Учащихся 1 – 3 классов
Методика обучения акробатическим упражнениям.
Большое значение в обучении акробатическим упражнениям имеют представления детей о самом элементе, из каких частей он состоит, какова последовательность их выполнения, какие ошибки могут быть при их выполнении, поэтому учитель должен знать порядок усвоения составляющих данного упражнения. Прежде всего учащихся следует познакомить с простыми элементами как упор присев, группировка, перекат из различных исходных положений (И.п.).
Упор присев – присед, колени вместе, руки на полу, плечи над кистями, голова прямо. Из упора присев начинаются все основные акробатические упражнения.
Группировка – выполняется из упора присев, колени подтягиваются к груди, локти прижать к туловищу, кисти рук захватывают голень, спина круглая. Может выполняться из положения сидя, лёжа на спине.
Последовательность обучения:
- Из упора присев, оттолкнуться руками от пола, принять положение группировки в приседе, округлив спину, находясь на всей ступне.
- Из положения упора сидя сзади (руки в упоре за спиной) быстро согнуть ноги и сгруппироваться.
- То же, из и.п. лёжа на спине.
Типичные ошибки:
- откинутая голова назад;
- ноги разведены;
- неправильный захват руками голеней;
- неплотная группировка и поэтому прямая спина.
Каждое упражнение выполнять несколько раз, постепенно ускоряя движение и фиксируя положение группировки, включать в разминку перед выполнением акробатических упражнений и как “подводящее” упражнение для совершенствование более сложных.
Кувырок вперёд
Техника выполнения:
Из упора присев, подать плечи вперёд и перенести тяжесть тела на руки, выпрямляя ноги наклонить голову до касания подбородка груди оттолкнуться ногами и переворачиваясь через голову, сделать перекат, опускаясь на лопатки, спину, затем согнуть ноги, руки после отталкивания положить на голени, сохраняя группировку, придти в упор присев.
Последовательность обучения:
В I классе обучение кувырку вперёд происходит из положения стойка ноги врозь.
1. Повторить движения в группировке, перекатах ранее выученных из различных и.п.
2. И.п. стойка ноги врозь лицом к мату, наклон вперёд, поставить руки на мат, подавая плечи вперёд, голову к коленям, держать.
3. То же подняться на носки, постараться увидеть верхнюю часть спины – держать.
4. И.П. стойка ноги врозь, опуская руки на мат перед собой, сгибая руки. Опускаясь на спину отталкивание поочерёдное ногами, руками выполняется кувырок вперёд в сидящую группировку.
5. И.п. то же кувырок вперёд в упор присев.
6. Из упора присев, оттолкнуться 2 ногами, подтянуть колени к груди - группировка.
7. И. п. упор присев - кувырок вперед в упор присев.
Типичные ошибки:
- Опускание на голову и как результат падение на спину.
- Локти в упоре присев направлены в стороны, а не назад.
- Отсутствие движения вперед, вследствие слабого отталкивания ногами и руками.
- Отсутствие или недостаточная группировка в начале или в конце исполнения упражнения.
Упражнения 4, 7 в начале обучения выполняются с помощью учителя, чтобы избежать ошибки №1, 3 помочь детям почувствовать движение плеч вперед, перекат на спину, отталкивание руками, ногами.
В большинстве случаев избежать типичных ошибок можно при многократном повторении элементов группировки и перекатов, используя разнообразные варианты их исполнения, поддерживая и развивая интерес детей к известным упражнениям.
Вариации кувырков назад
После того как простейшее упражнение – кувырок назад из упора присев – освоено, можно переходить к более сложным и интересным вариациям этого элемента. Правда, для начала придется обучиться вспомогательному упражнению – седу с прямыми ногами из основной стойки. Оно выполняется так: гимнаст вытягивает ноги вперед и наклоняет голову к коленям. При этом он опирается на прямые руки, вытянутые как можно дальше назад. Руки нужно ставить на опору (мат), причем поначалу спортсмена должен страховать тренер. Из вышеописанной позиции можно выполнить кувырок назад согнувшись, кувырок назад согнувшись через плечо и кувырок назад в стойку на руках. Последнее упражнение – наиболее популярное. Его отличие от обычного кувырка состоит в том, что после завершения переката через голову спортсмен должен быстро разогнуть вверх ноги и одновременно выпрямить руки. При обучении этому упражнению спортсмена должен страховать товарищ или тренер: стоя сбоку, поддерживать ноги в момент их разгибания. Важные моменты Как бы ни был прост кувырок назад, урок по его правильному выполнению необходимо предварительно посмотреть. Как все базовые спортивные элементы, кувырок назад должен осуществляться гимнастом без раздумий, «на автомате». Если при разучивании кувырков гимнаст испытывает боль и неудобства, есть смысл поработать над техникой, понаблюдать, как выполняют упражнение товарищи по секции. Важно правильно сгруппироваться, хорошо оттолкнуться, вовремя выставить руки. Нужно избегать выпрямления шеи и разгибания спины во время кувырка. Быстро перекатиться и встать на ноги – вот какую цель должен преследовать начинающий спортсмен. На начальном этапе обучения гимнастам рекомендуется страховать друг друга (за поясницу, стоя сбоку, по ходу движения).
Методика обучения акробатическим упражнениям
Учащихся 1 – 3 классов
В комплексной программе физического воспитания учащихся начальной школы большое внимание уделяется освоению сравнительно несложных акробатических упражнений. Перечень упражнений невелик, однако благодаря своей динамичности и эмоциональности они широко используются в на уроках гимнастики в школе и являются эффективным средством физического воспитания учащихся. При их выполнении воспитывается смелость, умение управлять своим телом во времени и пространстве, совершенствуется функция вестибулярного аппарата.
Большое значение акробатические упражнения имеют и как средство развития таких физических качеств, как сила, гибкость, ловкость, прыгучесть.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АКРОБАТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ
В комплексной программе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы большое внимание уделяется освоению сравнительно несложных акробатических упражнений. Они предусмотрены с I по XI класс как для мальчиков (юношей), так и для девочек (девушек). Перечень упражнений в целом невелик, однако благодаря своей динамичности и эмоциональности они широко используются на занятиях гимнастикой в школе и являются эффективным средством физического воспитания учащихся. При их выполнении воспитывается смелость, умение управлять своим телом во времени и пространстве, совершенствуется функция вестибулярного аппарата. Большое значение эти упражнения имеют и как средство развития таких физических качеств, как скоростная сила, гибкость, ловкость, прыгучесть. Проведение акробатических упражнений не требует использования различных снарядов, поэтому организация занятий гимнастикой возможна в любой школе. Фронтальный, фронтально-посменный, поточный и игровой способы организации учащихся при выполнении этих упражнений способствуют значительному повышению плотности урока. Несложные и хорошо освоенные равновесия, стойки, «мосты» можно с успехом выполнять в подготовительной части урока, включать в различные подвижные игры, эстафеты, полосы препятствий.
Здесь рассматриваются акробатические упражнения, составляющие базовый компонент комплексной программы. Их освоение позволит учащимся выполнить требования общегосударственного образовательного стандарта по физической культуре. При описании каждого упражнения даются техника выполнения, сопровождаемая рисунком или кинограммой, последовательность обучения, типичные ошибки, страховка и помощь.
Для освоения наиболее сложных упражнений рекомендуются обучающие программы.
Известно, что учащиеся I-IV классов, как правило, с большим интересом, удовольствием и старанием осваивают акробатические упражнения. Однако к V-VII классам интерес начинает снижаться, а к VIII-XI классам - исчезает совсем. Подобное можно объяснить тем, что для младших школьников перекаты, кувырки и равновесия являются новинкой, но затем эти упражнения без больших изменений переходят вместе с школьниками из класса в класс, и интерес к ним, естественно, пропадает. Так не должно быть - зародив интерес к этим упражнениям, учитель физической культуры должен не только поддерживать его, но и развивать. Для этого необходимо изучать разнообразные варианты известных школьникам упражнений, усложнять их, видоизменять и соединять с другими элементами, включать в игры, эстафеты.
АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В I-XI КЛАССАХ
I КЛАСС
Группировка
Техника выполнения. Группировка - это согнутое положение тела, при котором колени подтянуты к плечам, локти прижаты к туловищу, а кисти захватывают середину голени (стопы и колени слегка разведены). Группировка служит основным подводящим упражнением к перекатам, кувыркам и сальто в группировке. Группировку выполняют в приседе (рис. 1, а), сидя (рис. 1, б), лежа на спине (рис. 1, в).
