Метод подготовки спортсмена является круговым. Особенности применения круговой тренировки в процессе физической подготовки юных спортсменов. Список использованной литературы

Метод подготовки спортсмена является круговым. Особенности применения круговой тренировки в процессе физической подготовки юных спортсменов. Список использованной литературы

КРУГОВАЯ тренировка – это особая организационно-методическая форма проведения упражнений, используемая в спортивной тренировке преимущественно с целью развития двигательных качеств.

В круговую тренировку обычно включают хорошо освоенные упражнения, с помощью которых можно избирательно или комплексно воздействовать на организм спортсмена. Средствами круговой тренировки являются обще подготовительные и специально-подготовительные упражнения, а так же упражнения из других видов спорта: легкой атлетики, тяжелой атлетики, гимнастики и др. Один круг может представлять собой комплекс из 8-12 упражнений, которые распределяются по «станциям». Круг может повторяться от 3 до 5 раз и более в зависимости от задач тренировки и подготовленности занимающихся. Индивидуальное дозирование нагрузки осуществляется с помощью предварительного определения, так называемого, «максимального теста» - МТ. В качестве тренировочной нагрузки чаще всего берут от 1\3 до 2\3 МТ. Такая программа тренировки продолжается 4-5 недель, затем снова проводится МТ соответственно которому, спортсмены переходят на новый режим нагрузки. Это позволяет волнообразно и прогрессивно увеличивать ее. Упражнения в круговой тренировке могут выполняться непрерывно и с интервалами отдыха между «станциями». В первом варианте упражнения выполняются слитно, равномерно, такая тренировка направлена, главным образом, на повышение уровня общей физической подготовки и развитие общей выносливости. Во втором варианте нагрузка осуществляется по типу интервальной тренировки и включает в себя последовательное серийное прохождение «станций». Дозировка устанавливается в соответствии с индивидуальной работоспособностью спортсмена, причем объектом регулирования нагрузки является: число повторений, длительность перерывов для отдыха, время прохождения круга и количество кругов. Такая тренировка направлена преимущественно на развитие скоростной и скоростно-силовой выносливости. Круговая тренировка применяется не только среди начинающих спортсменов, но она занимает большое место в подготовке высококвалифицированных спортсменов в разных видах спорта. Применяют ее преимущественно в подготовительном периоде. В недельном цикле круговая тренировка может занимать до 3-х занятий (при 6-ти разовых тренировках), причем, каждая из них может иметь комплексы разного содержания и направленности. Например, 1-ая круговая тренировка – преимущественно на быстроту и ловкость; 2-ая – на развитие силовых качеств; 3-я – на выносливость.

Применение круговой формы организации упражнений при подготовке спортсменов имеет ряд положительных сторон, обусловленных ее структурой и содержанием.


1. Использованием разнообразных упражнений, направленных на развитие различных двигательных качеств, достигается эффект широкого к о м п л е к с н о г о воздействия, способствующего повышению уровня общей физической подготовленности. Такая тренировка соответствует задачам подготовительного периода, особенно первого этапа и может применяться спортсменами любой спортивной квалификации.

2. С помощью специально подобранных упражнений и их рационального сочетания достигается направленное воздействие на развитие специальных качеств, таких как: быстрота, ловкость, сила, гибкость, специальная выносливость.

3. Применение интервального метода в круговой тренировке способствует не только развитию двигательных качеств, но и адаптации вегетативных функций, в частности сердечно-сосудистой и дыхательной, что особенно важно в подготовительном периоде.

4. Форма организации круговой тренировки такова, что приближает характер деятельности спортсмена к игровым условиям (быстрая смена упражнений, их разно направленность, эмоциональность деятельности, отсутствие монотонности). Это позволяет повысить объем тренировочной нагрузки, что особенно важно при подготовке спортсменов высокой квалификации. Способности для моделирования нагрузки в неспецифических условиях. Так, например, известно, что продолжительность одного выхода хоккеиста на лед во время игры равна 1 минуте, за один период он выходит на лед 6-7 раз, а за всю игру – около 20. Соответственно игровому режиму строится круговая тренировка хоккеиста в подготовительном периоде, в которой моделируются не только компоненты нагрузки, но и сами физические упражнения по своему характеру и направленности.

5. Круговая тренировка предполагает индивидуальное дозирование для каждого спортсмена. Это исключает перенапряжение и дает возможность планомерно управлять тренировочными воздействиями на организм спортсменов.

6. Круговая тренировка может проводиться не только в зале и на стадионе, но и в естественных условиях (в лесу, в парке и т.д.). Такие занятия не требуют специального оборудования. Упражнения включают бег по песку, по траве, по воде, в гору с преодолением препятствий, метания камней, прыжки, много скоки, упражнения в равновесии, имитацию специальных упражнений и т.д.

7. В круговой тренировке спортсмены сами контролируют динамику нагрузки и рост собственных достижений (с помощью специальных карточек, куда записываются результаты МТ, величина нагрузки, частота пульса и самочувствие). Такой самоконтроль воспитывает сознательное отношение к тренировками активизирует усилия спортсменов.

