История талантливых: Стефан Ламбьель. Мятежный гений. Стефан Ламбьель – художник, который не забывал, что является спортсменом Ламбьель стефан личная жизнь как на ладони

История талантливых: Стефан Ламбьель. Мятежный гений. Стефан Ламбьель – художник, который не забывал, что является спортсменом Ламбьель стефан личная жизнь как на ладони

В свои двадцать девять лет швейцарский фигурист уже успел дважды стать чемпионом мира и завоевать серебро на Олимпийских играх в Турине. Личная жизнь Стефана Ламбьеля связана со швейцарским городом Лозанна, где он сейчас живет и тренируется. Кроме того, в этом городе у фигуриста он, когда выпадает свободное время, занимается с детьми от семи до шестнадцати лет. Делает он это с большим удовольствием, потому что ему нравится делиться своим опытом и направлять детишек в нужное русло.

На фото — Стефан Ламбьель

Несмотря на то, что в его родной стране фигурное катание не относится к самым популярным видам спорта, для Стефана оно стало самым любимым. По словам фигуриста, это случилось благодаря его старшей сестре, занимавшейся фигурным катанием в детстве, и он, глядя на нее, захотел делать то же самое. Мама, несмотря на то, что сначала посчитала этот вид спорта не совсем мужским, отвела Стефана в секцию, и, как только он впервые встал на лед, сразу начал мечтать о том, чтобы в будущем стать чемпионом мира.

Девушка, которая стала частью личной жизни Стефана Ламбьеля, тоже фигуристка. Это Каролина Костнер, которая, кроме всего прочего, является для Стефана еще кумиром и ориентиром, на творчество которой он старается равняться. Фигурист не любит вопросов о личной жизни, стараясь держать в тайне все, что касается жизни его близких, поэтому кроме того, что Каролина его лучший друг, от него добиться не удается. Известно, что некоторое время назад им пришлось расстаться - Костнер уезжала тренироваться в Лос-Анджелес, но потом они снова воссоединились, и теперь ничего не мешает их отношениям.

На фото — Стефан Ламбьель и Каролина Костнер

Много в личной жизни Стефана Ламбьеля связано и с Россией, в которую он часто приезжает со своим шоу. Особенно фигурист любит бывать в Санкт-Петербурге, с которым у него связано много самых приятных воспоминаний. В этом городе у Стефана масса друзей, и, когда он приезжает в Питер, то чувствует себя там очень комфортно. Одним из учителей швейцарского фигуриста является российский тренер Алексей Мишин, в шоу которого ему приходилось участвовать. Очень хорошо он знаком и с Тамарой Москвиной, перед которой просто преклоняется, считая ее необыкновенным человеком.

Кроме фигурного катания в личной жизни Стефана Ламбьеля есть и другие увлечения. Например, многие знают, что он много лет коллекционирует игрушечных божьих коровок, и уже потерял им счет. А еще Ламбьель хранит все свои сценические костюмы, в которых ему приходилось выступать в различных ледовых шоу.

Стефан Ламбьель. Биография

Стефан Ламбьель - швейцарский фигурист, который в течение двух лет подряд становился победителем чемпионата мира по фигурному катанию. Родился будущий покоритель спортивных вершин в городе Мартиньи (Швейцария) 2 апреля в 1985 году.
Впервые выступив на международных соревнованиях, Стефан моментально завоевал любовь зрителей, интерес и восхищение спортивных экспертов. От других участников соревнований его отличали высокая скорость и техническая точность исполнения, большое количество вращений со сложными позициями и необыкновенная харизма. Такое сочетание позволило Стефану в 2005 году безоговорочно стать победителем чемпионата мира.

Для фигуриста и его тренера Петера Грюттера московский чемпионат стал только началом, поскольку уже в следующем году на Олимпийских играх в Турине, Стефан Ламбьель стал обладателем «серебра». Об этой победе фигурист всегда говорит особенно эмоционально, утверждая, что эта медаль ему далась тяжелее чем на чемпионате мира, а потому для него она дороже «золота».
Чемпионат мира в Калгари 2006 года во второй раз вознес спортсмена на вершину пьедестала, сделав его двукратным чемпионом мира.

После такой блестящей победы Ламбьель временно пропадает из виду, не участвуя ни в каких турнирах в течение всего сезона 2006-2007. Общая накопившаяся усталость и потеря интереса к спорту не позволяет спортсмену выступать в полную силу. Став сначала обладателем «бронзы» на чемпионате мира 2007 года, а затем и вовсе пятого места в чемпионате мира 2008, Стефан принимает решение поменять тренера и переходит под начало Виктора Петренко. Но уже в середине 2008 года Стефан Ламбьель заявляет, что из-за полученной травмы ему придется покинуть любительский спорт.

