Методика обучения рукопашному бою. Рукопашный бой в армии: принципы и тактика, когда зародился Легкие приемы рукопашного боя

Методика обучения рукопашному бою. Рукопашный бой в армии: принципы и тактика, когда зародился Легкие приемы рукопашного боя

Основные приемы рукопашного боя

Самостоятельно можно овладеть и некоторыми приемами рукопашного боя, которые предназначены для самозащиты. Комплекс упражнений состоит из двух частей, каждая рассчитана на восемь счетов. Каждую часть можно выполнять отдельно.

Часть первая

1. Сделать правой ногой шаг назад, принять боевую стойку и выполнить защитный блок левой рукой.

2. Сделать правой ногой шаг вперед и нанести правой рукой прямой удар.

3. Левой ногой выполнить боковой удар и принять фронтальную стойку.

4. Поворачиваясь направо, с шагом левой ногой сделать подставку левой рукой.

➣ Занятия лучше проводить на воздухе или в проветриваемом помещении. Если чувствуешь, что устал физически, тренировку лучше всего отложить. С осторожностью следует подходить к тренировкам и после перенесенной болезни.

5. Выполняя шаг правой ногой вперед, нанести рубящий удар ребром правой ладони по шее или ключице воображаемого противника.

6. Резко наклониться вперед и нанести удар стопой левой ноги назад по нападающему противнику.

7. Сделать выпад правой ногой в сторону и нанести удар ребром правой руки наотмашь.

8. С поворотом налево выполнить нижний наружный удар, отбив противника ногой, нанести удар правой ногой в область паха, принять боевую, а затем строевую стойку.

Приемы рукопашного боя. Часть первая

Часть вторая

Исходное положение: первоначальная стойка.

1. Поворачиваясь направо, с шагом левой ногой выполнить внутренний блок левой рукой.

2. С шагом вперед правой ногой нанести удар правым локтем сбоку в голову противника.

3. Резко развернуться влево и нанести удар тыльной частью кулака в область солнечного сплетения противника.

4. Продолжая поворот влево, нанести удар коленом правой ноги в лицо противника, наклонившегося вперед, с поворотом влево принять фронтальную стойку.

5. С шагом левой ноги нанести удар по корпусу противника левой рукой.

6. С шагом правой ноги нанести удар мышечной частью кулака сверху по голове или корпусу противника.

7. Поворачиваясь на правой ноге влево, нанести боковой удар левой ногой, а затем принять фронтальную стойку.

8. Принять строевую стойку.

Сначала следует научиться выполнять каждое упражнение по отдельности до автоматизма. Затем можно собрать их в последовательный комплекс.

Базовый комплекс приемов рукопашного боя (РБ-1)

Для военнослужащих всех видов Вооруженных Сил и родов войск. Включает приемы, предусмотренные комплексом РБ-Н и дополнительно следующие приемы: удар прикладом снизу, удар затыльником приклада, колющие и режущие удары ножом, защиты подставкой автомата, удары рукой (прямо, сбоку, сверху, снизу), удары ногой (прямо, в сторону, сбоку, назад, сверху), защиты подставкой рук, защиты отбивом предплечьями (ребром ладони), защиты подставкой стопы (каблука, бедра), обезоруживание противника при ударе ножом прямо, сверху, снизу, освобождение от захвата шеи спереди и сзади, удушение сзади, комбинации приемов и действий.

Специальный комплекс приемов рукопашного боя (РБ-2)

Для личного состава воздушно- десантных войск, мотострелковых подразделений и частей, подразделений и частей морской пехоты, личного состава противодиверсионных формирований, разведывательных частей и подразделений, курсантов военных училищ, академий. Включает приемы, предусмотренные комплексом РБ-1 и дополнительно следующие приемы: удары пехотной лопатой, защиты отбивом пехотной лопатой, защиту от удара ногой уходом в сторону, обезоруживание противника при ударе пехотной лопатой сверху или прямо, наотмашь или тычком.

Специальный комплекс приемов рукопашного боя (РБ-3)

В НФП-87 и в проекте нового НФП для личного состава разведывательных частей и подразделений, курсантов военных училищ, готовящих офицеров для этих частей и подразделений. Включает приемы, предусмотренные комплексом РБ-2 и дополнительно: болевые приемы, броски, приемы обезоруживания, освобождения от различных захватов противника, специальные приемы и действия.

К сожалению, такие специальные действия как обыск и связывание противника не входят в программу обучения военнослужащих частей радиоэлектронной борьбы, хотя обучить этим действиям можно за одно учебное занятие. Учитывая значимость связывания и обыска в рукопашном бою, пособие подробно раскрывает технику их выполнения.

Глава II

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРИЕМОВ РУКОПАШНОГО БОЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИМ

Подготовительные приемы и методика обучение им

Подготовительные приемы - это определенные действия, обеспечивающие качественную подготовку военнослужащих к ведению рукопашной схватки. Они включают в себя изготовки к бою, передвижения, приемы самостраховки.

Изготовки к бою

Изготовка к бою – это наиболее удобное положение для ведения рукопашной схватки с противником. Она может приниматься без оружия и с оружием.

Для изготовки к бою без оружия (рис. 1)выставить левую ногу на шаг вперед и слегка согнуть обе ноги в коленях. Вес тела равномерно распределить на двух ногах, туловище незначительно наклонить вперед, руки полусогнуть в локтевых суставах, пальцы сжать в кулак, голову чуть наклонить вперед. Аналогично принимается и правосторонняя изготовка к бою.


Рис. 1

Для изготовки к бою с оружием (рис.2) положение головы, туловища и ног принимается как изготовка к бою без оружия. При этом автомат послать стволом вперед и подхватить его левой рукой за цевье, а правой за шейку приклада. Острие штыка держать на высоте шеи, кисть правой руки впереди пряжки ремня.

Для изготовки к бою с пехотной лопатой вынести полусогнутую правую руку с лопатой на уровень левого плеча. Лопату держать за конец рукоятки лотком вверх.

Для изготовки к бою с ножом взять нож в правую руку острием вниз, для удара сверху – кисть на высоте груди, для удара снизу – острием вверх, для колющего удара – острием вперед, кисть на высоте пояса, ноги в правосторонней стойке.



Рис. 2

Передвижения

Умелое выполнение передвижений в рукопашном бою играет важную роль в своевременном принятии необходимой боевой позиции, исходного положения для атаки или защиты. Передвижения выполняются шагом, скачком и бегом.

Шаг вперед из изготовки к бою выполняется впереди стоящей ногой, другая нога подставляется, на расстояние, позволяющее сохранить устойчивое положение тела.

Шаг назад выполняется сзади стоящей ногой с носка на всю ступню.

Скачок выполняется из фронтальной (вправо, влево) или боковой (вперед, назад) стойки за счет резкого отталкивание от земли дальней ногой относительно направления скачка. Приземление осуществляется на противоположную ногу, или на обе ноги. Возможен скачок назад с почти одновременным толчком обеими ногами и приземлением на обе ступни.

Передвижение скачками является наиболее эффективным способом сближения с противником или быстрого отхода от него.

Приемы самостраховки

Приемы падения и группировки, обеспечивающие предупреждение от ушибов о землю после бросков, столкновений, проведения болевых приемов в единоборстве с противником, называются приемами самостраховки.

Группировка (рис.3) один из основных подготовительных элементов самостраховки. Сесть на землю (ковер) и обхватить обеими руками голени ног, колени слегка развести, пятки – вместе, корпус согнуть, голову опустить, прижав подбородок к груди. Подтягивая руками голени, приблизить туловище к бедрам.