Круговой метод -- один из комбинированных методов упражнения. Основу его составляет последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений с использованием ряда методов. Юные спортсмены переходят от одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места выполнения к другому, передвигаясь как бы по кругу. Выполнив последнее упражнение в данной серии, они вновь возвращаются к первому, таким образом замыкая круг Теоретическая подготовка юных спортсменов: Пособие для тренеров ДЮСШ / Под ред. Буйлина Ю.Ф., Курамшина Ю.Ф. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 192 с. С.119..

При использовании кругового метода возможны сочетания различных методов упражнения. Обычно выделяют несколько вариантов круговой тренировки:

  • 1. по методу длительного непрерывного упражнения (занятия проводятся без перерывов и складываются из одного, двух или трех прохождений круга. Применяется в основном для развития общей и силовой выносливости);
  • 2. по методу экстенсивного интервального упражнения (применяется для совершенствования общей, скоростной и силовой выносливости, скоростно-силовых качеств, ловкости);
  • 3. по методу интенсивного интервального упражнения (применяется для совершенствования скоростной, максимальной силы, специальной, скоростной и силовой выносливости);
  • 4. по методу повторного упражнения (используется для развития быстроты, максимальной силы и скоростной выносливости).

Круговой метод позволяет дифференцированно развивать не только физические качества (силу, быстроту, выносливость), но и их комплексные формы проявления (силовую, скоростную, скоростно-силовую выносливость).

Для проведения тренировки с использованием кругового метода заранее составляется комплекс упражнений, определяются места выполнения упражнения («станции»); на первом занятии проводятся испытания на максимальный тест (МТ) по каждому упражнению при условии их правильного выполнения, устанавливается система повышения нагрузки; на последнем занятии рекомендуется проверить максимальный тест по каждому упражнению и сравнить результаты с исходными. Средствами круговой тренировки могут быть самые разнообразные общеразвивающие и специальные упражнения, обычно технически не сложные, циклические и ациклические. Упражнения подбираются в зависимости от задач занятия, двигательных возможностей каждого юного спортсмена и с учетом переноса физических качеств и двигательных навыков.

В комплекс, направленный на всестороннее физическое развитие, обычно входит не более 10-12 упражнений, в комплекс со специализированной направленностью - не более 6-8 (см. приложение 1). Упражнения могут выполняться на спортивных снарядах (брусья, перекладины, кольца и т. д.) или со спортивным инвентарем и приспособлениями (набивные мячи, гантели, штанга, резиновые амортизаторы, блочные устройства и пр.).

Для более четкой организации учебно-тренировочных занятий целесообразно отмечать номера «станций» и направление переходов мелом на полу или еще лучше -- поставить около каждой «станции» специальную карточку с номером и графическим изображением упражнения.

Под максимальным тестом подразумевают максимальные двигательные возможности юных спортсменов в каком-либо упражнении (задании). Для всех юных спортсменов максимальный тест проводится в форме соревнований. Его показатели (максимальное количество повторений упражнения, максимальный вес отягощения, минимальное или максимальное время выполнения упражнения) служат исходными данными для выбора индивидуальной нагрузки в одном или системе занятий.

Индивидуальная дозировка нагрузки определяется в зависимости от метода упражнения в круговой тренировке. Например, занятие проводится по методу экстенсивного интервального упражнения: на каждой «станции» упражнения продолжаются 30 с, затем - перерыв 30 с. Индивидуальная дозировка нагрузки в пределах стандартного времени может задаваться по следующей формуле: МТ: 2 * 1, 2, 3. Это означает, что в каждом тренировочном круге выполняют половину (50%) нагрузки максимального теста, а круг проходят 1, 2 или 3 раза. В дальнейшем повышение нагрузки возможно за счет прогрессивного увеличения объема от МТ: 2 до (МТ + 2) : 2, (МТ + 3) : 2, т. е. увеличения, к примеру, количества повторений упражнения на «станцию» на 1, 2, 3 и более раз.

Для учета достижений в круговой тренировке на каждого юного спортсмена должна быть заведена карточка достижений (см. приложение 2). В ней указываются упражнения комплекса, система повышения нагрузки в течение нескольких занятий и другие показатели: фамилия, возраст, рост, вес, ЧСС, самочувствие.

Строго индивидуальная дозировка нагрузки -- ценная черта кругового метода. В результате и у физически слабых и у сильных юных спортсменов поддерживается интерес к занятиям. Оценка достижений по максимальному тесту и учет прироста нагрузки дают наглядное представление о развитии работоспособности по ее количественным показателям (общему количеству повторений упражнений, времени прохождения каждого круга и т. д.).

