаливание военнослужащих, занятия физической под. Санитарно-гигиенические и противоэпидемические ме

Передвижение по узкой опоре бревну. Закаливание военнослужащих, занятия физической под. Санитарно-гигиенические и противоэпидемические ме

Для того чтобы победить в бою, одолеть врага, выполнить боевую задачу, одного желания, как бы велико оно ни было, порой бывает недостаточно. Современный бой требует от воина совершенных физических качеств, а потому и военная служба мирного времени насыщена значительными физическими нагрузками.

Чтобы легче адаптироваться к условиям военной службы, быстрее и качественнее овладеть военной специальностью, юноше в процессе допризывной подготовки и физического воспитания следует довести уровень своей физической подготовленности до стартовых нормативов воина-новобранца.

Преодоление препятствий включает безопорные и опорные прыжки, перелезание и пролезание, прыжки в глубину, передвижения по узкой опоре.

Безопорные прыжки применяются при преодолении нешироких горизонтальных и невысоких вертикальных препятствий и выполняются с приземлением на одну или обе ноги.

Прыжок с приземлением на одну ногу применяется при преодолении препятствий шириной до 2 м и высотой до 0,8 м.

Сделать короткий разбег, оттолкнуться перед препятствием одной ногой, вынося другую ногу широким шагом вперёд, перепрыгнуть через препятствие и, приземлившись на эту ногу, не задерживаясь, продолжать движение. В момент полёта толчковая нога остаётся сзади до касания другой ногой земли, после чего делает взмах вперёд, помогая безостановочно продолжать бег. Руки работают в такт движению, как при ходьбе, при толчке правой ногой правая рука посылается резким движением вперёд вверх, помогая прыжку.

Прыжок с приземлением на обе ноги применяется при преодолении препятствий шириной до 4 м и высотой до 1 м, которые не могут служить опорой при прыжке.

Сделать энергичный ускоряющийся к концу разбег, оттолкнуться перед препятствием толчковой (сильнейшей) ногой и, помогая прыжку энергичным выносом обеих рук вперёд вверх, перепрыгнуть через препятствие. В полёте туловище наклонено вперёд, ноги согнуты, а руки вынесены вперёд. Приземление совершается на пятки слегка расставленных ног.

Опорные прыжки применяются при преодолении препятствий высотой до уровня груди, которые можно использовать как опору.

Прыжок, наступая на препятствие , применяется при преодолении препятствий высотой до 1 м.

Разбежавшись, оттолкнуться перед препятствием толчковой (сильнейшей) ногой и, подавая туловище вперёд, мягко вспрыгнуть на препятствие на другую, сильно согнутую ногу. Не выпрямляясь, пронести над препятствием ногу, выполнявшую толчок, и, мягко соскочив на неё, продолжать движение.

Прыжок с опорой рукой и ногой применяется при преодолении препятствий высотой до уровня груди.

Энергично разбежаться, оттолкнуться левой ногой и вскочить на препятствие, опираясь на левую руку и на отведённую в сторону слегка согнутую правую ногу. Тяжесть тела - на левой руке, большой палец обращён назад. Подавая плечи вперёд, перенести левую ногу через препятствие, соскочить на неё и, не задерживаясь, продолжать движение.

Перелезание применяется при преодолении препятствий высотой 4-5 м. В зависимости от высоты препятствия и обстановки перелезание может совершаться самостоятельно (высота препятствия до 2,5 м) или с помощью товарища.

Перелезание с опорой на грудь применяется при преодолении препятствий, высота и верхний край которых позволяют опереться о них грудью.

Подбежать к препятствию, взяться левой рукой за его край и лечь грудью на препятствие. Переваливаясь через него, опереться ладонью правой руки о другую сторону препятствия, перенести через него обе ноги и соскочить.

Перелезание с опорой на руки применяется при преодолении препятствий высотой до уровня плеч.

Подбежать к препятствию, взяться руками за его край и, оттолкнувшись обеими ногами от земли, выйти в упор. Соскакивать можно как при прыжке с опорой о препятствие рукой и ногой или же перенося через препятствие сначала левую, а затем правую ногу.

Перелезание «зацепом» применяется при преодолении дощатых заборов выше роста человека.

Энергично разбежаться, оттолкнуться сильнейшей ногой от земли в одном шаге от забора и, опираясь другой, согнутой ногой о забор, ухватиться за его край. Подтянуться и повиснуть на заборе левым боком к нему так, чтобы верхний край забора был под мышкой, а локоть левой руки прижат к забору с обратной его стороны. Согнуть левую ногу и, вынося колено вперед, прижать ногу к забору. Отвести правую ногу назад и, взмахнув ею, зацепиться каблуком за верх забора. Подтягиваясь к забору, перевалиться через него и соскочить.

Перелезание «силой» применяется при преодолении заборов и высоких препятствий, имеющих широкий край.

Энергично разбежаться и, оттолкнувшись одной ногой от земли, а другой опираясь о препятствие, ухватиться руками за его верхний край. Подтягиваясь на руках, прижимаясь грудью к препятствию и помогая себе ногами, выйти в упор. Перехватить левую руку большим пальцем вперёд. Наклоняя корпус вперёд, сделать взмах ногами назад вверх, упереться ладонью правой руки в противоположную сторону препятствия и, перенеся через него ноги, мягко соскочить.

Соскакивание из положения стоя применяется при спрыгивании с препятствий высотой до 1,5 м, а соскакивание с опорой на руку - при спрыгивании с препятствий высотой до 2 м, а также при соскакивании с более низкого препятствия на твёрдый или неровный грунт, с тяжёлым снаряжением и в темноте. При спрыгивании с препятствий высотой до 3 м применяется соскакивание из положения сидя, а при спрыгивании с препятствий высотой до 5 м - соскакивание из положения виса.

При преодолении препятствий через имеющиеся в них отверстия применяется пролезание. В зависимости от величины и формы отверстия пролезать можно боком или головой вперёд. Если отверстие находится на уровне земли, пролезание совершается вползанием в отверстие по-пластунски.

Передвижение по узкой опоре в зависимости от обстановки и величины препятствия может проводиться либо сидя верхом, либо шагом, либо бегом.

На большой высоте, в темноте и при необходимости передвигаться с грузом применяется передвижение по бревну сидя верхом. Сесть верхом на бревно (балку). Подать туловище вперёд, поставив руки в 30-40 см перед собой. Перенеся тяжесть тела на руки и слегка приподнявшись на них, сделать отмах ногами и передвинуться вперёд к рукам. Продолжать таким же образом продвижение дальше.

Передвижения по бревну шагом и бегом применяются на небольшой высоте. Двигаться по бревну мелкими шагами на слегка согнутых в коленях ногах. Ступни ног ставить прямо вдоль бревна, смотреть на опору в трёх-четырёх шагах перед собой. При передвижении один за другим идти не в ногу. Передвигаться по узкой опоре на большой высоте можно шагом, придерживаясь за верёвку, натянутую сбоку опоры на высоте пояса.

Плавание . При плавании на 100 м старт выполняется со стартовой тумбочки. По команде «Участникам занять места» (или подаётся удлинённый сигнал свистком) пловцы становятся на стартовой тумбочке, а по команде «На старт» принимают неподвижное положение для прыжка в воду. По команде «МАРШ» (или подаётся короткий сигнал свистком) выполнить произвольный прыжок в воду и проплыть дистанцию любым способом плавания. Поворот выполняется с обязательным касанием стенки (поворотного щита) любой части тела.

  1. Расскажите о содержании и значении военно-прикладной подготовки.
  2. Воспроизведите известные вам способы преодоления препятствий: безопорные и опорные прыжки, перелезания, соскакивания, пролезания, передвижение по узкой опоре.
  3. Выполните упражнения № 1 и 2 по метанию ручных гранат.

К основным военно-прикладным двигательным навыкам относятся навыки в совершении марш-бросков, преодолении препятствий, военно-прикладном плавании, рукопашном бою.

Преодоление препятствий включает в себя безопорные и опорные прыжки, перелезание и пролезание, прыжки в глубину, передвижения по узкой опоре.

Безопорные прыжки применяются при преодолении нешироких горизонтальных и невысоких вертикальных препятствий и выполняются с приземлением на одну или обе ноги.

Прыжок с приземлением на одну ногу применяется при преодолении препятствий шириной до 2 м и высотой до 0.8 м.

Сделать короткий разбег, оттолкнуться перед препятствием одной ногой, вынося другую ногу широким шагом вперед, перепрыгнуть препятствие и, приземлившись на эту ногу, не задерживаясь, продолжать движение. В момент полета толчковая нога остается сзади до касания другой ногой земли, после чего делает взмах вперед, помогая безостановочно продолжать бег. Руки работают в такт движению, как при ходьбе, при толчке правой ногой правая рука посылается резким движением вперед вверх, помогая прыжку.

Прыжок с приземлением на обе ноги применяется при преодолении препятствий шириной до 4 м и высотой до 1м, которые не могут служить опорой при прыжке.