Рис.4


Рис.5

Падение вперед (рис. 6) Из фронтальной стойки упасть вперед на слегка согнутые и разведенные локтями в сторону пружинистые (за счет уступающей работы мышц) руки.


Рис. 7

Падение назад (рис. 8) Из фронтальной стойки, приседая и падая назад, перекатиться на спину, смягчая свое падение одновременным упреждающим ударом о землю разведенными под углом 45 0 прямыми руками.


Рис. 8

Падение набок (рис. 9) Из фронтальной стойки, приседая и одновременно закручивая корпус вправо (влево), опуститься на землю правой (левой) ягодицей и перекатиться в группировке на правый (левый) бок, предварительно сделав упреждающий выпрямленной правой (левой) рукой, а затем правым (левым) бедром. Конечное положение – лежа на правом боку; правая нога согнута в коленном и тазобедренном суставе, левая нога стоит перед ней на всей ступне, голень вертикально; правая рука на земле ладонью вниз в 15-25 см. от колена; левая рука поднята вверх, голова прижата к ней.


Рис.10

Уколы и удары автоматом

Укол – один из основных приемов поражения противника в рукопашной схватке. Он наносится в незащищенные снаряжением части тела (шею, грудь, живот, спину, бок) быстро, ловко, сильно и на всю длину штыка.

Уколы штыком (тычок стволом) без выпада (рис.11)- направить автомат обеими руками штыком (стволом) в цель, выдернуть штык и принять изготовку к бою.



Удар магазином (рис. 14)– наносится резким движением рук (автоматом вперед) от себя с одновременной подачей туловища вперед с выпрямлением сзади стоящей ноги.

Рис.14

Удар прикладом сбоку (рис.15)– наносится острым углом приклада в челюсть, висок, затылок или бок противника. Движением оружия правой рукой налево, а левой – на себя с одновременным поворотом туловища влево нанести удар углом приклада. В момент удара правая нога может выставляться несколько впереди левой.


Рис. 16


Рис.17

Рис.18

Таблица 5.

Приемы нападения без оружия включают в себя: удары рукой, удары ногой, удушения, болевые приемы и броски.

Удары рукой прямо (рис. 19) наносятся кулаком или основанием ладони; из изготовки к бою толчком ноги перенести тяжесть тела на впередистоящую ногу и с поворотом туловища нанести удар.

Удары рукой сбоку, снизу, сверху (рис. 20) наносятся кулаком (основанием пальцев и мышечной частью), ребром ладони и локтем.


Рис.19




Рис. 20

Основные ударные части рук



Удары ногой наносятся носком, подъемом, коленом, стопой, каблуком в голень, в коленный сустав, в пах, в область печени, в голову наклонившегося противника. Лежащему противнику наносятся удары в голову, основание черепа, поясницу, копчик, печень, солнечное сплетение, сердце, пах.

Удар ногой прямо (рис. 21) является основным из ударов, выполняемых ногой. Наносится из левосторонней или правосторонней стойки (реже фронтальной) разгибанием ноги или маховым движением. Поднимая бедро правой ноги вперед вверх (стопа пяткой поднимается вверх к ягодице), резким движением разогнуть ногу в коленном суставе и нанести носком (подъемом) удар по цели.


В момент удара максимально напрячь мышцы живота и передней поверхности бедра. Опорная нога слегка согнута, в момент удара стопа от земли не отрывается, а поворачивается на носке пяткой вперед. Руки, согнутые в локтях, резко выводятся назад для усиления удара. После удара мышцы немедленно расслабляются, и нога выполняет обратное движение.

Рис. 21

Удар ногой сбоку (рис. 22)наносится со средней и дальней дистанции стопой, наружным краем стопы и каблуком в голень, коленный сустав, живот и по пояснице. Наиболее эффективен удар в коленный сустав стопой сбоку.


Из боевой стойки подтянуть бедро вверх, стопа подошвой поднимается вдоль внутренней поверхности левой ноги к колену. Разворачивая бедро, коленом в направлении цели и разгибая ногу в коленном суставе, нанести удар в голень краем стопы, или в колено сбоку - пробивным ударом стопы, или в подреберье (живот) – каблуком (носок потянуть на себя). В момент удара напрячь мышцы ноги, туловище чуть отклонить в сторону, противоположную удару, одноименную руку направить (одновременно с движением ноги) в сторону цели, вторую руку опустить ближе к паху в готовности блокировать возможный контрудар. После удара мышцы расслабить и немедленно принять изготовку к бою.

Рис. 22

Удары стопой или каблуком сверху (рис. 23) наносят по верхнему своду стопы, по голени – при захвате противником туловища сзади, по лежащему противнику (после броска)- с короткого замаха резкими ударами в болевые точки.


Рис. 23

Удар коленом снизу наносится при освобождении от захватов туловища спереди. Без замаха нанести удар в пах или в лицо по наклонившемуся противнику.

Удар ногой назад (рис. 24) наносится стопой, как правило, в живот атакующему противнику. Из боевой левосторонней стойки слегка наклонится вперед, подтянуть правое бедро к груди и глядя через правое плечо назад, резким движением разогнуть ногу в коленном суставе и тазобедренном суставе, нанести удар стопой в живот противнику.


Рис. 25

Рис.26

Отбив автоматом вверх (рис. 27) проводится резким движением двух рук вперед вверх без изменения хвата автомата левой кистью. В момент удара руки напряжены, слегка согнуты, автомат развернут магазином вверх.


Отбив автоматом вниз направо (рис. 27) выполняется от укола оружием в нижнюю часть тела. Движением левой руки вниз – направо, а правой вправо - вверх ударить концом ствола по оружию вправо вниз. В момент удара левая рука чуть согнута, автомат – магазином вправо, штык на высоте правого колена, правый локоть поднят.


Рис.28
Рис. 29
Освобождение от захвата автомата противником (рис. 31)нанести противнику удар ногой в пах, повернуться боком к противнику и, нанеся удар ногой в колено (по голени), вырвать оружие.

Рис. 33

Защита от удара кулаком снизу (рис. 34) Первый способ: выполняется подставкой (блоком) предплечья левой руки с последующими контрударами правой рукой в голову, правым коленом в пах или ребром стопы в голень (колена).


Рис. 34

Защита от ударов ногой

Защита от ударов ногой снизу (рис. 35) выполняется подставкой стопы (бедра) под удар, после чего наносится встречный удар рукой в голову или туловище противника.

Защита от ударов ногой подставкой рук (рис.36)-встретить ногу противника предплечьями прямых скрещенных рук (при ударе правой ногой правая рука сверху), захватить ее правой рукой за пятку, заводя стопу в локтевой сгиб левой руки, рывком вверх на себя бросить противника на землю, нанести удар ногой, наступить на другую ногу и выкрутить захваченную ногу.


Рис.37

Защита от удара ногой уходом в сторону (рис.38) при ударе противника правой ногой с шагом левой влево вперед повернуться направо и подхватить левой рукой ногу снизу. Поднимая ее вверх, опрокинуть противника на землю и нанести удар ногой.




Рис.39


Освобождение от захвата противником шеи спереди (рис.40) Нанести удар ногой в промежность (голень, стопу) противника, соединяя вместе кулаки и разводя локти в стороны, нанести удар снизу вверх между рукам противника. Движение рук вверх должно совпасть с активным разгибанием мышц ног.Обратным движением рук сверху вниз ударить противника в лицо или по ключицам, а затем, захватив одежду и натаскивая на себя, ударить его головой в лицо.