Рисунок 1.
Последовательность обучения.
1. Из о. с. руки вверх, быстро присесть и принять положение в группировке в приседе, обращая внимание на умение округлять спину.
2. Из положения упора сидя сзади быстро согнуть ноги и сгруппироваться.
3. Лежа на спине руки вверх, быстро согнуть ноги и сгруппироваться.
4. Из положения лежа на спине, поднимая туловище, принять группировку сидя.
Типичные ошибки.
Ø Откинутая назад голова.
Ø Ноги вместе, не разведены.
Ø Ноги разведены слишком широко.
Ø Неправильный захват руками голеней (слишком высоко или низко, в «замок»).
Ø Неплотная группировка.
Требования к выполнению . Каждое упражнение выполнять несколько раз, постепенно ускоряя движения и фиксируя положение группировки.
Перекаты
Техника выполнения . Перекаты - это движение с последовательным касанием пола (опоры) отдельными частями тела без переворачивания через голову. Перекаты используют как подводящие упражнения во время обучения кувыркам. Программой предусмотрены перекаты вперед и назад в группировке (рис. 2), в стороны из упора стоя на коленях, прогнувшись, лежа на животе.
Рисунок 2
Последовательность обучения .
1. Из положения группировки сидя перекат назад-вперед на спине.
2. Из положения группировки сидя перекат назад и перекатом вперед вернуться в и. п.
3. Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед сед в группировке.
4. Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед и. п.
5. Перекаты вперед и назад прогнувшись в положении лежа на животе. Лежа на животе, прогнуться, наклонить голову назад и принять упор лежа на бедрах. Быстро сгибая руки, выполнить перекат вперед и, разгибая их, перекат назад.
6. Из упора стоя на коленях перекаты в стороны в группировке. Последовательно касаясь пола предплечьем, плечом, боком, спиной, другим боком и плечом, взять группировку и обратным движением возвратиться в и. п.
7. Из упора присев перекат в сторону и возвратиться в и. п.
8. Перекаты вперед и назад прогнувшись с различными положениям рук (вверху, за спиной, к плечам).
Требования к выполнению . Наиболее сложным из приведенных перекатов является перекат из упора присев в упор присев. Для успешного освоения этого элемента вначале его можно давать из и. п. упора присев спиной к мату, когда ноги находятся на полу около мата, что облегчает возвращение в и. п. Во время выполнения перекатов обращать внимание на правильность и плотность группировки.
II КЛАСС
В этом классе программой предусмотрено обучение следующим акробатическим упражнениям: кувырку вперед и в сторону, стойке на лопатках согнув ноги и из стойки на лопатках согнув ноги перекату вперед в упор присев. Наиболее сложным из этих упражнений является кувырок вперед.
Кувырок вперед
Техника выполнения . Из упора присев (с опорой руками впереди стоп на 30-40 см), выпрямляя ноги, перенести массу тела на руки. Сгибая руки и наклоняя голову вперед, оттолкнуться ногами и, переворачиваясь через голову, сделать перекат на шею и лопатки. Опираясь лопатками о пол, резко согнуть ноги и взять группировку. Заканчивая кувырок, принять упор присев (рис. 3).
Рисунок 3.
Типичные ошибки.
Ø Опора руками близко к ступням (приводит к удару спиной).
Ø Отсутствие отталкивания ногами.
Ø Недостаточная группировка.
Ø Неправильное положение рук.
Ø Опора руками сзади при переходе в упор присев.
Страховка и помощь. В большинстве случаев это упражнение доступно для самостоятельного исполнения. Обычно помощь нужна только отдельным учащимся. При этом партнер, стоя на одном колене, сбоку одной рукой помогает выполняющему наклонить голову вперед на грудь, а другой, поддерживая под грудь или плечо, обеспечивает мягкое опускание на лопатки и увеличивает вращение вперед.
Кувырок в сторону
Техника выполнения . Выполняется из упора стоя на коленях или упора присев. Первая часть кувырка такая же, как и у переката в сторону из упора стоя на коленях, однако вращение тела необходимо продолжить в том же направлении и, переворачиваясь через спину, прийти снова в упор стоя на коленях или в упор присев.
Типичные ошибки.
Ø В начале кувырка рука не ставится на предплечье.
Ø Неплотная группировка.
Страховка и помощь . Стоя сзади, помогать переворачиванию, поддерживая около тазобедренных суставов.
Типичные ошибки.
Ø Перекат выполняется с откидыванием плеч и головы назад.
Ø Руки ставятся под спину рано, локти широко разведены.
Ø Туловище не принимает вертикального положения.
Ø Голени отклоняются от вертикального положения, носки не оттянуты.
Страховка и помощь . Помогать, стоя сбоку от ученика, одной рукой поддерживая под спину, другой за ноги.
И контрольного урока
Из упора присев кувырок вперед в упор присев - перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги - перекатом вперед упор присев - кувырок в стороны в упор присев и о. с.
III КЛАСС
Осваиваются следующие упражнения: 2-3 кувырка вперед, стойка на лопатках, из положения лежа на спине «мост», перекат назад в группировке с последующей опорой руками за головой.
Два-три кувырка вперед
Техника выполнения. После первого кувырка, который выполняется несколько энергичнее, чем обычно, поставить руки на пол и, не задерживаясь, выполнить второй, третий кувырок.
Последовательность обучения .
2. Из упора присев кувырок вперед в упор присев и прыжок вверх.
3. Из упора присев два кувырка вперед в упор присев.
Типичные ошибки.
Ø Остановка между кувырками.
Ø Ошибки, типичные при выполнении кувырка вперед.
Стойка на лопатках
Техника выполнения . Из упора присев, взявшись руками за середину голени, выполнить перекат назад. В конце переката, коснувшись пола лопатками, опереться руками в поясницу и, разогнув ноги, выполнить стойку на лопатках. Туловище должно быть прямым, локти широко не разводить (рис. 5).
Рисунок 5
Последовательность обучения .
1. Из упора сидя сзади перекатом назад сгибая ноги стойка на лопатках согнув ноги.
2. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги - разогнув ноги стойка на лопатках - держать.
3. Из упора сидя сзади перекатом назад стойка на лопатках.
4. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках.
Типичные ошибки.
Ø Сгибание в тазобедренных суставах.
Ø Тело отклонено от вертикальной плоскости.
Ø Широко разведены локти.
Страховка и помощь . Стоя сбоку от ученика у места опоры лопатками, одной рукой захватить за голень, предупреждая возможность опускания ног за голову. После выхода в стойку на лопатках дополнительно (по мере необходимости) поддерживать сзади за бедро, добиваясь более точного вертикального положения тела с вытянутыми носками (рис. 6).
Рисунок 6
Типичные ошибки.
Ø Ноги в коленях согнуты, ступни на носках (рис. 8).
Ø Ноги согнуты в коленях, плечи смещены от точек опоры кистей (рис. 9).
Рисунок 8 Рисунок 9
Ø Руки и ноги широко расставлены.
Ø Голова наклонена вперед.
Страховка и помощь . Стоя сбоку, поддерживать одной рукой под спину у лопаток, другой под поясницу.
Перекат назад в группировке
И контрольного урока
Из упора присев два кувырка вперед в группировке в упор присев - перекатом назад стойка на лопатках (держать) - перекатом вперед лечь и «мост» - лечь, перекат назад с опорой руками за головой - перекатом вперед упор присев и о. с.
IV КЛАСС
Кувырок назад в группировке
Техника выполнения . Из упора присев, руки несколько впереди - тяжесть тела перенести на руки; затем, отталкиваясь руками, быстро перекатиться назад, увеличив вращающий момент за счет плотной группировки; в момент касания опоры лопатками поставить кисти за плечами и, опираясь на них, перевернуться через голову (не разгибая ног) и перейти в упор присев (рис. 11).
Рисунок 11
Типичные ошибки.
Ø Неточная постановка рук (на кулаки, на тыльную сторону кистей, непараллельная постановка кистей и локтей).
Ø Разгибание ног в момент постановки рук и переворачивания через голову.
Ø Неплотная группировка.
