Правовое регулирование охоты. Правовое регулирование охоты и охотничьего хозяйства Правовое регулирование охоты и охотничьего хозяйства

Правовое регулирование охоты. Правовое регулирование охоты и охотничьего хозяйства Правовое регулирование охоты и охотничьего хозяйства

Охота является одним из основных видов пользования животным миром и представляет собой промысловое добывание диких зверей и птиц в различных формах (отлов, отстрел, загон и т. п.) живыми или умерщвленными для целей потребления (питания, использования шкур, жира и т. п.), изучения, создания коллекций, содержания в неволе или полувольных условиях.

Виды охоты:

активная – с использованием охотничьего оружия или ловчих животных, путем выслеживания и добычи;

пассивная – с помощью капканов, сетей, иных стационарно устанавливаемых средств добычи;

промысловая – для получения продукции (пушнины, мяса и др.);

спортивная (любительская) .

Осуществление охоты происходит в особом разрешительном порядке.

Правовой основой регулирования охоты является Федеральный закон «О животном мире», ряд постановлений Правительства РФ, ведомственные нормативные акты МПР России и Минсельхоза РФ, иных ведомств, а также нормативные материалы субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Данным нормативным материалом регулируются сроки охоты, выделяются территории для нее, устанавливается плата, решаются другие вопросы организации и контроля, в том числе информируется население о предоставляемых разрешениях или вводимых по видовому, количественному, временному, территориальному и другим признакам ограничениях.

В соответствии с действующим законодательством право на охоту оформляется в разрешительном порядке долгосрочными или именными разовыми лицензиями либо охотничьими билетами.

Право на спортивно-любительскую охоту предоставляется именной разовой лицензией на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте и на конкретный срок либо удостоверением на право осуществления охоты (охотничьим билетом). Лицензия выдается государственным органом управления охотохозяйством; членский охотничий билет выдается общественными организациями с отметкой о сдаче испытаний по охотничьему минимуму. Указанный вид охоты может осуществляться всеми гражданами РФ, достигшими 18-летнего возраста, прошедшими испытание по охотничьему минимуму, уплатившими государственную пошлину в установленном размере, имеющими разрешение на хранение и ношение оружия.

Промысловая охота осуществляется при заключении договоров с заготовительными организациями, охотниками промысловых хозяйств, штатными охотниками и приравненными к ним лицами. Право на этот вид охоты могут получить граждане с 14-летнего возраста после уплаты государственной пошлины. Членство в охотничьем обществе не обязательно.

Российским законодательством установлена уголовная ответственность для лиц , осуществляющих незаконную охоту (браконьерство), – не имеющих разрешения на охоту, запрещенными орудиями, средствами, в отношении объектов животного мира, охота на которых полностью запрещена, за добычу животных с нарушением условий лицензии и др.

Для граждан, принадлежащих к коренным малочисленным народам и этническим общностям, их объединениям, чье существование и доходы основаны на традиционных системах жизнеобеспечения их предков, устанавливаются специальные правила в отношении прав на охоту.

Охота с древнейших времен служила одним из основных способов добывания объектов животного мира. В настоящее время охота утратила былую роль в жизни человека и ведется, в основном, в спортивных целях, хотя существует охота и как промысел, в ходе которой добываются дикие животные и птицы в порядке осуществления предпринимательской деятельности.

Охотничьи угодья России занимают площадь 15 000 тыс.км2. Россия является одной из ведущих охотничьих держав. На ее территории обитает около 245 видов млекопитающих и 700 видов птиц, из которых, соответственно, 60 и 70 видов отнесенных к объектам охоты. Наибольшее экономическое значение имеют дикие копытные животные, бурый медведь и 20 видов пушных зверей. Их промысел дает мясо, кожевенное и пушное сырье, другие продукты животного происхождения. В последние годы численность охотничьих животных в России сократилась незначительно и не вышла за рамки естественных колебаний. Об этом свидетельствует и то, что аналогичные колебания поголовья видов охотничьих животных происходили в ряде скандинавских стран. Численность основных видов охотничьих животных в Российской Федерации составила в 1996 – 1997 гг.:

Вид животного

Численность, тысяч особей:

Изменения численности в %

Олень благородный

Олень пятнистый

Олень северный

Заяц-беляк

Заяц-русак

Медведь бурый

Куропатка серая

Всего копытных

Всего пушных

Птиц (куриные)

Одна из основных групп млекопитающих, отнесенных к объектам охоты и являющихся объектом охоты – дикие копытные животные. В 1996 – 1997 гг. в Российской Федерации добыча лося составила 22,0 тыс. голов, дикого северного оленя – 27,3 тыс., косули – 21,4 тыс., сайгака – 14,5 тыс., кабана – 9,3 тыс. голов. В ближайшие годы в связи с начавшимся ростом численности диких копытных возможно увеличение их добычи.