Сравнение же реакции ЧСС на очередную нагрузку в кругах позволяет судить о том, насколько успешно адаптируется организм к нагрузке. Регулярная запись своих достижений в специальных карточках, которые используются для контроля за ростом работоспособности, воспитывает у юного спортсмена честность, самостоятельность, упорство, целеустремленность. Поочередная смена «станций», зависимость выполнения задания от действия других учащихся в группе требует согласованности действий, точного соблюдения порядка работы и дисциплины. Все это создает благоприятные возможности для воспитания соответствующих качеств и навыков поведения Теоретическая подготовка юных спортсменов: Пособие для тренеров ДЮСШ / Под ред. Буйлина Ю.Ф., Курамшина Ю.Ф. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 192 с. С.122..

Как показывает практика, весь комплекс из 8 - 10 упражнений выполняется примерно за 10 -12 минут (время на каждое упражнение - 45 секунд, на паузы для отдыха - 30 секунд). При планировании уроков это необходимо учитывать.

Для лучшей организации класса в каждой из групп нужно назначить старшего (групповода), который помогает товарищам выполнять упражнения, страхует их, следит за соблюдением установленной дозировки. Учитель выбирает себе место, откуда ему более удобно наблюдать за классом, но он всегда должен быть рядом с той станцией, где нужна его помощь.

Учителю нужен секундомер для регулирования времени при выполнении упражнения и для подсчета пульса. Пульс подсчитывают до выполнения комплекса, сразу же после прохождения круга и за тем еще через две минуты в течении 10 секунд (умножив цифру на 6, получают число ударов за одну минуту). Показатели пульса записываются в личную карточку ученика (карточки хранятся у учителя).

Подсчет пульса начинается после того, как ученики приготовились к этому. По сигналу «Раз!» или короткому свистку они начинают подсчитывать пульс и после команды «Стой!» или повторного свистка заканчивают подсчет.

Для того чтобы они могли самостоятельно подсчитать свой пульс, учителю биологии или физической культуры нужно заранее научить их этому.

Подсчет пульса дает возможность контролировать реакцию организма на предложенную физическую нагрузку. Ученикам, пульс которых после выполнения упражнений (по прохождению всего круга) превышает 180 ударов в минуту, рекомендуется снизить дозировку в упражнениях большой интенсивности при последующем прохождении круга или на следующем уроке.

Ю.П.Корнилов, кандидат педагогических наук, профессор Волгоградская государственная академия физической культуры К.С.Вишняков, старший тренер юношеской сборной Росси по гребле на байдарках и каноэ Федеральный Центр Спортивной Подготовки сборных команд России, Москва

КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ

Рассмотрены основные положения по внедрению и методическому сопровождению круговой тренировки в подготовку спортсменов различных видов спорта, возраста и уровня квалификации. Эффективность такой формы повышения физических кондиций зависит от соблюдения конкретных положений и требований по организации и проведению занятий.

Ключевые слова: круговая тренировка; станции; время отдыха; мышечные усилия; нагрузка.

Введение. Круговая тренировка зародилась как организационно-методическая форма использования физических упражнений для улучшения подготовленности занимающихся, совершенствования физиологической адаптации, повышения уровня проявления физических качеств. Время научных гипотез о значении и роли чередования активного отдыха и физических усилий в физическом воспитании и спорте насчитывает более ста лет. Главным объяснением этих теорий является изменение напряжения мышечных групп во время физического усилия. Выяснено , что для эффективного восстановления после физической работы рекомендуется активность мышечных групп, ранее не работавших, то есть не утомленных. Доказано, что существует взаимосвязь активного отдыха с процессом физической нагрузки (формула, отвечающая круговой тренировке), в результате чего появляется повышение эффективности мышечного усилия .

Результаты исследования и их обсуждение. В соответствии с существующей методикой использования нагрузки в круговой тренировке лучше всего оправдали себя упражнения простые, хорошо освоенные спортсменами, не требующие страховки и помощи во время выполнения Для успешного проведения тренировочных занятий с помощью этой методики необходимы определенные подготовительные действия. Места выполнения упражнений (станции) необходимо обозначить, расположив их так, чтобы по окончании очередного упражнения можно было безошибочно приступить к следующему. Спортсмена, тренирующимся по этой программе, рекомендуется иметь постоянные тренировочные дневники, в которых по окончании выполнения каждого упражнения отмечать его результат. По окончании тренировки или соответствующей серии занятий сам спортсмен или тренер на основании этих записей может легко проследить динамику изменений показателей в каждом упражнении на каждой станции. Важным является соблюдение основного правила такой формы занятий: «боремся не с товарищем по команде, а с самим собой!». Учитывая большую разницу во времени биологического созревания спортсменов одного паспортного возраста, соблюдение этого правила выравнивает шансы всех участников тренировочных программ в достижении объективного результата, охраняет психику занимающихся от возможных негативных переживаний.

Важным «козырем» метода круговой тренировки является возможность организации занятий в условиях совместной работы тренера и спортсмена, идеального контроля динамики изменения кондиции всей группы и отдельно каждого спортсмена.