Рис.40

Обучение приемам защиты без оружия

Обучение защитам от ударов рукой и ногой проводится групповым двухсторонним методом. Подразделение в двухшереножном строю, одна шеренга – действуют за атакующего противника, другая шеренга – в роли защищающегося.

После ознакомления прием разучивается по разделениям: “К бою - ГОТОВСЬ”, “На счет “раз” первые номера обозначить удар правой ногой в низ живота, вторые номера с шагом левой ногой влево вперед повернуться направо и подхватить левой рукой ногу снизу, делай- РАЗ”. Руководитель должен указать на отдельные детали, исправить ошибки и подать команду: “На счет “два”, поднимая ногу верх опрокинуть противника на землю, делай - ДВА”, “На счет “три” обозначить по противнику удар ногой, делай - ТРИ”.

В процессе освоения приема, техника его выполнения уже не объясняется, а подается команда: ”К бою – ГОТОВСЬ, первые номера выполнить защиту от удара ногой уходом в сторону, вторые номера- ногой – БЕЙ!”

По мере овладения техникой приема, необходимо сочетать его выполнение с другими уже освоенными атакующими или защитными действиями и проводить их в виде обусловленных схваток, при этом все действия партнера должны только обозначаться, что является непременным условием, исключающим травматические повреждения у занимающихся.

Приемы обезоруживания противника и методика обучения им

В рукопашной схватке может сложиться обстановка, когда невооруженному приходится действовать против вооруженного противника.

По положению оружия, характеру действий противника можно определить его намерения и своевременно провести прием обезоруживания. Как правило, успех будет зависеть от целесообразной дистанции с противником, своевременным уходом с линии атаки (если это необходимо), мгновенным последующим нанесением ударов рукой или ногой и обязательным лишением его контакта с оружием. Обезоруживая противника, необходимо использовать инерцию движения его тела в своих интересах, грамотно оказывая болевые воздействия на суставы рук и ног.

Приемы обезоруживания делятся на следующие группы: приемы обезоруживания противника при уколе штыком, приемы обезоруживания противника при ударе пехотной лопатой, приемы обезоруживания противника при ударе ножом, при угрозе пистолетом.


Рис.41

Обезоруживание противника при уколе штыком с уходом вправо (рис.42) сделать выпад правой ногой в сторону, одновременно развернув корпус влево. Отбить (отвести) ствол автомата противника предплечьем левой руки и захватить его. Перенести вес тела на левую ногу, захватить оружие другой рукой и одновременно с рывком автомата на себя нанести удар стопой в колено сбоку. Сбить противника на землю, нанести удар затыльником приклада в голову или направить ствол оружия на него.



Рис.43

Обезоруживание противника при ударе пехотной лопатой наотмашь или тычком (рис.44) с шагом вперед в сторону и поворотом к противнику отбить предплечьями вооруженную руку противника на замахе и захватить ее, нанести удар ногой, захватить черенок лопаты, обезоружить противника, выкручивая лопату в сторону большого пальца и нанести удар лопатой противнику по голове.

Все удары пехотной лопатой имеют больший или меньший замах. Поэтому для защиты от таких ударов надо выполнить скачок навстречу противнику, чтобы остановить удар в самом начале его траектории. Или пытаться избежать поражения стремительным движением в сторону с линии атаки.



Рис.44


Обезоруживание противника при ударе ножом сверху (рис.45) с шагом вперед защититься подставкой предплечья руки вверх под удар вооруженной руки противника на замахе, другой рукой захватить его предплечье снизу в районе локтя, нанести удар ногой в пах, нажимая предплечьем на плоскую часть лезвия наружу, обезоружить его. При необходимости, оказывая давление на локоть, с шагом левой ногой назад свалить противника, повернуть лицом вниз, провести загиб руки за спину и связать.

Рис.45

Обезоруживание противника при ударе ножом снизу или прямо (рис.46) коротким шагом или скачком вперед влево уйти с линии атаки, предплечьем левой руки блокировать вооруженную руку противника и перехватить его за запястье. Немедленно нанести удар рукой в болевую точку, отвести вправо от себя вооруженную руку и ударом основания правой ладони по тыльной поверхности кисти противника выбить нож. Далее сбить противника на землю и провести связывание.



Рис.46

Связывание

Связывание применяется для ограничения сопротивления пленного противника, для его конвоирования и транспортирования. Связывание проводится, как правило, после проведения болевых приемов и бросков. Для этого необходимо сбить противника на землю вниз лицом. Встать на колени и, плотно блокируя правым бедром захваченную руку, сесть верхом на противника. Причиняя боль давлением на предплечье захваченной руки, вынудить противника завести другую руку за спину. Блокируя ее левым бедром, связать руки.


руки за спиной, кисти одна на другой;

Руки за головой, кисти скрещены, свободный конец от петли привязан к поясному ремню.

Рис.48

Для связывания веревкой (рис.49) применяется двойная затягивающаяся петля.



Рис.49

Варианты связывания (рис. 50)

Руки за спиной, кисти скрещены, веревка проходит через шею или грудь;

Руки за спиной, одна сверху, другая снизу;

Руки скрещены на груди, кисти рук за спиной.


Рис.50

Связывание брючным ремнем или веревкой для неподвижного положения. Сбить противника на землю вниз лицом. Ноги подогнуть и скрестить, руки заложить за спину и связать правую руку с левой ногой, левую руку с правой ногой.

Для сковывания подвижности противника могут применяться подручные средства, например, палка. В этом случае необходимо просунуть палку в рукава кителя за спиной пленного и привязать к ней запястья рук или связать руки противника спереди и просунуть палку в локтевые и подколенные сгибы связанных спереди рук и ног.

В зависимости от боевого применения и способов выполнения все приемы рукопашного боя делятся на три вида:


– атакующие действия;

– защитные действия;

– контратакующие действия (атакующие действия как во встречных, так и в ответных формах).


В настоящее время организационная структура содержания рукопашного боя представляет собой следующие ее формы:


– приемы боя без оружия;

– приемы боя ножом;

– приемы боя малой лопатой;

– приемы боя пистолетом;

– приемы боя автоматом.


Их характеристика рассматривается в соответствующих группах приемов прилагаемой нами системной структуры действий рукопашного боя (табл. 1).

Программой по физической подготовке предусмотрено изучение предлагаемого содержания рукопашного боя, состоящего из следующих комплексов приемов.

Общий комплекс приемов рукопашного боя (РБ-1) включает в себя:

– атакующие приемы и действия: укол штыком (тычок стволом с выпадом), удар прикладом сбоку, колющие удары ножом, удар рукой прямо, удар ногой снизу;

– защитные приемы и действия: защита автоматом (карабином), защита ладонями рук, защита лезвием ножа;

– контратакующие приемы и действия: обезоруживание противника при уколе штыком (с уходом влево, с уходом вправо), освобождение от захватов противником шеи сзади и спереди.

Специальный комплекс приемов рукопашного боя (РБ-2) включает в себя приемы, предусмотренные комплексом РБ-1, и дополнительные приемы:

– атакующие приемы и действия: укол штыком без выпада, удары штыком и стволом автомата (карабина), удар затыльником приклада, удары пехотной лопаткой, удары рукой (сбоку, снизу, сверху), удары ногой (вперед, прямо, сбоку, снизу), режущие и колющие (сбоку и прямо) удары ножом;

– защитные приемы и действия: защитные действия автоматом (карабином), защитные действия малой лопатой, защитные действия ладонями рук, защитные действия лезвием ножа;

– контратакующие приемы и действия: обезоруживание противника при ударах пехотной лопаткой, обезоруживание противника при ударах ножом.