Сделать энергичный ускоряющийся к концу разбег, оттолкнуться перед препятствием толчковой (сильнейшей) ногой и, помогая прыжку энергичным выносом обеих рук вперед вверх, перепрыгнуть препятствие. В полете туловище наклонено вперед, ноги согнуты, а руки вынесены вперед. Приземление совершается на пятки слегка расставленных ног.

Опорные прыжки применяются при преодолении препятствий высотой до уровня груди, которые можно использовать как опору.

Прыжок наступая на препятствие применяется при преодолении препятствий высотой до 1 м.

Произведя разбег, оттолкнуться перед препятствием толчковой (сильнейшей) ногой и, подавая туловище вперед, мягко вспрыгнуть на препятствие на другую, сильно согнутую ногу. Не выпрямляясь, пронести над препятствием ногу, производившую толчок, и, мягко соскочив на нее, продолжать движение.

Прыжок с опорой рукой и ногой применяется при преодолении препятствий высотой до уровня груди.

Сделать энергичный разбег, оттолкнуться левой ногой и вскочить на препятствие, опираясь на левую руку и на отведенную в сторону слегка согнутую правую ногу. Тяжесть тела на левой руке, большой палец обращен назад. Подавая плечи вперед, перенести левую ногу через препятствие, соскочить на нее и, не задерживаясь, продолжать движение.

Перелезание применяется при преодолении препятствий высотой 4-5 м. В зависимости от высоты препятствия и обстановки перелезание может совершаться самостоятельно (высота препятствия до 2.5 м) или с помощью товарища.

Перелезание с опорой на грудь применяется при преодолении препятствий, высота и верхний край которых позволяют опереться о них грудью.

Подбежать к препятствию, взяться левой рукой за его край и лечь грудью на препятствие. Переваливаясь через него, опереться ладонью правой руки о другую сторону препятствия, перенести через него обе ноги и соскочить.

Перелезание с опорой на руки применяется при преодолении препятствий высотой до уровня плеч.

Подбежать к препятствию, взяться руками за его край и, оттолкнувшись обеими ногами от земли, выйти в упор. Соскакивать можно как при прыжке с опорой о препятствие рукой и ногой или же перенося через препятствие сначала левую, а затем правую ногу.

Перелезание “зацепом” (рис. 91) применяется при преодолении дощатых заборов выше роста человека.

Сделать энергичный разбег, оттолкнуться сильнейшей ногой от земли в одном шаге от забора и, опираясь другой, согнутой ногой о забор, ухватиться за его край. Подтянуться и повиснуть на заборе левым боком к нему так, чтобы верхний край забора был под мышкой, а локоть левой руки прижат к забору с обратной его стороны. Согнуть левую ногу и, вынося колено вперед, прижать ногу к забору. Отвести правую ногу назад и, взмахнув ею, зацепиться каблуком за верх забора. Подтягиваясь к забору, перевалиться через него и соскочить.

Перелезание “силой” (рис. 92) применяется при преодолении заборов и высоких препятствий, имеющих широкий край.

Энергично разбежаться и, оттолкнувшись одной ногой от земли, а другой оприраясь о препятствие, ухватиться руками за его верхний край. Подтягиваясь на руках, прижимаясь грудью к препятствию и помогая себе ногами, выйти в упор. Перехватить левую руку большим пальцем вперед. Наклоняя корпус вперед, сделать взмах ногами назад вверх, упереться ладонью правой руки в противоположную сторону препятствия и, перенеся через него ноги, мягко соскочить.

Соскакивание из положения стоя применяется при спрыгивании с препятствий высотой до 1.5 м, а соскакивание с опорой на руку – при спрыгивании с препятствий высотой до 2 м, а также при соскакивании с более низкого препятствия на твердый или неровный грунт, с тяжелым снаряжением и в темноте. При спрыгивании с препятствий высотой до 3 м применяется соскакивание из положения сидя, а при спрыгивании с препятствий высотой до 5 м – соскакивание из положения виса.

При преодолении препятствий через имеющиеся в них отверстия применяется пролезание . В зависимости от величины и формы отверстия пролезание может производиться боком или головой вперед. Если отверстие находится на уровне земли, пролезание совершается вползанием в отверстие по-пластунски.

Передвижение по узкой опоре , в зависимости от обстановки и величины препятствия, может проводиться сидя верхом или же шагом либо бегом.

На большой высоте, в темноте и при необходимости передвигаться с грузом применяется передвижение по бревну сидя верхом. Сесть верхом на бревно (балку). Подать туловище вперед, поставив руки в 30–40 см перед собой. Перенеся тяжесть тела на руки и слегка приподнявшись на них, сделать отмах ногами и передвинуться вперед к рукам. Продолжать таким же образом продвижение дальше.

Передвижение по бревну шагом и бегом применяются на небольшой высоте. Двигаться по бревну мелкими шагами на слегка согнутых в коленях ногах. Ступни ног ставить прямо вдоль бревна, смотреть на опору в трех-четырех шагах перед собой. При передвижении один за другим идти не в ногу.

Передвигаться по узкой опоре на большой высоте можно шагом, придерживаясь за веревку, натянутую сбоку опоры на высоте пояса.

Плавание . При плавании на 100 м старт выполняется со стартовой тумбочки. По команде “Участникам занять места” (или подается удлиненный сигнал свистком) пловцы становятся на стартовой тумбочке, а по команде “На старт” принимают неподвижное положение для прыжка в воду. По команде “МАРШ” (или подается короткий сигнал свистком) выполнить произвольный прыжок в воду и проплыть дистанцию любым способом плавания. Поворот выполняется с обязательным касанием стенки (поворотного щита) любой части тела.

1. Расскажите о содержании и значении военно-прикладной подготовки. 2. Произведите известные вам способы преодоления препятствий: безопорные и опорные прыжки, перелезания, соскакивания, пролезания, передвижение по узкой опоре. 3. Выполните упражнения №№ 1 и 2 по метанию ручных гранат.

§ 58. Прикладной физкультурно-спортивный комплекс “Защитник Отечества”

Прикладной физкультурно-спортивный комплекс “Защитник Отечества” является составной частью допризывной подготовки юношей. Основная цель комплекса – определение степени готовности каждого юноши допризывного и призывного возраста по своему уровню физической и специально-прикладной подготовленности проходить военную службу в рядах Вооруженных Сил и других воинских формированиях Республики Беларусь.

К выполнению требований комплекса допускаются юноши, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе, имеющие разрешение врача и прошедшие предварительную подготовку.

Физкультурно-спортивные мероприятия по комплексу “Защитник Отечества” проводятся внутри учебных заведений в виде соревнований с определением лучших результатов. К участию в соревнованиях должны быть привлечены все годные по состоянию здоровья юноши допризывного и призывного возрастов, обучающиеся в учебном заведении.

Требования комплекса “Защитник Отечества” . Комплекс составляют 7 контрольных упражнений (тестов), позволяющих оценить основные физические и специально-прикладные качества юношей: выносливость, силу, быстроту, ловкость, прикладные навыки. Первый блок тестов из 3-х упражнений определяет общую физическую подготовленность юношей: бег на 100 м; бег на 3 км; подтягивание на перекладине. Второй блок тестов из 4-х упражнений позволяет определить специально-прикладную подготовленность допризывников и призывников: метание гранаты (700 г) или мяча (150 г); лыжные гонки на 5 км или кросс на 3 км; плавание на 50 м; стрельба из пневматической винтовки.

Главная > Документ

ОПОРНЫЕ ПРЫЖКИ 10.3.3. Опорные прыжки применяются при преодолении препятс-твий высотой до уровня груди - невысоких стен, поваленных деревь-ев, изгородей. Прыжок наступая на препятствие. С разбега оттолкнуться одной ногой, резко вынося вперед противоположную руку. Наклоняя корпус вперед, мягко вспрыгнуть на препятствие на другую сильно согнутую ногу, не выпрямляясь, пронести над препятствием ногу, которой был сделан толчок, соскочить на нее и продолжать движение (рис. 51). Прыжок с опорой рукой и ногой . После короткого, но энергично-го разбега оттолкнуться левой ногой и, вынося правую руку с ору-жием вперед вверх, вскочить на препятствие, опираясь на него ле-вой рукой (большим пальцем назад) и отведенной в сторону слегка согнутой правой ногой. Тяжесть тела на левой руке. Не останавли-ваясь, перенести через препятствие левую ногу, соскочить на нее и продолжать движение (рис. 52).