Ø Отсутствие опоры и отжимания на руках в момент переворачивания через голову.
Ø Медленное переворачивание.
Страховка и помощь. Стоя сбоку, одной рукой поддерживать под плечо, другой, при необходимости, подтолкнуть под спину.
И контрольного урока
Из упора присев кувырок назад и перекатом назад стойка на лопатках – перекатом вперед лечь и «мост» опуститься в положение лежа на спине - сесть, руки в стороны - опираясь слева поворот в упор присев - кувырок вперед в упор присев - прыжок вверх прогибаясь и о. с.
V КЛАСС
В этом классе идет совершенствование кувырков вперед и назад, стойки на лопатках.
И контрольного урока
1. Кувырок вперед, правая скрестно перед левой
и поворот кругом в упор присев - 2,5 балла
2. Кувырок назад - 3,0 балла
3. Перекатом назад стойка на лопатках - 3,0 балла
4. Перекатом вперед упор присев и о. с. - 1,5 балла
VI КЛАСС
Учащиеся данного класса должны научиться выполнять «мост» из положения стоя с помощью, совершенствовать кувырки вперед и ранее изученные элементы.
VII КЛАСС
С этого класса мальчики и девочки начинают осваивать разные упражнения. Мальчики должны освоить кувырок вперед и стойку на лопатках и стойку на голове и руках согнув ноги. Девочкам предстоит освоение кувырка назад в полу шпагат.
Типичные ошибки.
Ø Преждевременный отрыв ног от опоры и падение вперед.
Ø Постановка рук с широко разведенными локтями.
Ø Ошибки, типичные для стойки на лопатках.
Страховка и помощь . Во избежание сильного вращения и возможного опускания таза, стоя сбоку, поддерживать за голень, помогая перейти в стойку на лопатках, далее помогать, как при выполнении стойки на лопатках.
Типичные ошибки.
Ø Неправильная постановка головы: не на лоб, а на темя.
Ø Близкая постановка головы к рукам (нарушен принцип равностороннего треугольника).
Ø Сгибание ног не к груди, а за спину.
Страховка и помощь . Помогать, стоя сбоку на коленях, поддерживая одной рукой под спину, другой за голени.
Кувырок назад в полушпагат
Техника выполнения . Заканчивая кувырок назад, согнуть одну ногу к груди и, опираясь на руки, поставить ее на колено, другую ногу не сгибать и не опускать; выпрямиться, разогнуть руки в упор стоя на колене. Опуская ногу и отодвигаясь, выпрямиться, скользя руками по полу, - полушпагат (рис. 15).
Рисунок 15
VIII КЛАСС
Мальчики должны освоить кувырок назад в упор стоя ноги врозь, длинный кувырок, стойку на голове. Девочки - «мост» и поворот в упор стоя на одном колене.
Типичные ошибки.
Ø Неправильная постановка рук, как при выполнении кувырка назад.
Ø Слишком запоздалое разведение ног.
Ø Неполное разгибание ног в момент разведения.
Страховка и помощь . Помогать, стоя сбоку на коленях, поддерживая под спину в момент переворачивания через голову. Чтобы выполняющий не задел страхующего ногами при их разведении, последний должен находиться рядом с выполняющим в и. п.
Длинный кувырок
Техника выполнения . Длинный кувырок вперед выполняется из полуприседа, руки назад, махом руками вперед разгибая ноги, поставить руки не ближе 60-80 см от носков впереди плеч, оттолкнуться ногами и выполнить кувырок в группировке. При этом надо стремиться, чтобы сгибание ног в коленях происходило в момент касания пола лопатками (рис. 17).
Рисунок 17
Последовательность обучения .
1. Из упора присев кувырок вперед в упор присев.
2. Из упора присев кувырок вперед с постепенным увеличены ем расстояния между ногами и руками в упор присев.
3. Из полуприседа длинный кувырок вперед в упор присев с линии, находящейся на расстоянии 60-80 см до постановки рук.
Типичные ошибки.
Ø Близкая постановка рук, что приводит к выполнению обычного кувырка вперед.
Ø Ноги в момент отталкивания не разгибаются полностью.
Ø Появление фазы полета из-за слишком большого расстояния между стопами и местом постановки рук.
Ø Ошибки, типичные при выполнении группировок, перекатов и кувырка вперед.
Страховка и помощь . Стоя сбоку у места постановки рук, одной рукой, накладывая ее на затылок выполняющего, помогать ему наклонять голову вперед, а другой поддерживать снизу под живот или бедро.
Стойка на голове
Техника выполнения . Из упора присев, опираясь головой (верхней частью лба) впереди рук, образуя равносторонний треугольник, толчком стойка на голове согнув ноги с последующим выпрямлением туловища до прямого вертикального положения (рис. 18).
Рисунок 18
Последовательность обучения .
1. Из упора присев стойка на голове согнув ноги (упражнение VII класса).
2. Из упора присев стойка на голове согнув ноги с последующим выпрямлением тела до прямого положения.
3. Из упора присев толчком двумя ногами стойка на голове и возвратиться в и. п.
Типичные ошибки .
Ø Неправильная постановка головы (не на лоб, а на темя).
Ø Голова поставлена близко или далеко от рук.
Ø Неполное разгибание в тазобедренных суставах.
Ø Излишнее прогибание в пояснице.
Ø Ноги согнуты в коленях, носки не оттянуты.
Страховка и помощь. Стоя сбоку, одной рукой поддерживать за голень снизу, другой под спину. При выходе в стойку поддерживать одной рукой за бедро, а другой за голень, добиваясь точного вертикального положения (рис. 19).
Рисунок 19
«Мост» и поворот кругом в упор стоя на одном колене
Техника выполнения. Описание техники выполнения «моста» из положения лежа на спине и из положения стоя с помощью приведены для учащихся III и VI классов. Поэтому здесь остановимся на технике поворота в упор стоя на одном колене из положения «мост». Перенося тяжесть тела на правую (левую) руку и правую (левую) ногу, оттолкнуться левой (правой) рукой и начать поворот направо (налево). Повернувшись на 90°, согнуться и закончить упражнение в упоре стоя на правом (левом) колене, другую назад. Завершая поворот, опереться на левую (правую) руку и вернуть кисть правой (левой) руки в обычное положение.
Типичные ошибки.
Ø Недостаточная передача тяжести тела на руки.
Ø Слишком широкая постановка рук на пол.
Ø При повороте нет толчка ногой, противоположной повороту от пола.
Ø Опускание и сгибание ноги сзади.
Страховка и помощь. Помогать, стоя с противоположной повороту стороны, поддерживая под спину и за ногу.
IX КЛАСС
В этом классе мальчики осваивают из упора присев силой стойку на голове и руках и с трех шагов разбега кувырок вперед прыжком, а девочки - равновесие на одной, выпад вперед и кувырок вперед.
Типичные ошибки.
Ø Неправильное положение рук и головы, описанное ранее.
Ø Стойка выполняется толчком двумя или махом одной и толчком другой.
Ø Слишком далеко или близко поставлены руки от ног, и при разгибании ног туловище принимает наклонное положение: либо вперед (когда руки поставлены слишком близко к ногам), либо назад (когда руки поставлены слишком далеко от ног).
Ø Преждевременное разгибание в тазобедренных суставах (до того момента, когда туловище еще не примет вертикального положения).
Страховка и помощь. Стоя сбоку, одной рукой поддерживать под спину, другой под ногу.
X-XI КЛАССЫ
В этих классах юноши должны освоить кувырок прыжком через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках с помощью, кувырок назад через стойку на руках с помощью и переворот в сторону. Девушки совершенствуют комбинации из ранее освоенных элементов.
Кувырок прыжком через препятствие высотой 90 см
Техника выполнения. Кувырок выполняется аналогично кувырку прыжком с трех шагов разбега, но высота полетной фазы постепенно увеличивается, для чего и увеличивается длина и скорость разбега (рис. 26).
Рисунок 26
Типичные ошибки.
Ошибки такие же, как и при кувырках прыжком без препятствия. В связи с опасностью получения травм учащиеся, не освоившие кувырок прыжком с места, не должны допускаться к выполнению данного прыжка.
Типичные ошибки.
Ø Неправильное положение головы (не отклоняется назад).
Ø Слишком прогнутое тело.
Ø Слишком широкая или узкая постановка рук.
