Методика обучения упражнению мост. Гимнастический мостик и подготовительные упражнения. дыхательные упражнения и упражнения для расслабления

Методика обучения упражнению мост. Гимнастический мостик и подготовительные упражнения. дыхательные упражнения и упражнения для расслабления

Акробатические упражнения - одно из эффективных средств спортивной и физической подготовки школьников. Их выполнение связано с развитием ловкости, быстроты, умением ориентироваться в пространстве при непривычных положениях и вращательных движениях тела, подготавливает школьников к выполнению многих упражнений на гимнастических снарядах.

Группировка.

Обучение простейшим акробатическим упражнениям, таким как перекаты и кувырки, следует начинать с упражнений, связанных с быстрым и правильным принятием группировки. Группировка - согнутое положение тела, в котором колени максимально подтянуты к плечам руками хватом за голени, локти прижаты к телу, спина округлена, готова наклонена вперед, стопы ног и колени разведены на 15-20 см одно от другого (рис.1).

Для выполнения правильной группировки следует обучить школьников следующим упражнениям:

1. Группировка сидя. Сидя на полу, согнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах, взяться руками за середину голеней, притянуть голени к груди, голову наклонить вперед, колени держать на расстоянии 15-20 см одно от другого (рис.2,а).

  • 2. Группировка в приседе. Из стойки ноги врозь присесть и принять положение группировки (рис.2,б).
  • 3. Группировка лежа на спине. Из положения лежа на спине, согнуть ноги и наклонить голову вперед к коленям, принять положение группировки (рис.2,в).
  • 4. Широкая группировка. Из положения полуприседа в стойке ноги врозь захватить руками бедра снизу снаружи у подколенных впадин (рис.2,г).

Акробатические прыжки

Прыжки - наиболее динамичные акробатические упражнения, широко применяемые не только в акробатике, но и в других видах спорта. Изучение акробатических прыжков начинается с простей­ших упражнений, которые в то же время служат подготовительными к освоению более сложных прыжков.

Группировка, перекаты (рис. 143) - основные подготовитель­ные упражнения для кувырков и сальто; умение группироваться - одно из определяющих условий правильного использования этих упражнений. Поэтому необходимо изучить группировку сидя (а), в приседе (б), лежа на спине (в), а также широкую группировку (г) (захват руками за бедра снизу, снаружи у подколенных впадин, ноги врозь), которая применяется при исполнении некоторых акро-




батических упражнений. Например: круговой перекат, сальто^ боком.

Перекаты изучаются из упора присев, из стойки на голове, лежа на спине, из стойки на коленях (д), из седа ноги врозь

Кувырок вперед (рис. 144). В упоре присев, опираясь руками впереди ступней, начать толчок ногами. Перенести тяжесть тела на руки, одновременно согнуть их, наклонить голову вперед и, до конца разгибая ноги, закончить толчок стопами. Перевернувшись через голову и коснувшись лопатками пола, быстро сгруппировать­ся. Перекатываясь на спине, сразу после касания стопами пола отпустить ноги и, посылая руки вперед, прийти в упор присев.

При изучении кувырка вперед нужно повторить группировку и перекаты в группировке лежа на спине с переходом в сед и присед в группировке.




Кувырок назад (рис. 145). Из упора присев, толкаясь руками, сгруппироваться, подтянуть колени к плечам, голову наклонить вперед, перекатываясь на лопатки, быстро поставить руки на уровне головы ладонями на пол (пальцами к плечам) и, опираясь на них, прийти в упор присев. Во время кувырка ноги не разгибать. В мо-


мент переката через голову необходимо опереться на поставленные руки на пол за плечами и отжаться.

Колесо (рис. 146). Колесо выполняется вправо или влево в ли­цевой плоскости в стойку ноги врозь, руки в стороны. Поворот следует начинать только перед постановкой на пол первой руки (левой при выполнении влево). Руки и ноги ставятся по одной ли­нии, примерно через равные расстояния, тело совершенно прямое, ноги максимально разведены врозь. Основные компоненты техни­ки- мах одной и толчок другой ногой.

Перед обучением колесу занимающимся следует усвоить стойку на руках ноги вместе и врозь (с поддержкой), затем выход в стой­ку на руках ноги врозь переворотом в сторону из стойки боком или лицом в направлении движения. Партнер, стоя сбоку испол­няющего со стороны спины, помогает ему выйти в стойку, поддер­живая левой рукой у поясницы справа, а правой слева. Далее из стойки на руках ноги врозь ученик с помощью партнера выполняет вторую половину переворота. После этого можно делать переворот колесом в целом (с места) из стойки лицом по направлению движе­ния с помощью. После этого осваивается колесо с темпового прыж­ка (с места), затем с 2-3 шагов и, наконец, с разбега.

Переворот с головы (рис. 147). Основные компоненты техники этого элемента - толчок и мах ногами с последующим торможе­нием, толчок руками от пола и правильное приземление.




образуют вершины равностороннего треугольника). В момент ка­сания опоры головой следует энергичный разгиб прямыми ногами в тазобедренных суставах с последующим торможением относительно туловища и резким толчком руками от пола. Затем следует фаза полета, в конце которой ученик приземляется на носки прямых ног, опускается на всю стопу и несколько амортизирует приземле­ние, слегка приседая. В этот момент туловище прогнуто, голова наклонена назад, руки вверху. Расстояние между линиями толчка ногами, опоры руками и приземления примерно равно.

Обучение перевороту с головы начинается с повторения стойки^ на голове. Затем в стойке на голове занимающимся предлагается согнуть прямые ноги почти до касания пола носками и вновь ра­зогнуть в стойку на голове. Следует обращать особое внимание на приземление. Для этого можно использовать следующее упражне­ние: стоя в полутора-двух шагах от стены, наклониться назад и опереться руками о стену, руки согнуть. Оттолкнувшись от стены руками, наклонить голову назад и, подавая вперед колени и таз, встать, руки вверх. С этой же целью можно использовать парные упражнения: первый номер ложится на спину, поднимает руки вперед, согнутые ноги ставит ступнями на пол на ширине стопы. Второй становится у головы первого, берет его за руки. С неболь­шой помощью второго первый встает, подавая вперед колени и таз и наклоняя голову назад.

1. Из положения лежа согнувшись на лопатках, руки вперед, резко разгибая тело в тазобедренных суставах, выполнить вскок разгибом с помощью двух партнеров, помогающих за руки.

2. Из стойки на голове согнувшись, носки почти касаются пола. Падая назад, резко разогнуться в тазобедренных суставах, оттолк­нуться руками от пола и вскочить на ноги. Упражнение выполнять с возвышения 3-5 гимнастических матов с поддержкой партнера одной рукой за плечо, другой - под поясницу.

Переворот вперед (рис. 148). Переворот вперед выполняется ма­хом одной ногой и толчком другой с опорой прямыми руками и приземлением на слегка согнутые ноги. Обязательно наличие фазы полета после толчка руками. При правильном исполнении этого


элемента руки ставятся возможно дальше от ног, но без прыжка Выполняющий должен стремиться соединить ноги в момент окон­чания отталкивания совершенно прямыми руками. При приземле­нии надо прогнуться, руки поднять вверх, голову наклонить на­зад.

Начинать обучение перевороту следует после того, как зани­мающиеся освоят переворот с головы. Далее следует выполнять следующие упражнения: 1. Стойка на руках у стены махом одной и толчком другой ноги. 2. Переворот на плечо преподавателя. За­нимающийся с разбега делает переворот, а преподаватель, стоя на линии разбега, в момент толчка руками подставляет плечо под его бедра и берет ученика к себе на плечо.

После освоения переворота на прямые ноги изучаются его раз­новидности: переворот на одну, переворот прыжком и др. Для освое­ния высокого полета целесообразно выполнять переворот на воз­вышение из 3-4 матов (руки ставить до мата).




Прыжок из стойки на руках (курбет) (рис. 149). Из стойки на руках занимающийся незначительно сгибает ноги и, прогибаясь в поясничной части, теряет равновесие в направлении передней поверхности тела. В момент потери равновесия ноги резко раз­гибаются с последующим торможением, и ученик отталкивается руками от пола, переходя в фазу полета с рук на ноги. Затем, резко


сгибаясь в тазобедренных суставах, занимающийся обеспечивает подъем плеч к моменту приземления. Руки поднимаются вверх, и упражнение заканчивается прыжком.