10.3.4. Перелезание применяется при преодолении высоких пре-пятствий: заборов, стен, завалов. В зависимости от высоты пре-пятствия перелезание производится самостоятельно или с помощью товарища. Перелезание с опорой на руки. Подбежать к препятствию, взять-ся руками за его верхний край, оттолкнуться ногами и выйти в упор. Соскочить с опорой рукой и ногой (рис. 53) или перенести левую ногу через препятствие и сесть на бедро, а затем соскочить, перенося правую ногу. Оружие может быть взято за спину или нахо-диться в правой руке (рис. 54). Если препятствие невысокое, целесообразно не выходить в упор на прямые руки, а, взявшись за верх препятствия, лечь на него грудью и затем соскочить, как при перелезании "силой" (рис. 55). Перелезание "зацепом". Сделать разбег, оттолкнуться сильней-шей ногой на расстоянии шага от препятствия и. опираясь другой согнутой ногой о препятствие, ухватиться за его край. Подтянуться и повиснуть левым боком к препятствию так. чтобы его верхний край был подмышкой. Согнуть левую ногу коленом вперед, прижав ее бед-ром к препятствию. Правую ногу отвести назад и затем, взмахнув ею вперед, зацепиться за верх препятствия. Силой правой ноги и рук перевалиться через препятствие и соскочить. Оружие за спиной (рис. 56). Перелезание "силой". С разбега, оттолкнувшись одной ногой, так же как и при перелезании "зацепом", схватиться руками за верхний край препятствия. Подтягиваясь на руках и помогая себе ногами, выйти в упор. Перехватить левую руку большим пальцем впе-ред. Наклоняя корпус за препятствие » одновременно делая взмах соединенными ногами назад вверх, упереться ладонью правой руки в противоположную сторону препятствия, перенести через него ноги и мягко спрыгнуть на землю (рис. 57). Оружие за спиной или в правой руке. В последнем случае в момент наскока оружие выносится за препятствие прикладом вперед, а при соскоке плотно прижимается плашмя к препятствию. При влезании на препятствие, имеющее широ-кий верхний край (каменные стены, обрывы), следует выходить в упор сначала на предплечье, а затем на прямые руки.


Перелезание с помощью. Перелезание производится: с опорой на бедро товарища (рис. 58); с опорой на плечи товарища (рис. 59); с помощью товарища, исполь-зующего подручные средства (рис. 60), и с помощью двух товарищей, использующих подручные средства. Помощь перелезающему последним оказывается, как показано на рис. 61. ПРЫЖКИ В ГЛУБИНУ 10.3.5. Прыжки в глубину применяются при соскакивании с пре-пятствий высотой до 5 м - при соскакивании в ров со стены. Прыжок в глубину из положения стоя . Стать на край препятствия и слегка присесть. Оттолкнувшись обеими ногами, спрыгнуть на нос-ки полусогнутых, слегка расставленных ног. Оружие держать в обеих руках перед собой или в правой руке горизонтально; в момент прыж-ка подать его слегка вперед (рис. 62). Прыжок в глубину с опорой на руку. Стать на край препятствия, присесть и опереться о него левой рукой. Опуская левую ногу вниз, оттолкнуться правой ногой и спрыгнуть на обе ноги. Оружие держать в правой руке или за спиной (рис. 63).


Прыжок в глубину из положения сидя. Сесть на край препятствия и опереться о препятствие ладонями и каблуками. Оттолкнуться ру-ками и ногами и спрыгнуть на полусогнутые расставленные ноги. Оружие может находиться в правой руке или за спиной. В последнем случае перед прыжком приклад (у автомата - ствол) вывести вперед за край препятствия, а в момент прыжка придержать правой рукой предупреждая возможность удара оружием по спине (рис. 64). Прыжок в глубину из положения виса. Повиснуть на руках, дер-жась за верхний край препятствия. Опуская правую руку, повернуть-ся левым боком к препятствию и слегка согнуть ноги. Оттолкнуться от препятствия ногами и правой рукой и соскочить на согнутые расставленные ноги. Оружие за спиной (рис. 65) или в правой руке.

СОСКАКИВАНИЕ В ТРАНШЕЮ И ВЫСКАКИВАНИЕ ИЗ НЕЕ 10.3.6. Соскакивание в траншею . Соскакивать в траншею следует с опорой на руку (рис. 66), а в неглубокие траншеи - из положения стоя. При соскакивании из положения стоя, став на край траншеи, оттолкнуться двумя ногами и соскочить на дно траншеи с одновре-менным поворотом налево или направо. Оружие перед прыжком взять в обе руки и прижать к груди стволом вверх, а, соскочив, немедленно изготовиться к последующему действию (рис. 67). Выскакивание из траншеи с опорой на колено. Положить оружие на бруствер и опереться руками о край траншеи. Оттолкнувшись но-гами от дна и выходя в упор, согнуться в пояснице и стать коленом между рук. Стать носком другой ноги на край траншеи. Взять оружие и начать движение вперед (рис. 68). Выскакивание с опорой о крутости траншеи . При выскакивании из глубокой траншеи взять оружие в положение "на ремень", на грудь" или положить его на бруствер. Опираясь руками и ногами о крутости траншеи, вылезти из нее и начать движение вперед (рис. 69).

ПОСАДКА НА АВТОМОБИЛЬ И ВЫСАДКА ИЗ НЕГО 10.3.7. Посадка на автомобиль и высадка из него производятся на остановке, а в особых условиях и при движении с пониженной скоростью (10-15 км в час). Посадка на месте. Перед посадкой оружие передать второму но-меру. При посадке через боковой борт использовать в качестве под-ножки заднее колесо (рис. 70). При посадке через задний борт в качестве подножки использовать: если борт открыт - имеющуюся на нем скобу, если закрыт – задний буфер, на правую скобу (буфер) ставить правую ногу, а на левую – левую ногу. Сев в автомобиль, взять оружие свое и второго номера. При необходимости произвести посадку с оружием взять его за спину или, имея в руке, перенести через борт прикладом вперед, поставить прикладом на дно кузова и затем держать вертикально. Высадка на месте. Перед высадкой оружие передать сидящему в другом ряду второму номеру. При высадке через правый борт, став лицом к борту, перешагнуть через него левой ногой и сесть на бед-ро, возможно ниже опустив ногу. Одновременно взяться левой рукой за верх борта (большим пальцем вперед). Перенести правую согнутую ногу через борт и, поворачиваясь налево, спрыгнуть на обе ноги, придерживаясь за борт. Соскочив, взять оружие свое и второго но-мера. При высадке с левого борта сначала переносить правую ногу и опираться правой рукой. При необходимости произвести высадку с оружием, держать его в свободной руке (рис. 71).


Посадка в движении . Перед посадкой оружие передать второму номеру. При посадке с правого борта подбежать к автомобилю, схва-титься обеими руками за борт и, подпрыгнув, сесть левым бедром на выступ (габаритный брус) борта. Прижимаясь к борту, стать на выс-туп правой ногой, затем, выжимаясь на руках и наклоняясь внутрь кузова, стать на выступ двумя ногами. Перешагнуть через борт, взять оружие свое и второго номера и сесть на скамейку. При по-садке с левого борта садиться на его выступ правым бедром и пер-вой ставить на него левую ногу. При необходимости произвести посадку с оружием, взять его за спину и садиться с правого борта (рис. 72). Высадка в движении. Высаживаться необходимо с боковых бортов, лицом по ходу автомобиля. При высадке с правого борта оружие взять в правую руку, а при возможности за спину; при высадке с левого борта оружие должно быть в левой руке. Придерживаясь за борт, перешагнуть через него и стать на выступ борта. Приседая, оттолкнуться от автомобиля и спрыгнуть в сторону на согнутые, расставленные в положение шага ноги. Спрыгнув, немедленно отбе-жать в сторону (рис. 73). При увеличении скорости движения автомобиля (более 20 км/час) высадка выполняется с заднего борта следующим образом: опуститься за борт автомашины, повиснуть на руках, касаясь ногами земли про-бежать некоторое расстояние за машиной, постепенно отпуская одну руку, потом - другую.

На рис. 74 показан более сложный прием спрыгивания с движущегося автомобиля с выполнением кувырка назад по ходу движения автомобиля. Этот способ требует большого числа предварительных тре-нировок, которые включают в себя следующие элементы: кувырки впе-ред, назад, через препятствие с места, с разбега, кувырки на дви-жущейся дорожке, спрыгивание с небольшой высоты из виса на перемещающийся с различной скоростью ковер (дорожку), с последующими кувырками назад и т.д. После этого следует переходить к соскакиванию с медленно движущегося автотранспорта сначала в глубокий снег, потом на грунтовую (зимнюю) дорогу и в завершение отработки 1 данного приема спрыгивать на твердый грунт. Причем приземление следует отрабатывать перекатом назад и на бок. Названные элементы нужно выполнять сначала без оружия, а по мере приобретения навы-ков переходить на отработку приема с оружием (сначала с макетами оружия, лучше деревянными, обернутыми тряпками, а в завершение отработки - учебным и боевым со стрельбой холостыми патронами). Последовательность освоения техники посадки в автомобиль и высадки из него выдерживать строго: в спортивном зале, на улице, с места, в движении и т.д., но во всех случаях особое внимание сле-дует обращать на тренировку шеи, позвоночника и вестибулярного аппарата. Пролезание производится головой вперед (рис. 75) или боком.



ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО УЗКОЙ ОПОРЕ 10.3.8. Передвижение по узкой опоре применяется при преодоле-нии препятствий и различных заграждений по доскам, жердям, брев-нам, балкам и рельсам. Передвижение сидя верхом. Сесть верхом на бревно (балку, рельс). Наклонившись вперед, поставить руки в 30-40 см перед со-бой. Передавая тяжесть тела на руки и слегка приподнимаясь на них, сделать отмах ногами и передвинуться вперед к рукам. Продол-жать передвижение таким же способом дальше. Оружие за спиной (рис. 76). Передвижение шагом и бегом. Стать на бревно, слегка согнуть ноги в коленях и начать движение вперед мелкими быстрыми шагами. Ступни ног ставить прямо вдоль бревна. Смотреть вперед (рис. 77). При групповом передвижении один за другим идти не в ногу, чтобы уменьшить раскачивание опоры. Передвигаясь по узкой опоре на большой высоте или с грузом, придерживаться за веревку, натянутую сбоку опоры на высоте пояса. Преодоление проволочной сети по доске. Подбежать к проволочной сети и набросить на нее, ближе к кольям доску. Опираясь рукой о кол и наступая ногой на среднюю нить проволоки у кола, стать на доску и пройти или пробежать по ней без резких толчков. Соскаки-вание производить плавно, придерживаясь рукой за кол (рис. 78). Оружие держать в одной руке горизонтально.

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО ЛЕСТНИЦАМ И КАНАТАМ

10.3.9. Передвижение по вертикальным и наклонным лестницам производится в виде подъемов и спусков различными способами. Подъем по вертикальной лестнице. Взяться правой рукой за сту-пеньку на высоте вытянутой вверх руки, а левой - на высоте груди, одновременно поставив левую ногу на нижнюю ступень (колено отвес-ти слегка в сторону). Распрямляя левую ногу, перехватиться левой рукой за ступень над правой рукой, одновременно поставив правую ногу на очередную ступень (колено также отвести слегка в сторо-ну). Поочередно меняя положение рук и ног производить подъем. При лазании по лестнице с ограничительными дугами и небольшим диамет-ром разворачивать в стороны целесообразно не только колени, но и ступни ног. Подъем по наклонной лестнице производится поочередным перех-ватыванием рук и постановкой ног на ступени. При спуске по лестнице работа рук и ног производится в обрат-ной последовательности. Подъем по штурмовой лестнице для подразделений пожарной охра-ны (рис. 79, 80, 81).


Передвижение по горизонтальному канату (веревке) выполняется различными способами, наиболее рациональными из них являются сле-дующие: Первый способ – встать спиной к направлению движе-ния и схватиться руками за канат. С толчком одной ногой о землю, подтягиваясь на руках, взмахом другой ногой зацепиться за канат голенью сверху. Поднимая толчковую ногу, положить ее на голень маховой ноги. Поочередно перехватываясь руками, продвигаться впе-ред, ноги свободно скользят по канату. Оружие - за спиной (рис. 82).


Второй способ – встать спиной по направлению движе-ния и схватиться руками за канат. С толчком правой ногой о землю, подтягиваясь на руках, взмахом левой ногой зацепиться за канат голенью сверху. Поднимая толчковую ногу, положить ее на голень Маховой ноги. Сгибаясь в пояснице и в тазобедренных суставах. Подтянуть ноги как можно ближе к рукам. Поочередно перехватываясь руками за канат и выпрямляясь, продвигаться вперед. Цикл этих движений повторять до конца каната, оружие - за спиной. Передвижение по канату, перекинутому через овраг, производит-ся стоя боком, приставными шагами, держась за страхующий трос ру-ками. Передвижение по вертикальному канату (шесту, веревке). Захва-тить руками как можно выше, согнуть ноги в коленях, подтягивая их к груди, а стопами захватить канат, одной стопой (подъемом) – снизу, другой стопой, ее подошвой, как бы наступить сверху на не-го, пропуская канат между коленями. Выпрямляя ноги в коленях, следует как бы встать во весь рост, опираясь на зажатый стопами канат. Перехватить руками по канату вверх до отказа, закрепиться. Далее вновь ногами проделать тоже действие и т.д. (рис. 83). 10.4. КОНТРОЛЬНЫ КОМПЛЕКСНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 10.4.1. Контрольные комплексные упражнения предназначаются для периодической проверки степени подготовленности личного сос-тава к выполнению приемов преодоления препятствий. 10.4.2. Для изучения приемов преодоления препятствий, а также для проверки подготовленности сотрудников по данному разделу в учебных заведениях и по возможности в органах внутренних дел обо-рудуются полосы препятствий. Для обучения основным способам преодоления препятствий и вы-работке у сотрудников физических и волевых качеств устанавливается единая полоса препятствий (рис. 84).

Единая полоса препятствий. Длина полосы - 100 м. 1 - линия начала полосы; 2 - участок для скоростного бега; 3 - ров шириной по верху 2, 2,5 и 3 м; 4 - лабиринт; 5 - забор высотой 2 м с нак-лонной доской; 6 - разрушенный мост высотой 2 м; 7 - разрушенная лестница с высотой ступеней 0.8, 1.2, 1.5 и 1.8 м; 8 - стенка вы-сотой 1,1 м с двумя проломами; 9 - колодец и ход сообщения; 10 -траншея глубиной 1,5 м; 11 - беговая дорожка. Полоса препятствий для учебных заведений МВД России (кроме заведений пожарного профиля) (рис. 85). Длина полосы - 200 м. 1 -траншея глубиной 1,5 м; 2 - овраг шириной 7 м и глубиной 1,5 м; 3 - бревно длинной 8 м и толщиной 0,3 м; 4 - канат на столбах с от-тяжками (высота столбов -2м); 5 - завал длиной Ими шириной 4,5 м; 6 - ров шириной 2, 2,5, 3 м; 7 - лабиринт; 8 - забор высо-той 2 м с наклонной доской; 9 - разрушенный мост; 10 - разрушен-ная лестница с высотой ступеней 0.8, 1.2, 1.5, 1.8 м; 11 - стенка высотой 1.1 м с двумя проломами; 12 - "карман" с грузом; 13 - груз - ящик массой 40 кг с лямкой для вытаскивания из "кармана". 14 - колодец и ход сообщения. 15 - палисадник, установленный пос-редине канавы; 16 - фасад дома с окнами; 17 - балка длиной 4 м с площадками для спрыгивания; 18 - финишная траншея глубиной 1,5 м; 19 - участок длиной 40 м для отработки действий по внезапному сигналу, на котором размещены: насыпь, две воронки и стенка; 20 - беговая дорожка.

10.4.3. Для выработки у сотрудников специальных подразделений прикладных навыков, для развития и совершенствования наиболее важных профессиональных, физических и психических качеств с уче-том специальной направленности физической подготовки единая поло-са оборудуется другими специальными сооружениями и препятствиями. Полоса препятствий для подразделений специального назначения МВД России (рис. 86). Длина полосы 280 м. 1 - типовая трассовая горка; 2 - завал длиной 11 и шириной 4.5 м; 3 - ров шириной 2, 2.5, 3 м; 4 - лабиринт; 5 - забор высотой 2 м с наклонной доской; 6 - разрушенный мост; 7 - разрушенная лестница с высотой ступеней 0.8, 1.2, 1.5, 1.8 м; 8 - стенка высотой 1.1 м с двумя проломами; 9 - колодец и ход сообщения; 10 - ящик массой 26 кг с ручками для переноски; 11 - макет моста и железнодорожного полотна; 12 - па-лисадник, установленный в середине канавы; 13 - фасад дома с ок-нами; 14 - балка длиной 4 м с площадками для спрыгивания; 15 -ров шириной 15 м и глубиной 1.5 м (через ров на столбах высотой 2 м натянуты канаты для лазания и перекинуты ее качающиеся на тросах трапы); 16 - бетонная труба под насыпью; 17 - линия финиша; 18 - беговая дорожка. Полоса препятствий для кинологов (рис. 87). Дистанция 200м. 1 - линия старта; 2 - "зубчатый палисадник" (каркас ширина 2м..высота 1м); 3 - "кустарник" (каркас 2м х 70см из брусков 5х10см и прикрепленными к нему прутьями выступающими на 60см.); 4 - "забор" (каркас шириной и высотой 2м); 5 - "канава" (препятствие из двух одинаковых помостов длиной 2 м и шириной 1.5м); 6 - "бревно" (ствол длиной 8 м и диаметром 25 см. верхняя поверхность шириной 18 см); 7 -"лаз" (коридор высотой 0,5 м, длиной 10 м и шириной 2 и); 8 - "лестница" (платформа длиной 1,7м. шириной 1,2 м, толщиной 4-5 см, укрепленная на высоте 4м. на столбах); 9 - линия финиша.