Специальный комплекс приемов рукопашного боя (РБ-3) включает приемы и действия, предусмотренные комплексами РБ-1 и РБ-2, а также дополнительно рассматривает следующие приемы и действия, предназначенные для пленения противника или его уничтожения, заключающиеся в действиях:


– невооруженного против противника, который вооружен ножом, малой лопатой, пистолетом, автоматом;

– вооруженного ножом против противника, действующего малой лопатой, пистолетом, автоматом;

– вооруженного малой лопатой против противника, действующего ножом, пистолетом, автоматом;

– вооруженного пистолетом против противника, действующего ножом, малой лопатой, автоматом;

– вооруженного автоматом против противника, действующего ножом, малой лопатой, пистолетом;

– освобождения от захватов: за кисти рук; за локти; за грудь; за плечи; при удушении за шею (горло) спереди, сзади; за ноги спереди, сзади; за кисть руки, удерживающую нож; за черенок малой лопаты; за ствольную часть пистолета; за автомат;

– обезоруживание противника при угрозе пистолетом: в упор спереди, в упор сзади;

– связывание противника веревкой, брючным и поясным ремнем, обыск противника;

– болевые приемы и действия в динамике контратакующих действий.


Помимо общей классификации приемов рукопашного боя, руководителю занятий необходимо изучить и знать наиболее уязвимые места (болевые точки) тела человека.

При обучении подчиненных руководитель должен постоянно напоминать им об осторожном обозначении ударов и болевых действий на партнере.

Знание уязвимых мест и степени возможного повреждения после выполнения тех или иных приемов позволит обучаемым осознанно подходить к изучению и практическому применению приемов в боевой обстановке (табл. 2).


Таблица 1. Порядок проведения занятий



Таблица 2


Структура, содержание и порядок проведения занятий

Практическое занятие по рукопашному бою строится так, чтобы организовать и подготовить занимающихся к качественному решению поставленных задач, максимально приближенных к боевым.

Учебное практическое занятие по рукопашному бою является основной формой обучения. Оно состоит из подготовительной, основной, заключительной частей и проводится в составе подразделений в течение 50 мин. (100 мин.).

Каждое из занятий имеет свою цель, время, содержание, особенности в методике проведения и, главным образом, решает определенные задачи.

Занятие начинается с подготовительной части, на которую отводится 7–10 мин. (15–20 мин.).

В ходе нее решаются следующие задачи:

– сбор обучаемых, построение подразделения, проверка наличия военнослужащих, их внешнего вида и краткое объяснение задач занятия;

– подготовка личного состава к предстоящей физической нагрузке в основной части, что достигается за счет выполнения упражнений в ходьбе и беге, для отдельных групп мышц, специальных подготовительных упражнений, приемов самостраховки, а также упражнений вдвоем.

Таким образом, после построения и объявления содержания занятия, выполнения нескольких (2–3) строевых приемов командир в порядке проведения занятия приступает к решению основной задачи подготовительной части.

Рис. 1


В колонне по одному или по два (устанавливаются интервал и дистанция в 2–3 шага в обход площадки (зала) по команде руководителя занятия обучаемые последовательно выполняют: ходьбу, ходьбу в быстром темпе, бег в медленном и среднем темпе, специальные упражнения в передвижениях, упражнения вдвоем, удары рукой и ногой, приемы самостраховки, простейшие единоборства, приемы рукопашного боя, действия по внезапным сигналам и командам.

При движении подразделения по периметру площадки руководитель должен все время двигаться навстречу строю, видеть обучаемых, своевременными короткими указаниями и замечаниями исправлять ошибки, следить за четким выполнением команд и распоряжений подчиненными.

Для поддержания постоянного внимания и выработки умения быстро действовать по установленным сигналам командир в ходе выполнения обучаемыми упражнений в движении может отдавать распоряжения с помощью указанных сигналов. Выполнив обусловленное сигналом действие, обучаемые продолжают движение по периметру площади. После 1,5–2 минут, отводимых на ходьбу и бег, личный состав приступает к выполнению общеразвивающих упражнений в движении для различных групп мышц, носящих преимущественно конгруэнтные движения, т. е. круговые вращения рук (в локтевых, плечевых и кистевых суставах), ног (в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах), туловища и головы, а также в различных их сочетаниях и др.

Изучение приемов и действий рукопашного боя, предусмотренных программой обучения;

Совершенствование ранее изученных приемов и действий рукопашного боя;

Комплексную тренировку с обязательным включением приемов и действий рукопашного боя, изученных на данном занятии и выполняемых в сочетании с ранее изученными приемами и действиями.


Задачами основной части занятия являются:

Обучение основам техники приемов рукопашного боя.

Обучение основам тактики рукопашного боя.

Развитие специальных и психических качеств.

Повышение устойчивости организма к влиянию неблагоприятных факторов, возникающих в процессе учебно-боевой деятельности:

– быстро меняющейся тактической обстановки;

– изменения погодных условий;

– ранений.

Развитие способности применять усвоенные приемы и действия, а также способы ведения рукопашных схваток при ведении ближнего боя.

Основная часть при одночасовом учебном занятии проводится в течение 35–40 минут, а при двухчасовом – 65–70 минут.

В зависимости от задач обучения, численности подразделения, уровня подготовленности и срока службы военнослужащих, наличия и состояния учебной базы, методического мастерства помощников руководителя основная часть занятия может проводиться одновременно или сменно. Одновременная форма проведения заключается в том, что все подразделения (малочисленные – до 25 человек) примерно с одинаковым уровнем подготовленности военнослужащих одновременно обучаются одним и тем же приемам и действиям под руководством обучающего.

Преимуществом этой формы проведения основной части занятия является возможность дифференцированно распределять время на отработку отдельных приемов в соответствии с их сложностью под руководством как минимум одного руководителя занятий.

Если же подразделение по численности большое и материальная база позволяет проводить занятие на 2–3 учебных местах, а командиры подразделений имеют хорошую практику и методическое мастерство в обучении личного состава, то занятия целесообразно проводить с делением подразделения на две-три группы по штатному составу, или по срокам службы, или по уровню обученности.

Таким образом, сменная форма проведения основной части учебного занятия заключается в том, что подразделения, разбитые на группы, в указанных для них местах в одно и то же время под руководством как минимум двух руководителей занятий обучаются разным приемам и действиям со сменой мест через каждые 10–15 минут. Данная форма проведения занятий является наиболее целесообразной при совершенствовании навыков в выполнении ранее изученных приемов (при тренировке).

Для проведения основной части занятий по группам руководитель занятия, закончив подготовительную часть, останавливает подразделение и отдает распоряжение, в котором указывает, какая группа на каком учебном месте какие приемы отрабатывает.

Как правило, основная часть занятия проводится в такой последовательности. В начале основной части в течение 5–6 мин. (10–15 мин.) проводится повторение (тренировка) приемов, изученных на предыдущем занятии, затем в течение 30 мин. (50–60 мин.) разучиваются новые приемы.

Закрепив навыки в выполнении изученных приемов многократным их повторением в различных условиях, руководитель занятий переходит к комплексной тренировке, основное содержание которой составляют приемы, изученные на данном занятии, в сочетании с ранее освоенными.

В конце основной части учебного занятия организуется комплексная тренировка в составе подразделения, которая проводится двумя основными способами.