Обучение нужно начинать с повторения стоек на руках без по­мощи партнера. Для освоения правильного разгибания в тазобед­ренных суставах необходимо несколько раз проделать опускание ног со стойки на руках в упор стоя согнувшись, затем то же на воз­вышении с последующим резким выпрямлением из этого положе­ния в стойку руки вверх. Затем выполнить это же упражнение а возвышения и рекомендовать толкнуться руками до касания но­гами пола. Для совершенствования курбета необходимо выполнять его с приземлением на возвышение из гимнастических матов.

Переворот с поворотом (рондат) (рис. 150). Рондат служит переходным элементом от разбега к акробатическим прыжкам. Выполняется махом одной и толчком другой ногой с последователь­ной опорой прямыми руками, поворотом на 180° и фазой полета после опоры руками. Упражнение выполняется в вертикальной плоскости, левая рука (при повороте налево) и ноги ставятся по одной линии, правая рука - на 5-10 см влево. Все упражнения исполняются в строго вертикальной плоскости. Поворот плеч сле­дует начинать непосредственно перед постановкой первой руки. Выход в стойку, соединение ног и поворот нужно стремиться выпол­нить в момент опоры правой рукой (при повороте налево). После маха правой ногой и поворота туловища на 90° необходимо соеди­нить ноги и затем продолжать дальнейший поворот туловища. После опоры руками обязательно должна быть фаза полета. Обу­чать рондату надо после освоения колеса и прыжка с рук на ноги (курбета), повторить также стойку на руках.

Переворот назад (фляк) (рис. 151). Переворот назад - одно из основных акробатических упражнений. Выполняется он прыжком назад толчком двумя ногами с вращением назад прогнувшись и промежуточной опорой прямыми руками. Оттолкнувшись руками, занимающийся выполняет курбет и приземляется на обе ноги. Обя­зательны две фазы полета (до и после опоры руками), равные по вы­соте и длине. Вначале обучают полуприседу с отведением рук до отказа назад с небольшим наклоном плеч вперед и потерей равнове-


сия назад. Далее повторяют курбет. Обучение непосредственно фляку начинается с медленного переворота через руки двух партне­ров. Ученик ложится спиной на их руки, его ставят в стойку на ру­ках для исполнения курбета. Можно выполнять это упражнение и вдвоем. Для этого двое занимающихся становятся вплотную друг к другу и поднимают руки вверх. Первый берет второго (исполняю­щего переворот) за лучезапястные суставы и наклоняется вперед, ставя его руки на пол перед собой. Второй ложится на спину пер­вому, наклоняя голову назад, прогибаясь в пояснице и расслабляя ноги. В стойке на руках, потеряв равновесие в направлении перед­ней поверхности тела, второй выполняет курбет. Затем переворот выполняется на лонже и после этого - самостоятельно.

Мы создали Метарейтинг, чтобы вам не нужно было собирать разрозненную информацию о букмекерах по всему Интернету. Теперь чтобы узнать средневзвешенную оценку той или иной конторы и прочитать все отзывы о ней вам нужно зайти только на один сайт. Metaratings.ru даст вам самые объективные цифры, основанные на данных всех ведущих сайтов о беттинге, а также на отзывах и оценках игроков.

Основные направления сайта Metaratings

Рейтинг букмекеров на основе метаоценки — объективный и регулярно обновляемый топ лучших букмекерских контор по мнению экспертов Рунета. Рейтинг призван помочь игрокам выбрать надежный сайт для ставок на спорт в интернете, получив исчерпывающую информацию о букмекерской конторе.

Отзывы о букмекерах — самый полный дайджест отзывов о букмекерских конторах со всего Интернета. Все отзывы разделены на позитивные, негативные и нейтральные. На основе отзывов и оценок игроков мы вывели пользовательский метарейтинг букмекерских контор.

Прогнозы на спорт — мозговой центр нашего сайта. Здесь специалисты и эксперты на постоянной основе делятся лучшими прогнозами и ставками на ближайшие матчи и спортивные события. Аналитики Metaratings.ru предоставляют бесплатные прогнозы на футбол, хоккей, теннис, баскетбол, волейбол, бокс MMA и другие виды спорта.

Школа беттинга — обучающие материалы о правильной игре в букмекерских конторах. Почерпнуть для себя что-то новое могут не только начинающие игроки, но и опытные беттеры. Расшифровка и виды букмекерских ставок, принципы работы букмекерских контор, формирование и движение коэффициентов в линии, стратегии, полезные советы по онлайн-ставкам и многое другое.

Спортивная новости и аналитика — обзор предстоящих и прошедших спортивных событий, актуальные новости из букмекерской сферы. Ставки на футбол и анализ футбольных турниров — основное направление, которому уделяется наибольшее внимание. Остальные виды спорта тоже не остаются без внимания, как и любая другая важная информация о беттинге.

Сделайте ставки на спорт безопаснее для себя с Metaratings.ru!

Мостик – это гимнастическое упражнение, выполняя которое можно укрепить мышцы спины, выправить осанку, развить гибкость и улучшить кровообращение тканей, окружающих позвоночные диски.

В бодибилдинге мостик используется редко, так как сама специфика этого спорта подразумевает по большей части оценку внешнего облика атлета. Целью занятий в тренажерном зале для многих является максимально красивое тело, но не всегда максимальное здоровое.

А между тем, сильная спина и гибкий позвоночник позволит любому бодибилдеру достичь значительно больших результатов в тренировках. И это не говоря о том, что главным бонусом регулярного выполнения упражнения «мостик» является отсутствие проблем со спиной и хорошая подвижность.

Польза упражнения

Хорошее владение техникой выполнения мостика и его регулярное выполнение приводит к ряду положительных изменений в организме:

  • Укрепляются мышцы, выпрямляющие позвоночник (разгибатели спины). Это длинные мускульные «канаты», проходящие вдоль всего позвоночного столба с обеих сторон.
  • Тренируется множество мелких мышц спины и корпуса, а также мышцы рук, ног и ягодиц.
  • Увеличивается гибкость позвоночного столба и общая подвижность корпуса.
  • Растягиваются мышцы пресса, раскрывается грудная клетка.
  • Активизируется кровообращение в тканях, окружающих межпозвонковые хрящи. Это препятствует преждевременному износу позвоночных дисков.
  • Прилив крови к голове усиливает мозговое кровообращение и симулирует умственную деятельность.

Ко всему прочему, при чистом исполнении, этот гимнастический элемент позволяет продемонстрировать свою гибкость и физическую подготовку.

Противопоказания

Однако, у мостика есть и противопоказания. Его не стоит делать при:

  • заболеваниях позвоночника, желудочно-кишечного тракта, повышенном давлении или головных болях;
  • беременности;
  • травмах или заболеваниях суставов.

Осваивать упражнение следует постепенно, начиная с наиболее простых его вариаций. Тогда ваш организм успеет адаптироваться к непривычной доселе нагрузке.

Техника выполнения

Прежде чем говорить о том, как встать на мостик, давайте определим, каким именно должно быть положение тела в этой позе:

  • Спина при выполнении мостика должна быть выгнута по дуге. Мостик с прямой спиной, сделанный за счет конечностей, является неправильным.
  • Ягодицы должны находиться выше головы и плеч.
  • Конечности должны быть максимально прямыми, руки стоять на ладонях, а ноги на стопах. Расстояние между ладонями (как и между стопами) должно быть равно ширине плеч. Добиться такого уровня исполнения непросто, но мы сейчас говорим об идеальном варианте.
  • Дыхание должно быть свободным, без задержек.

Для того чтобы научиться выполнять мостик правильно, нужно последовательно отработать все подводящие к нему упражнения. Перечислим эти упражнения, а далее дадим описание каждому из них. Они расположены в порядке возрастания сложности:

  1. Прямой мостик (возможно, вы слышали об этом упражнении под названием «обратная планка»).
  2. Классический полный вариант.

Собственно, на пятом пункте вы можете остановиться, однако, совершенству предела не существует. Поэтому двигаемся дальше в сторону усложнения:

  1. Мостик по стенке вниз и вверх.
  2. Уход на мостик из положения стоя.
  3. Подъем с мостика в положение стоя.

Подводящие упражнения

Мостик с упора на плечи

Для выполнения этого упражнения следует лечь на спину и поставить стопы на пол, согнув ноги в коленях. Руки можно вытянуть вдоль тела или сложить на живот. Это исходное положение.