Ø Не полностью выпрямлено тело в плечевых и грудинно-ключичных суставах.
Страховка и помощь. Помогать со стороны маховой ноги, вытянув одну руку вперед (над местом постановки рук), второй захватить ученика за бедро или голень маховой ноги. Поднятая рука служит ориентиром. Учащийся должен остановиться в момент касания ее ногами (рис. 28).
Рисунок 28
Переворот в сторону
Техника выполнения. Из стойки лицом по направлению движения поднять руки вперед-вверх ладонями вперед и сделать шаг той ногой, в какую сторону выполняется переворот, затем, наклоняясь вперед, опереться о пол одноименной рукой (если переворот выполняется влево, то левой рукой) пальцами в эту же сторону на расстоянии шага от толчковой ноги и махом одной и толчком другой выйти в стойку на руках ноги врозь. Далее, оттолкнувшись поочередно руками, прийти в стойку ноги врозь, руки в стороны (рис. 29).
Рисунок 29
Типичные ошибки.
Ø Руки и ноги не ставятся на одной линии.
Ø Переворот выполняется не через стойку на руках.
Ø Голова не отклонена назад, и ученик не контролирует постановку рук.
Ø Переворот выполняется не через стойку на руках, т. е. тело проходит не в вертикальной плоскости, а сбоку.
Страховка и помощь. В практике применяют три основных варианта помощи проводкой по движению со стороны спины:
1. Одной рукой поддерживать за пояс, другой под плечо.
2. Захватом обеими руками скрестно за поясницу.
3. Захватом обеими руками за поясницу.
Типичные ошибки.
Ø Преждевременное разгибание в тазобедренных суставах.
Ø Запоздалое разгибание в тазобедренных суставах.
Ø Неправильная постановка рук.
Страховка и помощь. Стоя сбоку ноги врозь около места постановки рук, взять за ноги и помочь разогнуться в стойку на руках и, подтолкнув за ноги, оказать помощь при завершении кувырка.
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Для освоения наиболее сложных упражнений, а также для сравнительно слабых учащихся можно рекомендовать метод программированного обучения с использованием обучающих программ, составленных по типу алгоритмических предписаний. В них учащимся дается серия последовательно выполняемых учебных заданий с обязательным проведением контроля или самоконтроля качества выполнения каждого задания, позволяющего переходить к следующей серии заданий. Ниже приведены обучающие программы для освоения кувырка назад, стойки на руках и переворота в сторону.
Кувырок назад
Техника выполнения. Из упора присев ноги на ширине стопы, плечи слегка вперед, сгруппироваться (кадр 1); наклонить голову вперед, отталкиваясь руками, быстро перекатиться на лопатки и, опираясь руками за плечами, перевернуться через голову (кадры 2-3); разгибая руки, перейти в упор присев (кадры 4-5).
Что должен знать учащийся при освоении кувырка назад?
1. В упоре присев подавать плечи вперед.
2. При перекате назад держать плотную группировку до касания шеей мата и опоры руками за плечами.
3. Разгибание рук начинать до касания ногами мата.
Что он должен уметь?
Быстро выполнять перекат назад в группировке и опираться руками за плечами.
Серии учебных заданий
Информационные кадры (Что делать?) | Операционные кадры (Как делать?) | Контрольные кадры |
I серия - упражнения, направленные на развитие физических качеств, необходимых для выполнения кувырка назад | ||
1. Наклоны и круговые движения | Выполнять вперед и назад с максимальной амплитудой, с сопротивлением партнера | |
2. Вращение кистями | Выполнять, сцепив пальцы рук | |
3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, ноги на 2-3-й рейке гимнастической стенки или на гимнастической скамейке. | Выполнять с прямым телом, локти прижаты к туловищу. | Выполнять в темпе 2-3 раза. |
II серия - упражнения, направленные на освоение исходных и конечных положений | ||
1. Упор присев. | Ноги поставить параллельно на ширине стопы, тяжесть тела перенести на руки. | Из о. с. быстро и правильно принять и. п. |
III серия - упражнения, направленные на освоение технической основы кувырка назад, основных действий, за счет которых выполняется изучаемое движение | ||
1. Перекат назад в группировке. | Из и. п. повторить перекат назад в группировке в и. п. | Из упора присев перекат назад в группировке и перекат вперед в упор присев. |
IV серия - упражнения, направленные на умение оценивать свои движения в пространстве, во времени, в проявлении мышечных усилий и управлять ими | ||
1. То же, что в III серии | То же, что и в III серии в среднем и быстром темпе с сохранением плотной группировки | Из о.с. упор присев и перекат назад с максимальной скоростью. Возвратиться в упор присев |
V серия - подводящие упражнения и упражнения, направленные на освоение отдельных частей изучаемого движения | ||
1. Опора руками за плечами. | Стоять спиной к стенке, опираться руками за головой. То же, лежа на спине. | |
2. Перекат назад в группировке и опора руками. | Выполнить из седа, ноги на ширине стопы, группировку, перекат назад и опереться руками за плечами; возвратиться в и. п. То же из упора присев. | |
3. Кувырок назад по наклонной плоскости. | Из седа у высокой части гимнастического мостика (сверху на мостик положен мат) выполнить кувырок назад. | |
4. То же в обычных условиях с помощью. | Из седа выполнить с помощью кувырок назад (при оказании помощи стоять сбоку и приподнять одной рукой плечо) в упор присев, встать. | Из о. с. упор присев (и. п.), кувырок назад и встать в о. с. |
VI серия - упражнения, направленные на выполнение изучаемого упражнения в целом | ||
1. Два кувырка назад с паузой. | Из упора присев выполнить кувырок назад, встать - пауза 2 с, упор присев и кувырок назад. | |
2. Два кувырка назад. | Из упора присев два кувырка назад в упор присев, с группировкой, колени врозь; после первого кувырка не делать паузу. | Два кувырка назад в быстром темпе и встать; стоять 2-3 с на месте. |
Серии учебных заданий
Информационные кадры (Что делать?) | Операционные кадры (Как делать?) | Контрольные кадры (Контрольное упражнение, тест) |
I серия | ||
1. Поднимание рук | Поднимая руки вверх, вытягиваться в плечах, не прогибаться; то же, но кисти назад, встать на носки | |
2. Поднимание и опускание плеч. | В стойке руки вверх поднимать и опускать плечи; то же с набивным мячом или грифом штанги | |
3. Наклон вперед | Выполнять с соупражняющимся наклон прогнувшись. То же из и.п. стоя ноги врозь (вместе), руки на плечи друг другу | |
4. Выпад вперед. | Выполнить из о.с. выпад вперед (на толчковой ноге), руки вниз, и обратно в и.п. | Выполнить упражнение 3-4 раза поочередно, не сгибая ноги |
5. Поочередные ногой назад. | Выполнять поочередные махи ногами у гимнастической стенки (с наклоном вперед; прямыми руками взяться за рейку) | |
II серия | ||
1. Выпад вперед с опорой руками | Из о. с. выполнить выпад (на толчковой ноге) и поставить прямые руки на опору. Маховая нога сзади прямая. | Выполнить упражнение 2-3 раза подряд |
III и IV серии | ||
1. Толчком одной, махом другой сменить положение ног. | Из о. с. выпад вперед с опорой на руки, передавая тяжесть тела на руки, толчком одной и махом другой сменить положение ног (при махе ногой поднять таз как можно выше). | После первой попытки - и. п. и повторить упражнение 2-3 раза. |
V серия | ||
1. Стойка на руках с помощью. | Выполнять с помощью: в упоре лежа (тело прямое) двое партнеров сбоку захватывают исполнителя за бедра и голени и поднимают в стойку на руках. | |
2. То же махом одной и толчком другой ногой. | С шагом одной опереться на руки (с началом маха прямой ногой поддерживать исполнителя под бедро и голень), выйти в стойку; устранить ошибки. То же с поддержкой в стойке на руках. | |
3. Стойка на руках с опорой всем телом о стенку. | Стойка на руках с опорой всем телом о подвешенный к стенке мат. | |
VI серия | ||
1. Стойка на руках | Выполнять с соупражняющимися: толчком одной, махом другой стойка на руках (партнер поддерживает после выхода в стойку). То же самостоятельно (выход в стойку без фиксации). | Стойка на руках толчком одной и махом другой 2 раза подряд. |
Переворот в сторону
Техника выполнения. Стоя лицом вперед по направлению движения, с взмахом руками вперед-вверх выпад правой (кадр 1); поочередно опираясь руками, с поворотом направо выйти в стойку на руках, ноги врозь (кадры 2-3) и, продолжая движение, передать тяжесть тела на левую руку; отталкиваясь, встать в стойку ноги врозь, руки в стороны (кадры 4-5).