Составление тренировочной программы физического развития на основе использования круговой тренировки возможно только тогда, когда тренер хорошо знает уровень биологического развития и физической подготовленности занимающегося. При этом его задачей является моделирование и реализация соответствующих комплексов круговой тренировки, создание условий для эффективной тренировочной деятельности.

Важным в данном методе тренировки является грамотный выбор упражнений, объединенных в необходимой очередности, и планирование необходимого времени отдыха. От этого зависит эффективность и стабильность процесса развития физических качеств.

Планируя включение в тренировочные занятия круговой тренировки, не следует забывать о значении соответствующей разминки. Доказано, что она может обеспечить наиболее эффективное использование физиологических и психических возможностей занимающихся, уменьшить или ликвидировать риск появления травм. Разминка делится на общую и специальную. Общая часть разминки основана на выполнении движений напрямую не связанных с каким-либо видом спорта (бег, подскоки, растягивающие и разогревающие упражнения). Разминка специальная - это упражнения, являющиеся частью спортивной дисциплины (пробные прыжки в длину или вверх, атака в волейболе, подача в теннисе и т. п.). Всё это имеет цель подготовить организм спортсмена к началу успешного и безопасного выполнения специфических упражнений на необходимом функциональном уровне.

Разработка и внедрение успешной модели развития моторики занимающихся на основе круговой тренировки (с целью укрепления и совершенствования конкретных физических качеств и двигательных умений) являются главной задачей подготовки в виде спорта.

Во время реализации разнообразных версий физической подготовки с использованием круговой тренировки необходимо:
- определить конечный этап улучшения или совершенствования уровня моторики;
- на основе сведений о различном эффекте при изменении очередности выполнения используемых упражнений учитывать особенности их влияния на процесс физического совершенствования;
- скомплектовать упражнения круговой тренировки в соответствии с логикой и гармонией построения спортивной тренировки с учетом уровня физической подготовки спортсменов;
- определить объем физической нагрузки и время отдыха на станциях после выполнения упражнений в соответствии с возможностями спортсмена в зависимости от пола, возраста, уровня его биологического развития;
- придерживаться последовательно очередности выполнения выбранных упражнений, порядка перехода от одной станции к другой и интервалов отдыха между кругами.

Формирование модели выбранной схемы круговой тренировки должно предусматривать у спортсменов появление точного, конкретного образа (модель действия). Все это относится к технике и тактике реализуемых движений не только в соответствии с визуальным восприятием, но, в главной степени, под влиянием импульсов, приходящих с других анализаторов (слуха, вестибулярного аппарата, мышечных рецепторов). Таким образом, проявляется суть освоенных двигательных действий, биомеханических принципов их построения, формирование восприятия целостности и неразрывности круговой тренировки. Формирование тонкого восприятия структуры движения помогает успешно реализовывать собственные двигательные возможности при выполнении физических упражнений. В результате многолетних тренировок спортсмены в состоянии овладевать тонким дифференцированным восприятием собственных движений. Особенно важно это для спорта высших достижений, где представление и мысленное выполнение сложных движений используются как средство идеомоторной тренировки.

Круговая тренировка является, в принципе, тренировкой индивидуальной. Организационно проводить ее необходимо так, чтобы два спортсмена не встречались одновременно на одной тренировочной станции. Удобной формой проведения круговой тренировки является ситуация, когда в группе собраны спортсмены примерно одинакового уровня подготовленности.

На практике организация процесса проведение круговой тренировки выглядит следующим образом: первые три занятия посвящаются точному выполнению рекомендованных тренером упражнений. Это является подготовкой к главной тренировочной деятельности. Ясно, что количество повторений и нагрузка при их выполнении не являются чрезмерно большими. В этом случае возможно сразу, во время первых занятий, выполнять запланированное количество кругов.

Для того чтобы выбранные упражнения соответствовали задачам подготовки и эффективно воздействовали на организм занимающихся, необходимо определить величину нагрузки. С этой целью в четвертый тренировочный день рекомендуется выполнять максимальное количество повторений на каждой станции за одну минуту. Во время проведения контрольного занятия рекомендуется выдерживать интервал отдыха между упражнениями до 4 минут. В результате полученных данных определяется нагрузка для последующих серий упражнений. Количественно они должны содержать 50% нагрузки, освоенной во время контрольной тренировки. Например, если спортсмен выполнил 20 приседаний со штангой определенного веса на плечах, то его тренировочная норма составит 10 приседаний. На следующей тренировке измеряется время необходимое для проведения всей круговой тренировки (три круга) без специальных перерывов на отдых.

Следовательно, для обоснованного построения круговой тренировки устанавливаются:
- характер упражнений;
- их очередность;
- количество повторений;
- общее время, необходимое для прохождения трех кругов.

Это позволит достаточно четко определить пути решения задач, которые стоят перед спортсменами (например, уменьшение времени прохождения трех кругов).