Первый, поточный, где занимающиеся продвигаются потоком на увеличенных дистанциях и выполняют на заранее расставленных точках обусловленные или полуобусловленные приемы и действия или кратковременные учебные схватки (используют 4–5 точек).

Второй – единоборство в парах в виде учебной схватки с предварительно обусловленными действиями участников.

Заканчивается занятие проведением заключительной части в течение 3–5 мин. (5–10 мин.).


Заключительная часть решает такие частные задачи, как:

Приведение мест занятий в порядок.

Приведение организма в относительно спокойное состояние, используя медленный бег, спокойную ходьбу, выполняя упражнения на расслабление мышц в сочетании с глубоким дыханием.

Подведение итогов.


При подведении итогов руководитель напоминает, какие приемы были отработаны, оценивает качество усвоенного материала, отмечает военнослужащих, хорошо и отлично овладевших приемами и действиями, проявивших старание.

Кроме того, он дает задание на самостоятельную подготовку и при необходимости прикрепляет к обучаемым для оказания помощи хорошо подготовленных военнослужащих. В заключение руководитель занятий отдает распоряжение о подготовке к очередным занятиям.

От занятия к занятию постепенно увеличивается их плотность, которая определяется временем, затраченным непосредственно на отработку изучаемых приемов и действий, на повышение физических и специальных качеств обучаемых по отношению ко всему времени занятия.

Примерное обучение отдельному приему рукопашного боя

Процесс обучения условно делится на три этапа: ознакомление, разучивание и тренировка.

Ознакомление с приемом направлено на формирование у обучаемых целостного представления об изучаемом приеме, о наиболее рациональных способах его выполнения.

Для ознакомления с приемом руководитель должен:


а) назвать прием, например: «Защита ножом от ударов ствольной частью автомата, лотком малой лопаты, ножом сверху»;

б) показать прием в боевом темпе;

в) объяснить назначение приема, в какой обстановке наиболее эффективно его применение.

Например: «Защита ножом универсальна, т. к. выполняется поступательно-вращательным движением лезвия ножа, встречая удар сверху различных видов оружия (автомат, малая лопата, нож и т. п.). Применяется в обстановке с различными по характеру физико-географическими условиями местности. Создает условия для поражения противника с превосходящими антропометрическими данными и физическими качествами»;

г) показать прием еще раз в медленном темпе (по частям) с кратким объяснением техники выполнения. Например: «С шагом левой ногой вперед в сторону встретить лезвием ножа ствольную часть автомата (древко малой лопаты или кисть, удерживающую лезвие ножа) в плоскости нанесения удара, делай РАЗ; подшагом правой ногой с одновременным поворотом лезвия ножа на 90 градусов сопроводить удар противника по касательной к своему телу, делай ДВА; провести контратаку в динамике ответных действий, делай ТРИ»;

д) указать на главные элементы в технике приема. Например: «Главным элементом защитного действия ножом является встреча лезвием ножа удара противника в плоскости его нанесения». На ознакомление необходимо затрачивать не более 1–2 мин. (3–4 мин.).


При ознакомлении руководитель занятия, называя прием, должен пользоваться терминологией учебника «Наставления по физической подготовке» и настоящего учебно-методического пособия, добиваться, чтобы личный состав запоминал и знал названия приемов.

Показ должен быть образцовым, создавать ясное представление о приемах, укреплять интерес к их изучению. Приемы необходимо показывать так, чтобы действия руководителя были видны всем обучаемым. Для показа наиболее удобен сомкнутый одношеренговый или двухшеренговый строй, когда шеренги стоят лицом друг к другу (расстояние 6–8 м), а руководитель находится между шеренгами посредине строя.

Показ должен заканчиваться кратким обоснованием условий применения приема в боевой обстановке, определением конечного результата, который необходимо достичь, применяя тот или иной способ его выполнения.

При необходимости для закрепления у личного состава информации об изучаемом приеме руководитель может еще раз показать его с выделением главных элементов приема.

Разучивание направлено на освоение техники выполнения приема.


В зависимости от сложности действий и уровня подготовленности обучаемых разучивание осуществляется тремя основными методическими приемами: в целом, по разделениям и с помощью подготовительных упражнений.

Сущность методических приемов, применяемых при разучивании, заключается в следующем.

Разучивание в целом проводится в том случае, когда прием прост и делить его на элементы невозможно или нецелесообразно (стойки, изготовка к бою, удары рукой, ногой и др.).


Например:

Для изготовки к бою: «К бою ГОТОВЬСЬ»;

Для нанесения укола на месте: «КОЛИ»;

Для нанесения укола в движении: «Нанести уколы по чучелам (мишеням) ВПЕРЕД»;

Для нанесения ударов: «Кулаком (ребром ладони, ногой, ножом, прикладом, лопатой) БЕЙ». Прием разучивается путем многократного его выполнения сначала в медленном, а затем в быстром темпе, применяя вышеперечисленные распоряжения и команды.

Разучивание по разделениям (частям, элементам) проводится, когда прием сложный и делится на части, при этом возможны остановки в его выполнении.

Разучивание по разделениям наиболее распространено на занятиях по рукопашному бою и проводится путем последовательной фиксации отдельных положений в структуре приема. Прием необходимо делить на логически завершенные элементы (группы элементов) так, чтобы не искажать технику выполнения приема.

Предлагаемое нами содержание приемов рукопашного боя, как правило, делится не более чем на 2–3 элемента. На первый счет выполняется предварительная группа элементов, на счет 2–3 – основная и заключительная часть приема.

Выполнив прием 2–4 раза по разделениям, продолжают его разучивание в целом, но в более медленном темпе. Далее прием выполняется в целом.

После того как личный состав освоит прием в целом, обучаемым необходимо дать задание для самостоятельного выполнения приема с целью закрепления приобретенных навыков.

Разучивание заканчивается выполнением приема в боевом темпе в различных условиях.

Разучивание с помощью подготовительных упражнений применяется тогда, когда прием сложный, в целом выполнить его нельзя и нет возможности расчленить его на части, зафиксировав отдельные элементы техники приема.

Например: защитное движение ладони руки является сложным элементом при ударах рукой, ногой и при угрозах различным видом оружия с целью обезоруживания.

В таком случае руководитель распределяет группы обучающихся так, чтобы первые номера пар держали прямую руку, обозначая прямой удар рукой. Вторые номера с шагом левой ногой вперед встретили этот удар противника ладонью руки в плоскости нанесения с его внешней стороны, обозначив счет «раз». Затем подшагом правой ногой, немного сгибаясь в коленных суставах, одновременно провернули ладонь руки на 90 градусов, обозначив счет «два». После чего обозначили контратакующие действия на счет «три».

Таким образом, разучивание большинства приемов рукопашного боя необходимо осуществлять в такой последовательности: вначале по разделениям (если это необходимо, с помощью подготовительных упражнений), в целом (в медленном темпе, в облегченных условиях), затем с постепенным увеличением темпа до боевого, после чего прием выполняется самостоятельно под наблюдением руководителя занятий или командира группы. В заключение проводится тренировка приема, выполняемого в боевом темпе, в сочетании с другими действиями.

Предупреждение травматизма на занятиях

Рукопашный бой в силу объективных причин – активной двигательной деятельности в процессе обучения, значительных физических и психологических нагрузок, разнообразия условий выполнения приемов и действий – предполагает появление возможных травм и повреждений у занимающихся.