Когда вы сможете выполнить это упражнение в 3 подхода по 50 повторов, переходите к следующему.

Исходное положение: сидя на полу, ноги прямые, вытянуты перед собой. Ладони упираются в пол по обе стороны от корпуса, пальцы направлены вперед. Спину следует держать абсолютно ровно.

Далее, поднимите таз от пола и разогните корпус до прямой линии. Стопы в этом положении будут опираться на пятки, а взгляд направлен вверх по диагонали. Голову к подбородку не прижимаем и шею не сгибаем. Все туловище – одна прямая линия.

Когда у вас получится чисто выполнить 3 по 40 раз, двигайтесь дальше.

Выход в мостик со скамьи

Для тренировки этого упражнения вам потребуется скамья, невысокий ящик или другая устойчивая опора. Сядьте на скамью, поставьте ладони на ее край по обе стороны от себя. Продвиньтесь ногами вперед и опуститесь на скамью плечами. Переставьте руки так, чтобы ладони полностью находились на скамье, а пальцы были направлены к ногам. При этом стопы должны стоять на полу, а колени быть согнутыми под прямым углом.

Поднимитесь от скамьи за счет силы рук и максимально прогните спину. Вы почти уже встали на мостик! Сделайте 3 подхода по 30 повторов.

Возьмите мяч или небольшой пуфик. Подойдет любой невысокий предмет. Сядьте на пол, а мяч положите сзади. Затем лягте на него серединой спины.

Ноги поставьте на пол и согните в коленях. Руки через верх поставьте на пол возле головы, пальцами к ногам. и опустите голову вниз. Из такого положения разогните руки и ноги и максимально прогните спину.

Будет достаточно 2 подходов по 20 раз.

Классический мостик

Это упражнение выполняется точно так же, как предыдущее, только без мяча. В прогиб вы поднимаетесь сразу с пола. Голова при этом свободно опущена вниз, напряжения в шее нет. Расстояние между ногами (как и между руками) равно ширине плеч. Старайтесь максимально выгнуть спину и полностью выпрямить конечности.

Делаем 2 подхода по 15 раз.

Отработка идеального мостика из положения лежа может занять некоторое время. Вы можете остановиться на таком способе выполнения упражнения или же еще усложнить задачу.

Усложнение мостика

Хорошенько отработав классический вариант мостика, вы можете попробовать выполнить упражнение из положения стоя.

Спуск-подъем по стене

Встаньте спиной к стене на расстоянии 2 шагов от нее. Прогнитесь назад и упритесь в стену ладонями. Пальцы направьте вниз.

Делайте небольшие шаги руками по стене и таким образом опуститесь до самого пола. Ногами можете немного отступать, чтобы расстояние до стены было комфортным. Несколько секунд постойте в мостике.

Теперь нужно забраться руками обратно на стену. Это сложнее, чем спуск, и требует более значительных усилий. Все движения выполняются в обратном порядке. В конечной точке вы должны вернуться в исходное положение – стоя спиной к стене.

Шагайте туда-сюда по 8 раз, сделайте 2 подхода.

Встаньте ровно, ноги на ширине плеч, руки поставьте на пояс. Далее:

  • Присогните колени и прогнитесь тазом вперед, голову отклоните назад. Вы должны видеть пространство за собой.
  • Когда почувствуете, что дальнейший прогиб приведет к потере равновесия, поднимите руки, согните кисти так, чтобы пальцы были направлены назад.
  • Максимально отводите назад руки, прогибайте спину, отводите вперед таз и пружиньте ногами. Ваша задача – преодолеть страх падения и мягко приземлиться ладонями на пол за спиной.
  • Когда ваши руки коснутся пола, задержитесь в мостике на несколько секунд и опуститесь на пол.

Вы можете попросить партнера подстраховать вас, придержав рукой под спину. Это упражнение требует хорошо .

Когда у вас получится выполнить его в 2 подхода по 5 раз подряд, можете приступать к последней ступени.

Подъем в положение стоя

Итак, финальная задача. Теперь вам нужно не опуститься в мостик, а наоборот - подняться из него. Встаньте в исходное положение. Оттолкнитесь руками от пола, качнитесь тазом вперед и присогните ноги. Одновременно с этим за счет мощного усилия мышц пресса поднимите корпус в вертикальное положение.

Можете попробовать соединить это и предыдущее движение. Опускаемся в мостик и поднимаемся из него. Сделайте спуск-подъем три раза, немного отдохните и повторите подход.

Вид учебное пособие Язык русский Дата добавления 06.08.2017 Размер файла 11,8 M

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ПО СПОРТУ, ТУРИЗМУ

И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ГИМНАСТИКИ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«ТФСД: ГИМНАСТИКА»

Чопорова Е.В., Малькова Л.В., Анцыперов В.В.

Волгоград - 2009

ББК 75.6

Ч 754

Рецензенты:

к .п.н., профессор Меньщиков В.Я.

к.п.н., ст. преподаватель Овчинников В.А.

Чопорова Е.В. Методика преподавания дисциплины «ТФСД: гимнастика»: Учебное пособие / Л.В. Малькова, В.В. Анцыперов - Волгоград: ФГОУВПО «ВГАФК», 2009. - 205 с.

Учебное пособие по учебной дисциплине «Технология физкул ь турно-спортивной деятельности: г имнастика» по циклу СД государственного образовательного стандарта второго поколения высшего профессионального образования для студентов I - II курсов по направлению 032100 «Физическая культура» , 032101 «Физическая культура и спорт» и специалистов по физической культуре и спорту.

ББК 75.6

© Чопорова Е.В., Малькова Л.В.,

Анцыперов В.В., 2009

© ФГОУВПО «ВГАФК», 2009

П ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель курса - овладение предусмотренными программой специальными знаниями теории и методики гимнастики как спортивно-педагогической дисц и плины.

Весь материал распределен с таким расчетом, чтобы студенты последовательно изучали теорию и методику преподавания гимнастики, техн ику гимнастических упражнений и овладевали профессионально-педагогическими навыками, необходимыми для педагогической и организационной работы. Такое распределение значительно облегчает самостоятельную подготовку студентов, так как точно определяет объем знаний, умений и навыков.

Лекционные занятия

Цель лекционного курса: овладение знаниями по предусмотренным программой вопросам теории и методики гимнастики. В результате студенты должны знать: особенности гимнастики как спортивно-педагогической дисциплины; характеристику основных средств гимнастики - строевых, общеразвивающих упражнений и др.; особенности организации и методику проведения урока по гимнастике с различным контингентом занимающихся.

Должны уметь: применять полученные знания в практической работе по физической культуре и спорту.
Методические занятия

Цель проведения: расширить и углубить знания, полученные на лекциях и практических занятиях, предусмотренных программой. В результате проведения методических занятий студенты должны знать: терминологию и правила записи строевых и общеразвивающих упражнений с предметами (гимнастической палкой, набивными мячами, скакалкой) и без них; технику программных упражнений, методику обучения им; методику составления комплексов общеразвивающих упражнений, проводимых на уроках гимнастики; методику составления конспекта урока по гимнастике в общеобразовательной школе с учащимися различных возрастных групп.

Дол ж ны уметь: применять на практике полученные знания.
Практические занятия

Цель проведения: освоение методикой проведения строевых, общеразвивающих, акробатических упражнений, формирование навыков и умений обучать им занимающихся гимнастикой, обобщение знаний, полученных на лекционных и методических занятиях. В результате проведения практических занятий студенты должны знать: технику, методику обучения строевым, общеразвивающим и акробатическим упражнениям, терминологию общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами, приемы помощи и страховки при обучения различным видам упражнений; организацию различных форм занятий.