С этого момента фигурист выступает в различных ледовых шоу. Его возвращение в большой спорт связано с желанием принять участие в Олимпиаде, для этого фигурист отвоевывает лицензию, становится обладателем второго места на чемпионате Европы в 2010 году, а затем занимает четвертое место в Олимпиаде.

После этого Стефан Ламбьель окончательно покидает спорт и становится прекрасным хореографом и тренером для юных восходящих звезд фигурного катания.

Фото. Стефан Ламбьель

elanis

После Олимпийских Игр в Ванкувере из любительского спорта ушёл самый яркий, пожалуй, фигурист последних лет - двукратный чемпион мира Стефан Ламбьель.

Полосатая жизнь Стефана Ламбьеля.

Годом Рождением Ламбьеля как незаурядного фигуриста стоит считать 2002-й. На чемпионате Европы в Лозанне юный швейцарец катался настолько чисто, технично и азартно, что заворожил всех. Полный комплект тройных прыжков в произвольной программе сочетался с богатым набором невероятных вращений, которые украсили бы не только мужское, но и женское выступление. Поневоле вспомнилась соотечественница Ламбьеля Натали Криг, за свои вращения внесенная в Книгу рекордов Гиннесса. Криг, правда, совершенно не умела прыгать. Ламбьель же не смазал в Лозанне ни единого приземления.
Медаль фигуристу тогда не досталась. Может быть судьи не рискнули поднять оценки, посчитав очень легкую по восприятию программу слишком юниорской. Или же сказалось то, что Стефан не сделал ни одного каскада. А может, как это часто бывает в фигурном катании, сочли недостаточным возраст. Однако по реакции вставшего в едином порыве зала несложно было понять: только что состоялось рождение нового национального героя.
Через два года на чемпионате Европы в Будапеште произошел еще один неординарный случай. К тому времени Ламбьель уверенно освоил четверной прыжок, но справится с ним в произвольной программе не сумел. От расстройства, видимо, ошибся и в следующем, тройном акселе, - сделал только два оборота. А потом вновь зашел на четверной - и выполнил его. В интервью прокомментировал просто: «Я понял, что терять уже нечего, и подумал: а почему нет? Почему не использовать возможность еще раз прыгнуть четверной в условиях соревнования? Хуже от этого не будет!»
Тогда немало судачили, что швейцарец вполне мог оказаться в тройке призеров чемпионата мира. Мол, только пиетет арбитров к представителю страны-хозяйки Штефану Линдеманну стал причиной того, что Ламбьель остался без медали. Его произвольная программа тянула даже не на «бронзу» - на «золото».
Хотя сам фигурист не считал сезон удавшимся. Он перенес тяжелую простуду в промежутке между чемпионатом Швейцарии и европейским первенством, затем вновь заболел, а в довершение, приступив к форсированным тренировкам, травмировал колено.
Первоначально травма не показалась чересчур серьезной. Проехав после чемпионата мира - 2004 по ряду европейских стран с показательным шоу, Ламбьель немного передохнул и в июле на десять дней отправился в швейцарский Флимс, предварительно договорившись с Виктором Кудрявцевим о совместной работе. Потом перебрался в Оберсдорф - тренировочный лагерь, где каждое лето собираются лучшие фигуристы Германии, Италии и Швейцарии. Вот только колено давало знать о себе уже всерьез.
Рассказывая о своем лучшем ученике в одном интервью, опытнейший швейцарский специалист Петер Грюттер отметил, что одна из наиболее характерных черт его подопечного - импульсивность. В сочетании с отчаянием от необходимости ложится на операцию она образовала гремучую смесь: Ламбьель разорвал отношения не только с тренером, но и со многими другими людьми, искренне полагавшими, что без их помощи фигурист как без рук. Перебрался в Лозанну и стал продолжать тренировки у Седрика Моно, до 1994 года успешно выступавшего за Швейцарию в парном катании со своей сестрой Лесли.
Швейцарские спортивные деятели пребывали в панике, отчаявшись найти объяснение эскападам спортсмена. Спокоен был лишь Грюттер.