Что должен знать учащийся при освоении переворота в сторону?
2. Переворот начинать стоя лицом вперед.
3. При выходе в стойку на руках опираться руками поочередно.
4. В стойке на руках широко разводить ноги.
5. При выполнении переворота в сторону руки и ноги ставить на одной линии.
Что он должен уметь?
1. Толчком одной и махом другой выходить в стойку на руках.
2. Выполнить стойку на руках, широко разводя ноги (у стены или с помощью).
Серии учебных заданий
Информационные кадры (Что делать?) | Операционные кадры (Как делать?) | Контрольные кадры (Контрольное упражнение, тест) |
I серия | ||
1. Наклоны в стороны. | Выполнять в широкой стойке, медленно, с полной амплитудой, не наклоняясь вперед. | |
2. Выпад в сторону. | Выполнять выпад с одновременным наклоном туловища к правой; встать на правой, левую в сторону, руки в стороны (то же в другую сторону). | |
3. Поочередные взмахи ногами в стороны. | Из о. с. выполнять прямыми ногами, с постепенным увеличением амплитуды точно в сторону (с опорой руками о стенку). | |
II серия | ||
1. Выпад вперед. | Из стойки на левой взмахом правой, руки вперед, вверх, выполнять широкий выпад правой | Быстрое выполнение выпада |
2. Выпад в сторону с опорой руками о пол. Быстрое выпрямление опорной ноги в стойку на одной ноге. | Из выпада толчком левой стойка на правой ноге, левую в сторону – 2 с, опустить левую | |
III серии | ||
1. Стойка на руках | Выполнять махом одной и толчком другой с опорой ногами о стенку (или с помощью партнера). В стойке вытягиваться на руках и не пргибаться | Стойка на руках у стены (самостоятельно), стоять 2-4 с. |
IV серия | ||
То же, что серия III | Выполнять стойку на руках с быстрым взмахом и отталкиванием | Стояка на руках (самостоятельно) у стенки |
V серия | ||
1. Стойка на руках ноги пошире | Из стойки на руках с опорой о стенку (или с помощью) опускание в стойку ноги врозь без прогибания в пояснице. | |
2. Из стойки на руках ноги врозь опускание в сторону с опорой ногами о стенку или с помощью партнера | Выполнять с помощью (поддерживать исполнителя под правое плечо правой рукой и за пояс левой рукой); из стойки на руках ноги врозь опускаться в стойку ноги врозь, руки в стороны. | |
3. Стойка на руках ноги врозь с поворотом налево. | После повторения выпада левой поставить руки по разметкам, с помощью партнера выйти в стойку на руках ноги врозь с поворотом (помощь оказывать в начале маха правой, стоя со стороны спины и захватив руками ноги). | |
|
||
4. Выход в стойку на руках с поворотом и с последующим опусканием в стойку ноги врозь, руки в стороны. | Выполнять с соупраж-няющимся (первый выполняет стойку на руках, ноги врозь с поворотом; второй, поддерживая под плечо и за пояс, переворачивает первого в стойку ноги врозь, руки в стороны). | |
5. Переворот в сторону. | Переворот выполняется по разметкам с проводкой. | Переворот в сторону самостоятельно. |
VI серия | ||
1. Темповый подскок. | Выполнять с места небольшой подскок на левой с одновременным по |
12.2. Техника акробатических упражнений, методика обучения
12.2.1. Акробатические прыжки
Прыжки - наиболее динамичные акробатические упражнения, широко применяемые не только в акробатике, но и в других видах спорта. Изучение акробатических прыжков начинается с простейших упражнений, которые в то же время служат подготовительными к освоению более сложных прыжков.
Группировка, перекаты (рис. 143) - основные подготовительные упражнения для кувырков и сальто; умение группироваться - одно из определяющих условий правильного использования этих упражнений. Поэтому необходимо изучить группировку сидя (а), в приседе (б), лежа на спине (в), а также широкую группировку (г) (захват руками за бедра снизу, снаружи у подколенных впадин, ноги врозь), которая применяется при исполнении некоторых акробатических упражнений. Например: круговой перекат, сальто боком.
Перекаты изучаются из упора присев, из стойки на голове, лежа на спине, из стойки на коленях (д), из седа ноги врозь.
Кувырок вперед (рис. 144). В упоре присев, опираясь руками впереди ступней, начать толчок ногами. Перенести тяжесть тела на руки, одновременно согнуть их, наклонить голову вперед и, ДО конца разгибая ноги, закончить толчок стопами. Перевернувшие через голову и коснувшись лопатками пола, быстро сгруппироваться. Перекатываясь на спине, сразу после касания стопами пола отпустить ноги и, посылая руки вперед, прийти в упор присев.
При изучении кувырка вперед нужно повторить группировку и перекаты в группировке лежа на спине с переходом в сед и присел в группировке.
Кувырок назад (рис. 145), Из упора присев, толкаясь руками, сгруппироваться, подтянуть колени к плечам, голову наклонить вперед, перекатываясь на лопатки, быстро поставить руки на уровне головы ладонями на пол (пальцами к плечам) и, опираясь на них, прийти в упор присев. Во время кувырка ноги не разгибать. В момент переката через голову необходимо опереться на поставленные руки на польза плечами и отжаться.
В момент переката через голову необходимо опереться на поставленные руки на польза плечами и отжаться.
Колеса (рис. 146). Колесо выполняется вправо или влево в лицевой плоскости в стойку ноги врозь, руки в стороны. Поворот следует начинать только перед постановкой на пол первой руки (левой при выполнении влево). Руки и ноги ставятся по одной линии, примерно через равные расстояния, тело совершенно прямое, ноги максимально разведены врозь. Основные компоненты техники- мах одной и толчок другой ногой.
Перед обучением колесу занимающимся следует усвоить стойку на руках ноги вместе и врозь (с поддержкой), затем выход в стойку на руках ноги врозь переворотом в сторону из стойки боком или лицом в направлении движения. Партнер, стоя сбоку исполняющего со стороны спины, помогает ему выйти в стойку, поддерживая левой рукой у поясницы справа, а правой слева. Далее из стойки на руках ноги врозь ученик с помощью партнера выполняет вторую половину переворота. После этого можно делать переворот колесом в целом (с места) из стойки лицом по направлению движения с помощью. После этого осваивается колесо с темпового прыжка (с места), затем с 2-3 шагов и, наконец, с разбега.
Переворот с головы (рис. 147). Основные компоненты техники этого элемента - толчок и мах ногами с последующим торможением, толчок руками от пола и правильное приземление.
Руки следует ставить возможно дальше от ног, без фазы полета, а лбом касаться пола несколько впереди рук (руки) и голова образуют вершины равностороннего треугольника. В момент касания опоры головой следует энергичный разгиб прямыми ногами в тазобедренных суставах с последующим торможением относительно туловища и резким толчком руками от пола. Затем следует фаза полета, в конце которой ученик приземляется на носки прямых ног, опускается на всю стопу и несколько амортизирует приземление, слегка приседая. В этот момент туловище прогнуто, голова наклонена назад, руки вверху. Расстояние между линиями толчка ногами, опоры руками и приземления примерно равно.
Обучение перевороту с головы начинается с повторения стойки на голове. Затем в стойке на голове занимающимся предлагается согнуть прямые ноги почти до касания пола носками и вновь разогнуть в стойку на голове. Следует обращать особое внимание на приземление. Для этого можно использовать следующее упражнение: стоя в полутора-двух шагах от стены, наклониться назад и опереться руками о стену, руки согнуть. Оттолкнувшись от стены руками, наклонить голову назад и, подавая вперед колени и таз, встать, руки вверх. С этой же целью можно использовать парные упражнения: первый номер ложится на спину, поднимает руки вперед, согнутые ноги ставит ступнями на пол на ширине стопы. Второй становится у головы первого, берет его за руки. С небольшой помощью второго первый встает, подавая вперед колени и таз и наклоняя голову назад.