Полоса препятствий для пожарных (рис. 88). Дистанция 100 м 1 - линия старта; 2 - "забор"; 3 - два льня-ных рукава длиной по 20 м в скатках; 4 - "бревно"; 5 - ограничи-тельная линия; 6 - трехходовое разветвление; 7 - линия финиша. Выполняется с исходного положения - стоя перед линией старта (ствол находится в любом положении). Штурмовая лестница для пожарных (рис. 89). Дистанция до учебной башни 32 м 25 см. 1 - линия старта; 2 - предохранительная подушка толщиной не менее 1 м; 3 - каркас четырехэтажной башни; 4 - "брусок" сечением 6x6 см; 5 - окна 2. 3 и 4 этажей; 6 - пол 2, 3 и 4 этажей; 7 - линия финиша. Выполняется с исходного положения - стоя перед линией старта, штурмовая лестница устанавливается на дорожке так, чтобы ее седьмая ступенька совпадала с линией старта. Сотрудник удерживает лестницу руками произвольно, не отрывая ее от земли. Кросс 3 км для кинологов Выполняется с исходного положения - стоя перед линией старта, собака находится у левой ноги сотрудника в положении сидя на поводке с мягким ошейником или шлейкой. По команде "Вперед" сотрудник вместе с собакой преодолевают дистанцию бегом. Преодоление полосы препятствий и кросс на 3 км выполняются поочередно с раздельным стартом на круговой или петлеобразной дистанции. В этом случае старт и финиш оборудуются раздельно в одном месте. Дистанция кросса выбирается на средне-пересеченной местности. Моментом финиша считается пересечение финишной линии Последним из выполняющих упражнение (сотрудником или собакой). Во время приема нормативов сотрудник выполняет упражнения с закреп-лённой за ним собакой. В исключительных случаях (внезапная болезнь или гибель собаки) он выполняет упражнение без собаки, но при этом преодолевает препятствие "лестница" дважды с последующим финишированием. Бросок спасательного круга на дальность и точность (рис.90). 1 - стартовая площадка - размечается белыми линиями на пирсе или плотике; 2 - сектор для броска спасательного круга - обозначается на воде тремя тросами, буйками и поплавками. На трос, проходящий по середине сектора, наносятся отметки через - 60 - - 79 - каждые 20 см. Каждый метр обозначен поплавком и каждые 3 метра - буйком; 3 - схема замера результата броска круга. Результат броска круга замеряется с точностью до 20 см. Для броска используется стандартный спасательный круг весом 4,5 кг или специально изготовленный для обучения деревянный спа-сательный круг такого же размера и веса, к которому крепится линь длиной 15 - 20 метров.

11.БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ 11.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ 11.1.1. Занятия по боевым приемам борьбы проводятся с целью формирования навыков самозащиты, обезвреживания и задержания лиц, угрожающих общественному порядку или личной безопасности граждан, воспитания смелости, решительности, инициативы и находчивости. 11.1.2. На занятиях решаются следующие задачи:
    обучение боевым приемам борьбы и тренировка в выполнении этих приемов; обучение умелым действиям в использовании средств индивиду-альной защиты и нападения, применения наручников и использования подручных средств в рукопашной схватке; выработка выносливости, ловкости, скорости, силы, решитель-ности, быстроты ориентировки и инициативности; воспитание уверенности в своих силах, стремление сблизиться с противником и обезвредить его.

Упражнения на бревне - наиболее трудный вид женского гимнастического многоборья. По своему содержанию и характеру исполнения они близки к вольным упражнениям, но отличаются. от них тем, что все элементы выполняются на повышенной (до 120 см) и узкой (10 см) опоре. От гимнастки требуется непрерывное передвижение по снаряду, смена ритма движений, выполнение сложных, рискованных элементов и соединений из них, передвижения на высоких полупальцах и с поворотами, изящество движений, способность выразить в них свою индивидуальность и др. Успешность овладения упражнениями зависит: от способности занимающихся сохранить в процессе движений правильную осанку; от тактильно-мышечной чувствительности стоп, функций вестибулярного анализатора, влияющих на ориентировку в пространстве; от координации движений, общей и специальной физической подготовленности, решительности и смелости. При обучении технику движений осваивают сначала на полу, затем по начерченной линии, на гимнастической скамейке, низком бревне. И только по мере образования навыка изучаемые упражнения выполняются на среднем и высоком бревне. Страховка осуществляется стоя сбоку, поддерживая гимнастку за руку, под спину или под живот. Для страховки используются поролоновые маты, уложенные на одном уровне с бревном, или ямы.

Упражнения на бревне подразделяются на: вскоки, передвижения, повороты, прыжки; статические, акробатические упражнения и соскоки.


  • Вскоки - обязательное начало упражнений. Они выполняются с места и с разбега, из стойки продольно и поперек (с конца бревна), с косого разбега, с использованием гимнастического мостика или без него. При обучении вскокам используются конь с ручками и без ручек, гимнастическая скамейка, низкое и среднее бревно.
Вскоки из стойки продольно выполняются: в упор; в упор правая (левая) в сторону на носок; в упор вне правой (левой) с одноименным перемахом; перемахом правой с поворотом

налево в упор сидя ноги врозь; в упор ноги врозь правой (левой) с одноименным, разноименным перемахом; перемахом, согнув ногу в упор ноги врозь, правой (левой) (рис. 176); перемахом, согнув ноги в упор сзади (рис. 177); в упор стоя, ноги врозь (рис. 178); в упор присев на одну, другую в сторону на носок; или другую ногу в сторону, носок на бревно не ставится.

Вскоки из стойки поперек с конца бревна можно выполнить: в упор сидя ноги врозь вне; в присед на одну, другую вперед на носок (рис. 179).

Вскоки с косого разбега (боком к бревну) выполняются: в упор сидя на левом (правом) бедре, правую (левую) назад (рис. 180); в упор стоя на коленях (рис. 181); в упор стоя на одно колено, другую ногу назад; в упор присев (рис. 182); в упор присев на одну, ставя другую ногу вперед (назад); в присед на одну ногу, другую вперед на носок, без опоры на руку; в упор ноги врозь с поворотом кругом - выполняется из стойки левым боком к бревну толчком левой и махом правой ногой вдоль бревна. Опираясь на руку, надо перемахнуть правой и повернуться в упоре на руках налево кругом в упор сидя, ноги врозь, поперек.

Наиболее сложные вскоки выполняются кувырком вперед (в упор лежа согнувшись, в стойку на лопатках, в упор присев), в стойку на руках продольно или поперек и др.


  • Передвижения соединяют в единую комбинацию все элементы, выполняемые на бревне. К ним относятся различные виды ходьбы и бега, подскоков, танцевальных шагов и сочетания, из этих элементов. Они выполняются с различными движениями рук, головы, туловища. Стопа ставится на среднюю линию, слегка наискось так, чтобы чувствовать острый край бревна.

  • Виды ходьбы и бега : шаг с носка, ходьба на носках, по-луприседая на опорной ноге, выпадами, с движением свободной ноги (прямой и согнутой) вперед, назад, в сторону или удерживая ее в крайнем высоком положении; приставной и переменный шаг; бег на носках мелким шагом, с небольшими прыжками с ноги на ногу, выводя прямые (согнутые) ноги вперед (назад).

  • Подскоки : шаги с подскоком, выводя поочередно прямые (согнутые) ноги вперед, назад, в сторону.

  • Танцевальные шаги : галоп, полька, вальсовый, русский шаг. Выполняются, так же как и на полу, с плавным, грациозным, как бы скользящим продвижением вперед.

  • Повороты выполняются на носках в положении стоя и в приседе, на двух и одной ноге, в упорах присев, в упорах на коленях и седах; изучаются сначала на полу, а затем на повышенной опоре. Для точного исполнения поворота намечаются ориентиры, например: мах ногой вдоль бревна. Большое значение имеет положение головы: при поворотах налево (направо) и кругом она сохраняет прямое положение; при поворотах на 360° и более вначале она отстает от движения тела, а затем быстро поворачивается, обгоняя плечи. Движения руками могут способствовать повороту и сохранению равновесия. При поворотах налево (направо) и кругом руки могут быть в стороны, вверх, на пояс, при более сложных поворотах - помогают вращательному движению.
Повороты в положении стоя на обеих ногах выполняются направо (налево) и кругом: из стойки поперек в стойку поперек, из стойки продольно в стойку ноги скрестно и наоборот.

Повороты в положении стоя на одной ноге выполняются махом вперед или назад, согнутой или прямой ногой. В зависимости от направления вращения различают одноименные (в сторону опорной ноги) и разноименные (в противоположную - опорной ноги) повороты.

Повороты в приседе на обеих ногах можно выполнить: из стойки поворотом кругом в присед и наоборот; в приседе поворотом кругом; из стойки поворотом кругом приседая и вставая; то же, но прыжком.

Повороты в приседе на одной ноге: из приседа продольно на правой, левую ногу в сторону на носок, одноименный поворот направо или кругом в такое же исходное положение; из приседа поперек на правой, левая полусогнутая вперед на носок, опуская левую вниз и махом назад, разноименный поворот кругом в такое же исходное положение.