Наиболее многочисленной группой птиц, отнесенных к объектам охоты, как в видовом отношении, так и по численности, являются водоплавающие птицы. Их общая численность в России остается стабильной и в 1997 г. составляла от 80,0 до 95,0 млн. особей, в том числе: речных уток – 42,0 млн., нырковых уток – 35,0 млн., гусей – 3,3 млн. Общий объем их легальной добычи составил порядка 5,7 млн. особей. В отдельных регионах России добыча водоплавающих птиц оценивается на уровне 10 – 40 процентов, что для речных уток является близкой к предельной величине. Основное количество водоплавающих птиц добывается в Поволжском, Северо-Кавказском, Уральском, Западно-Сибирском и Дальневосточном районах России.

В предпринимательских целях ведется отлов певчих птиц (в массовом количестве около 19 видов) и дневных хищных птиц (около 6 видов изымаются на уровне нескольких десятков особей) для их использования в качестве ловчих. Изъятие из природной среды остальных видов проводится в культурных, научных, просветительских целях и для иных потребностей.

Норма ФЗ РФ “О животном мире” (ст.41), посвященная правовому регулированию охоты, носит отсылочный характер и указывает, что отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются на основе указанного закона специальным федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными актами субъектов Федерации.

Охота есть выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц. К охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты, либо с добытой продукцией охоты. Охота, как юридически обусловленная деятельность, влекущая установление прав и обязанностей охотников, предполагает, во-первых, добычу (включая выслеживание и преследование) не любых объектов животного мира, а только тех, которые отнесены к объектам охоты в порядке, установленном в нормативном порядке.

Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, составляется специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации и утверждается Правительством РФ. При этом учитывается их статус, численность, традиции в использовании, виды и качество получаемой продукции.

Во-вторых, охота может проводиться только в пределах охотничьих угодий, которыми признаются все земельные, лесные и водопокрытые площади, служащие местом обитания диких зверей и птиц и могут быть использованы для ведения охотничьего хозяйства.

Использование участков лесного фонда в качестве охотничьих угодий по законодательству о животном мире эквивалентно пользованию участками лесного фонда в качестве охотничьих угодий, которое рассматривается лесным законодательством как один из видов лесопользования. Охотничьи угодья могут находиться в государственной собственности (федеральной и собственности субъектов РФ) – угодья общего пользования, охота в которых осуществляется в порядке, установленном Правилами охоты. Охотничьи угодья могут быть переданы лицам в пользование на основе договоров аренды или безвозмездного пользования участками лесного фонда. В таких угодьях охота производится по разрешениям, выдаваемым этими лицами. В угодьях, закрытых для охоты (заповедники, заказники и зеленые зоны) любая охота запрещена.

Правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием пользуются все достигшие 18-летнего возраста граждане РФ, сдавшие испытания по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим огнестрельным оружием и уплатившие государственную пошлину в установленном размере. В субъектах Российской Федерации, где законодательными (представительными) органами власти снижен возраст, по достижении которого разрешено использование охотничьего огнестрельного оружия, охотничьи билеты на право охоты с огнестрельным оружием выдаются по достижении установленного для владения огнестрельным оружием возраста. Граждане, населяющие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, пользуются правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием с 14-летнего возраста.

Любительская и спортивная охота с разрешенными орудиями охоты, а также охотничьими собаками и ловчими птицами может проводиться всеми гражданами РФ, сдавшими испытания по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием и уплатившими государственную пошлину в установленном размере. Любительская и спортивная охота с соблюдением установленных правил в угодьях, в которых охотничье хозяйство ведется общественными охотничьими организациями, другими юридическими и физическими лицами, осуществляется с их разрешения, а в иных охотничьих угодьях – с разрешения государственных органов управления охотничьим хозяйством.

Удостоверением на право охоты служат охотничьи билеты, выдаваемые государственными органами управления охотничьим хозяйством, или членские охотничьи билеты, выдаваемые общественными охотничьими организациями, с отметкой этих организаций о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием и об уплате государственной пошлины, и путевка (лицензия).

Охота допускается при наличии разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия. Право любительской и спортивной охоты может быть предоставлено лицам, не являющимся гражданами РФ, по путевкам, выдаваемым в установленном порядке.

Безружейная охота на сусликов, хомяков, крыс водяных и амбарных, а также на кротов производится всеми гражданами, независимо от возраста, без выборки охотничьего билета.

На территории России правила охоты устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании Типовых правил охоты в Российской Федерации. Правила охоты являются основным документом, который определяет порядок проведения охоты. Основными задачами правил охоты является сохранение видового многообразия охотничьих животных и обеспечение рационального использования их ресурсов путем промысловой и любительской охоты.

Во время охоты на территории России запрещается:

применение малокалиберных винтовок и карабинов под патрон бокового огня для любительской охоты, а также для добычи бурого медведя и диких копытных животных;

добыча диких копытных животных и бурого медведя в целях любительской охоты при их переправе через водоемы или с применением самоловных орудий;

применение на охоте пневматического оружия, луков, арбалетов, крючьев, а также ловчих ям и настороженных ружей;

применение охотничьего огнестрельного оружия, не зарегистрированного в органах внутренних дел;

использование при любительской охоте сетей, вентерей, петель, шатров, применение любых видов химических препаратов (кроме пахучих приманок), взрывчатых веществ, магнитофонов и других аппаратов, воспроизводящих подманивающие звуки для добычи птиц;

применение световых устройств для добычи птиц;

применение автомототранспортных устройств для преследования и добычи любых видов животных, а также стрельба со всех видов автомототранспортных средств, за исключением стрельбы с плавающих средств с выключенным мотором;

сбор яиц и разорение гнезд диких птиц, разрушение и раскопка постоянных жилищ пушных зверей.