1. Из положения лежа согнувшись на лопатках, руки вперед, резко разгибая тело в тазобедренных суставах, выполнить вскок разгибом с помощью двух партнеров, помогающих за руки.
2. Из стойки на голове согнувшись, носки почти касаются пола. Падая назад, резко разогнуться в тазобедренных суставах, оттолкнуться руками от пола и вскочить на ноги. Упражнение выполнять о возвышения 3-5 гимнастических матов с поддержкой партнера одной рукой за плечо, другой - под поясницу.
Переворот вперед (рис. 148). Переворот вперед выполняется махом одной ногой и толчком другой с опорой прямыми руками и приземлением на слегка согнутые ноги. Обязательно наличие фазы полета после толчка руками. При правильном исполнении этого элемента руки ставятся возможно дальше от ног, но без прыжка Выполняющий должен стремиться соединить ноги в момент окончания отталкивания совершенно прямыми руками. При приземлении надо прогнуться, руки поднять вверх, голову наклонить назад.
Начинать обучение перевороту следует после того, как занимающиеся освоят переворот с головы. Далее следует выполнять следующие упражнения: 1. Стойка на руках у стены махом одной и толчком другой ноги. 2. Переворот на плечо преподавателя. Занимающийся с разбега делает переворот, а преподаватель, стоя на линии разбега, в момент толчка руками подставляет плечо под его бедра и берет ученика к себе на плечо.
После освоения переворота на прямые ноги изучаются его разновидности: переворот на одну, переворот прыжком и др. Для освоения высокого полета целесообразно выполнять переворот на возвышение из Ъ~ 4 матов (руки ставить до мата).
Прыжок/из стойки на руках (курбет) (рис. 149). Из стойки на руках занимающийся незначительно сгибает ноги и, прогибаясь в поясничной части, теряет равновесие в направлении передней поверхности тела. В момент потери равновесия ноги резко разгибаются с последующим торможением, и ученик отталкивается руками от пола, переходя в фазу полета с рук на ноги.
Затем, резко сгибаясь в тазобедренных суставах, занимающийся обеспечивает подъем плеч к моменту приземления. Руки поднимаются вверх, и упражнение заканчивается прыжком.
Обучение нужно начинать с повторения стоек на руках без помощи партнера. Для освоения правильного разгибания в тазобедренных суставах необходимо несколько раа проделать опускание ног со стойки на руках в упор стоя согнувшись, затем то же на возвышении с последующим резким выпрямлением из этого положения в стойку руки вверх. Затем выполнить это же упражнение с возвышения и рекомендовать толкнуться руками до касания ногами пола. Для совершенствования курбета необходимо выполнять его с приземлением на возвышение из гимнастических матов.
Переворот с поворотом (рондат) (рис. 150). Рондат служит переходным элементом от разбега к акробатическим прыжкам. Выполняется махом одной и толчком другой ногой с последовательной опорой прямыми руками, поворотом "на 180° и фазой полета после опоры руками. Упражнение выполняется в вертикальной плоскости, левая рука (при повороте налево) и ноги ставятся по одной линии, правая рука - на 5-10 см влево-. Все упражнения исполняются в строго вертикальной плоскости. Поворот плеч следует начинать непосредственно перед постановкой первой руки. Выход в стойку, соединение ног и поворот нужно стремиться выполнить в момент опоры правой рукой (при повороте налево). После маха правой ногой и поворота туловища на 90° необходимо соединить ноги и затем продолжать дальнейший поворот туловища. После опоры руками обязательно должна быть фаза полета. Обучать рондату надо после освоения колеса и прыжка с рук на ноги (курбета), повторить также стойку на руках.
Переворот назад (фляк) (рис. 151). Переворот назад - одно из основных акробатических упражнений. Выполняется он прыжком назад толчком двумя ногами с вращением назад прогнувшись и промежуточной опорой прямыми руками. Оттолкнувшись руками» занимающийся выполняет курбет и приземляется на обе ноги. Обязательны две фазы полета (до и после опоры руками), равные по высоте и длине. Вначале обучают полуприседу с отведением рук до отказа назад с небольшим наклоном плеч вперед и потерей равновесия назад.
Далее повторяют курбет. Обучение непосредственно фляку начинается с медленного переворота через руки двух партнеров. Ученик ложится спиной на их руки, его ставят в стойку на руках для исполнения курбета. Можно выполнять это упражнение и вдвоем. Для этого двое занимающихся становятся вплотную друг к другу и поднимают руки вверх. Первый берет второго (исполняющего переворот) за лучезапястные суставы и наклоняется вперед, ставя его руки на пол перед собой. Второй ложится на спину первому, наклоняя голову назад, прогибаясь в пояснице и расслабляя ноги. В стойке на руках, потеряв равновесие в направлении передней поверхности тела, второй выполняет курбет. Затем переворот выполняется на лонже и после этого - самостоятельно.
" |
Во всех классах описание программного
материала по физической культуре начинается с
раздела «Гимнастика». В системе физического
воспитания гимнастика занимает одно из ведущих
мест. Она открывает перед детьми удивительный
мир разнообразных движений, новых ощущений,
способности управлять своим телом, развивает
необходимые навыки и жизненно важные физические
качества, способствует развитию
морально-волевых качеств характера, а значит и
гармоническому развитию личности ребёнка в
целом.
Одним из основных средств развития
координационных способностей является
акробатика. Надеюсь, что предложенные мной
упражнения помогут быстрее и легче освоить
первые шаги в акробатике, разнообразят
физкультурные занятия и просто помогут моим
коллегам в работе.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРУППИРОВКЕ И КУВЫРКИ БОКОМ
Упражнение |
Методические указания |
|
Группировка (ознакомление) | Колени плотно прижать к плечам, каждая рука держится за одноимённую ногу |
|
Наклоны вперёд ноги вместе и ноги врозь |
||
Совершенствование группировки в упражнениях ("Ёжики") |
«Ёжики» должны спрятать от лисы свои животики. – Дети по сигналу учителя быстро принимают положение «группировка» |
|
Перекаты в группировке |
«Ёжики» готовят гнёздышко для зимы, накалывают листики на свои иголки. – Дети выполняют перекаты |
|
Стойка на лопатках |
Руки должны плотно упираться в спину, локти держать узко. |
|
Положение "лёжа на спине, коснуться носками за головой" |
||
Кувырок боком из положения, лёжа на животе, прогнувшись |
||
Кувырок боком в группировке |
||
Кувырок боком из положения, сидя ноги врозь ("звёздочка") |
||
Кувырок назад через плечо |
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КУВЫРКОВ ВПЕРЁД
Упражнение |
Методические указания |
|
Кувырок вперёд |
И.П. – упор присев. В начале движения колени пола не касаются, смотреть на свой живот или носки ног. Продолжить движение сгибая руки, выпрямляя ноги и не касаясь опоры головой, произвести кувырок вперёд. |
|
Кувырок вперёд с горки матов (сверху вниз) |
||
Кувырок вперёд на горку матов (невысокую) |
С небольшого разбега |
|
Кувырок вперёд на горку матов различной высоты с разбега |
||
Несколько кувырков вперёд в группировке подряд |
Контролировать группировку |
|
Кувырки вперёд шагом одной с приходом на другую |
||
Кувырки вперёд на одной |
Вторую поджать |
|
Кувырки вперёд с опорой одной рукой |
||
Кувырки вперёд в парах, держась за руки |
||
Кувырки вперёд без помощи рук |
||
Кувырки вперёд прыжком (длинный кувырок вперёд) |
||
Кувырки через препятствия различной высоты и ширины |
||
Кувырки вперёд в парах (и.п. – один, лёжа на спине, подняв ноги, держится за ноги партнёра; другой, стоит возле головы партнёра, держится за его ноги) |
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КУВЫРКОВ НАЗАД
Упражнение |
Методические указания |
|
Группировка |
||
Перекаты |
||
И.п. - стоя спиной к стене, выучить постановку рук внизу и перенос рук за голову |
Фото 2 |
|
И.п. - лёжа на спине, поставить руки за голову для кувырка назад |
Повторять это упражнение в разном темпе |
|
Перекаты из упора присев в упор присев |
||
То же с постановкой рук за голову для кувырка назад |
||
Кувырок назад с горки матов |
Обратить внимание на правильную постановку рук |
|
Кувырок назад с горки матов в упор стоя согнувшись, ноги врозь |
Заканчивая кувырок, не выпрямляться, а наоборот стараться поставить прямые ноги как можно раньше, можно взять носки на себя. |
|
Кувырок назад из и.п. ноги врозь в упор стоя согнувшись, ноги врозь |
Освоить безопасное падение в наклоне вперёд. |
|
Кувырок назад в группировке |
||
Кувырок назад согнувшись |
||
Кувырок назад в стойку на руках |
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКОМУ ЭЛЕМЕНТУ "МОСТ"
Упражнение |
Методические указания |
|
И.п. – упор лёжа согнув руки 1 – упор лёжа прогнувшись 2 – и.п. |
Живот от пола не отрывать, руки выпрямить, плечи опустить |
|
И.п. – Лёжа на животе, захватить ноги руками. Перекаты на животе вперёд – назад |
||
И.п. – упор лёжа прогнувшись. Ногами коснуться головы |
||
И.п. – стойка на коленях, пятки вместе, колени врозь. Наклоны назад |
Не стремиться достать головой ног, а тянуться животом вперёд, чтобы развивать подвижность тазобедренных суставов |
|
И.п. – Лёжа на спине – "мост" |
Руки выпрямить |
|
Лёжа на горке матов, упор руками о пол, ногами на маты – "мост" |
Перенести центр тяжести на руки, завести плечевые суставы вперёд |
|
«Мост», выпрямляя колени с переносом тяжести тела с ног на руки и обратно |
||
И.п. – стоя спиной к стене на расстоянии шага, наклоны назад с постановкой рук на стену и встать |
По стене не ходить. Наклон выполнять руками. |
|
То же, но с опорой на горку матов (возвышенность) |
По мере освоения выполняется с помощью и без помощи на полу. |
В результате использования данной методики ребята с удовольствием занимаются акробатикой на уроках, многие осваивают более сложные элементы, легко справляются с олимпиадными заданиями по физической культуре.