Повороты в упорах, упорах присев, упорах на коленях, седах сочетаются со вскоками, перемахами или переходами из более низких положений в более высокие. Они выполняются в основном с опорой на руки: из упора поворот в сед на бедро; из упора перемахом одной поворот в сед ноги врозь; из се-i да на бедре поворот кругом в сед на другое бедро; из упора ноги врозь вне поворот налево (направо) или кругом; из стойки на коленях поворот кругом в полушпагат; из стойки на одном колене, другую назад, поворот кругом в такое же исходное положение; из полушпагата поворот кругом в стойку на одном колене, другая но,-га согнута вперед; в упоре лежа на животе поворот налево (направо) или кругом.


  • Прыжки в упражнениях на бревне служат одним из способов передвижения и как самостоятельные элементы. Трудность их определяется длительностью полета, амплитудой и структурой движений в безопорной фазе. Они делятся на три группы: на месте, с продвижением й с поворотами, выполняются одиночно или сериями, состоящими из нескольких прыжков. Прыжки на месте могут сочетаться с прыжками в движении. Наибольшую трудность в их исполнении представляет приземление. Оно выполняется амортизирующим сгибанием и последующим разгибанием ног, для сохранения равновесия необходима высокая координация в движениях ног, туловища и рук.
Прыжки на месте выполняются толчком двумя: из полу-приседа или приседа в такое же исходное положение; в упор присев; со сменой ног или двойной сменой ног; с разведением ног вперед-назад или в стороны; с приземлением на одну ногу; махом ногой вперед в присед или полуприсед на обе ноги.

Прыжки с продвижением вперед выполняются с шага или разбега: со сменой согнутых или прямых ног впереди или сзади; шагом вперед на одну и прыжок на ней, сгибая другую вперед, руки впередi («закрытый прыжок»); шагом вперед на одну ногу и прыжок на ней, другую назад, руки в стороны («открытый прыжок»); прыжок на обе ноги с последующим отскоком на одну, другую назад, руки в стороны; подбивной прыжок с прямыми ногами вперед или назад; прыжок широким шагом.

Прыжки с поворотами направо (налево) или кругом могут быть выполнены: толчком двумя из полуприседа или приседа в такое же исходное положение; махом ноги вперед в полуприсед или присед; шагом или широким шагом с поворотом; перекидной прыжок.


  • К статическим упражнениям относятся равновесия, стойки, мосты, шпагаты. Техника выполнения этих упражнений не имеет существенных отличий от аналогичных упражнений на полу.

  • Равновесия выполняются в высоких стойках и в приседах, на двух или одной ноге, другую ногу вперед, назад, в сторону (прямую или согнутую). Равновесия можно выполнить стоя на месте и в сочетании с передвижениями, поворотами и прыжками. К ним относятся: стойка на носках; стойка на одной, другую назад; полуприсед на одной, другую назад; присед на одной, другую вперед; стойка на одной, другую вперед-вверх, с наклоном назад, руки в стороны и др.
Стойки на плече, голове и руках, груди, лопатках и на руках выполняются в простом и смешанном упоре, с захватом руками верхней, нижней или боковой плоскости бревна.

  • Мосты выполняются наклоном назад с последующей опорой на руки или переворотом вперед с последующей опорой на ноги. В положении моста опора может быть на одну ногу и обе руки и наоборот.

  • Шпагаты и полушпагаты выполняются из упора стоя на коленях или колене, другая нога назад; скольжением ног из упора присев; после поворотов или в сочетании с другими элементами, с опорой и без опоры руками о бревно.

  • К акробатическим упражнениям на бревне относятся кувырки, перевороты и сальто. Особенность их исполнения состоит в том, что высота и ограниченная площадь опоры требует узкого хвата руками, точности направления и совмещения плоскости исполняемых движений с плоскостью бревна.

  • Кувырки выполняются через голову и через плечо; вперед и назад; согнувшись, прогнувшись и в группировке. Исходным положением для кувырков могут быть: глубокий выпад, упор присев, стойка на одном колене, полуприсед; конечным - сед на бедре, упор присев, присед на одной, другую вперед на носок, упор сидя, ноги врозь.

  • Перевороты выполняются медленно и быстро; вперед и назад, в сторону; с одновременной и последовательной опорой руками; из различных исходных положений, в различные конечные положения. Перевороты, выполняемые с прыжка, характеризуются фазой полета между постановкой рук и ног или ног и рук.
Сальто выполняется в группировке, прогнувшись, вперед, назад, толчком двух или одной ноги.

  • Соскоки завершают упражнение на бревне. К ним относятся: простые соскоки толчком одной или двумя ногами; проходя через стойку, с опорой или толчком одной или двумя руками; сложными акробатическими элементами (перевороты, сальто).
Простые соскоки выполняются толчком одной или двумя ногами: прогнувшись вперед из стойки продольно, в сторону - из стойки поперек; прогнувшись, ноги врозь; сгибая ноги вперед или назад; согнувшись, ноги врозь; с шага или разбега с конца или середины бревна; толчком ног или с шага с поворотом направо (налево). При обучении простым соскокам используются прыжки в глубину, с пружинного мостика и коня.

Соскоки через стойку с опорой или толчком одной (двумя) руками выполняются: переворотом боком с конца бревна (рис. 183); переворотом боком с поворотом налево (направо) лицом к бревну; переворотом вперед прогнувшись из стойки поперек с конца бревна; переворотом вперед прогнувшись из стойки продольно; прогнувшись из стойки на руках поперек; из стойки поперек переворотом вперед до стойки на руках и далее переворотом в сторону; переворотом назад с конца или середины бревна; переворотом вперед толчком рук с конца бревна после темпового подскока.

Соскоки сложными акробатическими элементами можно выполнить: переворотом назад с конца бревна прыжком («фляк»); сальто назад в группировке из стойки продольно или поперек, толчком двух или одной ноги; маховое сальто вперед прогнувшись толчком одной ноги с конца бревна, то же с поворотом кругом; сальто назад прогнувшись махом одной и толчком другой; сальто боком с конца бревна и др.

Рациональная осанка представ-ляет также важнейший компонент техники всех упражнений в дви-жении, в том числе и с фазой по-лета. Закрепленное вертикальное положение тела в пространстве иг-рает, в частности, важную роль в сохранении устойчивости в момент приземления после прыжков или соскоков. За бревном нужно сле-дить слегка приближая подборо-док к груди, но не наклоняя го-лову вперед. В противном случае снижается устойчивость тела и зрелищность самих упражнений.

Равновесие тела на бревне за-висит в значительной степени и от

точности всех движений. Например, отклонение ноги в сторону от вертикальной плоскости бревна при исполнении прыжков, мед-ленных переворотов и многих других элементов смещает линию тяжести (вертикаль, проходящую через ц.т.т.) к краю опоры и ухудшает условия сохранения равновесия (рис. 122). Поэтому все движения нужно производить точно по траекториям, обеспечи-вающим наиболее выгодное расположение над бревном ц.т.т.

Безопасность выполнения упражнений третьей группы (на мес-те и в движении) непосредственно связана с точностью вылета тела при отталкивании. Ц.т.т. в фазе полета обязательно должен нахо-диться над осевой линией бревна, чтобы обеспечить надежность прихода на снаряд. Положение ног на опоре должно способствовать устойчивости тела и обострению «чувства бревна», что достигается разворотом стопы носком наружу с касанием мизинцем ребра снаряда.

Приведенные требования к технике упражнений являются обя-зательными условиями повышения устойчивости занимающихся на бревне и должны лежать в основе методики обучения и тренировки на этом снаряде.

9.2.3. Особенности обучения и организация занятий

Наиболее характерными и общими требованиями для большин-ства упражнений на бревне являются рациональное взаимораспо-ложение звеньев тела и прямолинейность перемещений, зависящая от точности действий, определяющих направление движений.

Формирование рациональной осанки происходит при непосред-ственном участии преподавателя в установке и фиксации позы g применением различных приемов, помогающих прочувствовать нужное положение тела. К ним относятся: сравнение мышечных и тактильных ощущений в правильной и неправильной позах; внеш-нее изменение рациональной осанки при активном сопротивлении занимающегося; концентрация двигательных ощущений с закры-тыми глазами и другие приемы.


Параллельно с освоением позы вырабатывается умение сохра-нять в ней равновесие с помощью управляющих движений длитель-ное время.

Совершенствование навыка рациональной осанки происходит при повышении трудности ее удержания за счет дополнительных движений звеньями тела, изменения способа исполнения (после прыжка, поворота), сохранения равновесия на фоне раздражения вестибулярного аппарата путем многократного вращения тела во-круг различных осей.

При обучении поворотам кроме удержания позы на время нуж-но учить занимающихся принимать ее в начале вращения и сохра-нять в конце поворота, используя для этого дополнительную опору у гимнастической стенки.