Существуют различные формы проведения занятий на основе использования круговой тренировки. Одна из них предусматривает выполнение спортсменами определенного двигательного задания за 30 секунд с последующим отдыхом в течение 60 секунд. Предложенная тренировочная схема наиболее приемлема для квалифицированных спортсменов. Соответственно, изменяя параметры круговой тренировки, возможно определение конкретных моделей для использования в работе с контингентом спортсменов различного уровня подготовленности.

Можно надеяться, что спортсмены, регулярно использующие в подготовке методику круговой тренировки, способны показать серьезные улучшения результатов, связанных с проявлением тренируемых качеств. Изменения в уровне кондиций всего организма можно отслеживать, проводя контрольные тренировки, связанные с максимальным повторением запланированных упражнений в ограниченное время. Полученные результаты позволят определить новое тренировочное время и новые исходные нормативы для следующего тренировочного цикла в соответствии с возможностями каждого спортсмена.

Литература

1. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. - Минск: Вышейшая школа, 1985. - 256 с.
2. Зимкин Н.В., Агинако, К.Н., Панов, В.Г. Влияние на мышечную силу, латентный период и выносливость сокращения сторонних мышечных групп // Физиологический журнал СССР. - 1979. - № 8. - С. 1144-1151.
3. Красников Н.П., Найдич С.И. Роль активного отдыха в ускоренном восстановлении кислотно-основного состояния и функции внешнего дыхания при утомлении // Физиология человека. - 1987. - Т. 13, № 1. - С. 50-57.
4. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М.: Наука, 1981. - 279 с.
5. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. - Киев: Вища школа, 1984. - 336 с.
6. Розенблат В.В. Проблема утомления. - М.: Медгиз, 1961. - 224 с.
7. Чунин В.В. Структура и содержание учебных занятий проводимых по комплексно-круговой форме // Теория и практика физической культуры. - 1977. - № 10. - С. 43-46.
8. Шапкова А.Н., Зиновьева А.Н. Круговая форма тренировки - метод индивидуализации тренировочной нагрузки лыжников // Теория и практика физической культуры. - 1970. - № 2 - С. 32-37.
9. Шолих M. Круговая тренировка. - М.: Физкультура и спорт, 1966. - 95 с.

дипломная работа

2.3. Организация исследования

Работа выполнялась в течение 2004-2005годов в три этапа.

На первом этапе (сентябрь - декабрь 2004 г.) изучалась и обобщалась научно-методическая литература по исследуемой проблеме. Проводились педагогические наблюдения за тренировкой спортсменов-гиревиков в подростковом клубе «Геркулес» и спортивном клубе «Электрон», а так же были проведены беседы с ведущими спортсменами и тренерами. В итоге были получены субъективные данные о возможности применения методов круговой тренировки в системе подготовки спортсменов-гиревиков, были составлены комплексы упражнений для проведения занятий с применением методов круговой тренировки.

Второй этап исследования (январь-март 2005г.) включал апробацию учебно-тренировочных занятий с использованием комплексов упражнений проводимых по методу круговой тренировки. Изучались субъективные данные о целесообразности использования методов круговой тренировки и проводилось хронометрирование учебно-тренировочного процесса.

Третий этап (апрель 2005г.) - осуществлялось литературно-графическое оформление дипломной работы.

Круговая тренировка в гиревом спорте

Методические правила тренировки

Круговая тренировка как комплексная организационно-методическая форма использования физических упражнений должна применяться в соответствии с рядом методических правил. Некоторые из них разрабатываются на ос-нове экспериментального изучения особенностей проявления закономерностей спортивной тренировки и физического воспитания при использовании круговой тренировки в учебном или тренировочном процессе. Другие формируются на основании анализа и логического вывода В.Н. Кряж (1982) предполагает следую-щие основополагающие правила.

Первое правило гласит: нужно воспитывать сознательное и активное отношение к круговой тренировки у занимающихся. Грамотно подобранный комплекс круга, удачно подобранный метод его выполнения и тщательная подготовка мест занятий круговой тренировки еще не являются залогом эффективного ее применения. Формирование осознанного отношения детей к круговой тренировке, управление их активностью на занятиях - важная задача тренера.

Одним из основных путей повышения активности занимающихся при круговой тренировке является формирование социально-значимых мотивов физкультурной и спортивной деятельности. Таковыми мотивами могут стать стремление к совершенствованию, потребность в движении, стремление к материальному вознаграждению и т.д. Чтобы все эти мотивы стали для детей убеждениями, их необходимо укреплять результатами самоконтроля, фактами из биографии известных спортсменов, статистическими данными. Такой подход к решению воспитательно-образовательных задач способствует формированию устойчивого интереса к занятиям.

Необходимость такой целенаправленной работы с занимающимися объясняется тем, что интерес к спорту постепенно слабеет с возрастом, для предупреждения этого процесса необходимы соответствующие социальные воспитательные меры в комплексе с другими мероприятиями. Это отражено в трудах В.Хеннинга (1976).