Уход и возвращение
В спорте нередко оказывается так, что поиски корней того или иного успеха приводят к личности тренера. Грюттер начал тренерскую карьеру в 1965-м - через год после того, как прекратил выступать (он участвовал в Олимпийских Играх 1964 года и занял там последнее место. В 1996-м тренер перебрался из небольшого городка Монтана в Женеву. Пути Грюттера и Ламбьеля пересеклись годом ранее: девятилетний Стефан заявил своей матери, что хотел бы попасть в группу именно этого тренера.
Грюттеру мальчишка понравился. «Как только я увидел его на льду, понял, что передо мной невероятный талант. Он чувствовал музыку всем своим существом, а главное, был готов тренироваться чуть ли не круглосуточно». - вспоминал тренер.
Переезд наставника в Женеву ничуть не обескуражила Ламбьеля. Грюттер как-то подсчитал: ради тренировок Стефану еженедельно приходилось преодолевать 1200 километров. Первые годы его привозила на каток мама и оставалась в Женеве на целый день, ожидая, когда тренировки будут закончены. Это в итоге стоило ей семьи: муж не выдержал предложенной ему жизни и ушел к другой женщине. Стефану на тот момент было четырнадцать. Его сестре Сильвии - шестнадцать. Брату Кристофу - десять.
Фигурист начал ездить в Женеву самостоятельно - на электричке. В четырнадцать лет казался уже вполне взрослым - по крайней мере для того, чтобы принимать решения и отвечать за свои поступки. Этому учил его и Грюттер. Тренер был откровенно недоволен лишь одним: тем, что в семнадцать лет его подопечный сел за руль. «Это не только дополнительный и ненужный стресс, - втолковывал он Стефану. - В поезде можна расслабится, поспать, сделать уроки, наконец. Ты же просто-напросто отнимаешь у себя по нескольку часов в день».
Однако во всем, что касалось работы, творческий тандем не имел разногласий. Грюттеру импонировал подход ученика к тренировкам. «Он четко понимает, чего хочет добиться. - говорил тренер, - Ему нравится истязать себя, дополнительно занимаясь растяжкой, хореографией. Никогда, начиная с совсем юного возраста, он не стремился повторить кого-то, обыграть любой ценой. Работал, как человек, который хочет прежде всего раскрыть свои возможности, не думал о медалях. Стефан - не тот, на кого можна надавить, заставить что-то делать помимо собственной воли. Поэтому я всегда оставлял за ним право на собственные решения. И ошибки в том числе. Хотя и предупреждал о последствиях, если те или иные шаги не казались мне правильными.
Надо отдать должное: Ламбьель обладает способностью мгновенно впитывать любую информацию и извлекать из нее максимум положительного опыта. Могу вспомнить чемпионат мира - 2003 в Вашингтоне. Стефан потрясающе выступил в квалификации, но выложился до такой степени, что я понимал: на остальное сил у него уже нет. Так и получилось - он перегорел. После короткой программы был очень расстроен, но едва соревнования закончились, пришел ко мне поговорить. Не о неудачном результате, а о том, что нужно предпринять, чтобы научится правильно распределять силы в будущем.
Его отличает феноменальная интуиция. Но самое неоценимое качество - это умение Ламбьеля сохранять холодную голову и принимать правильные решения, когда вокруг царит страшный ажиотаж. Чем тяжелее складывается для него турнир, тем лучше он контролирует собственные эмоции и поступки».
Разрыв с учеником осенью прошлого года Грюттер прокомментировал одной фразой: «Он вернется».
Старый наставник как в воду глядел: сотрудничество Ламбьеля с Седриком Моно оказалось непродолжительным. Восстановившись после операции на колене, Ламбьель вернулся к Грюттеру.

Прошлое
Удивительно даже не то, что спортсмен, едва восстановившись после лечения, сумел быстро достичь конкурентоспособного (в сравнении с сильнейшими) состояния, а то, что происходило в 2005-м в промежутке между европейским и мировым первенствами. Ламбьель полностью поменял произвольную программу, объяснив это тем, что новая композиция «Король Артур» больше отвечает его внутренним творческим запросам. Пожаловался в одном из интервью: «Самое трудное - держать в голове все новые шаги и переходы, чтобы не сбиться в середине выступления». Что же получается - медаль чемпионата мира, которая могла бы, что немаловажно, стать первой в его карьере, интересовала фигуриста во вторую очередь? Ведь очевидно, что прежняя, уже обкатанная программа дала бы ему больше шансов чувствовать себя на московском льду спокойнее.
«Я хотел побороться с Плющенко на его поле, попытаться выиграть у него, - заметил Ламбьель на пресс-конференции. - Но так получилось, что этот чемпионат выигрался сам…»
На втором, победном для швейцарца турнире, в 2006-м в Калгари, произошло похожее: Плющенко, завоевавший золотую медаль в феврале на Олимпиаде в Турине, где Ламбьель получил «серебро», мировое первенство пропустил. Сам Стефан признался, что решение поехать в Калгари он принял за десять дней до выступления. Перед Играми травмировал ногу, но всерьез заняться лечением, вернувшись из Турина, смог не сразу: должен был провести несколько показательных выступлений дома. Выиграв высший мировой титул второй раз подряд, он сказал: «Год назад в Москве я понимал, что в целом мне повезло. Поэтому рад, что сумел доказать: та победа не была случайной. Сейчас же у меня совсем другие задачи - работать и готовится к Играм в Ванкувере.