С целью совершенствования мастерства требуется усложнять позы и увеличивать угол поворота тела.

Серьезное внимание при обучении передвижениям нужно уде-лять положению головы, поскольку опускание ее на грудь, как говорилось выше, приводит к ухудшению осанки и нарушению равновесия.

Так как при выполнении акробатических элементов межсустав-ные углы непрерывно меняются, нужно при изучении, например, переворотов выделять не одно, а несколько положений тела (в вер-тикальной и наклонных плоскостях), а также проделывать элемен-ты по частям - от одной позы к другой, вырабатывая соответст-вующие двигательные представления (рис. 123).

Воспитание точности движений, лежащей в основе прямолиней-ности перемещений тела, происходит путем совершенствования про-странственных и силовых дифференцировок движений. С этой целью в занятия (прежде всего для начинающих) желательно вклю-чать упражнения, развивающие способность оценивать положения звеньев тела, направление движений, высоту и дальность прыжка, сравнительную величину мышечных усилий. Например: поднять руки в стороны и закрыть глаза, пытаясь разобраться в мышечных ощущениях. Затем выполнить то же задание, закрывая глаза за-ранее - до начала движений, а открывая их, проверить правиль-но

ность принятого положения. При наличии отклонений исправить ошибку и повторить все вновь.

Подобные задания следует проделывать в разных направлениях и плоскостях, и не только руками, но и ногами, используя для этого разнообразные исходные положения тела.

Целесообразно также выполнять с закрытыми глазами по на-черченной линии упражнения в ходьбе и беге, танцевальные движе-ния, прыжки, контролируя обязательно прямолинейность переме-щений (открывая глаза по окончании задания, с помощью, по раз-меткам и т. д.).

Для совершенствования пространственной точности движений гимнасткам старших разрядов рекомендуется кроме указанных упражнений выполнять с закрытыми глазами акробатические эле-менты (кувырки, перевороты и другие - без фазы полета) на полу, гимнастической скамейке и низком бревне.

Выполнение упражнений на бревне органически связано с воз-можностью нарушения равновесия и риском падения. Это обстоя-тельство приводит к излишней осторожности и скованности дейст-вий занимающихся. Поэтому психологическая трудность упражне-ний должна возрастать постепенно, а обучение новым упражнениям отличаться особой последовательностью. Новые элементы следует изучать на полу на линиях, формируя в этих условиях рациональ-ную осанку и отрабатывая точность перемещений. Далее нужно переходить на гимнастические скамейки, низкие бревна и лишь потом на обычное бревно.

Разучивать новые трудные вскоки удобнее на коне без ручек, а затем на бревне подкладывать вначале тонкий мат или войлок.

Для привыкания к высоте целесообразно применять на бревне групповые упражнения общеразвивающего типа: приседания, на-клоны, махи ногами, повороты туловища и др.

Страховка на бревне должна исключать возможность падений и ушибов. Поддержка в акробатических элементах производится обыч-но в области поясницы или за бедра, а при передвижениях - за руки.

С целью повышения плотности занятий на бревне кроме исполь-зования дополнительных снарядов (низкие бревна, гимнастиче-ские скамейки и т. п.) нужно применять на начальных этапах под-готовки групповой и поточный методы выполнения упражнений.

Поточный метод можно проводить и по принципу круговой тре-нировки, последовательно выполняя упражнения на полу, гимнас-тической скамейке, низком или обычном бревне.

Для более широкого и разностороннего воздействия на функ-цию равновесия занимающихся с целью повышения их возможнос-тей осваивать новые трудные элементы целесообразно дополнитель-но заниматься на снарядах более узких, чем обычное бревно: на туго натянутом тросе, низком бревне с шириной опорной поверх-ности 3-5 см и на других подходящих для этого предметах (гимнас-тические стоялки, рейки от гимнастической стенки и т. д.).

Трос диаметром до 2,5-3 см натягивается с помощью цепей и талрепов между двумя опорными площадками на высоте 40-50 см

От пола. Длина его достигает 3-5 м. Те же длину и высоту может иметь специальное бревно (рис. 124).

Выполнение упражнений на предельно ограниченной плоскости снаряда является на первых порах весьма затруднительным. Попытки удержаться на тросе или узком бревне за счет балансирующих дви-жений руками и туловищем не да-

ют, как правило, положительного эффекта. Поэтому вначале необ-ходимо выработать навык сохранения равновесия, исключающий использование дополнительных движений звеньями тела. Для об-легчения этой задачи рекомендуется на первых порах обучения каждому новому элементу на узких снарядах применять веер, изготовленный из проволоки, затянутой плотной тканью или бу-магой.

Последовательность упражнений должна быть примерно сле-дующей: стойка на одной ноге продольно и поперек с различными положениями рук, то же на двух ногах; движения звеньями тела в этих стойках, приседания, различные передвижения и повороты, элементы соревновательной программы.

Упражнения на тросе и узком бревне оказывают благотворное влияние не только на формирование навыка рациональной осанки, позволяющей уверенно сохранять равновесие в малоустойчивых положениях на снарядах, но и на психику занимающихся, устра-няя «боязнь бревна», которое после троса представляется широким и удобным.

9.2.4. Основные упражнения

Вскок в упор (ставя согнутую или прямую ногу сбоку на бревно).

Вскоки в сед на бедре и в упор на колене, исполняемые с места или с разбега толчком обеих ног. В основе их исполнения лежит уверен-ная опора руками и мягкая постановка (опускание) ног, исключаю-щая возможность ушиба. Страховка производится со стороны мос-тика; поддерживают за руку и неопорную ногу (в последнем вско-ке) (рис. 125).

Вскоки в упор присев (продольно и поперек) выполняются соот-ветственно с прямого и косого разбега. Во втором случае большие пальцы рук при опоре должны соприкасаться. Техника исполне-ния и страховка аналогичны описанным выше Те же вскоки на одну ногу с последующими поворотами могут выполняться после освоения поворотов в упоре присев на одной ноге.

Вскок в упор стоя согнувшись ноги врозь не отличается по испол-нению от предыдущих, но требует применения больших усилий. Страховать следует за плечи с противоположной вскоку стороны бревна.

Вскок в упор сзади с перемахом согнув ноги разучивается после аналогичных вскоков с перемахом одной ногой. Обучение следует начинать на коне с ручками, затем без них. Страховать - сбоку со стороны мостика.

Вскоки в сед на бедре с поочередным перемахом и в присед на одну ногу, другую вперед. Выполняются с косого разбега с опорой рукой, толчком дальней от бревна ноги и предполагают наличие активного маха вперед-кверху свободной ногой при удержании таза внизу. Ставя ногу на бревно, для перехода в присед нужно оттолкнуться рукой и подать плечи вперед. Страховать - с противоположной стороны бревна (рис. 126).

Вскок в присед на одну ногу без опоры руками. Выполняется за счет энергичного разбега, отталкивания и взмаха ногой с по-мощью движения рук снизу вверх. Для вскока на прямую ногу все движения производятся мощнее. Эти вскоки выполняются и в кон-це, и в середине бревна.

Повороты. Позволяя периодически менять направление движе-ния, т. е. играя служебную роль, повороты являются обязательной и неотъемлемой частью любого упражнения на бревне. Однако, представляя определенную трудность в качестве элементов с вра-щением на узкой опоре, они имеют и самостоятельное значение. Выполняются повороты в стойках на одной и двух ногах (прямых или согнутых), в стойке на руках, в смешанных или простых упорах.

Повороты кругом на двух ногах в стойке и приседе, приседая и вставая имеют силовую основу, т. е. производятся медленно за счет активных мышечных усилий, связанных с вращением стоп в противоположном повороту направлении, при фиксированном от-носительно ног положении туловища. Предварительно нужно встать на носки, а заканчивая поворот - опуститься на полную стопу.

Повороты кругом махом одной ноги (одноименный и разноимен-ный). Опорная конечность выполняет действия, аналогичные выше-описанным, в то время как маховая, облегчая эту задачу, закручи-вает тело в сторону поворота, не выходя за плоскость бревна.

При обучении целесообразно, как говорилось ранее, пользо-ваться дополнительной опорой у гимнастической етенки или ска-

мейки, ставя на них при повороте маховую ногу на носок (рис. 127).

Поворот на 360° на одной ноге. Из стойки продольно нужно сде-лать шаг правой в сторону и, слегка приседая на ней, встать на носок, отталкиваясь одновременно другой ногой. Помогая руками вращению, сохранять прямое вертикальное положение тела За-канчивая поворот, встать на всю стопу, левую в сторону.

Повороты в приседе на одной ноге, другая в сторону. Вращение начинается с принятия позы за счет толчка ногой, закручивающего движения туловищем и руками, и последующего маха ногой в сто-рону вращения.

При обучении угол поворота следует увеличивать постепенно.