Следующими факторами, влияющими на интерес студентов к физическому воспитанию и спорту, являются качество и условия проведения занятий, соответствие их направленности (общеподготовительной, спортивной) и содержания интересам занимающихся.

При проведении круговой тренировки представляется широкая возможность воспитывать у детей инициативу, самостоятельность и творческое отношение к тренировкам. Здесь могут быть использованы такие педагогические приемы, как взаимный контроль за правильностью выполнения упражнения, подсчет количества повторений или определение времени работы, самостоятельная подготовка станции круговой тренировки и уборка мест занятий после выполнения упражнения, взаимопомощь. Все это способствует воспитанию у детей сознательного и активного отношения к круговой тренировке и повышению ее эффективности.

Второе правило заключается в следующем: обеспечение наглядности во многом определяет успешность круговой тренировки.

Основными задачами наглядности при проведении круговой тренировки являются:

уменьшение времени объяснения содержания комплекса;

обеспечение правильной техники выполнения упражнения;

ознакомление занимающихся со способом определения величины нагрузки на каждой станции.

Дня этой цели на каждой станции устанавливают таблички со схемой выполнения упражнения: исходное положение и базовые элементы техники, а также количество подходов, повторений в подходах, интервал и характер отдыха.

Для обеспечения дисциплины и безопасности при проведении круговой тренировки рекомендуется назначать групповодов из числа наиболее подготовленных учеников. По команде преподавателя они демонстрируют упражнения, акцентируя внимание на основные моменты техники, отслеживают и наравне с преподавателем устраняют ошибки занимающихся.

Соблюдение всех этих требований по обеспечению наглядности особенно важно при проведении круговой тренировки в учебных группах подготовительного отделения и в отделении спортивного совершенствования на начальном этапе занятий спортом.

Третье правило: строгое соблюдение меры доступного при дозировании нагрузки.

Сам термин «нагрузка» в физическом воспитании означает величину воздействия физических упражнений на занимающихся (Л.П. Матвеев, 1973).

В качестве меры воздействия предлагают «прибавочную функциональную активность организма (относительно уровня покоя или другого исходного уровня), вносимую выполнением тренировочных упражнений, и степень преодолеваемых при этом трудностей». Характер воздействия определяет по специализированности, направленности тренировочного эффекта, координационной сложности нагрузки.

Доступность нагрузки - сложный вопрос при составлении комплекса круговой тренировки, так как в практике физического воспитания пока еще нет достаточно объективных способов измерения нагрузки В.П.Киселев и др., 1980). Доступной считается нагрузка, не приносящая вреда занимающемуся, однако она должна быть достаточной, чтобы вызвать прирост показателей общей и специальной работоспособности.

Факторами, определяющими доступность нагрузки, являются возможности занимающихся - субъективные и трудность упражнения - объективные. Примерными ориентирами оценки доступности могут быть симптомы утомле-ния, регистрируемые визуально или полученные путем опроса. Пополнив эти наблюдения данными оперативного контроля, например, по частоте сердечных сокращения, показателям работоспособности, выраженными в максимальной величине поднятого веса, количестве повторений в заданное время, во времени выполнения работы на станциях и других показателях.

При работе с детьми подготовительного отделения в круговой трениров-ке не рекомендуется превышать среднюю нагрузку, то есть она всегда должна быть меньше предельной работоспособности. Например, если максимальное количество повторений (МП) определяют за 60 сек, то работа на станции долж-на быть МП/2.

Четвертое правило: систематическое повышение тренировочной нагруз-ки.

Человек является живой динамической системой. Одно из важных свойств этой системы - адаптация. Адаптация - это универсальное свойство живого организма, позволяющее ему приспосабливаться к изменяющимся ус-ловиям существования. Она развивается в ответ на воздействия, превышающие физиологически «привычную» норму.

Упражнения круговой тренировки при методически правильном являются достаточно сильным стимулом адаптации. Под действием круговой тренировки в организме занимающегося наступают значительные функциональные сдвиги. Примером этому служат наш педагогический эксперимент по проведению круговой тренировки по методу серийно-интервального упражнения с жестким интервалом отдыха применялась в одной из двух групп. Через год занятий в этой группе наблюдалось более выраженное снижение ИСС после дозированной работы на всех пяти минутах восстановления, а также скорости восстановления внешнего дыхания.

Круговая тренировка должна строиться с учетом особенностей протекания адаптационных процессов под влиянием тренировочных нагрузок. Одна из них заключается в том, что при неизменной тренировочной нагрузке в круговой тренировке адаптация проявляет тенденцию к угасанию по мере воздействия нагрузки. Для активизации адаптационности процессов, приводящих к повышению к уровню функциональных возможностей, необходимо увеличивать воздействие нагрузки. Это увеличение не должно вызвать срыв адаптационных возможностей организма занимающихся. Средствами увеличе-ния воздействия тренировочной нагрузки являются повышение ее нагрузки и интенсивности.