Уход и возвращение
Победив в финале Гран-при в самом конце 2007-го, Ламбьель говорил: «Новые правила заставляют фигуристов постоянно что-то менять. Сводить к минимуму ненужный риск во время выступления. Мы все очень надеемся, что в конце сезона их немножко изменят - станут добавлять больше баллов за элементы повышенного риска. За четверные прыжки, тройной аксель, определенные каскады. Сейчас же риск часто получается неоправданным.
Мне кажется, что было бы правильнее подчинить существующим требованием только одну программу. На данный момент мы, по сути, имеем две обязательные программы, которые различаются между собой разве что тем, что одна длится около трех минут, а вторая - четыре с половиной. Что ж, пусть одна оценивается в полном соответствии с этими правилами. Но во второй, если уж она называется произвольной, хотелось бы иметь больше свободы. Сейчас мы поставлены в слишком жесткие рамки: вынуждены выполнять один и те же шаги, одни и те же вращения, одинаково менять ребра во время этих вращений. Что не имеет никакого смысла. Результат может быть одним: зрители с большим удовольствием пойдут не на соревнования, а на шоу. А в нашей жизни главное все-таки борьба за медали.
Я рад, что удалось победить в финале Гран-при, искренне горжусь этим. Но олимпийские Игры - совсем другая история. Чудовищный стресс. Сознание того, что вторых таких соревнований в твоей жизни может не случится не покидает меня ни на минуту. И когда понимаешь, что, пройдя этот ад, ты выиграл медаль, на пьедестал поднимаешься, словно возносишься на небеса.
Наверное, из-за всех этих олимпийских переживаний следующий сезон стал для меня особенно сложным. Я должен был отойти от того выступления. Заново переосмыслить, как тренироваться, чтобы не только добиваться соответствующего результата, но и получать удовольствие от работы. Кажется, это удалось. Я иначе отношусь к тому, что делаю на льду. Может быть, просто повзрослел: ощутил внутреннюю зрелость, уверенность в своих силах. Сейчас я - гораздо более настоящий фигурист, как мне кажется».
Всего через пол года Ламбьель ушел. Как полагал - навсегда. Слишком сильно мучили травмы. Но как же нужно быть отравленным большим спортом, чтобы в начале олимпийского сезона - 2010 вернутся! Как выяснилось, за четвертым местом Ванкувера.
Нельзя сказать, что это стало трагедией. Постоянный хореограф Ламбьеля и его близкий друг Саломе Брюннер говорила, что предчувствовала неудачу - на разминке, да и потом, за кулисами, не увидела в фигуристе привычного внутреннего света. «Дело не в упущенном «золоте», - добавила она. - Для Стефана гораздо важнее показать все то, на что он способен. Выполнил много сложных элементов, а полета не случилось».

Настоящее
Сразу после Игр, когда фигурист вернулся домой в Швейцарию, чтобы выступить в ряде шоу, с ним встретилась журналист Реут Голински.

- Стефан, неужели мы не увидим вас в следующем году на чемпионате Европы в Берне?
- Да, меня там не будет. Для меня основной целью был Ванкувер. Я рад, что смог пройти этот путь, но знаю, что для меня он уже окончен. Моей целью было получить золотую медаль, но я ее не выиграл. Мне нужно это принять и продолжать жить дальше.

- Пытались ли вы еще раз прокатать программу в голове - подумать, может что-то можно было сделать иначе?
- Зачем? Я все равно не могу ничего изменить в свое прошлом. Может, позже пересмотрю свой прокат и получу удовольствие. Но сейчас в этом нет смысла. Я по-прежнему занят, у меня много шоу, и это здорово. Я сделал в спорте все возможное. Единственное, что могу сейчас, - сосредоточится на том, чем занимаюсь.

- Что дальше? Шоу?

- Да. Я очень хочу работать с фигуристами. Не знаю, должен ли сам пригласить кого-то или стоит подождать, пока кто-то обратится ко мне за помощью… Лучше бы обратились. Но для того, чтобы принять решение, работать с человеком или нет, нежно знать какой у кого потенциал. Когда соревнуешься сам, нет возможности следить за тем, что делают на льду другие.
Конечно, это невозможно - посвятить кому-то сто процентов времени и работать с ним каждый день. Но для хореографии надо прежде всего «влить в тело кровь», «впрыснуть» в фигуриста новые идеи, а потом смотреть, как он будет на них реагировать. Заставлять человека делать все в точности так, как делал я сам, бессмысленно: у него могут быть другие способности, другое тело. Самое главное - это внутренняя свобода, и то, что ты хочешь выразить, катаясь под музыку.