Освоение новых гимнастических упражнений имеет ряд специфических особенностей:
1. Многие гимнастические упражнения для занимающихся являются совершенно новыми формами движений, незнакомыми им по предшествующему двигательному опыту
2. Обучение упражнениям связано с требованием выполнять движения в гимнастическом стиле.
3. Двигательные навыки в гимнастике должны обладать высокой устойчивостью и стабильностью при выполнении упражнений в меняющихся условиях внешней среды и внутреннего состояния гимнаста.
3. Двигательные навыки в гимнастике должны обладать высокой устойчивостью и стабильностью при выполнении упражнений в меняющихся условиях внешней среды и внутреннего состояния гимнаста. И в то же время навык должен быть пластичным.
4. В связи с многоструктурностью и многофункциональностью гимнастических упражнений приходится учитывать возможности переноса эффекта от выполнения одного упражнения на другое, вновь изучаемое. В зависимости от общности или различий в структуре движений, в их сенсорном, энергетическом или психологическом обеспечении возможен положительный или отрицательный перенос с ранее выполненного упражнения на вновь изучаемое.
Наряду с указанными выше видами переноса выделяют еще так называемое явление последствия – это временное ухудшение точности движений после больших мышечных усилий (даже кратковременных), работы на выносливость, сильных эмоциональных возбуждений или угнетения, умственных напряжений. Например, после упражнений на силу временно ухудшается координация движений и даже такой прочный навык, как почерк.
Для избегания отрицательных последствий этих явлений необходимо:
а) умело планировать изучение новых упражнений, исключая возможность отрицательного переноса и явления последствия;
б) избегать одновременного изучения упражнений, сходных в деталях, но различающихся по своей технической основе. Например, не следует изучать одновременно сальто назад и темповой переворот назад (фляк);
в) не изучать одновременно упражнения, сходные по структуре движений, на двух снарядах (подъем разгибом, махом вперед или назад на брусьях, кольцах, перекладине);
г) при изучении упражнения в одну сторону надо, не доводя его до стадии навыка, изучить и в другую сторону;
д) упражнения со сложной координацией движений, требующие высокой точности, расчета, тонкой ориентировки в пространстве в условиях безопорного положения тела, упражнения в равновесии должны изучаться до выполнения упражнений, требующих больших мышечных усилий, эмоционального напряжения, выносливости и т.д.
5. Выполнение многих гимнастических упражнений связано с необходимостью проявлять смелость, решительность, эмоциональную устойчивость, а в ряде случаев даже идти на риск – все это вызывает большие трудности в овладении упражнениями. Облегчить положение занимающихся можно с помощью следующих методических приемов:
а) создание более четкого представления о характере движений во всех частях и фазах упражнения, потому что недостаток информации является основной причиной помех, неуверенности в своих силах и возможностях, страха;
б) организация своевременной помощи и страховки;
г) воспитание воли, целеустремленности, настойчивости, решительности и смелости, приучение к самостоятельности в действиях.
6. В процессе выполнения многих гимнастических, акробатических и упражнений художественной гимнастики создаются ускорения, являющиеся раздражителями рецепторов вестибулярного анализатора. Чрезмерное воздействие на них может отрицательно повлиять на координацию движений, ориентировку в пространстве, эмоциональную устойчивость, решительность и смелость при выполнении упражнений.
Методы обучения упражнениям
При обучении гимнастическим упражнениям применяются словесный метод, метод наглядной демонстрации, метод упражнения.
Словесный метод практически реализуется в следующих методических приемах: описание, объяснение, рассказ, инструкция, указание и др.
Метод наглядной демонстрации реализуется в показе упражнения, демонстрации различных наглядных пособий, макетов, в использовании внешних ориентиров, ограничителей движений и др. У занимающихся создается зрительный образ упражнения, Чем точнее этот образ соответствует технике показанного упражнения, тем быстрее и правильнее занимающийся его выполнит.
Метод упражнения позволяет воздействовать главным образом на двигательную сферу занимающихся. При этом постепенно формируется двигательный образ упражнения, двигательное умение, а затем и навык. Этот метод применяется в сочетании с рассмотренными выше методами в виде целостного и расчлененного выполнения упражнения.
При целостном методе, упражнение выполняется без применения подготовительных или подводящих упражнений. Этот метод можно использовать для обучения простых упражнений.
Для сложных упражнений применения целостного метода возможно, когда имеются достаточно эффективные средства страховки и помощи, например тренажерные устройства. Они берут на себя функции контроля за движениями гимнаста, и делают возможным разучивание довольно сложных упражнений целостным методом.
С помощью расчлененного метода изучаются технически сложные гимнастические упражнения. Они предварительно делятся на относительно самостоятельные составные части, и каждая из них изучается отдельно.
При расчленении упражнения не следует дробить его на слишком мелкие части, так как при этом могут возникать ощущения и восприятия, не свойственные целостному исполнению, что затруднит овладение упражнением. Каждая выделенная часть по возможности должна представлять собой относительно самостоятельное упражнение.
При разучивании упражнения расчленённым методом могут использоваться такие методические приемы, как:
а) освоение главного в технике исполнения упражнения;
б) фиксация тела или отдельных его звеньев в той или иной фазе упражнения;
в) проводка в изучаемой части или фазе упражнения;
г) имитация движения;
д) изменение исходных и конечных условий движения;
Целостное и расчлененное выполнение упражнений дополняется следующими методическими приемами:
а) подводящими упражнениями;
б) дополнительными ориентирами для различных сенсорных систем;
в) физической помощью;
г) изменением условий обучения и др.
Подводящие упражнения применяются для создания или уточнения представлений об упражнении. Они помогают прочувствовать и понять характер движений в каждой фазе изучаемого упражнения.
При подборе этих упражнений соблюдаются следующие правила:
а) подводящие упражнения должны быть сходными по структуре движений с изучаемым упражнением или его основными частями;
б) их следует располагать по возрастающей трудности;
в) только после усвоения предыдущего подводящего упражнения следует переходить к следующему;
г) если возникают ошибки в более сложном подводящем упражнении, нужно вернуться к предыдущему, более легкому подводящему упражнению.
д) чем меньше занимающиеся подготовлены к овладению изучаемым упражнением, тем больше подводящих упражнений они должны выполнить.