Должны уметь: применять полученные знания при обучении различным гимнастическим упражнениям и проведении различных форм занятий.
УЧЕБН ЫЙ МАТЕРИАЛ I КУРСА
ЛЕКЦИЯ 1 . ГИМНАСТИКА КАК СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА
I . ГИМНАСТИКА, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Гимнастика -- исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической.
Существует несколько толкований понятия "гимнастика". Одни считают, что оно произошло от слова "гимнос" -- нагой (древние греки занимались физическими упражнениями обнаженными). Другие - от греческого слова "ги м назо" - упражняю, тренирую.
Предметом гимнастики (т.е. круг явлений, которые ею изучаются) является педагогический процесс формирования гармонически развитой личности, готовой к трудовой, оборонной, общественной и спортивной деятельности.
Методы - это способы применения средств гимнастики с целью получения специально запланированного педагогического или оздоровительного воздействия на занимающихся.
Задачами гимнастики являются:
Укрепление здоровья занимающихся, формирование их правильной осанки, содействие физическому развитию и подготовленности.
Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики, обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом, формирование организаторских умений и навыков.
Развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации) и психических способностей (ощущения, восприятия, представления, внимание, память на движения и др.)
4. Воспитание эстетических, волевых и нравственных качеств.
5. Подготовка высококвалифицированных спортсменов по
спортивной, художественной гимнастике и акробатике как самостоятельным видам спорта.
Различают следующие методические особенн о сти гимнастики:
1. Возможность разложить каждое упражнение на части и изучать его сначала по этим частям, а затем и в целом.
2. Разностороннее воздействие на организм человека. С помощью гимнастических упражнений успешно совершенствуются функции всех органов и систем организма человека.
3. Применение широкого круга физических упражнений, точно обусловленных по способу исполнения, что обеспечивает гармоническое развитие всех физических качеств.
4. Возможность определять пульсовую стоимость каждого включенного в урок упражнения, на ее основе составлять примерную кривую физиологической нагрузки и управлять ею в ходе урока.
Строгая регламентация учебного процесса и точное регулирование физической нагрузки. Это достигается путем:
а) подбора различных упражнений;
б) изменения исходных положений;
в) изменения дозировки, темпа, амплитуды движений;
г) применение различных методов проведения упражнений (раздельный, поточный, проходной) и форм организации занимающихся (фронтальный, групповой, поточный).
д) выполнения упражнений в условиях мышечного и умственного утомления; на разных снарядах, в разных условиях внешней среды.
Возможность применения одних и тех же упражнений в различных целях (спортивных, методических, лечебных, оздоровительных и др.).
Возможность выполнять упражнения под музыкальное со
провождение, подбирать упражнения под характер музыкального
произведения.
Гимнастика является самым доступным для населения средством и методом разностороннего физического, эстетического и нравственного воспитания. Поэтому ею занимаются в дошкольных учреждениях, в школах, в средних и высших специальных учебных заведениях, на производстве и в быту. Гимнастика -- это один из наиболее популярных видов спорта.
II . ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ ГИМНАСТИКИ
Средства гимнастики - это обширная группа упражнений, используемых в физическом воспитании и спорте, традиционно относящихся к гимнастике. Гимнастические упражнения традиционно объединяются в следующие группы упражнений, называемые средствами гимнастики:
Строевые упражнения.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ).
Прикладные упражнения.
Вольные упражнения.
Упражнения художественной гимнастики.
Акробатические упражнения.
Прыжки.
Упражнения на снарядах.
Подобное группирование средств гимнастики облегчает подбор необходимых упражнений для решения тех или иных задач.

I . Строевые упражнения - представляют собой совместные или одиночные действия занимающихся в том или ином строю, содействующие воспитанию организованности и дисциплины, коллективных навыков согласованных действий; формированию правильной осанки занимающихся, воспитанию чувства ритма и темпа. Строевые упражнения заимствованы из армейского устава, а также созданы в процессе гимнастической практики. Они позволяют наиболее быстро и целесообразно организовать занятия группы в зале или на площадке. Строевые упражнения имеют самостоятельное значение в сценариях физкультурных праздников и гимнастических выступлений. Все строевые упражнения классифицируются на следующие группы:

1) Строевые приемы. К ним относятся:
а) команды: «СТАНОВИСЬ!», «РАВНЯЙСЬ!», «СМИРНО!», «ОТСТАВИТЬ!», «ВОЛЬНО!», «РАЗОЙДИСЬ!».
б) расчет - по порядку; на 1 и 2-ой; по 3,4 и т.д.; по заданию (на 9-6-3-на месте; на 6-4-2-на месте). Расчет может производиться в шеренге, в колонне, на месте или в движении.
в) повороты и полуповороты на месте: «Напра-ВО!», «Нале-ВО!», «Кру-ГОМ!», «Полповорота нале-ВО!», «Полповорота напра-ВО!».
В отдельных случаях команды могут заменяться распоряжениями .
2) Построения и перестроения.
Построения: в одну (две, три и т.д.) шеренгу, в колонну по одному (по два, по три и т.д.).
Порядок подачи команд при начальных построениях: сначала указывается форма строя, затем - исполнительная команда «Становись!». Например, «В одну шеренгу - СТАНОВИСЬ!».
Перестроения. Могут выполняться:
а) на месте: из одной шеренги в две (три) и обратно; из колонны по одному в колонны по два (по три); из шеренги по расчету уступом; из шеренги в колонну по 2 (3, 4 и т.д.) захождением отделений плечом.
Порядок подачи команд при перестроениях на месте: сначала указывается форма будущего строя, затем - исполнительная команда «Стройся!», «Шагом - МАРШ!». Например: «В две шеренги - СТРОЙСЯ!», «По расчету шагом - МАРШ!».
б) в движении: перестроение из колонны по одному в колонну по 2 (3, 4, 5 и т.д.) поворотом в движении; из колонны по одному в колонну по 2, 4, 8 дроблением и сведением и обратное - разведением и слиянием.
Порядок подачи команд при перестроениях в движении: сначала указывается форма будущего строя, затем направление перестроения и исполнительная команда «Марш!». Например: «В колонну по 4 налево - МАРШ!».
3) Передвижения. К этой группе упражнений относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера:
· Шаг на месте и остановка группы: «На месте - ШАГОМ МАРШ!». «Группа - СТОЙ!».
· Строевой и обычный шаг: «Строевым шагом - МАРШ!», «Обычным шагом - МАРШ!».
· Движение с места и переход на бег и обратно на шаг: «Шагом - МАРШ!», «Бегом - МАРШ!».
· Движение в различных направлениях: «Налево в обход - МАРШ!», «По диагонали - МАРШ!», «Противоходом налево - МАРШ!», «Змейкой - МАРШ!», «По кругу - Марш!».
· После передвижения, переход на шаг на месте и снова передвижение: «На месте!» - «Прямо!».
· Повороты в движении: «Нале-ВО!», «Напра-ВО!», «Кругом - МАРШ!».
Порядок подачи команд при передвижениях: сначала указывается направление, затем способ передвижения и исполнительная команда «Марш!». Например: «Налево в обход шагом - МАРШ!», «По кругу бегом - МАРШ!».
4) Размыкания и смыкания:
а) размыкание по распоряжению: «Разомкнитесь влево на вытянутые руки», «Встаньте на два шага друг от друга», «Сомкнитесь к направляющему».
б) размыкание по уставу Вооруженных сил: «Налево (направо, от середины) на 2 (3, 4 и т.д.) шага разом - КНИСЬ!». «Вправо (влево, к середине) сом - КНИСЬ!»
в) размыкание приставными шагами: «Влево (вправо, от середины) на 2 (3, 4 и т.д.) шага приставными шагами разом - КНИСЬ!».
Порядок подачи команд при размыканиях: указывается направление, интервал, способ размыкания и исполнительная команда. Например: «Влево на 2 шага приставными шагами разом - КНИСЬ!». При смыканиях интервал не указывается.
При проведении строевых необходимо проявлять повышенную требовательность, четко разделять предварительную и исполнительную части команд, подавать команды в стойке смирно.

II . Общеразвивающие упражнения (ОРУ) - одно из главных средств физического воспитания. ОРУ - технически несложные движения различными частями тела с участием всех мышечных групп, с разной амплитудой, скоростью движения и мышечным напряжением, направленные на развитие физических качеств. ОРУ подразделяются на упражнения без предметов, с предметами, парные, групповые, на снарядах и тренажерах. ОРУ принято классифицировать по анатомо-физиологическому принципу, группируя упражнения для различных частей тела:

- для мышц шеи;
- для рук и плечевого пояса;
- для туловища;
- для ног и тазового пояса;
- для всего тела (общего воздействия);
- упражнения для формирования правильной осанки;
- дыхательные упражнения и упражнения для расслабления.
По своей направленности ОРУ могут быть: на силу, на гибкость, выносливость и т.д.
Доступность и многообразие ОРУ позволяют включать их в занятия всеми видами гимнастики. Стилизация движений и методика преподавания придают ОРУ гимнастический характер. Комплексы ОРУ широко используются в разминке, в занятиях физической подготовкой.