У вас есть качество, которому, наверное, невозможно научить: вы заставляете людей пережить то, что переживаете на льду сами.
- Да, я люблю делится с другими своей страстью к фигурному катанию. Чувствую, что могу передавать эмоции. Допускаю, что есть люди, которым вообще не свойственно испытывать сильные переживания, и мне нравится думать, что они могут это сделать через меня и мое катание. У хореографического искусства нет границ. Это язык, который доступен каждому и «работает»в любой точке мира.

- Когда вы закончили произвольную программу в Ванкувере, то были несчастны. И передали свое состояние многим зрителям.

- Думаю, это потому, что я не умею скрывать свои чувства. Другое дело, что, когда заканчивается музыка, завершается и история. Это как с книгой: прочитали, закрыли - и все. Я уже говорил как-то, что не люблю ждать когда зазвучит музыка. Но как только это произошло, все остальное перестает для меня существовать. Мне не нужно сосредотачиваться на движениях, командовать своими руками делать те или иные жесты. Музыка сама ведет меня, заставляет двигаться.

- Как же вы водите машину, слушая музыку?

- Ой, очень плохо. Может быть как раз потому, что испытываю слишком много эмоций сразу. Но знаете, так интересней жить…

За последний месяц мир дважды узнал об однополых браках среди фигуристов. Сначала двукратный чемпион мира в парном катании, канадец Эрик Редфорд объявил о помолвке с испанцем Луисом Фенеро. А потом свадьбу сыграли французский тренер Ромен Хагенауэр и швейцарский фигурист Джамаль Отман.

ПО ТЕМЕ

То, что фигуристов-геев много, ни для кого не секрет. Как пишет в журнале The Advocate бывший фигурист, а ныне судья в этом виде спорта Джон Джексон, если бы всякий раз, когда на лед выходил фигурист с гомосексуальной ориентацией, приходилось пить по рюмке "Абсолюта", то можно было бы быстро опьянеть.

Это сейчас фигуристы открыто заявляют о своей гомосексуальности и совершают каминг-ауты. Раньше об этом мало кто задумывался, а точно о сексуальных предпочтениях спортсменов знали вообще единицы. Тем не менее, такие истории в фигурном катании не редкость.

"Фигурное катание – не мужской вид спорта, мужики надевают коньки только для того, чтобы играть в хоккей, а все это фигурное катание не для настоящих мужиков" – так считают настоящие мужики. В Канаде фигурное катание называют просто – "gay sport". Мальчикам, занимающимся на льду, советуют не рассказывать об этом в обычной школе – засмеют, даже если у ребенка традиционная сексуальная ориентация.

Как признаются сами фигуристы, в этом виде спорта очень много геев. Американцы почти все. Джонни Вейр дважды был женат на мужчинах и этого не скрывает. Говорят, Юдзуру Ханю, олимпийский чемпион, тоже гей.

Про Дайсукэ Такасахи тоже ходят подобные слухи. Это никак не афишируется, но, говорят, все видно по манере катания. Геи очень пластичные, у них другие эмоции на льду. Справедливости ради скажем: в самом фигурном катании к геям относятся спокойно, никто не считает их изгоями.

Олимпийская чемпионка Нагано Оксана Казакова в интервью накануне Олимпиады в Сочи говорила о том, что "спортсмены больше смотрят не на то кто с кем, а кто, какой дает результат, и какой человек". "Да, в фигурном катании очень много представителей нетрадиционной сексуальной ориентации, в основном это мужчины одиночники, но мы с ними дружим, – сообщала спортсменка. – Они прекрасные катальщики, у них совсем другая пластика, на них очень приятно смотреть. Они пластичны, артистичны, если человек это выбирает, то почему нет. Мы откатались десять лет в американском шоу, а там это нормально. Мы привыкли смотреть на этих людей абсолютно адекватно и с ними дружить и общаться, иногда они даже более интересны, более начитаны. Если он хороший человек, если он прекрасный спортсмен, если он попал на Олимпиаду, что уже в этом копаться. Каждому свое".

А вот российский тренер Алесей Мишин еще в 2004 году заявил о том, что гомосексуализм в фигурном катании стал реальной угрозой. "В некоторых сборных 90% фигуристов и тренеров – геи. Только мы с Женей (Плющенко) такие старомодные", – рассказывал тренер. Тогда ему пришлось комментировать выступление Плющенко в женском платье. Это были показательные выступления в Дортмунте. Во время танца костюм Евгения легко трансформировался из мужского смокинга в женскую испанскую юбку.