Повороты в смешанных упорах - большей частью вспомога-тельные элементы, служащие для изменения положения на брев-не и для переходов из седов в стойку на ногах: из упора и упора сзади одноименные перемахи с поворотом в сед ноги врозь или на бедре; из седа ноги врозь скрещение махом назад с поворотом кру-гом; из упора сзади поворот на 270° в упор присев на одну ногу (рис. 128), поворот кругом и более в упоре углом ноги врозь вне (простой упор) и др.

К передвижениям относятся различные виды ходьбы, бега, прыж-ков, танцевальных движений.

Ходьба включает обычный шаг, с носка и на носках, с высоким подниманием согнутых и прямых ног вперед, может выполняться спиной и боком вперед, приседая и вставая, с поворотами и т. д.

Бег, за некоторым исключением, состоит из сходных по форме с ходьбой вариантов движений. Критерием, определяющим содержа-ние упражнений в беге, служит относительная их безопасность.

Танцевальные движения. К ним принадлежат приставные и пе-ременные шаги (вперед, назад, в стороны), шаги польки, вальса, мазурки, русский шаг и др.

Прыжки могут выполняться на месте и с продвижением в раз-личных направлениях на одной и двух ногах, толчком одной и двумя ногами с приземлением на одну и обе ноги. Наиболее труд-ными считаются прыжки с поворотами в фазе полета. Прыжки бы-вают одиночными или выполняются слитно друг за другом. Руки при этом могут занимать различные положения и совершать дви-жения.

Для устойчивости призем-ления (в прыжках на бревне и соскоках) следует своевре-менно начинать торможение, включая в действие мышцы не только ног, но и тулови-ща. Опора при прыжках должна носить стопорящий характер и начинаться до то-го, как линия тяжести приб-лизится к площади опоры (рис. 129).

Для отработки отдельных

фаз прыжка можно при обучении пользоваться опорой руками у гимнастической стенки.

В программу для школ входят наиболее простые виды прыжков: подскок на одной ноге с шага, другую назад или вперед, на месте со сменой положения ног, прыжки с одной ноги на другую на месте и с продвижением вперед, прыжки шагом, прыжки на месте, сги-бая ноги и т. п.

Рассмотрим некоторые из прыжков начальной подготовки.

Прыжок толчком со сменой положения ног выполняется из стой-ки на носках. Слегка приседая, подпрыгнуть вверх, разгибая ноги и оттягивая носки. В прыжке сменить положение ног и приземлить-ся на напряженные, чуть согнутые ноги.

Прыжок толчком двумя с разведением ног. Техника прыжка и приземления аналогична предыдущему прыжку, но в полете ши-роко развести ноги, одну вперед. Тот же прыжок можно делать меняя положение ног к моменту приземления.

Прыжок с обеих ног на одну исполняется как и предыдущие, но с приземлением на одну ногу (с носка на всю стопу), а также с про-движением вперед.

Прыжок шагом (с одной ноги на другую). Сделать шаг левой и махом правой вперед - прыжок на нее, слегка приседая, левую назад. Тот же прыжок выполняется в равновесие. Для этого нужно, приземляясь на согнутую больше обычного ногу, наклониться вперед прогнувшись и, разгибая ее, отвести другую максимально назад.

Прыжок со сменой положения ног впереди. После шага левой, делая мах правой вперед, прыгнуть повыше, меняя в воздухе поло-жение прямых ног. Приземлиться на правую, левую вперед. Тот же прыжок можно делать со сменой согнутых ног.

Прыжок с правой на левуюи, приставляя акцентирование правую сзади, толчком (отбивом) двумя прыжок с обеих ног на левую. Предварительно надо освоить прыжки шагом и с обеих ног на одну, а затем соединить их в данную связку.

Равновесия могут выполняться медленно (с места), прыжком и поворотом. Они делятся на горизонтальные и вертикальные, в за-висимости от положения туловища в пространстве.

Возможность выполнения многих из них связана с уровнем

6-1760 Ш




Развития гибкости и подвижности в суставах и зависит от силы мышц туловища и ног. Техника их выполнения на бревне не отли-чается принципиально от обычной (на полу), не считая в отдельных случаях постановки стопы.

К наиболее простым вариантам равновесий относятся равнове-сие на одной ноге е различным положением рук, в полушпагате, в упоре и в стойке на колене, лежа на груди (рис. 130), в седе углом, руки в стороны и др.

Более трудными будут етойки на лопатках и груди, на плече, равновесие на одной ноге с захватом за колено или носок, коль-цом (рис. 131) и др.

Кувырки на бревне представляют первый шаг к изучению слож-ных акробатических элементов. Наиболее легкими из них можно считать кувырок вперед из положения выпада и кувырок назад из седа.

Кувырок вперед из выпада следует вначале изучить на полу. Глубоко приседая в выпаде, поставить руки с сомкнутыми большими пальцами дальше вперед и, поднимая таз вперед-кверху, опус-тить голову затылком на мат. Соединяя прямые ноги, мягко пере-катиться в сед ноги врозь. То же научиться делать на гимнастиче-

ской скамейке. Отдельно на бревне освоить перехват руками свер-ху вниз скользящим движением в момент касания головой снаряда.

Кувырок можно заканчивать в разные положения: в сед ноги врозь или на бедре, в присед на одной или двух ногах, в стойку на колене.

Страховать нужно при захвате бревна снизу двумя руками сбоку за поясницу и бедра, а без перехвата - одной рукой за плечо, дру-гой под бедро (рис. 132).

Соскоки в период начального обучения служат для воспитания у занимающихся ориентировки в пространстве, умения управлять движениями звеньев тела, совершенствования навыков приземле-ния. Последовательность разучивания соскоков примерно сле-дующая.

Соскоки из седа на бедре с опорой рукой спереди, сзади, с поворота-ми кругом; соскоки из упора ноги врозь одной ногой с перемахом ноги вперед или назад; то же из упора ноги врозь поперек в сторону (ма-хом назад или вперед); соскок из упора на колене махом другой но-гой назад; то же из упора присев на одной - прогнувшись; соскок из седа углом опорой одной ногой (рис. 133). Соскок махом ноги (про-гибаясь) выполняется с шага или разбега, с конца бревна или с середины - в сторону; соскок прогнувшись толчком ног из стойки поперек (с конца бревна или в стороны) и из стойки продольно; то же с поворотами, ноги врозь, группируясь, согнувшись, сог-гнув ноги назад.

Далее трудность соскоков возрастает: соскоки переворотом в сторону, то же после поворота в стойке на руках (в конца бревна); соскок переворотом вперед (медленный и в темпе); соскок переворотом в сторону с конца бревна (выполняется соединяя ноги в етойке на руках. Продолжая движение ногами и передавая тяжесть на вто-рую руку, оттолкнуться ею в момент потери равновесия и, сохра-няя вытянутое положение тела в полете, мягко приземлиться. Этот же соскок можно выполнять и в середине бревна. Страховать под-держивая гимнастку за плечо и поясницу рис. 134).

2 -ое, переработанное и дополненное . Содержание: 1. Введение. Рабочие понятия. 2. Насилия... , злодеяниям всякого рода», массовым изданиям достаточно распространять соответствующую информацию. Адаптация...

  • Александр леонидович дворкин сектоведение тоталитарные секты опыт систематического исследования издание 3-е переработанное и дополненное

    Автореферат диссертации

    Опыт систематического исследования Издание 3-е, переработанное и дополненное © Издательство братства... набор бесчисленных исправлений и дополнений и чрезвычайно ценную... дополнения «Новые главы», а затем выходит уже дополненное новое издание ...

  • Международные деловые переговоры учебное пособие (издание 7-е переработанное и дополненное)

    Документ

    МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДЕЛОВЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ Учебное пособие (издание 7-е, переработанное и дополненное ) СТАВРОПОЛЬ 2007 Рецензенты: доктор... границей, о внесении изменений, исправ­лений и дополнений в записи актов гражданского состояния, о восстановлении...

  • Издание второе переработанное и дополненное

    Программа

    Учебник для высших учебных заведений. Издание 2-е, переработанное и дополненное . М.: Издательская корпорация "Логос", ... доступностью изложения и образным языком. Является переработанным и дополненным изданием книги "Политическая наука" (М.: Сорос - ...

  • Издание пятое переработанное и дополненное

    Список учебников

    А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО УЧЕБНИК Издание пятое, переработанное и дополненное ПРОСПЕКТ Москва 2001 Том 3 УДК... .99(2)3 Гражданское право. Том 3. Учебник. Издание пятое, переработанное и дополненное . /Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. ...


  • Самое обсуждаемое
    Зимние олимпийские игры 1998 хоккей финал Зимние олимпийские игры 1998 хоккей финал
    Начнем без шипулина. и без цветкова. результаты отбора на стартовые этапы кубка мира удивили. Шипулин поторопился и проиграл Начнем без шипулина. и без цветкова. результаты отбора на стартовые этапы кубка мира удивили. Шипулин поторопился и проиграл
    Конспект НОД в старшей группе Конспект НОД в старшей группе "Зимние виды спорта" Нод развитие речи зимние виды спорта


    top