III . Прикладные упражнения -- традиционно относимые к средствам гимнастики упражнения, применяемые с целью приобретения и совершенствования жизненно важных в бытовой, производственной и военной практике навыков. К числу прикладных упражнений относятся разновидности ходьбы и бега, упражнения в равновесии, лазанье и перелазание, метание и ловля, поднимание и переноска груза, прыжки. Отличительной стороной прикладных упражнений является их меньшая стилизация, не такие жесткие требования к форме движений, как при выполнении других гимнастических упражнений. Прикладные упражнения широко используются в профессионально-прикладной подготовке, в занятиях со школьниками и учащейся молодежью. Прикладные упражнения могут выполняться не только в зале, но и на открытой местности, в гимнастических городках.

IV . Вольные упражнения - одно из средств массовой гимнастики и один из видов многоборья в спортивных видах гимнастики. Вольные упражнения представляют собой небольшие поточные комплексы (композиции) различной сложности с целью приобретения гимнастической школы, развития координации движений. Как правило, комбинации на 16, 32, 64 счета содержат элементарные движения частями тела, акробатические элементы и соединения, прыжки, равновесия, движения хореографического характера. Комбинации вольных упражнения выполняются индивидуально или группой. Популярны конкурсы и выступления с вольными упражнениями на праздниках. Особое значение имеет сочетание вольных упражнений с музыкой.

V . Упражнения художественной гимнастики - представляют поточные комбинации различных по форме движений танцевального характера с предметами (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента) и без них, выполняемые под музыкальное сопровождение. Их главная цель - совершенствование координационных способностей, быстроты и точности движений, гибкости, воспитание чувства ритма, музыкальности и красоты движений.

VI . Акробатические упражнения - одно из средств гимнастики, широко используемое в физическом воспитании и спортивной практике. Акробатические упражнения бывают различной сложности. Различают элементы прыжкового характера (сальто, перевороты); кувырки, перекаты; балансирования (стойки, моты, шпагаты); построение пирамид со взаимодействием партнеров. Акробатические упражнения применяются не только в гимнастике, но и в других видах спорта, а также в профессионально-прикладной подготовке специалистов. Занятия акробатическими упражнениями - весьма действенное средство развития волевых качеств, силы, гибкости. Акробатические упражнения совершенствуют вестибулярную устойчивость, ориентировку в пространстве, учат навыкам самостраховки.

VII . Прыжки (неопорные, опорные, со скакалкой и др.) воспитывают скоростно-силовые качества, формируют прикладные навыки в преодолении препятствий, решают задачи воспитания смелости, решительности, ловкости. Выполнение прыжков с разбега повышает функциональное состояние органов кровообращения и дыхания. Прыжковые движения выполняются за счет быстрых и кратковременных мышечных сокращений, требующих хорошей координации двигательного аппарата. Многообразие и динамичность действий вызывают повышенный интерес к занятиям прыжковыми упражнениями.

VIII . Упражнения на снарядах наиболее характерные средства спортивной гимнастики. Различают женские и мужские виды гимнастического многоборья. К женским относятся 4 вида: опорный прыжок, брусья разной высоты, бревно и вольные упражнения. К мужским относятся 6 видов: вольные упражнения, конь/махи, кольца, опорный прыжок, брусья и перекладина. Основное их назначение - совершенствование умений владеть телом и движениями.

Наряду с перечисленными упражнениями на занятиях гимнастикой применяются различные подвижные и специально разработанные гимнастические игры и эстафеты с целью совершенствования и закрепления приобретенных навыков и умений, повышения эмоционального состояния занимающихся.
III . КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ГИМНАСТИКИ
Виды гимнастики - относительно самостоятельные разновидности гимнастики, обусловленные различной направленностью, вытекающей из социальных и индивидуальных потребностей занимающихся, их половых и возрастных особенностей. Различают оздоровительные, образовательно-развивающие и спортивные виды гимнастики.
Целью оздоровительных видов гимнастики является укрепление здоровья, профилактика профессиональных заболеваний, восстановление работоспособности и функций организма при заболеваниях, повышение эмоционального тонуса.
Типичные формы занятий оздоровительными видами гимнастики - комплексы упражнений продолжительностью от 5-10 до 15-20 минут: зарядка, физкультпаузы и физкультминутки, сеансы лечебной гимнастики.

К образовательно-развивающим видам гимнастики относятся: основная гимнастика для различного возрастного контингента (гимнастика в детском саду, в школе, в вузе, для мужчин и женщин), профессионально-прикладная гимнастика, в том числе спортивно-прикладная и военно-прикладная гимнастика. Разновидностями гимнастики этой группы являются ярко выраженные музыкально-ритмические формы: ритмическая гимнастика - аэробика, шейпинг, а также специализированные на более узких задачах стретчинг и атлетическая гимнастика.

Основной формой занятий данными видами гимнастики являются уроки продолжительностью о 35-40 до 90 минут.

Спортивные виды гимнастики - родственные виды спорта, относящиеся к группе видов спорта со сложной координацией движений: спортивная гимнастика, художественная гимнастик, спортивная акробатика, прыжки на батуте, спортивная аэробика. Данные виды спорта находятся под патронажем Международной федерации гимнастики. Конечной целью занятий является участие в соревнованиях по правилам, разрабатываемым в каждом виде спорта национальной федерацией гимнастики.

Овладение упражнениями происходит на тренировочных занятиях продолжительностью в среднем от полутора до трех часов каждое.
IV . ГИМНАСТИКА КАК УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДИСЦ И ПЛИНА
Гимнастика является дисциплиной педагогической. Она имеет свое содержание, теорию, историю, методы преподавания, область научных исследований.
Содержанием гимнастики являются специфические для нее средства и методы физического воспитания занимающихся.

Гимнастика как педагогическая дисциплина предъявляет к педагогу специфические требования. Он должен хорошо знать ее оздоровительные, образовательные и воспитательные возможности, историю; уметь пользоваться гимнастической терминологией, обеспечивать предупреждение возможных травм на занятиях, физических и психологических перегрузок; хорошо владеть методами обучения, проведения различных форм занятий гимнастикой, особенно урока; уметь использовать гимнастические упражнения для изучения (оценки) и развития психомоторных способностей, необходимых для успешного овладения гимнастикой как видом спорта, другими спортивными дисциплинами, трудовыми, военно-прикладными двигательными действиями и др.

Важное значение имеет умение подбирать наиболее эффективные гимнастические упражнения, методику их исполнения, музыкальное сопровождение, использовать имеющиеся в распоряжении средства восстановления работоспособности, повышения интереса к занятиям, тщательно подбирать слова, правильно формулировать мысли и выражать их четко, доходчиво и эмоционально.

Для того чтобы успешно преподавать гимнастику, необходимо не только хорошо знать ее содержание, владеть средствами и методами, но и добротно изучить смежные науки, входящие в курс обучения: механику и биомеханику гимнастических упражнений, биохимию мышечного сокращения, анатомию, физиологию, психологию, педагогику, уметь использовать их в учебно-тренировочном и воспитательном процессе.

Теория гимнастики рассматривает вопросы, связанные с содержанием гимнастики как спортивно-педагогической дисциплины, как предмета познания и практической деятельности, с ее задачами, местом и значением в системе физического и духовного воспитания людей. По всем изучаемым в курсе гимнастики темам проводится научная и научно-методическая работа. Изучаются потенциальные возможности гимнастики в подготовке человека к здоровому образу жизни, к учебной трудовой деятельности и воинской службе.

История гимнастики раскрывает основные этапы ее развития на основе общих законов развития общества, культуры и физической культуры. В научной разработке теории и методики гимнастики большое значение имеет изучение не только опыта прошлого, но и современной теории и практики, предвидение путей дальнейшего развития гимнастики и отдельных ее видов, их оздоровительных и прикладных, образовательных, воспитательных возможностей.

Методика преподавания гимнастики является частью методики физического воспитания, изучает общие основы обучения и воспитания применительно к гимнастике, к отдельным ее видам и группам упражнений. Частные разделы этой проблемы -- методика проведения урока и других форм занятий гимнастикой, методический разбор отдельных групп упражнений, разрядных нормативов, методы и приемы обучения и спортивной тренировки, классификационные программы и другие вопросы.