По мнению Мишина, человечество так защищается от перенаселения. Просто в каких-то сферах деятельности это пока не так ярко выражено, как в фигурном катании. В интервью Комсомольской Правде, тренер говорил о том, что "появилось целое голубое лобби". "Туда входят и судьи, и организаторы соревнований. Особенно это дело процветает за океаном. Приведу пример. В одном американском городе тренер одного известного фигуриста работал в ледовом центре. Представьте себе коридор, который соединяет один каток с другим. Прямо в коридоре была оборудована комнатка два на четыре метра. Мальчики периодически заходили туда к тренеру, ну и… сами понимаете. Так вот, благодаря лобби тренера тихо выгнали с работы, а историю замяли", – заявил Мишин.

Справедливости ради стоит отметить, что очень многие действительно великие фигуристы, многократные призеры чемпионатов и олимпиад, являются представителями сексуальных меньшинств.Великий американский фигурист и олимпийский чемпион Брайан Бойтано (США) совершил каминг-аут после того, как был включен в официальную делегацию США на Игры в Сочи-2014.

Прежде уклонявшийся от подобных вопросов 50-летний Брайан сказал: "Во мне сочетается множество аспектов: я сын, брат, дядя, друг, спортсмен, кулинар, писатель. То, что я гей, – это лишь одна часть меня, но прежде всего я американский спортсмен. Я горжусь тем, что живу в стране, которая поддерживает многообразие, открытость и толерантность".

"Мистер тройной аксель" Брайан Орсер (Канада) тоже является открытым геем. Как и Бойтано, Орсер был на Играх в Сочи, где выступал за толерантность и равноправие. Призер двух Олимпиад, чемпион мира и выдающийся тренер, который прямо сейчас работает с главными фигуристами современности – Хавьером Фернандесом и Юдзуру Ханю, долгое время боялся рассказать миру о своей ориентации. Он переживал за репутацию и финансовые издержки: "Если бы все знали, что я гей, то вряд ли меня приглашали бы участвовать в ледовых шоу". Орсер категорически не согласен, что его ориентация как-то влияет на тренерскую работу: "Все мои спортсмены знают о моем партнере и образе жизни. Я ничего не скрываю, и это здорово".

Трехкратный чемпион США по фигурному катанию Джонни Вейр (США) впервые рассказал о своей ориентации в январе 2011 года в интервью журналу People: "Я с детства осознавал свою гомосексуальность и всегда принимал себя таким, какой я есть". До этого он долго отрицал ходившие о его ориентации слухи. Но порой сам поднимал шумиху вокруг этой темы, как бы заявляя всему миру: "Я не такой, как все!". Например, фигурист принял участие в неоднозначной фотосессии для журнала BlackBook, где снялся в мини-юбке и туфлях на высоком каблуке. Вейр выступает и в России, в шоу Плющенко "Снежный король".

Почему-то именно Олимпиада Сочи в 2014 году заставила многих фигуристов рассказать правду о своей сексуальной ориентации. Видимо, спортсмены чувствовали себя настоящими героями, отправляясь в Россию, в страну, которую иначе как "гомофобской" не называли и не называют.

Между тем, российский фигурист, многократный олимпийский чемпион Максим Траньков, сказал в интервью сайт о том, что, хотя ни одного в гомосексуалиста в российской сборной по фигурному катанию нет, к спортсменам-геям лично он относится абсолютно спокойно. "Я абсолютно толерантный человек, и меня совершенно не волнует – гей мой соперник или гетеросексуал", – заверил он.

"Я 30 лет занимаюсь фигурным катанием и с уверенностью могу сказать, то же самое происходит и в других видах спорта. Может быть, конечно, фигурное катание более женственный вид, как балет, но в нем образовывается огромное количество гетеросексуальных пар – никто же об этом не пишет, пишут, к сожалению, только о Редфорде. Я могу его только поздравить, потому что каждый человек живет так, как считает нужным", – отметил Траньков.

На вопрос о том, стоит ли отдавать ребенка в фигурное катание, зная что тренер придерживается нетрадиционных сексуальных взглядов, Максим ответил: "Что касается моего личного отношения, то у меня на свадьбе с Татьяной (Волосожар) шафером был мой друг – Стефан Ламбьель, яркий представитель фигурного катания и нетрадиционной сексуальной ориентации. И свою дочь я бы совершенно спокойно доверю тренировать ему". Интересно, а доверил бы Ламбьелю Максим своего сына? Но это вопрос пусть будет риторическим...