Во время охоты разрешается частично разрушать ондатровые хатки и норы; вскрывать любые убежища мелких пушных зверей; применять при добыче мелких пушных зверей, лисицы, енотовидной собаки, барсука небольшие сети (обметы, рукавички, сачки и т.п.) при непосредственном участии охотника; прокапывать узкие колодцы к норам лисиц, енотовидных собак, барсуков в целях помощи работающим в норе собакам. После охоты раскопанные участки нор должны быть восстановлены и закопаны грунтом.

При проведении охоты для отыскания, преследования и ловли диких зверей и птиц разрешается использование охотничьих собак. Все собаки, находящиеся с охотником в охотничьих угодьях, должны быть вписаны в охотничий билет или иметь свидетельство о регистрации в органах ветеринарного надзора. Сроки применения охотничьих собак различных пород и порядок их натаски и нагонки устанавливаются местными правилами охоты. Если на охоте собака угнала зверя за пределы охотничьего хозяйства, в котором охотнику предоставлено право охоты, при поиске и отзыве собаки на другой территории он обязан находиться с разряженным и разобранным ружьем.

Охота на диких копытных животных подлежит обязательному лицензированию и может проводиться как отдельными охотниками, так и в ходе коллективной охоты.

При коллективной охоте лицензия должна находиться у ответственного за отстрел лица (старшего команды, бригадира). Он обязан:

при получении лицензии проверить правильность и полноту ее заполнения;

оформить путевку на отстрел животного;

перед охотой проверить у всех членов команды наличие и действительность охотничьих билетов и разрешения на ношение оружия;

составить список участников охоты с указанием даты проведения охоты, номеров лицензий и путевки, вида животного, фамилии, имен и отчеств охотников, номера первичной организации и названия окружного общества охотников, где охотники состоят на учете;

провести инструктаж по технике безопасности и порядку проведения охоты;

в случае ранения зверя до начала дальнейшего преследования сделать отметку о ранении в лицензии и организовать добор раненого животного, на который отводится один день, не считая дня ранения;

в случае перестрела (добычи животных сверх установленного лицензией) или отстрела животного другого пола, или отстрела взрослого животного по лицензии, выданной для отстрела молодняка до одного года, сделать в лицензии отметку об отстреле. При этом составляется акт о случившемся и передается в органы госохотнадзора или администрацию охотничьего хозяйства. Продукция от добытых в этих случаях животных сдается в заготовительные организации.

При преследовании раненого животного охотнику разрешается пересекать границы охотничьего хозяйства и заходить в соседние с местом отстрела охотничьи угодья, предварительно сделав отметку о ранении зверя в лицензии.

Добыча бурого медведя в Российской Федерации допускается только по лицензии. Порядок охоты такой же, как на диких копытных животных. На добор раненого животного отводится два дня, не считая дня отстрела. Запрещается отстрел медведиц, имеющих медвежат текущего года рождения, до залегания их в берлогу. При охоте на берлоге в случае, если в одной берлоге лежат несколько зверей, охотник может отстрелять всех зверей с последующим оформлением лицензий. Сроки охоты на бурых медведей устанавливаются местными правилами охоты.

Охота на пушных зверей охотниками-любителями осуществляется на основании путевки. При охоте на лицензионные виды (соболь, речного бобр, выдра), кроме того, необходим договор с заготовительной организацией на сдачу их шкурок. В договоре указывается предельное количество лицензионных видов пушных зверей, которое охотник имеет право добыть в сезон охоты. Добыча нелицензионных видов пушных зверей не лимитируется по количеству и не регламентируется числом охотничьих дней в неделю. В охотничьих хозяйствах администрация хозяйства имеет право устанавливать при охоте на зайца и барсука дни, закрытые для охоты, а также предельные нормы добычи этих зверей на одного охотника за день охоты.

В случае непреднамеренной добычи пушного зверя, на добывание которого у охотника не было разрешения, или в случае непреднамеренной добычи лицензионных видов пушных зверей в количестве, сверх указанного в договоре, охотник обязан сделать в договоре запись о непреднамеренной добыче или перелове. После выхода с участка охоты незамедлительно известить об этом государственную службу охотничьего надзора и сдать в заготовительную организацию шкурки животных, относящихся к видам, подлежащим обязательной сдаче государству. Шкурки белки, бобра, выдры, горностая, колонка, куницы (лесной и каменной), лисицы, норки (европейской и американской), ондатры, песца, росомахи, рыси, соболя, добытых на охоте, сдаются государству в течении 30 дней по окончании сезона охоты на данные виды пушных зверей.

Добывание крота, бурундука, сусликов (кроме суслика-песчаника), хомяка разрешается производить без членского охотничьего билета и путевки.

Всем гражданам разрешается круглогодичный отлов мелкими капканами и другими самоловами хорей и лисиц на территории сельских населенных пунктов, в хозяйственных постройках и на приусадебных участках.