Научно-исследовательская и научно-методическая работа по гимнастике может проводиться по всем изучаемым темам, включая особенности питания гимнастов, закаливание, массаж, применение сауны, фармакологических и других восстанавливающих средств, а также оборудование гимнастических залов, площадок, инвентарь, применение тренажеров, технических средств обучения, вычислительной техники и др.

1. Гимнастика: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 448 с.
2. Гимнастика и методика преподавания: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. В.М. Смолевского. - М., 1987. - С. 7 - 17
3. Гимнастика и методика ее преподавания: Учебник для факультетов физической культуры / Под ред. Н.К. Меньшикова. - СПб, 1998. - С. 9 - 19
4. Гимнастика с методикой преподавания: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ «Физическая культура» / Под ред. Н.К. Меньшикова, М.Л. Журавина. - М.: Просвещение, 1990. - 223 с.
5. Гимнастика / Под ред. А.Т. Брыкина. - М.: «Физкультура и спорт, 1971. - С. 3 - 17
6. Гимнастика с методикой преподавания: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности 03.03. «Физическая культура» / Под ред. Н.К. Меньшикова. - М.: Просвещения, 1990. - С. 5 - 11, 89 - 100

ЛЕКЦИЯ 2 . ОБЩЕРАЗВИВАЮШИЕ УПРАЖНЕНИЯ

I . ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕРАЗВИВАЩИХ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ С ИХ ПОМОЩЬЮ

Общеразвивающие упражнения - технически несложные движения различными частями тела с разной амплитудой, скоростью движения и мышечным напряжением, направленные на развитие физических качеств.

К ОРУ в гимнастике относят любые упражнения, составленные из одиночных или совмещенных движений головой, туловищем, руками и ногами, выполняемые индивидуально или с использованием действий партнера, гимнастических снарядов и различных предметов.

Количество общеразвивающих упражнений огромно. Двигательная структура их разнообразна. Любое из упражнений многофункционально и располагает возможностями избирательного и регламентированного воздействия на функции разных органов и систем организма, двигательные и психические способности и др. Аналитический характер многих из этих упражнений удобно использовать для целенаправленного воздействия на отдельные группы мышц, сердечно-сосудистую, дыхательную, сенсорные системы, психические и личностные свойства занимающихся.

Упражнения подбираются с учетом возраста, пола, состояния здоровья, уровня физической подготовленности занимающихся. Также учитываются условия проведения урока, его задачи и состав класса или группы.

Возможности упражнений сильно расширяются за счет варьирования способов их выполнения. В силу этого каждое из них становится многофункциональным. Так, например , приседание можно использовать как отдельное упражнение для воздействия на мышцы ног с целью разминки; при увеличении количества приседаний в активную работу вовлекаются сердечно-сосудистая и дыхательная системы организма, а при предельных количествах повторений -- волевые качества человека.

ОРУ формируют правильную осанку, поддерживают работоспособность, позволяют человеку овладеть базовыми умениями и навыками, которые он может использовать в любом виде деятельности.

Задачи, решаемые с помощью общеразвивающих упражнений:

1. Формирование правильной осанки и устранение ее дефектов.

2. Укрепление здоровья.

3. Воспитание физических качеств.

4. Подготовка организма к большим нагрузкам (разминка).

5. Формирование двигательных функций.

6. Обучение правильному дыханию

II . КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

Для целенаправленного применения общеразвивающие упражнения можно классифицировать на несколько групп:

По анатомическому признаку подбора упражнений в зависимости от работы тех или иных мышечных групп:

· для мышц шеи;

· для рук и плечевого пояса;

· для мышц туловища;

· ног и тазового пояса;

· всего тела (общего воздействия).

По признаку подбора упражнений преимущественного воздействия или работы мышц в определенном режиме:

· на силу;

· растягивание (гибкость);

· скоростно-силового характера;

· с преимущественной быстротой движений;

· на выносливость;

· другие двигательные способности человека:

· выполняемые в динамическом или статическом режиме;

· в преодолевающем или уступающем режиме работы мышц.

По признаку методологической значимости упражнений:

· на координацию движений;

· осанку;

· дыхательные упражнения.

По признаку использования предметов :

· без предмета,

· с предметами (гимнастическая палка, гантели, набивные и резиновые мячи, скакалки, обручи, эспандеры и др.);

· на гимнастических снарядах и со снарядами (гимнастическая стенка, скамейка и др.);

· на тренажерах и вспомогательных устройствах.

По признаку организации группы . Общеразвивающие упражнения, выполняемые одним, вдвоем, втроем, в кругу, в сцеплении, в сомкнутых колоннах и шеренгах, в движении.

По признаку исходных положений , из которых выполняются упражнения:

· из стоек;

· приседов;

· упоров;

· положения сидя и лежа;

· висов и др.

III. СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОРУ

Различают следующие методы обучения общеразвивающим упражнениям:

1. По показу :

Преподаватель называет исходное положение (и.п.) и принимает его, говорит: «Посмотрите упражнение». Показывает на каждый счет движения частями тела. Далее подает команду «И.п. - ПРИНЯТЬ! Упражнение начи-НАЙ!». При этом необходимо указать в какую сторону (влево, направо) или с какой ноги (руки) (с левой, с правой) выполняется упражнение. Вместо счета 4 или 8 подает команду «СТОЙ!»

2. По рассказу :

Преподаватель по терминологии проговаривает И.п. и движения частями тела на каждый счет, подает команду «И.п. - ПРИНЯТЬ! Упражнение (вправо, налево, с правой, с левой) начи-НАЙ!»

3. По показу и рассказу :

Преподаватель совмещает методы показа и рассказа: по терминологии называет движение и произнося счет «раз», показывает его и т.д.

4. По разделениям :

Преподаватель называет И.п., и дает команду «ПРИНЯТЬ!». По терминологии называет движение на первый счет и дает команду «Делай раз!», демонстрируя его с методическими указаниями правильности выполнения упражнения; называет следующее движ е ние и дает команду «Делай два!» и т.д. Дальше дается команда для выпо л нения упражнения в целом - «Упражнение (с левой, направо, влево) начи-НАЙ!».

ОРУ могут проводиться различными способами:

1. Раздельный - когда между упражнениями создается перерыв для показа и объяснения упражнения.

2. Поточный - предусматривает непрерывность выполнения комплекса упражнений, т.е. без пауз и остановок. При обучении учащихся комплексу общеразвивающих упражнений, выполняемых поточным способом, можно использовать только знакомые для занимающихся движения (т.е. необходимо заранее разучить их раздельным способом).

3. Проходной - упражнения выполняются в движении одновременно всей группой или вступлением в выполнение упражнений поочередно. При обучении группа останавливается и показывается упражнение или показывается в процессе выполнения.

IV. СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ КОМПЛЕКСА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

Комплексы ОРУ строятся по определенной схеме :

1. Комплекс начинается с упражнений на осанку (на потягивание).

2. Затем идут упражнения для рук и плечевого пояса.

3. Затем идут упражнения для туловища.

4. Затем идут упражнения для ног и тазового пояса.

5. Упражнения общего воздействия (на все группы мышц).

6. Прыжки.

7. Упражнения умеренной интенсивности (на дыхание).

Методические правила проведения ОРУ:

1. Предыдущее упражнение должно готовить к последующему упражн ению.

2. Упражнения на силу предшествуют упражнению на гибкость.

3. Темп, амплитуда, сложность должны возрастать постепенно от первого к последнему упражнению.

4. Нагрузочные упражнения чередуются с упражнениями на расслабление.

5. Дозировка должна быть не менее 4-6 повторений.

Нагрузку в комплексе можно регулировать различными способами:

1. Количеством упражнений в комплексе.

2. Скоростью выполнения упражнений.

3. Способом выполнения упражнений.

4. Сложностью исходных и промежуточных положений.

5. Количеством повторений каждого упражнения.

6. Уменьшением интервалов отдыха между упражнениями и т.д.

Дозировать упражнения необходимо исходя из общих правил учета степени подготовленности занимающихся, их возраста, пола и задач, решаемых на каждом конкретном занятии.

Основные формы записи гимнастических упражнений:

Обобщенная запись. Ею пользуются в тех случаях, когда необходимо лишь обозначить (перечислить) содержание гимнастических упражнений в учебных и других программах, когда не требуется точности каждого движения.