Поэтому постоянное внимание руководителя к вопросу профилактики травматических повреждений, высокая организация занятий, правильная методика обучения, качественная подготовка учебных мест и инвентаря позволяют избежать травматизма.

Причинные факторы травматизма

С этой целью руководитель обязан:

– постоянно поддерживать высокую воинскую дисциплину и организованность на занятиях;

– соблюдать последовательность выполнения упражнений, интервалы и дистанции между занимающимися при выполнении приемов боя с оружием в движении;

– следить за правильным применением приемов самостраховки и страховки; применять ножи с надетыми на них ножнами, малые лопаты с чехлами, автоматы с присоединенными штык-ножами, одетыми в ножны;

– при выполнении захватов и бросков страховать партнера, поддерживая его за руку, и не допускать падения на него;

– следить, чтобы при обучении приемам обезоруживания, освобождения от захватов болевые приемы в процессе динамики ответных действий проводились плавно, без применения большой силы и по сигналу партнера голосом «Есть» немедленно прекращались;

– приемы нападения (уколы, тычки, удары) только обозначать;

– постоянно осуществлять контроль за пульсом, давлением, потоотделением у обучающихся, а также следить за окраской их лица, реакцией их глаз, координацией движений с целью определения индивидуальной нагрузки.

Порядок условий проверки и оценки приемов рукопашного боя

При проверке качества выполнения приемов рукопашного боя проверяющим назначаются приемы, предусмотренные настоящим разделом, из следующих видов боя:

– приемов боя без оружия;

– приемов боя с ножом;

– приемов боя с малой лопатой;

– приемов боя с пистолетом;

– приемов боя с автоматом, которым соответствуют специальные приемы и действия с данным видом оружия.

Проверка подготовленности военнослужащих по выполнению приемов рукопашного боя производится на ровной, но различной по покрытию площадке в течение одного дня.

Выставление оценки производится двумя способами.

1. Военнослужащие выстраиваются по парам в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 6–8 шагов с интервалом 2–3 шага. Затем по команде проверяющего первая пара выходит вперед и выполняет поочередно прием, после чего возвращается в строй. Далее по команде из строя выходит вторая пара. В таком порядке прием выполняет весь личный состав подразделения. После первого приема выполняются второй, третий и т. д.

2. При поточной организации проверки военнослужащий поочередно выполняет назначенные приемы рукопашного боя на заранее расставленных партнерах, действующих за «противника», или чучелах.

Командир подразделения подготавливает обстановку для проверки. Для этого он назначает и инструктирует военнослужащих, действующих за противника, и выставляет их на площадку. Расставляет чучела и подготавливает соответствующее оружие. Определяет порядок движения при выполнении приемов.

Проверяемый самостоятельно по команде «ВПЕРЕД» выполняет назначенные приемы рукопашного боя и затем останавливается в конечном положении. Проверяющий в ходе выполнения военнослужащим приемов выставляет в ведомость оценки. Закончивший упражнение становится в строй на свое место.

Качество выполнения приемов рукопашного боя оценивается следующим образом:

«отлично», если прием выполнен согласно описанию, уверенно и быстро;

«хорошо», если прием выполнен согласно описанию, уверенно, но были допущены незначительные ошибки;

«удовлетворительно», если прием выполнен согласно описанию, но были допущены значительные ошибки: сделана остановка там, где требуется слитность движений рук и ног при принятии поступательных движений противника, допущена потеря равновесия при перемещении, однако прием доведен до завершения;

«неудовлетворительно», если прием не проведен в соответствии с описанием, грубо искажен и не доведен до завершения.

Предупреждение и исправление ошибок

Практика показывает, что предупредить ошибку легче, чем ее исправить. Поэтому необходимо своевременно предупреждать появление ошибок, не давать им закрепиться, выявлять и устранять причины, их вызывающие.

В начале разучивания техники приема он осваивается в общих чертах, где анализ и оценка его выполнения не должны быть слишком подробными. Поэтому не следует подмечать и устранять у отдельных занимающихся все ошибки сразу. Их целесообразно исправлять по степени важности: вначале более существенные, а затем незначительные.

При групповом методе обучения вначале следует оказывать и устранять ошибки, общие для всех занимающихся, а затем индивидуальные (с помощью персональных указаний и замечаний без остановки процесса обучения).

Для исправления выявленной общей ошибки эффективен метод сравнения, который состоит в практической демонстрации сначала приема, выполненного с ошибкой, а затем приема без ошибки с соответствующими пояснениями руководителя занятий.

Дидактические принципы и методы обучения;

Знание обучаемыми техники выполнения приемов;

Правильную организацию учебных занятий;

Состояние воинской дисциплины и порядка.


С целью большей объективности и создания единого, наиболее оптимального подхода к оценке качества выполнения приемов рукопашного боя целесообразно конкретизировать настоящее содержание приемов понятиями «незначительные» и «значительные» ошибки в технике их выполнения, которыми следует пользоваться при выведении оценки.

Всякий прием имеет:

1. Начало (исходное положение).

3. Конец (результат выполнения).

Все эти компоненты тесно связаны между собой, поэтому невыполнение любого из них является значительной ошибкой.

Под значительными ошибками надо понимать те, которые нарушают логическую целостность приема, последовательность выполняемых действий. «Незначительные» же ошибки в технике выполнения приема не нарушают его целостность.

В таблице 1 излагается перечень незначительных и значительных ошибок, характерных для основных приемов рукопашного боя.

Оборудование мест занятий по рукопашному бою

Учебные места занятий должны иметь страшный вид, чтобы они производили должное психологическое впечатление на готовящихся к войне людей.

Наличие инвентаря и оборудование мест занятий должны качественно влиять на подготовку военнослужащих, так как следует исходить из того, что используемые устройства и инвентарь должны обеспечить обучение личного состава всем приемам и действиям соответствующих форм рукопашного боя по принципу «от простого к сложному».

Поэтому на площадке для рукопашного боя должны быть выделены места для обучения следующим приемам и действиям.

Приемам боя без оружия, где происходила бы тренировка следующих приемов:

– передвижение без оружия;

– приемы самостраховки;

– удары рукой и ногой;

– защиты от ударов рукой и ногой.

Данное место используется в начальном периоде обучения, для чего должна быть подготовлена ровная и мягкая (травянистая или из песка и опилок) площадка. На этой площадке должен быть инвентарь, который позволит максимально использовать возможности данного вида рукопашного боя (боксерские мешки, набивные и насыпные груши, чучела, мягкая наковальня и т. д.).

Приемам боя с оружием. Соответствующее место обучения будет использоваться в последующих этапах обучения, так как применяемое оборудование будет обеспечивать обучение личного состава всем приемам и действиям соответствующих видов рукопашного боя (ножом, малой лопатой, автоматом, пистолетом).

В целях воспитания психологических качеств и лучшего формирования двигательных навыков данное место обучения должно быть более жесткого покрытия (грунт, асфальт), чем место начального периода обучения.

Используемый инвентарь должен позволить максимально использовать возможности штатного оружия. Таким образом, место оборудуется:

– стационарными и передвижными чучелами; различного рода мишенями (подвижными и неподвижными);

– тренажерами и т. д.

С целью закрепления вновь приобретенных двигательных навыков и совершенствования ранее изученных с обязательным рассмотрением вопросов тактической подготовки оборудуются места для проведения комплексной тренировки двух типов: в виде полевого и городского опорных пунктов. Они должны быть приспособлены к местности таким образом, чтобы способствовать отработке приемов уничтожения противника в рукопашных схватках в зависимости от профессиональной принадлежности данного подразделения в целях психологического закаливания личного состава.