Весенняя охота на пернатую дичь разрешается продолжительностью не более 10 календарных дней на конкретный вид дичи. В России разрешаются следующие виды охот: на самцов глухарей на току; на токующих самцов тетерева (из укрытия); на вальдшнепов на вечерней и утренней тяге; селезней уток из укрытия; на гусей из укрытия. Перечень видов охот и конкретные сроки весенней, летне-осенней и осенне-зимней охоты на пернатую дичь определяются местными правилами охоты. Летне-осенняя охота на пернатую дичь с породными легавыми и спаниелями может открываться на три недели раньше установленных общих сроков охоты. В охотничьих хозяйствах администрация хозяйства имеет право устанавливать закрытые для охоты дни, а также предельные нормы добычи пернатой дичи на одного охотника в день. С 15 сентября все нормы добычи пернатой дичи отменяются, за исключением мест, где проходят пути массовой миграции водоплавающих птиц.

Правом охоты с ловчими птицами на территории Российской Федерации пользуются все граждане, достигшие 16-летнего возраста и являющиеся членами общества охотников. Удостоверением на право охоты с ловчими птицами служит охотничий или членский билет с отметкой об уплате государственной пошлины и путевка. Охота с ловчими птицами на территории России разрешается в период с 20 июля по 1 марта каждого года. При этой охоте нормы добычи и закрытые для охоты дни не устанавливаются. Разрешение на отлов и содержание ловчих птиц охотники могут получить в местных органах.

Отлов певчих птиц в России разрешен для всех граждан. Удостоверением на право отлова и торговли певчими птицами служит разрешение, выдаваемое органами государственного охотничьего надзора. В сезон разрешается отловить не более 10 экземпляров певчих птиц определенных видов. Перечень видов птиц, разрешенных к отлову, и сроки отлова определяются местными правилами охоты. При любительском отлове певчих птиц запрещается применение больших стационарных ловушек, паутинных сетей, птичьего клея, снотворных веществ, электронных устройств, воспроизводящих звук птиц, мелких хищников и сов для ловли “на тревогу”, а также любых способов отлова у гнезд.

В течение всего года на территории Российской Федерации подлежит регулированию численность волка, шакала, серой вороны, а также бродячих беспородных собак и кошек. Добыча этих животных без применения огнестрельного оружия, специальных препаратов, а также петель и капканов разрешается всем гражданам. Охотник-любитель имеет право отстреливать этих животных при любом законном нахождении в угодьях с оружием. По специальным разрешениям органов государственного охотничьего надзора охотникам разрешается производить отстрел указанных животных в течении всего года, применять для их добычи автомототранспортные средства, малокалиберное оружие, капканы, петли, сетевые самоловы, магнитофоны, а также специальные препараты в строгом соответствии с инструкциями по их применению. Беспородные собаки, а также кошки, находящиеся в охотничьих угодьях долее 200 метров от населенных пунктов без владельцев, считаются бродячими. Охотничьи собаки, а также другие собаки, находящиеся в охотничьих угодьях с владельцами, отстрелу не подлежат.

Продукция охоты – вся продукция, получаемая от добывания диких зверей и птиц. Охотник обязан обеспечить сохранность добытого мяса дичи. Добытую продукцию охотник имеет право сдать в соответствующие организации. Основанием для приема мяса, шкур диких животных, бурого медведя и кабарговой струи являются отрывные талоны на бланках лицензий и членский охотничий билет. Шкурки пушных зверей сдаются в заготовительные организации по предъявлению членского охотничьего билета, а лицензионных видов, кроме того, – по предъявлению договора, на основе которого производилась добыча этих животных. Шкуры волка, шакала, лисицы, хорей, крота, бурундука, сусликов (кроме суслика-песчаника), водяной крысы, хомяка принимаются заготовительными организациями без предъявления членского охотничьего билета.

Незаконно добытая продукция отстрела диких копытных животных и бурого медведя должна сдаваться в торгово-заготовительные организации. В случае, если эта продукция использована самим нарушителем охоты или по его вине пришла в негодность, нарушитель возмещает ее стоимость. Незаконно добытые шкурки пушных зверей также подлежат сдаче в заготовительные организации.

Ответственность за нарушение правил охоты. Лица, допустившие нарушение правил охоты, привлекаются к административной, уголовной, а в случае причинения ущерба госохотфонду незаконной добычей диких животных к гражданско-правовой ответственности.

Грубыми нарушениями правил охоты считаются:

охота без членского охотничье-рыболовного билета, с недействительным билетом;

охота вне сроков охоты на данный вид животного;

охота в запрещенных местах (заповедниках, заказниках);

охота без лицензии на диких копытных животных и бурого медведя;

охота без договора на лицензионные виды пушных зверей.