Несчастны, подлинно несчастны те люди, которые рассматривают фигурное катание исключительно как соревнования, где, знамо дело, главное – это количество оборотов и качество элементов. Баталии фигуристов уже давно стали чем-то большим, нежели просто спорт, превратившись в масштабный мировоззренческий спор с блэкджеком и шл культурологическими дискуссиями и раскрытием специфики внутреннего мира.

Фигурное катание дает нам уникальнейшую возможность услышать музыку Малера и Верди на федеральных телеканалах (и это даже будет не Культура!). Прокаты выдающихся фигуристов не только поражают воображение и дарят искренние эмоции; им по силам сподвигнуть нас самих на создание чего-то прекрасного. В современном мире, том самом мире, где подлинный талант все чаще ужасает обывателя, нежели вдохновляет его, любимый нами вид спорта – это неиссякаемый источник эстетического наслаждения, сдобренного адреналином и возможностью интерпретировать увиденное на все лады. А когда речь заходит о людях, которые дарят нам столь редкую возможность, очень трудно рассуждать о таких приземленных вещах, как справедливость/несправедливость оценок и отсутствие каких-либо титулов/званий.

Созерцая катание Ламбьеля, начинаешь размышлять совсем другими категориями…

Стефан всегда подходил к выбору музыки и постановке программ с предельной серьезностью. История швейцарского фигуриста тем и интересна, что является хроникой непрекращающегося развития. Без шуток, через программы Стефана можно проследить эволюцию его мировоззрения, путь от «обаятельного молодого человека с потрясающей пластикой» до одного из главных художественных талантов в истории спорта. Впрочем, восхищать Ламбьель умел уже в очень юном возрасте.

В контексте воплощения художественного образа Стефан – самый универсальный фигурист 21 века. Нельзя не отметить, что Ламбьель-спортсмен никогда не уступал в «разнообразии» Ламбьелю-человеку, тому самому – коллекционирующему божьих коровок и разговаривающему на пяти языках. Швейцарец – это тот редчайший случай, когда творец и спортсмен в масштабах одной личности не разрывают ее внутренними противоречиями, а возносят на самую вершину мастерства.

И он, надо сказать, в полной мере понимал, что обладает особенным даром. В нем не было напускной скромности: всегда отдавая должное своим соперникам, Стефан знал цену и себе самому. Без лишних расшаркиваний и рассюсю. Да и вообще, разве может зажатый и неуверенный в себе человек вот так танцевать фламенко?

Швейцарец, допустив в прокате ряд ошибок, умел заставить зрителя забыть об этом. Считать ли великим того или иного фигуриста – каждый решает сам для себя, основываясь на своих ощущениях. Но вот в вопросе распознавания в фигуристе великого артиста существуют закономерности. Так, если хореография и непосредственно постановка не теряют своего блеска при неудачном исполнении прыжковых элементов, перед вами, скорее всего, человек немалой художественной одаренности. Обилие грязи в прокатах таких людей никогда не сможет помешать им поднять зал и услышать восторженные возгласы.

Да, Стефан нередко ошибался, причем не только на прыжках (даже с вращений падал!), но все это является обязательным атрибутом любого, кто не позволяет лениться своей душе и своему телу. Цена ошибки в большом спорте просто чудовищно высока. В высшей степени чудовищно. Так или иначе, расплачиваясь за ошибки, спортсмен понимает, что менее шаткой лесенки, ведущей к самой вершине, еще никто не придумал.

Вместе с Ламбьелем-художником всегда старался развиваться Ламбьель-спортсмен.

Вышесказанное, я уверен, является наиболее важным из всего, что мы подмечали в швейцарском гении. Знаете, чего спорт никогда и никому не прощает? Победы на голом таланте без попытки усовершенствоваться при наличии такой возможности. Притчу о зарытом таланте все слышали – люди, которые получили дар, должны непременно развивать его до упора, во что бы то ни стало. Соревновательный мир переполнен историями расплаты за бездумную эксплуатацию таланта. Мы можем вспомнить провал Роналдиньо на главном турнире всей его карьеры или трагический финал эры Усэйна Болта, который, кажется, так и не удосужился пробежать сто метров в полную силу. А зачем? И без этого рекорды мутятся-медали крутятся. Мы лучше пафосно притормозим, поиграем на публику за сорок метров до финиша (хотя и это было крайне важным, пусть по другой причине). Суть историй проста – беспечные нахальные улыбки в мире большого спорта всегда сменяются плачем и скрежетом зубов.

А фигурное катание, которое, как уже было сказано, помимо несомненной соревновательной составляющей имеет и творческую сторону, не прощает невынужденную стагнацию в два раза более показательно, чем любой другой вид спорта. Ламбьель это понимал. И сделал все правильно.