Наряду с подводящими упражнениями в учебном процессе применяются, так называемые, подготовительные упражнения. С их помощью у занимающихся развивают необходимые двигательные и психические способности, функции сенсорных систем и систем энергообеспечения, необходимые для выполнения сложных упражнений.
Зрительные и слуховые ориентиры облегчают формирование правильного представления об упражнении, о его пространственных, временных и силовых параметрах, а также о согласовании движений различными звеньями тела. В качестве ориентиров используются различные предметы, метки на стенах, потолке, специально размеченные щиты, установленные у снаряда ограничители движений, подвешенные мячи, линии, начерченные на полу или на матах, и др. Звуковые сигналы применяются для овладения ритмом движений, своевременного приложения мышечных усилий. Все это помогает ученику ориентироваться в пространстве, содействует более правильному выполнению упражнения, позволяет оценить собственные действия.
Помощь и страховка играют важную роль при овладении новыми, сложными для занимающихся упражнениями. Наряду с подсказкой, подачей ритмических сигналов иногда приходится оказывать ученику физическую помощь. Она необходима при плохой ориентировке в пространстве, при недостаточно развитой мышечной силе, координации движений, нерешительности и робости.
При оказании помощи применяют следующие методические приемы:
а) проводка по всему упражнению или отдельной части, фазе, фиксация тела или отдельного звена в определенной точке движения;
б) подталкивание, поддержка и подкрутка. В применении этих методических приемов надо соблюдать определенную меру. Она зависит от уровня общей и специальной физической, технической и волевой готовности ученика выполнить новое упражнение. Надо своевременно предоставлять возможность занимающимся самостоятельно справляться с возникающими трудностями, чтобы они не привыкали к физической помощи. По мере овладения изучаемым упражнением от физической помощи переходят к страховке, а затем исключают и ее.
Специальные приспособления и тренажеры применяются для того, чтобы облегчить занимающимся овладение сложными упражнениями, сделать учебно-тренировочный процесс более производительным, эффективным.
Изменение условий обучения применяется в качестве метода на более поздней стадии формирования навыка, после уверенного овладения технической основой изучаемого упражнения, когда оно уверенно выполняется в комбинации. Когда упражнение выполняется уже достаточно уверенно и точно, переходят к совершенствованию техники его исполнения. Учащихся приучают выполнять упражнение в меняющихся условиях занятий. Методика обучения на этом этапе складывается в основном из методов целостного выполнения изучаемого упражнения с избирательным совершенствованием деталей техники.
В первых попытках исполнения сложного упражнения трудно избежать неточных, ошибочных движений, и здесь большое значение имеет своевременное исправление допущенных неточностей.
Ошибка - это действие, не позволившее достичь поставленной цели. Причинами ошибки могут быть недопонимание техники исполнения упражнения, слаборазвитые способности, недисциплинированность, нерешительность и робость, отсутствие целеустремленности.
Если все же ошибка закрепилась, то для ее устранения могут быть применены следующие методические приемы:
а) вернуться к более простому подводящему упражнению;
б) на время прекратить выполнение упражнения, чтобы затормозить процесс образования ненужных условных связей;
в) переучить упражнение в другую сторону;
г) обучить надежной самостраховке
Этапы обучения упражнениям
В теории и практики физического воспитания принято выделять три этапа обучения двигательным действиям. Первый этап связан с ознакомлением техники двигательного действия. На втором этапе обучения формируется техника исполнения двигательного действия. На третьем этапе происходит стабилизация и совершенствование техники исполнения двигательного действия.
I -й этап -этап начального разучивания упражнения . Он направлен на создание общего представления об изучаемом упражнении и овладение основами техники упражнения. Четкость представления об изучаемом упражнении, его образ служит основой сознательного овладения упражнением. Представление об упражнении формируется на основе информации, поступающей в центральную нервную систему от сенсорных систем. Для создания у учеников предварительного представления об упражнении используются следующие методические приемы: название упражнения, показ, объяснение его назначения и техники исполнения, опробование (если это доступно для занимающихся).
Название упражнения в создании представления о нем играет достаточно важную роль. Называть упражнение надо терминологически правильно. В этом случае оно становится эффективным пусковым фактором для ЦНС, способствует созданию условий для замыкания временных условных связей, необходимых для осуществления движений.
Показ упражнения. Принято полагать, что до 80% информации и отсюда понятна значимость показа, как основополагающего приема создания представления об изучаемом упражнении и соответственно, высокими требованиями к качеству демонстрации упражнения. Показ упражнения должен быть образцовым, близким к идеальному.
В качестве наглядных пособий могут использоваться видеофайлы, компьютерная анимация, кинограммы, схематичное изображение упражнения, шарнирная модель фигурки гимнаста и др.
Объяснение техники исполнения упражнения - наиболее ответственный и сложный методический прием создания представления об упражнении. Объяснение должно быть кратким, основанным на знакомых занимающимся представлениях. Чем сложнее изучаемое упражнение для восприятия, тем в большей мере показ сочетается с подробным и доходчивым объяснением.
При объяснении техники движений обучаемым сообщается наиболее важная для успешного выполнения упражнения информация. Особое внимание уделяется раскрытию закономерностей движений и в соответствии с ними объясняются способы выполнения упражнения.
Опробование упражнения. Этот методический прием применяется только после того, как ученики получили достаточно четкое представление об упражнении и поняли технику его исполнения. При опробовании упражнения отчетливо проявляется способность обучаемых с образа упражнения сотворить само упражнение. В проявлении этой способности важную роль играют координация движений, мышечная сила, гибкость, быстрота двигательных действий, внимание, точность представления об упражнении, запоминание последовательности и закономерностей движений, волевой настрой, общее отношение к занятию.
Важно, чтобы первые попытки были удачными. Это вселяет уверенность в свои силы и вызывает интерес к занятию, к овладению изучаемым упражнением. Поэтому опробуются только доступные обучаемым упражнения. В этом случае занимающиеся получают возможность соотнести свои представления об упражнении с его фактической сложностью и со своими способностями, необходимыми для успешного овладения упражнением, выполняют его сознательно, творчески, активно.
II-й этап - этап углубленного разучивания . Этап углубленного разучивания гимнастического упражнения направлен на овладение деталями техники, технически правильное и самостоятельное выполнение упражнения.
При дальнейшем усвоении упражнения уточняются полученные ранее представления о нем по возможно большему числу параметров техники движений, устанавливается самоконтроль за движениями, устраняются ошибки в технике исполнения, совершенствуется культура движений, происходит овладение основами техники упражнения.
Методика обучения на этом этапе складывается в основном из методов целостного выполнения изучаемого упражнения, с избирательным совершенствованием деталей техники. Продолжительность этого этапа зависит от сложности упражнения, от уровня общей и специальной подготовленности занимающихся к овладению им, от методического мастерства педагога и др. Данный этап обычно заканчивается, когда обучаемые смогут самостоятельно и правильно выполнить разучиваемое гимнастическое упражнение, хотя при этом еще возможны отдельные неточности в выполнении некоторых деталей техники упражнения.
III-й этап - этап закрепления и совершенствования техники упражнения . Он направлен на стабилизацию техники и совершенствование выполнения изучаемого упражнения, доведение выполнения до уровня прочного и стабильного навыка.
После устранения ошибок, когда упражнение выполняется уже достаточно уверенно и точно, переходят к совершенствованию техники его исполнения. Учащихся приучают выполнять упражнение в меняющихся условиях занятий, нередко более сложных, чем соревновательные. В этом случае могут использоваться следующие методические приемы:
а) изменение высоты снаряда, на котором выполняется изученное упражнение, выполнение его в ином направлении, выполнение упражнений на другом снаряде;
б) соединение изученного элемента с другими упражнениями или включение его в различные комбинации, искусственное удлинение комбинации за счет включения в нее 2-3 дополнительных элементов;
в) выполнение упражнений на тренировках, в непривычных для занимающихся условиях, например в «чужом» зале, на открытых площадках и др.;
г) выполнение упражнений на фоне утомления, эмоционального возбуждения (присутствие на тренировке зрителей) или угнетения и др.;
д) соревнование на лучшее исполнение упражнений или на количество раз и др.;
Литература
1. Гимнастика: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб.заведений // Под ред. Журавина М.Л., Меньшикова Н.К. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия». - 2002. - 448 с.
2. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе // Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2000. - 448 с.