Нормативные акты, регулирующие отношения по пользованию объектами животного мира, устанавливают таксовый метод определения вреда, причиненного незаконной охотой. В случае нанесения ущерба государственному охотничьему фонду с нарушителя взыскиваются денежные суммы в следующих размерах (в минимальных размерах заработной платы по видам объектов охоты): лось, олень благородный (европейский, кавказский, марал, изюбрь), овцебык – 20; пятнистый олень, лань – 10; косуля, дикий кабан, дикий северный олень, снежный баран, сибирский горный козел, тур (кавказский, дагестанский), сайгак, муфлон, серна – 5; кабарга – 4; соболь – 10; бобр, выдра, песец, рысь, росомаха – 6; куница (лесная, каменная), норка (европейская, американская), кидус – 5; харза, лисица, енотовидная собака, енот-полоскун, корсак – 4; хорь (лесной, степной), колонок, солонгой, горностай, кот дикий (лесной, камышовый), сурок – 2; ондатра – 1; белка, летяга, ласка, суслик-песчаник – 0,5; крот, бурундук – 0,1; медведь бурый – 10; барсук – 4; зайцы, дикий кролик – 1; охотничьи птицы – 0,6.

При причинении ущерба государственному охотничьему фонду на территории государственных заповедников ущерб исчисляется в двойном размере. За раскопку выводковых нор барсуков, лисицы, корсака, енотовидной собаки, сурка, выдры, дикого кролика, а также разрушение жилищ ондатры и бобра или плотин бобра ущерб взыскивается в трехкратном размере. Ущерб, причиненный незаконной добычей видов животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, исчисляется по специальным таксам.

Помимо приведенных мер ответственности, виновные лица несут административную ответственность за нарушения правил использования оружия при охоте, в частности за: нахождение с заряженным ружьем в населенных пунктах; стрельбу на расстоянии ближе 100 метров от жилья; участие в охоте или нахождение с собранным оружием в состоянии опьянения; стрельбу на облавной охоте вдоль стрелковой линии, при которой снаряд прошел ближе 10 метров от другого стрелка; нахождение на любых автомототранспортных средствах с заряженным оружием (за исключением охоты с катеров и лодок с выключенным мотором); провоз собранного незачехленного оружия на автомашинах, тракторах, тягачах и мотоциклах, кроме случаев проведения облавных охот на диких копытных животных.

Особые ограничения на пользование объектами животного мира установлены в отношении тех из них, которые занесены в Красную книгу Российской Федерации. Красная книга Российской Федерации ведется специально уполномоченным органом управления использованием и охраной природных ресурсов на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Красная книга России является официальным документом, содержащим свод сведений о перечисленных объектах животного и растительного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению. Изъятие из естественной природной среды объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях в порядке, установленном российским законодательством. Решения о занесении в Красную книгу РФ и об исключении из нее объектов животного и растительного мира, определение порядка и мер их охраны принимаются специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной природных ресурсов по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитетом Российской Федерации по рыболовству, федеральным органом управления лесным фондом, органами исполнительной власти субъектов Федерации и Российской академией наук. Издание Красной книги РФ осуществляется не реже одного раза в 10 лет. Пользование объектами животного мира, занесенными к Красную книгу РФ осуществляется на основании распорядительных лицензий.

Форма и порядок выдачи распорядительных лицензий установлены Постановлением Правительства РФ “О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации”. Для получения разрешения (распорядительной лицензии) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, заинтересованные лица подают в специально уполномоченный орган государственный орган управления использованием и охраной природных ресурсов заявление, в котором указывают: сведения о заявителе; заявляемый вид пользования животным миром; перечень заявляемых видов диких животных; предполагаемый срок пользования дикими животными; сведения об условиях содержания изымаемых из естественной природной среды диких животных. К заявлению прикладываются: копия устава (для юридических лиц); документы, обосновывающие целесообразность осуществления указанного в заявлении вида пользования; заключения Всероссийского научно-исследовательского института охраны природы, территориального органа специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной природных ресурсов и при необходимости иных компетентных организаций о допустимости осуществления пользования заявляемыми видами диких животных. В распорядительной лицензии могут быть определены условия содержания в неволе диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, порядок их выпуска в естественную природную среду и иные условия в соответствии с требованиями по охране животных. Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

Основаниями для отказа в выдаче разрешения могут служить: неполный состав сведений в заявлении и представленных документах; неудовлетворительное обоснование целесообразности осуществления указанного в заявлении вида пользования; отрицательное заключение Всероссийского научно-исследовательского института охраны природы, территориального органа специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной природных ресурсов или иной компетентной организации; обнаружение недостоверных данных в представленных документах.

охота - деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой;

охотничьи ресурсы - объекты животного мира, которые в соответствии с фед. законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты;

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом "об охоте и сохранении охотничьих ресурсов", другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Участниками отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица и юридические лица.

Физические лица и юридические лица осуществляют право на добычу охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях (охотничьи угодья - территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства).

Право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу.

Физические лица и юридические лица, обладающие правом на добычу охотничьих ресурсов, приобретают право собственности на продукцию охоты в соответствии с гражданским законодательством.