Конкретная терминологическая запись предусматривает точное обозначение каждого элемента (упражнения) в соответствии с правилами терминологии.

Сокращенная запись применяется при составлении конспектов, при записи зачетных и других упражнений. В этом случае термины записываются сокращенно (применяются условные сокращения). Например: дв. -- движение, эл. -- элемент, соед. -- соединение, об. -- обозначить, д. -- держать, в/ж -- верхняя жердь, упр. -- упражнение, а также гимн. -- гимнастика, акроб. -- акробатика.

4. Графическая запись (изображение) может иметь
самостоятельное и вспомогательное значение. Применяется:

а) линейная запись - наиболее простая и доступная, удобна для повседневной практической работы, в том числе для написания конспектов уроков и последующего пользования ими (рис. а),

б) полуконтурная - предполагает более детальное изображение отдельных звеньев тела, в том числе и кистей рук, и часто используется для иллюстрации печатных изданий - учебников, методических пособий, специальных журналов и т.п. (рис. б)

в) контурная запись дает возможность зафиксировать все существенные особенности положения тела и его звеньев, такая запись требует определенных навыков рисования (рис. в).

Первая наиболее доступная. Она наглядна и экономна. Быстрота такой записи делает ее незаменимой в повседневной практической работе по гимнастике.

5. Сочетание текстовой и графической записи -- это наиболее удобная форма записи, которой широко пользуются на практике (см. таблицу).

Форма записи ОРУ

Доз и-ровка

Графическая

I.

И.п. - о.с.

1 - руки в стороны

2 - руки вверх

3 - руки вперед

4 - и.п.

И.п. - стойка ноги врозь,

руки на пояс

1 - наклон прогнувшись,

руки в стороны

2 - и.п.

3 - наклон влево, правую

руку вверх

4 - и.п.

5-8 - тоже, что 1-4 - вправо

4-6 р.

2-4 р.

и.п. 1 2 3 4

Указать на предполагаемые ошибки: держать осанку, руки прямые, смотреть на руки, ладони внутрь…

Наклоны ниже, прогнуться в спине, руки назад не отводить, ладони в пол

и т.п.: выпады глубже, махи выше и др.

При записи комплекса ОРУ каждое упражнение нумеруется римской цифрой. В этой же строке записывается И.п., а с каждой новой строчки - счет арабскими цифрами и выполняемые под этот счет действия со строчной буквы после тире.

V. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ С ПРЕДМЕТАМИ

Упражнения с гимнастической палкойтребуют от занимающихся точности и согласованности в управлении движениями рук, позволяют фиксировать верхний плечевой пояс и руки в определенных положениях при выполнении упражнений, включают в себя симметричные и ассиметричные положения с палкой. Они вызывают повышенный интерес, особенно у детей и подростков, но обучать им надо после того, как ученики хорошо освоят основные положения рук и движения ими без палки. Вначале изучают упражнения в основных, а затем и в промежуточных плоскостях.

Упражнения с набивными мячамипозволяют увеличить нагрузку за счет веса предметов (от 0,5 до 5,0 кг), разнообразить материал, избирательно воздействовать на желаемую группы мышц. Подбрасывание, ловля, перебрасывание предметов на различное расстояние (в парах) требуют проявления ловкости, глазомера, координации. Они оказывают положительное воздействие на нервно-мышечный аппарат, переходить от напряжения к расслаблению. Эти упражнения требуют проявления значительных усилий и поэтому должны строго дозироваться.

Упражнения со скакалкойпрекрасно развивают координацию движения, их временную точность, прыгучесть. Они эмоциональны и динамичны, оказывают значительное воздействие на СС и дыхательную системы. Обучение упражнениям со скакалкой целесообразно начинать с формирования правильного навыка вращения скакалки, которое осуществляется главным образом за счет вращения кистями. Затем вращение скакалки одной рукой сбоку сочетают с подскоками. Подскок должен выполняться в момент удара скакалкой о пол. Упражнения развивают чувство ритма, быстроту реакции.

Упражнения на гимнастической скамейке и стенке представляют собой положения и движения в смешанных упорах, а также смешанных и простых висах. Особенности данных снарядов позволяют привлечь к одновременному выполнению большую часть группы занимающихся или сразу всю группу.

Упражнения на скамейке и стенке хороши для формирования правильной осанки, развития силы, гибкости. Они очень разнообразны, доступны, легко варьируются и дозируются. С помощью этих упражнений вырабатывается согласованность действий, чувство товарищества и взаимопомощи. Для более подготовленных занимающихся скамейка может использоваться как отягощение.

Упражнения с предметами, выполняемые вдвоем и группой требуют хорошей согласованности действий партнеров и направлены на развитие координации, силы, гибкости, умения оказывать помощь. Поэтому здесь надо умело подбирать партнеров, строить группу по росту и избегать упражнений, превышающих чрезмерное непосильной напряжения. Необходимо подбирать партнеров одного пола, роста и веса, физической подготовленности. Проводить упражнения на гибкость при активной помощи партнера следует осторожно, тщательно разъяснив особенности упражнения и его назначение. Учитывая возможности задержки дыхания, особенно в упражнениях в сопротивлении, необходимо точно указывать момент вдоха и выдоха. После силовых упражнений надо давать упражнения на расслабление.

1. Проведение подготовительной части урока физической культуры в школе: Учебное пособие / Анцыперов В.В., Симонов В.П. - Волгоград: ВГАФК, 2004. - 66 с.

2. Залетаев И.П. Общеразвивающие упражнения: Учебное пособие. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 120 с.

3. Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. - М.: Терра - Спорт, 2000. - 72 с.

4. Гимнастика и методика ее преподавания: Учебник для факультетов физической культуры / Под ред. Н.К. Меньшикова. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. - С. 68 - 70, 224 - 230

5. Смолевский В.М. Гимнастика и методика преподавания. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - С. 55 - 69

6. Брыкин А.Т. Гимнастическая терминология. - М.: Физкультура и спорт, 1969. - 189 с.

7. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учебник для ВУЗов. - М., 2000. - С. 128 - 148, 166 - 179

8. Гимнастика / Под ред. А.Т. Брыкина. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - С. 233 - 243

9. Гимнастика с методикой преподавания: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности 03.03. «Физическая культура» / Под ред. Н.К. Меньшикова. - М.: Просвещения, 1990. - С. 95 - 100

II . М Е Т О Д И Ч Е С К И Й М А Т Е Р И А Л

ТЕРМИНОЛОГИЯ И ПРАВИЛА ЗАПИСИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

1. ОСНОВЫ ТЕРМИНОЛОГИИ

(правила применения терминов и формы их записи)

Гимнастическая терминология - система специальных условных названий (терминов), правил, применяемых для краткого обозначения гимнастических упражнений, общих понятий, а также правил их применения, форм записи и названия упражнений.

Термин - краткое (по возможности однословное) обозначение положений и движений.

Термины бывают: основные - стойка, присед, наклон, поворот, выпад, сед, мах и т.д. и дополнительные - уточняющие основные - их направление, способ, условия опоры и т.д. (влево, направо, круглый).

К терминологии предъявляются три основных требования:

1. Доступность - возможна только на основе построения терминологии, на основе словарного состава родного языка и законов его словообразования, грамматики, а также применения интернациональных терминов. Нарушение норм родного языка приводит к тому, что терминология становится непонятной.

2. Точность терминологии - реализуется путем применения дополнительных терминов и поясняющих слов, а также специальных правил уточнения

Например: термин «наклон» требует уточнения - какой наклон? (прогнувшись, с захватом, касаясь и т.п.).

3. Краткость - это требование реализуется путем употребления кратких терминов и правил сокращений записи или названий упражнений.

Например: вместо «выставить левую согнутую ногу вперед, руки перевести в стороны» мы говорим «выпад левой, руки в стороны».

Требования точность и краткость взаимно противоречивы.

Правила сокращения записи или названия упражнений

(опускание отдельных терминов)

1. Не нужно указывать того, что и так будет понятно без употребления этих указаний, или, что само собой разумеется.

Например: вместо «наклон туловища вперед, захватить руками ноги», мы говорим «наклон с захватом».

2. В гимнастике указываются, как правило, положения, принимаемые на каждый счет, а направление, путь движения только тогда, когда они совершаются не кратчайшим, необычным путем.

Например: «руки в стороны», но «дугами вперед руки в стороны».