В подготовительном учебном отделении могут быть использованы линейно-восходящий или ступенчатый способы повышения объема нагрузки и ступенчатое повышение интенсивности. Количество станций увеличивается с 6 до 10 в круге на каждом занятии или через занятие. Затем, увеличивая количество станций в круге на 1-2, доводят объем работы до 2-3 кругов. После этого определяют МП и рассчитывают новую индивидуальную норму нагрузки, по-вышая, таким образом, интенсивность круговой тренировки.

Влияние лыжного спорта на развитие физических качеств подростков 15-17 лет

На первом этапе исследования были изучены литературные источники по влиянию лыжного спорта на организм подростков. Результаты и выводы были отражены в первом разделе данной работы...

Воспитание силовых способностей в становой тяге у юношей 15-16 лет (на примере силового троеборья)

Исследования проводились в тренажерном зале на базе центра оздоровления и воспитания детей. В исследовании приняли участие 12 спортсменов (юноши 15-16 лет) 1-2 юношеского разряда в силовом троеборье, имеющие стаж занятий от 9 до 15 месяцев...

Воспитание скоростно-силовых качеств студентов вуза методом интервальной тренировки

Основная часть исследования тематики избранного нами направления в рамках диплома составила один семестр, началась в сентябре 2011 года с поиска его информационного составляющего (литература). Обосновав актуальность избранного направления...

Методика обучения профилирующим прыжкам спортивной аэробики (на примере прыжка согнувшись, согнув одну ногу – "Cossack jump")

Исследование проводилось в 4 этапа. 1 этап - Выбор темы исследования, обоснование актуальности, сбор литературных данных по данной проблеме. 2 этап - Анализ, обобщение научно - методической литературы и написание главы 1...

Методика применения спортивного массажа в подготовке пловцов-инвалидов

Работа проводилась в период с 2007 по 2011 год и осуществлялась в четыре этапа. На первом этапе (2007-2008 гг.) проводился анализ научной и научно-методической литературы. Были сформулированы цель, задачи и гипотеза исследования...

Методика развития координационных способностей у боксеров 13-14 лет с применением игровых упражнений (из баскетбола)

Главной задачей нашего исследования являлось выявление уровня координационных способностей боксеров 13-14 лет. Проведя подробный анализ психологической, педагогической и методической литературы, мы пришли к выводу...

Методика развития ритмичности у танцоров 10-11 лет

Сформулированные на основании выдвинутой гипотезы, цель и задачи определили необходимость проведения исследования в 3 этапа. На первом этапе (2006 - 2007 гг.) проведен анализ научно-методической литературы...

Методика развития силовых способностей у начинающих спортсменов в пауэрлифтинге

Исследования проводились в три этапа на кафедре теоретических и методических основ физической культуры и спорта. Первый этап - определены темы исследования, научного руководителя...

Мотивационная обусловленность занятий массовой физической культурой среди учащейся молодежи

Исследование проводилось в четыре этапа: Первый этап исследования продолжался с апреля по май 2007 года. На этом этапе была сформулирована цель будущего исследования, поставлены задачи, определены методы. Второй этап: сентябрь 2007 - май 2008 года...

Совершенствование развития двигательных качеств легкоатлетов 11-12 лет на этапе начальной подготовки

На первом этапе исследования проводился анализ научно-методической литературы, определялась актуальность предстоящего эксперимента, ставилась цель работы и выдвигалась рабочая гипотеза...

Совершенствование теоретической подготовки студентов факультета физической культуры на основе компьютерных технологий

Исследование проводилось на базе Ставропольского государственного университета на факультете физической культуры на 5 курсе очного отделения. Учебная дисциплина - дисциплина специализации «ТМСП»...

Совершенствование техники плавания кролем на груди у пловцов 13-14 лет на основе традиционных методов

Исследования проводились в четыре этапа с сентября 2006 года по май 2009 года...

Совершенствование физических качеств подростков в условиях внеклассной работы по физическому воспитанию

На первом этапе исследования были изучены литературные источники по влиянию лыжного спорта на организм подростков 14-15 лет. Второй этап включал проведение педагогического эксперимента на базе СОШ №112. В нем приняли участия, школьники 14-15 лет...

Уровень мастерства нападающих в футболе

Исследование проводилось в период с 2008 по 2011 год. За этот период, в процесс исследования были включены нападающие высокого класса из тех команд (клубов или сборных), где довелось играть...

Физическая подготовленность спортсменок, специализирующихся в беге на 400 метров

Исследование было организованно и проведено в г. Бресте на базе ДЮСШ. Исследования проводились в сентябре 2012 года. Оно проходило в четыре этапа...

В настоящее время круговая тренировка представляет собой комплексную организационно-методическую форму, включающую ряд частных методов использования физических упражнений (Кряж В.Н., 1982).

Эффективность такой организации заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как упражняются все учащиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям (Нойгебауэр Х.П., 1971).

Круговая тренировка позволяет воспитывать у спортсменов такие физические качества, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость, и комплексные формы их проявления - силовую, скоростную, скоростно-силовую выносливость и т.д. (Филин В.И., 1974).