К охотничьим ресурсам на территории Российской Федерации относятся:

1) млекопитающие:

а) копытные животные - кабан, кабарга, дикий северный олень, косули, лось, благородный олень, пятнистый олень, лань, овцебык, муфлон, сайгак, серна, сибирский горный козел, туры, снежный баран, гибриды зубра с бизоном, домашним скотом;

б) медведи;

в) пушные животные - волк, шакал, лисица, корсак, песец, енотовидная собака, енот-полоскун, рысь, росомаха, барсук, куницы, соболь, харза, дикие кошки, ласка, горностай, солонгой, колонок, хори, норки, выдра, зайцы, дикий кролик, бобры, сурки, суслики, кроты, бурундуки, летяга, белки, хомяки, ондатра, водяная полевка;

2) птицы - гуси, казарки, утки, глухари, тетерев, рябчик, куропатки, перепела, кеклик, фазаны, улары, пастушок, обыкновенный погоныш, коростель, камышница, лысуха, чибис, тулес, хрустан, камнешарка, турухтан, травник, улиты, мородунка, веретенники, кроншнепы, бекасы, дупеля, гаршнеп, вальдшнеп, саджа, голуби, горлицы.

Запрещается добыча млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) в красные книги субъектов Российской Федерации,

Охотник должен иметь:

1) охотничий билет;



2) разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, выданное в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об оружии", за исключением случаев осуществления охоты с применением орудий охоты, не относящихся в соответствии с указанным Федеральным законом к охотничьему оружию.


63. Ответственность за нарушение законодательства об охране животного мира.

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды их обитания, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административка: Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, Нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов.

Уголовка: Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов, Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, Незаконная охота, Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В случае невозможности предотвратить ущерб, нанесенный в результате жизнедеятельности объектов животного мира сельскому, водному и лесному хозяйству, убытки возмещаются из фондов экологического страхования, если пользователь животным миром является членом такого фонда.

Ущерб должен быть взыскан с пользователей животным миром, если они не приняли реальных и необходимых мер по предотвращению или уменьшению ущерба на закрепленных за ними территориях, акваториях. В случаях, если специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания необоснованно ограничивают пользователей животным миром в изъятии объектов животного мира, наносящих ущерб сельскому, водному и лесному хозяйству, ответственность за нанесенный ущерб несут должностные лица соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.


64. Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления.

·отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

·обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

·размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

·хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

·захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом "об отходах пр-ва и потребл-я", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:

·охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;

использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;

·комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

·доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;

·участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами


65. Понятие и виды особо охраняемых природных объектов.

Пр. регул. - ФЗ "Об особо охраняемых прир-х терр-ях". (особо охран. прир. терр. далее - ООПТ)

ООПТ - участки земли, водной поверхности и возд. простр-во над ними, где располаг-ся прир. комплексы и О-кты, имеющие природоохранное, национальное и иное знач-е.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

ООПТ нах-ся в фед. собств-сти, собств-сти С-ктов РФ и в нац. собств-сти.

В фед. собств-сти нах-ся заповедники и нац. парки. В собств-сти С-ктов - прир. парки, заказники, лечебно-оздоровительные местности и курорты. В мун. собств-сти - лечебно-оздоровительные местности и курорты.


66. Правовой режим государственных природных заповедников.

Гос-ные прир. заповедники созд-ся в форме учреждений. Реш-е о созд. заповедника приним-ся Прав-вом РФ

На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

а) осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

б) организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

в) осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей среды;

г) экологическое просвещение;

д) участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;

е) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.

Им-во заповедника явл-ся фед-ной собств-стью: здания, сооруж-я и иные О-кты, закреплённые за заповедником принадлежат ему на пр. опер. управл-я. Зем. участки предоставл-ся на праве пост-го бессрочного польз-я. на терр. заповедника запрещ-ся любая хоз. деят-сть.


67. Правовой режим государственных природных заказников.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Заказники - не юры. Учитывая, что заказники мб фед-го или регионального знач-я, то реш-е об их создании приним-ся либо прав-вом, либо исп-ным органом С-кта. Для управл-я заказником созд-ся администрации, кот-е нах-ся в ведении либо органа фед-го экол-го контроля, либо органа регионального экол-го контроля.Зем. участки, кот-е подпадают под терр. заказника, могут изыматься у собственников, землевладельцев, землепользователей, а могут не изыматься.

Заказники могут иметь различный профиль и создаваться для различных целей. Они мб комплексными, т.е. создав-ся для сохран-я и восстановл-я всех прир-х комплексов и ландшафта, нах-ся на терр. заказника, биологическими - т.е. предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, палеонтологическими - т.е. предназначенными для сохран-я особо ценных водных О-ктов.

На терр РТ создано 25 гос-ных природных заказников.


68. Правовой режим национальных и природных парков.

Нац. парки созд-ся в форме учреждений. Предназначены для выполнения природоохранительных просветительских и культурных целей. В РТ 1 нац парк нижняя кама (в реке елабуги)

На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:

а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

б) сохранение историко-культурных объектов;

в) экологическое просвещение населения;

г) создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

д) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

е) осуществление экологического мониторинга;

ж) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Национальные парки учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Особенность нац. парка заключ-ся в выделении на его терр. различных функциональных зон. В частности:

Заповедная зона (запрещ-ся любая хоз. деят-сть)

Зона познавательного туризма (предназнач. для экол. просвещ-я и знакомства с прир. достопримеч. нац. парка)

Рекреац. зона (предназнач. для отдыха посетителей)

Хозяйственная зона (осущ. хоз. деят-сти, необходимой для функционирования нац. парка)

Экол. контроль осущ. фед. служба по надз. в сфере природопольз-я.