В связи с курсом тактико-специальной подготовки подбирается соответствующее полевое оборудование.

Система обучения военнослужащих определенным видам рукопашного боя, выделенным в логически структурную схему, определяет соответствующую последовательность поэтапного прохождения мест занятий.

Таким образом, места занятий должны формировать физическую, тактико-техническую и психологическую готовность к действиям в рукопашном бою на любой местности, в любую погоду и в разное время суток.

В целях выработки уверенности в своих силах и способности выдержать все физические и нервно-психические нагрузки рукопашных схваток предусматривается использование штатного оружия и предметов индивидуальной экипировки.

Военнослужащие, систематически упражняясь на специально оборудованных местах, могут целенаправленно развивать необходимые боевые качества, изучать и совершенствовать технические приемы, а специальное оборудование позволит максимально использовать возможности рукопашных схваток при ведении ближнего боя.

Основные принципы выведения противника из равновесия

В основе техники русского стиля рукопашного боя лежат знание механики человеческого тела и умение применять законы биомеханики для управления своим телом и телом противника, используя его собственную инерцию и силу, вкладываемую им в удары. Тело человека – это сложнейшая рычажная система, насчитывающая десятки шарнирных соединений. За счет этого обеспечивается высокая подвижность и гибкость нашего тела, что позволяет совершать сложнейшие движения в пространстве. Однако подвижность суставов имеет определенные границы. Выполнение каких-либо движений за рамками этих ограничений невозможно, а принудительное их выполнение под воздействием внешних сил вызывает острую, вплоть до шока, боль.

Если движение не остановлено, то травма неизбежна. Например, локтевой сустав позволяет сгибать предплечье относительно оси плеча от небольшого отрицательного угла в 2–5 градусов до угла, превышающего 120 градусов, поворачивать предплечье вдоль продольной оси в обе стороны, что в сочетании с подвижностью лучезапястного сустава позволяет описывать кистью руки сложные круговые и спиральные движения.

Однако попытка сгибания руки в сторону, противоположную локтевому сгибу, вызывает резкую боль, а при достаточном усилии приводит к разрыву связок и увечью.

Знание границ подвижности каждого сустава, особенно конечностей, позволяет использовать их для управления противником с помощью болевых воздействий. Чтобы вызвать максимальную боль и при этом затратить минимум собственных сил, используются рычаги. Основными элементами рычага являются точка опоры и плечи сил. В зависимости от взаимного расположения точки опоры, силы, совершающей работу, и противодействующей силы в механике рассматриваются три типа рычага.

Для преодоления противодействующей силы необходимо либо увеличить силу, совершающую работу, либо увеличить длину ее плеча. В рукопашном бою силой, совершающей работу, является прикладывание к противнику усилия, а противодействующей силой – усилие противника. Поскольку ваши силовые возможности почти всегда ограничены, а бой может вестись с более сильным противником, основным способом работы с помощью рычагов является перемещение точки опоры. В качестве точки опоры можно использовать вторую руку, плечо, бедро, голень, предметы на местности (столб, угол здания, кромка траншеи, дерево и т. п.). Для приложения усилия к противнику используют в первую очередь руки и ноги. Усилия можно передавать также бедром, плечом, движением таза, головой. Целью воздействия является нанесение поражающих ударов противнику, выведение его из равновесия и бросок с последующим нанесением ударов или связыванием.

Условием равновесия человека является размещение вертикальной проекции вектора силы тяжести в пределах опорной площадки.

Поскольку общий центр тяжести человеческого тела находится в районе таза, управление равновесием осуществляется перемещениями таза и опорной площадки.

Соответственно, для того чтобы вывести противника из равновесия, необходимо:


– не допустить возможные перемещения опорной площадки;

– вывести проекцию вектора веса (Р) за пределы опорной площадки.


Не существует особых законов движения для живого мира. Все они подчиняются законам классической механики. Поэтому рукопашный бой с точки зрения механики представляет собой физическое явление, сущность которого проявляется во взаимном механическом силовом противодействии физических объектов (противников) друг другу!

Для успешного понимания иллюстрируем сказанное упрощенными схемами, уравнениями механики и фотографиями, где теоретические этапы рукопашного боя могут выражаться формой расчетных схем раздела сопротивления материалов как сложного сопротивления (сжатия-растяжения, сдвига, кручения и изгиба) в виде:


– изгиба со сжатием;

– изгиба с кручением;

– косого изгиба;

– изгиба с растяжением.


Динамическая система, чтобы существовать, должна развиваться, а чтобы развиваться, должна сочетать устойчивость с неустойчивостью. Одна из наиболее распространенных форм нашего мышления – тяготение к привычным, застывшим схемам решения задач, поведение статики.

На рис. 2 схематически изображена фигура человека, которую условно назовем «противник». Представим себе, что мы нападаем и наша задача – свалить противника.

Не каждый из нас может похвастаться свободным временем для посещения тренировок вне дома. Поэтому, статья о том, как разобраться в боевых искусствах и овладеть ими в домашних условиях, должна пойти многим на пользу, так как никто не застрахован от недоброжелателей, которые могут внезапно напасть на вас в темном переулке или в подъезде вашей многоэтажки.

Приемы рукопашного боя

Наиболее популярным и простым, в плане техники, является рукопашный бой. Для того чтобы овладеть приемами самообороны не нужен шпагат в 180 градусов или любые другие суперспособности.

Начинающим достаточно иметь кулаки, которые готовы в любой момент отразить нападения злоумышленника. Традиционным в обиходе является прямой удар.

Удар кулаком в нос, в челюсть или глаз противника поможет вам получить преимущество во внезапной схватке и даст достаточное количество времени, чтобы скрыться с глаз неприятеля.

Если до этого вам не приходилось драться, то подобного рода удары могут сильно травмировать вашу кисть. Поэтому правильнее бить открытой ладонью. Так у вас больше шансов нанести серьезные травмы недоброжелателю, а не себе.

Еще одним популярным приемом является апперкот — удар снизу вверх кулаком в челюсть противника. Преимущество его в том, что он гораздо мощнее прямого удара и способен отправить врага в нокаут.

Приемы кикбоксинга


Для тех, кто уже в достаточной степени владеет кулаками, но считает что этого мало, чтобы вырубить недруга, оставшись с ним один на один, на помощь приходит кикбоксинг – бокс, в котором используются удары ногами.

Его техника достаточно разнообразна, и чтобы овладеть желаемыми приемами, лучше обратиться к видеоурокам, которые в достаточной степени имеются на сайте YouTube.com.

Данный вид единоборств подходит также и для девушек. Если вы даже не планируете научиться бороться, кикбоксинг может стать просто хорошим средством в потере лишнего веса. Как говорится, одним ударом двух зайцев.

Приемы карате

Наиболее сложным и профессиональным стилем является карате. Для того, чтобы научиться его приемам понадобится не один день и даже не неделя.

Если вы решились на то, чтобы стать Брюсом Ли в домашних условиях, морально готовьтесь к ежедневным и усиленным тренировкам.

Данный вид единоборств схож с кикбоксингом и делает акцент на опасных для жизни ударах ногами.

Этапы обучения происходят снизу вверх в прямом смысле. Сначала оттачивайте мастерство сидя на полу ударами подушечкой пальцев и ребром стопы вперед и назад. Ниже приведена иллюстрация основополагающих приемов.

  • удар ногой в сторону - еко-гери;
  • удар ногой назад - уширо-гери;
  • отбив предплечьем изнутри наружу - учи-уке.