Ламбьель никогда не пасовал перед трудностями. Про него нельзя сказать: «Зато какое компонентное катание, какие программы!». «Зато» – абсолютно лишнее слово, ведь техническая сторона катания швейцарца была чрезвычайно сильной! У него был стабильный четверной тулуп, прекрасные тройные прыжки, про вращения и дорожки, как мне кажется, вообще излишне заикаться (про роскошные вращения в принципе стараюсь говорить по минимуму, ибо на них Ламбьель не кончается – считаю, что странно сужать его гений прозвищем «Король вращений»). И, несмотря на традиционно сложное начало сезона, он всегда подходил в очень хорошей форме к главным стартам – за пятилетку 2003-2008 он ни разу не выпал из первой пятерки на Чемпионате мира.

Да, аксель в три с половиной оборота – это слабое место Стефана и главная причина отсутствия медали Игр в Ванкувере. Но он и здесь не сдавался до последнего. Разбивался об этот треклятый аксель, вставал, докатывал так, что поднимал зал. На следующий день, уже в произвольной, опять падал с акселя, опять вставал… И так вплоть до первого ухода из большого спорта в 2008 году. Что интересно, вне соревнований он прыгал его и после.

Именно нежелание Стефана останавливаться и упрощаться позволило ему заиметь в коллекции серебряную медаль Олимпиады. Ту самую медаль, которой так и не досталось извечному конкуренту швейцарца – Бриану Жуберу. Фигуристу выдающемуся, но почти всю свою карьеру прокатавшемуся под «Матрицу».

Вообще, пик карьеры Ламбьеля-спортсмена пришелся именно на олимпийский сезон 2005-2006. Если все самое эстетичное и утонченное было впереди, то в плане наград и прыжкового контента это был самый выдающийся отрезок. Серебро Игр и Чемпионата Европы, золото Финала Гран-при и Чемпионат мира, на котором Стефан выдал, по моему скромному мнению, свой самый лучший прокат в карьере…

Зебра в поиске солнца. Под Вивальди (так и хочется продолжить: «с утра, из мыльницы, теплая…»). Это звучит настолько же странно, насколько бесподобной получилась та программа. Чудный костюм, замечательно нарезанная музыка великого итальянца, до предела накаленная атмосфера, тройной аксель и два чистых четверных – в тот день все сложилось воедино. Мир увидел и технику швейцарца, и его артистизм, и его характер. Он защитил титул.

Пик Ламбьеля-артиста случился четырьмя годами позже, также в олимпийском сезоне. И «Телля», и «Травиату» вы, конечно же, хорошо помните. Отличные друг от друга, эти постановки соединяла воедино их идея, которая крайне легко считывалась, но оттого не становилась тривиальной. А с учетом того, что интерпретация музыки и артистизм в современном мужском одиночном – это, в первую очередь, умение «красиво отдохнуть» после очередного ультра-си, те программы Стефана и сейчас смотрятся очень наполненными и целостными.

Восхитительные программы не стали для гениального фигуриста очень счастливыми – он занял второе место на Чемпионате Европы и лишь четвертое на Играх в Ванкувере. Самые обидные места. Но по-настоящему обидно тогда было всем поклонникам фигурного катания, ведь Ламбьель уходил из спорта. Теперь уже окончательно.

P . S . Сезон 17-18 набирает обороты. Позади – этапы Гран-при и его непосредственный финал. Надеюсь, что осталась позади и столь несвоевременная череда травм. Впереди же – неимоверно нервозные национальные чемпионаты и Олимпиада, которая будет венчать все это безобразие. Каждый из нас, независимо от фанатских предпочтений, успеет понервничать, позавидовать и, конечно, попереживать за любимцев. Сейчас же я хочу предложить вам несколько минут истинного наслаждения. Хотя, многие, я уверен, и тут не смогут не распереживаться.

Аккомпанировать швейцарскому гению будет другой гений – автор великого гимна мужского коленопреклонения перед женщиной. Вы все это уже видели, да, но все же… Пересмотрите. Вспомните тех, кто покинул вас, когда вы молили остаться. Вспомните тех, от кого вы ушли, когда молили вас. Всем нам оказана великая честь – перед нами танцует ее величество вечность.

P.P.S. Никогда не гуглите «Lambiel in cat costume»


Самое обсуждаемое
Почему кружится голова и тошнит после или во время тренировки Почему кружится голова и тошнит после или во время тренировки
Философские школы древней индии Философское учение йоги в индии Философские школы древней индии Философское учение йоги в индии
Мальцев михаил хоккеист биография Мальцев михаил хоккеист биография


top