68. Прир. парки:

Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.

Реш-е о созд. прир. парка приним-ся орг-м исп. власти С-кта. Им-во прир-го парка явл-ся собств-стью С-кта, а парку оно принадлеж. на пр. опер. управл-я. Зем уч. - на пр. пост-го бессрочного польз-я.

На природные парки возлагаются следующие задачи:

а) сохранение природной среды, природных ландшафтов;

б) создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;

в) разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

Экол. контроль осущ. исп. орган С-кта (в РТ - мин-во экол. и прир-х рес-сов РТ).


69. Правовой режим курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных и зеленых зон.

Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Реш-е об их создании принимает Пр-во, высш. орг. исп. вл. С-кта, ОМС.

Освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортами.

В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны.

Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.

По ЭК РТ: "Вокруг городов и других населенных пунктов образуются зеленые зоны, в том числе лесопарковые защитные пояса, как территории, выполняющие средозащитные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

В зеленых зонах запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических, рекреационных функций"

Охота является одним из видов пользования животным миром. Законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции Российской Федерации, ФЗ "Об охране окружающей среды", ФЗ "О животном мире", принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира.

Согласно положению "Об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР" от 10.10.1960г. №1548 (с изменениями от 19.12.1994г), охотой признается выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц.

Нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией охоты приравнивается к охоте. То есть охота это выслеживание и добыча зверей и птиц, для каких либо целей. Для охоты возможно применение собак. Но, пожалуй, одним из основных элементов охоты является оружие. Оно кстати наиболее часто является объектом правонарушения.

Также охотой признаётся безружейная охота на сусликов, хомяков, крыс водяных и амбарных, а также на кротов. Она производится всеми гражданами, независимо от возраста, без выборки охотничьего билета.

Охота разрешается только в охотничьих угодьях. Охотничьими угодьями признаются все земельные, лесные и водопокрытые площади, которые служат местом обитания диких зверей и птиц и могут быть использованы для ведения охотничьего хозяйства.

Охотничьи угодья разделяются на:

угодья, закрепленные за государственными, кооперативными и общественными организациями, охота в которых производится по разрешениям, выдаваемым этими организациями;

угодья общего пользования, в которых охота разрешается всем гражданам в порядке, установленном правилами охоты;

угодья, закрытые для охоты (заповедники, заказники и зеленые зоны). 1

При охоте возможно использование технических средств, таких как автомобили, вертолеты и самолеты. Если они являются средствами передвижения и доставки охотников до точек охоты. Выслеживание, преследование и добыча животных (стрельба на ходу, наезд) влечет уголовную ответственность.

Лес среда обитания животных. Животный мир - составная часть лесного комплекса, лесного фонда. Организация охоты и охотничьего хозяйства - один из видов лесного пользования, а уничтожение полезных для леса животных и птиц относится к числу нарушений лесного законодательства.

Охота на лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" и Лесным Кодексом.

В силу Федерального закона "О животном мире" были определены права на объекты животного мира, виды и способы пользования животным миром, условия пользования животным миром, порядок выдачи лицензий, права и обязанности пользователей животным миром и ответственность за нарушение законодательства РФ об охране и использовании животного мира.

Основная задача охотничьего хозяйства как составной части материального производства - создание и поддержание условий, необходимых для нормального осуществления промысловой и любительской охоты с целью охраны, комплексной эксплуатации и воспроизводства охотничьих ресурсов.

Охотничье хозяйство ведётся на землях лесного фонда, сельскохозяйственного назначения, где имеются ресурсы охотничьих животных и разрешена их эксплуатация. Пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства может осуществляться на условиях аренды. Арендаторами выступают специализированные охотничьи предприятия, общественные охотничьи организации, другие юридические лица, в том числе иностранные граждане.

Объектами охотничьих отношений являются охотничьи животные. Государственный охотничий фонд состоит: из млекопитающих и птиц, отнесённых к объектам охоты и находящихся в состоянии естественной свободы, кроме видов, под видов и популяций, занесённых в Красную книгу РФ и Красные книги субъектов РФ2.

Охотничий фонд находится в совместном ведении Федерации и субъектов Федерации. Государство является собственником охотничьих животных. Между федерацией и её субъектами происходит распределение полномочий по оперативному управлению и распоряжению объектами собственности.

Правовое регулирование охоты - совместная компетенция Федерации и субъектов Федерации. На уровне Федерации принимаются законы об охране окружающей природной среды, об охране и использовании животного мира, об охоте; подзаконные акты - постановления правительства об утверждении Положения об охоте и охотничьем хозяйстве; ведомственные акты - Типовые правила охоты. Субъекты Федерации принимают нормативно - правовые акты, регламентирующие охотничьи отношения с учётом местных условий. На основе типовых правил они утверждают правила ведения охоты в республике, области, крае. Так же, правила охоты регулируются актами местного самоуправления и актами субъектов федерации.