При проведении круговой тренировки в зале борьбы или в тренажёрном зале отводятся специальные места для выполнения физических упражнений - "станции". На каждой станции, если это необходимо, размещается инвентарь или оборудование для выполнения физических упражнений. Станции располагаются по кругу, что и послужило причиной для названия "круговая тренировка".

Комплекс круговой тренировки, как правило, не является простой суммой упражнений на станции. В большинстве случаев это совокупность взаимосвязанных между собой физических упражнений, дающая такой тренировочный эффект, который нельзя получить, используя каждое из этих упражнений в отдельности (Мазур А., 1979).

Способ передвижения с одной станции на другую как бы по кругу - только внешний признак круговой тренировки, характеризующими её как относительно самостоятельную организационно-методическую форму, являются: регламентация работы и отдыха на каждой станции, использование хорошо разученных упражнений, индивидуализация тренировочной нагрузки, систематическое и постепенное повышение тренировочных требований, периодическая смена тренировочных упражнений на станциях, последовательное включение в работу различных мышечных групп (Матвеев В.П., 1977).

В круговой тренировке применяются упражнения с внешним сопротивлением и с преодолением веса тела занимающихся. В качестве внешнего сопротивления используют вес предмета, их упругие свойства, противодействие партнёра. В качестве же предмета отягощений применяют гири, гантели, штанги, диски от штанг, мягкие отягощения (Максименко А. М., 2001).

При проведении круговой тренировки определённые требования предъявляются к степени изученности и координационной сложности упражнений. Они вытекают из особенностей образования двигательных навыков - закреплённых до автоматизма движений. Хорошо выученное, закреплённое упражнение можно выполнять в сложных условиях, без риска нарушить технику. Отсюда вытекает одно из важных методических требований: в комплексы круговой тренировки следует включать только хорошо изученные упражнения (Матвеев Л.П., 1991).

Учитывая это, в комплексы круговой тренировки следует включать технически простые упражнения, не требующие страховки и помощи (Ивлев В.Г., 1980).

Силовые упражнения развивают преимущественно собственно силовые возможности, проявляемые в медленных движениях со значительными отягощениями или в статических положениях.

С помощью скоростных упражнений, применяемых в круговой тренировке, повышают частоту движения и скорость одиночных движений.

Упражнения круговой тренировки, направленные на развитие выносливости, повышают способность противостоять утомлению и эффективно действовать при многократном выполнении упражнений, предусмотренных программой упражнений избранного вида спорта.

Выносливость - очень своеобразное физическое качество человека. Можно быть очень выносливым в одном виде деятельности и не выносливым в другом. Это объясняется тем, что выносливость в различных видах спорта зависит от различных факторов. Наиболее общие из них - степень владения техникой движений, уровень развития силы, аэробной и анаэробной производительности. Упражнения круговой тренировки могут способствовать развитию всех этих факторов, кроме техники (Каганов Л.С., 1990).

При развитии гибкости в круговой тренировке повышается способность выполнять упражнения с максимальной амплитудой. Для борьбы характерна высокая двигательная активность, насыщенность схваток технико-тактическими действиями. Всё это предъявляет высокие требования к технике спортсмена, его тактической подготовленности, скоростным, скоростно-силовым возможностям и силовой выносливости (Лукин К., Филиппов Г., 1980).

Комплексное развитие физических качеств с учётом особенностей соревновательной деятельности, может быть, достигнуто с помощью круговой тренировки. Круговая тренировка должна в этом случае органически вписываться в тренировочном процессе, как его составная часть с учётом периодов и этапов подготовки борца (Сёмкин А.А., Кочурко Е.И., 1984).

У высококвалифицированных борцов может быть использование круговой тренировки по методу интервальных упражнений с жёсткими интервалами отдыха (15 с. - работа, 45 с. - отдых), с дозировкой на станциях, составляет половину (Вишневский В.А., Мороз В.В., Кузнецов А.И., 1988).

После 3-4-х недель тренировок условия выполнения комплексов могут быть усложнены путём серийно-интервального выполнения упражнений на каждой станции. Если до этого упражнения на станции выполнялись один раз и спортсмены проходят 3 круга, то после усложнения упражнения на станции повторяются трижды, но проходят один круг (Кряж В.Н., 1982).


Самое обсуждаемое
Обязательные нормативы физподготовки в армии и спецслужбах России (6 фото) Основные нормативы по физо для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву Обязательные нормативы физподготовки в армии и спецслужбах России (6 фото) Основные нормативы по физо для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву
Зимние олимпийские игры 1998 хоккей финал Зимние олимпийские игры 1998 хоккей финал
Начнем без шипулина. и без цветкова. результаты отбора на стартовые этапы кубка мира удивили. Шипулин поторопился и проиграл Начнем без шипулина. и без цветкова. результаты отбора на стартовые этапы кубка мира удивили. Шипулин поторопился и проиграл


top