Какими приемами пользоваться девушкам

Все вышеперечисленные стили, которые можно применить в уличной драке не всегда подходят девушкам.

Поэтому обратимся к тому, что считается запрещенным в профессиональной практике, но так необходимо, чтобы защитить себя в переулке.

Удар в пах коленом

Пожалуй, нет более эффективного и простого способа лишить злоумышленника преимущества.

Бить можно и коленом, если вы стоите слишком близко друг к другу и ступней, если между вами имеется расстояние.

Данный способ нанесения увечья подходит, когда возникает ситуация, при которой неприятель хватает за шею и прижимает к стенке. Если же ваши руки сцепились с руками соперника, то резким движением можно потянуть его к себе, одновременно нанося удар в пах.

Выдавливание глаз пальцами

Подходит, если вас начали душить и ваши руки свободны для нанесения ответного удара недругу. Воспользуйтесь самыми сильными вашими пальцами обеих рук – большими пальцами. Обхватите ладонями голову врага и изо всех сил начните вдавливать глаза.

Резкий удар в солнечное сплетение

Бить можно как кулаком, так и открытой ладонью. Воспользовавшись данным приемом, вы сможете выкрасть себе дополнительное время, чтобы уйти от нападавшего, так как последствием является сильная боль и сложность дыхательного процесса.

Все вышеперечисленные методы борьбы допустимы лишь тогда, когда вам угрожает реальная опасность. Не стоит их использовать в школе или в качестве демонстрации на улице.

Также не нужно вести себя как спецназовец и пытаться добить соперника. При первой же возможности как можно быстрее покиньте место происшествия и отправляйтесь в более безопасные и людные районы.

В этой статье речь пойдет о самообороне без применения оружия, приемах рукопашного боя, а также о том, как выйти из уличной драки с наименьшими потерями.

Каждый день, выходя из дома, или, наоборот, возвращаясь по темной улице домой, люди подвергаются опасности нападения преступников.

Некоторые из асоциальных элементов, способны даже убить человека только за то, что ему приглянулась куртка, или дорогой телефон припозднившегося гражданина.

Как же защититься от них? Да, можно купить , или . Но шокер еще нужно достать, а трясущимися руками сделать это непросто, то же самое касается пистолета, баллончик же, невозможно применить при встречном ветре, а также в замкнутом помещение.

Есть второй вариант для обеспечения собственной безопасности – выучить элементарные приемы рукопашного боя. Не нужно быть титулованным боксером или иметь черный пояс по карате, достаточное овладеть двумя – тремя простыми приемами, чтобы отбиться от одного, а то и двух гопников.

Особенности самообороны на улице


Прежде всего, нужно помнить, что улица – это ни спортивная секция, никто не будет соблюдать никакие спортивные и моральные правила. Уличная драка, вообще, лишена каких-либо правил.

К тому же срабатывает фактор внезапности: возвращающийся через темный парк человек не знает, из-за какого куста на него выпрыгнет преступник, а когда это случается, то сильный испуг, испытываемый в момент нападения, мешает принять адекватные действия. Все это накладывает свой отпечаток на возможности самообороны от посягательств.

Лучшие удары

Для обучения этим приемам и ударам не нужно ходить в специализированную секцию, достаточно иметь немного времени, и друга, с которым можно тренироваться.
Удары для самообороны должны быть эффективными и направленными на скорейшее выведение неприятеля из строя. Традиционным считается прямой удар.

Бить следует в нос, глаза или челюсть противника, гораздо лучше, если удар будет наноситься не кулаком, а открытой ладонью.

Внимание: если неподготовленный человек нанесет удар кулаком, то от сильного удара можно разорвать суставную сумку пальцев и даже раздробить костяшки.

Удар ладонью является менее травмоопасным для обороняющегося, и причиняет более мощные повреждения противнику, так как поражается весьма обширная область.

Еще одним эффективным ударом для самообороны является апперкот – удар кулаком снизу вверх в челюсть противника.

Апперкот- удар снизу в челюсть

Для эффективной самообороны на улице можно применять не только удары из боксерского арсенала, но и «запрещенные» приемы. Запрещенные в спорте, ибо на улице все разрешено.

Самым известным «подлым» ударом является удар ногой в пах. Действует безотказно. Бить можно как ступней, так и коленом. Для удара коленом нужно схватить противника руками за грудки, и рвануть на себя, одновременно нанося удар.

А можно не производить захват, а просто сделать шаг вперед и нанести удар ниже пояса. Этот прием превосходно действует и в том случае, если противник схватил за горло.

Обратите внимание: ступней нужно бить тогда, когда расстояние до неприятеля слишком велико для того, чтобы использовать колено.

Не нужно сгибать ногу в колене, а потом выстреливать голенью как в тхэквондо, достаточно просто нанести дубовый удар ногой, резко подняв ее вверх.

Следующим эффективным приемом в реальной уличной драке является удар носком под коленную чашечку.

Это очень больно, и моментально отбивает у преступника желание продолжать свои действия. Удар, нанесенный сбоку, способен свалить человека, если же ударить прямо, да еще и с большой силой – можно сломать кость голени.

Еще одним крайне эффективным боевым приемом является резкий удар в область солнечного сплетения. Бить можно как кулаком, так и открытой ладонью.

От него перехватывает дыхание и появляется сильная боль, что надолго нейтрализует нападавшего.

Если неприятель начал душить – можно попробовать выдавать ему пальцами глаза . Для этого голову недруга обхватывают ладонями с боков, а большие пальцы упирают в глаза. Давить нужно со всей силы, если противник не захочет остаться слепым, он перестанет душить.

Самооборона в замкнутом пространстве

Довольно часто нападения происходят в замкнутом пространстве: на лестничной площадке, лифте или подъезде, где негде развернуться, нет места, чтобы размахнуться. Удары для самообороны в тесном помещении, должны быть резкими, точными, и очень-очень эффективными. Помимо удара ногой в пах, можно нанести удар кулаком в горло преступника.

Полезно знать: горло не такое крепкое, как голова или лицо, поэтому не нужно бояться переломать пальцы.

Очень эффективным, и эффектным, можно назвать боковой удар локтем. Бить следует в висок или челюсть. Удар наносится внезапно и очень резко, при этом желательно выполнять поворот корпуса, но даже без этого поворота противник получит сильные травмы.


Легкие удары, наподобие хлопков ладошками, в уличной драке категорически противопоказаны, если уж бить, то наверняка.

Последствия

Каждый человек имеет право на самооборону от посягательств на его жизнь и здоровье, но вместе с правом приходит и ответственность.

Если нападавший в результате ваших действий потерял сознание либо явно не может продолжать агрессию, ни в коем случае нельзя его добивать.

Добивание поверженного противника карается .

Следует как можно быстрее покинуть место схватки и вызвать полицию, можно также связать противника и ждать на месте схватки приезда стражей порядка. Единственное, что нельзя делать – добивать. И последнее, если у преступника нож либо какое другое оружие, не стоит вступать в бой, лучше убежать, или отдать ему требуемое. Здоровье дороже.

Смотрите видео о том, как приемы борьбы можно эффективно использовать в уличной драке:


Самое обсуждаемое
Почему кружится голова и тошнит после или во время тренировки Почему кружится голова и тошнит после или во время тренировки
Философские школы древней индии Философское учение йоги в индии Философские школы древней индии Философское учение йоги в индии
Мальцев михаил хоккеист биография Мальцев михаил хоккеист биография


top