Типовые правила содержат список запрещённых способов и орудий охоты. К ним относятся, прежде всего, общественно опасные способы: применение отравляющих химических веществ, боевого оружия, выжигание травы, устройство ловчих ям. Запрещены способы охоты, связанные с массовой гибелью животных, - охота с применением транспортных средств, самолётов, вертолётов, катеров и т.п. Повсеместно запрещается охота с использованием бедственного положения животных - лесные пожары, наводнения, землетрясения и другие стихийные бедствия.

Постановление правительства от 10.01.2009г. №18 (ред. от 25.02.2009 г.) "О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты" содержит:

Правила добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;

сроки добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;

перечень орудий добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, разрешенных к применению;

перечень способов добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, разрешенных к применению.

Дальнейшая конкретизация запретов при охоте производится в Правилах охоты, утверждаемых субъектами Федерации.

Лица, виновные в нарушении настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законодательство устанавливает ответственность за незаконную охоту. Уголовная ответственность предусмотрена ст.258 УК РФ.

Под незаконной охотой понимается охота с нарушением каких либо правовых норм в сфере регулирования охоты. Незаконной признаётся охота без соответствующего разрешения, либо осуществляемая вопреки специальному запрету, либо осуществляемая лицом, вообще не имеющим права на охоту (не достигшим 18 лет, не состоящим членом общества охотников и т.д.), получившим лицензию без необходимых оснований, либо осуществляемая вне отведённых мест, в запрещённые сроки, запрещёнными орудиями и способами (например, самоловов, петель, сетей, электронных приборов и т.д.). 3

При задержании лиц, производящих незаконную охоту, в случае невозможности установления их личности, оружие или орудия лова могут быть временно, до выяснения личности, отобраны органами или лицами государственной охраны, на которых возложен надзор за соблюдением правил охоты.

Так же законодательство устанавливает административную ответственность за нарушение правил охоты. И влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права охоты на срок до двух лет; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой (п.1 ст.8.37 КоАП РФ). 4

Охота - выслеживание с целью добычи, преследование и добычу диких зверей и птиц лицом, имеющим право на охоту. Нахождение в местах обитания диких зверей и птиц с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией приравнивается к охоте.

Объектом охоты являются дикие животные в состоянии естественной свободы. Истребление домашних, сельскохозяйственных животных, а также диких животных, находящихся в неволе, рассматривается как уничтожение имущества и другие противоправные действия.

Перечень конкретных видов животных , отнесенных к объектам охоты, исходя из их видов, численности, традиций в использовании, получаемой продукции, утверждается Правительством РФ. В соответствии с Перечнем объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденным Постановлением Правительства РФ 1995, объектами охоты являются: волк, лисица, медведь, заяц, норка, соболь, белка, олень, гуси, утки, куропатки и др.

Виды охоты:

1) Промысловая охота представляет собой в основном профессиональную деятельность охотников-промысловиков, которая осуществляется на основе нарядов на отстрел животных или договоров с охотопромысловыми хозяйствами на заготовку продукции охоты (шкур, мяса, меха и т. д.).

2) Спортивной или любительской охотой могут заниматься граждане, достигшие 18-летнего возраста, сдавшие испытания по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим огнестрельным оружием и уплатившие государственную пошлину в установленном размере. Граждане, населяющие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, пользуются правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием с 14-летнего возраста (п. 14 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР с изменениями от 10 октября 1993 г.)

Согласно Постановлению Правительства РФ «О любительской и спортивной охоте в РФ» от 26 июля 1993 № 728 документами, удостоверяющими право осуществления охоты служат:

Охотничьи билеты, выдаваемые государственными органами управления охотничьим хозяйством, или членские охотничьи билеты, выдаваемые общественными охотничьими организациями, с отметкой этих организаций о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием и об уплате государственной пошлины;

Путевка или лицензия, выдаваемая в установленном порядке, на отстрел (отлов) соответствующего вида и количества животных с указанием сроков их отстрела(отлова) и места охоты.

Охота допускается при наличии разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия, которое выдается органами внутренних дел. Нормы добычи (отстрела, отлова) диких животных определяются в соответствии с их численностью и расчетом сохранения их поголовья.

В заповедниках, национальных парках, зеленых зонах городов и на других особо охраняемых территориях охота запрещена . Сроки охоты устанавливаются в зависимости от вида животных, условий их обитания и размножения.

Вопросы использования орудий и средств охоты регулируются Постановлением Правительства РФ «О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира», типовыми правилами охоты, действующими в разных регионах, и другими нормативными актами.

К орудиям охоты относятся ружья, капканы и другие предметы для выслеживания и добычи зверей и птиц. Запрещается применение орудий и способов охоты:

Ведущих к массовому истреблению животных;

Опасных для окружающей среды;


Самое обсуждаемое
Почему кружится голова и тошнит после или во время тренировки Почему кружится голова и тошнит после или во время тренировки
Философские школы древней индии Философское учение йоги в индии Философские школы древней индии Философское учение йоги в индии
Мальцев михаил хоккеист биография Мальцев михаил хоккеист биография


top