3. Не указываются слова «туловище» и «согнувшись» при выполнении наклонов (но при поворотах слово «туловище» указывается).

4. Не указываются слова: «поднять», «выставить», «опустить», «возвратиться» - при движениях руками и ногами. А вместо «разогнуться», «подняться», «выпрямиться» употребляется единый термин «встать» (например: из упора присев - «встать руки за голову»).

5. Опускается слово «нога» при движениях ею.

Например: левую вперед на носок; правую вперед и т.д.

6. При движениях на каждый счет не указываются части тела, не изменявшие своего положения.

Например: из стойки ноги врозь, руки в стороны мы говорим - «наклон прогнувшись», не упоминая больше о руках и ногах, если они остались в прежнем положении.

7. Не указываются положения ладоней, носков, если они обычны или соответствуют принятому гимнастическому стилю.

Например: не нужно говорить «руки вперед ладонями внутрь» или «руки в стороны ладонями книзу, пальцы сомкнуты», но как только положение кистей стало анатомически не естественным, то об этом следует указать: «руки в стороны ладонями кверху», «руки вперед, кисти в кулак».

8. Не указываются слова «вперед», «спереди» (влево, вправо, назад, сзади - указывают).

Например: не выпад вперед, а выпад левой; не упор лежа спереди, а упор лежа, но упор лежа сзади.

Правила уточнения записи или названия

1. В гимнастике при выполнении ОРУ существует следующий порядок записи или названия движений:

а) название движения (основной термин) - выпад, наклон, стойка, сед и т.д.;

б) направление (влево, вправо, назад) или способ выполнения (на носках - стойка, прогнувшись - наклон), форма движения (круглый - присед);

в) название конечных положений ног, рук, головы.

Например: наклон прогнувшись, руки в стороны; выпад влево, руки за голову.

2. При выполнении движений несколькими частями тела на один счет одновременно, их надо записывать в порядке снизу вверх: 1) ноги, 2) туловище, 3) руки и 4) голова.

Например: левую в сторону на носок, наклон влево, руки вверх, смотреть влево.

3. Положения отдельных частей тела определяются по отношению к туловищу, а не к горизонту.

Например: лежа на спине, руки вперед.

4. При необычных движениях руками принят следующий порядок их записи: 1) дуга, 2) направление, 3) название конечности и конечное положение.

Например: из исходного положения основная стойка (и.п. - о.с.) - выполнить движение дугами наружу руки вверх; дугами вперед руки в стороны; но если руки поднимаются движением вперед и останавливаются вверху или опускаются этим же движением, то слово «дугами вперед» - не описывается (правило сокращения) - руки вверх.

5. В зависимости от того, какой стороной тела в упорах занимающийся обращен к опоре, определяется их название.

Например: упор лежа (слово «спереди» опускается), но упор лежа сзади; упор лежа левым (правым) боком.

6. При записи ОРУ союз «и», предлоги «с», «на», «в» имеют особое значение.

Союз «и» - ставится между элементами, выполняемыми слитно в указанной последовательности (т.е. указывает на слитную очередность движений). Например: выпад левой, поворот туловища направо и наклон касаясь (наклон как бы акцентирует выпад).

Предлог «с» - ставится между элементами, выполняемыми одновременно (т.е. означает соединение двух движений в одно, выполняемых одновременно). Например: выпад влево с наклоном вправо, руки вверх; наклон прогнувшись с поворотом туловища налево, руки в стороны; правую на шаг в сторону в стойку ноги врозь с наклоном касаясь.

Предлог «на» - указывает, какой частью тела выполняется опора. Например: равновесие на правой (ноге); упор лежа на бедрах; лежа на животе; стойка на голове, на предплечьях.

Предлог «в» - указывает (если необходимо) конечное положение. Например: кувырок назад в стойку на руках; в упор лежа сзади и т.п.

7. Повороты вокруг продольной оси записываются словами без цифр, если они выполняются на 45є, 90є, 180є соответственно как полповорота (45є), поворот направо или налево (90є), поворот кругом (налево, если не указывается обратное - 180є). Например: прыжок с поворотом кругом в стойку ноги врозь, руки в стороны. В остальных случаях необходимо указывать сторону и величину поворота, например: поворот налево на 135є, поворот направо кругом, прыжок на двух налево на 360є.

8. Головой и туловищем можно выполнять наклоны, повороты, круговые движения.

а) наклон - отведение туловища или головы относительно вертикального положения. При записи наклонов не пишется слово «туловище», например: наклон назад, наклон вправо. Для наклонов головы последняя указывается, например: наклон головы вправо (влево), наклон головы назад (вперед).

б) поворот туловища означает движение тела вокруг своей продольной оси, которое выполняется без изменения положения нижележащих звеньев. При записи поворотов головы и туловища эти части тела указываются, например: поворот головы налево (направо), поворот туловища налево (направо).

в) круговые движения головой или туловищем (руками - круги) выполняются, как правило, из и.п. с наклоном или без наклона (головы) вперед, реже - из наклона в другую сторону. Например: круговые движения туловищем вправо (влево) обычно выполняется в медленном (на 4 счтво (влево) обычно выполняется в медленном (на 4 стения нижележащих звеньев._____________________ета) или в средней (на 2 счета) темпе; круговое движение головой влево (вправо) - в медленном темпе (на 4 счета).

9. Общеразвивающие упражнения заканчиваются возвращением в исходное положение. Если упражнение составлено, например, на 4 или 8 счетов, то последний счет записывается: 4 - и.п. или 8 - и.п. Но, чтобы вместо этих двух букв уметь описать принятия конечного положения, необходимо знать, прежде всего, следующие термины:

-- «встать» - из седов, приседов, упоров и положений лежа (на животе, спине, боку);

-- «разогнуть руки» - после сгибания рук; например: 1-2 - сгибание и разгибание рук в упоре лежа;

-- «приставить» - после отставления ноги в различные положения; например: 1-2 - левую на шаг в сторону в стойку ноги врозь, руки в стороны;

3-4 - приставляя левую, и.п.

2. ТЕРМИНЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ И ВОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Главной особенностью выполнения общеразвивающих упражнений является стилизация движений. Такие естественные движения, как ходьба, бег, наклоны, приседания, махи и т.п., становятся гимнастическими упражнениями благодаря четкой регламентации поз и движений в соответствии с принятыми нормами гимнастического стиля. К наиболее общим требованиям можно отнести прямые руки и ноги, оттянутые носки, четкие исходные и конечные положения. В связи с этим, при проведении общеразвивающих упражнений необходимо указывать занимающимся на отклонение от данных норм.

2.1 Основные исходные положения ног, туловища и их разновидности

Исходные положения ног (и.п.) - стойки или иные положения, из которых выполняются упражнения.

Самым распространенным из исходных положений является стойка - это термин означает стойку на ногах на всей стопе, при котором тело вертикально. Различают:

Основная стойка (о.с.) - это положение, соответствующее

строевой стойке

Стойка ноги врозь - ноги разведены на шаг (на ширину

Различают:

Широкую стойку, руки на пояс - ноги в стойке широко

разведены (шире плеч)

Узкую стойку, руки на пояс - ноги расставлены в стойке

вдвое меньше, чем в стойке ноги врозь

Стойка ноги врозь правой (левой) - правая (левая) нога

находится на шаг впереди левой (правой).

Она также может быть узкой или широкой

Стойка скрестно левой (правой) - одна нога находится

перед другой скрестно и касается колена

опорной ноги, ступни параллельны, на

расстоянии 10-15 см

Если основной опорой является не стопа, то оговариваются условия опоры:

Стойка на носках

Стойка на коленях

Стойка на левом (правом) колене, руки на пояс

Полуприсед, руки вперед - положение стоя на полусогнутых

ногах (угол между голенью и бедром не более 90є)

Различают:

Круглый полуприсед - выполняется на носках, колени

вместе, туловище наклонено вперед, руки

ввврх, голова опущена

Полуприсед с полунаклоном, руки назад («старт пловца»)

Полуприсед на носках с полунаклоном назад, руки вперед

Полуприсед на правой, левую вперед на носок, руки назад

Полуприсед на носках, руки вперед

...

Подобные документы

    История развития спортивной гимнастики в России. Методика проведения систематической гимнастики для пожилых людей. Исследование воздействия физических упражнений на организм. Обзор комплекса разминочных физических упражнений. Лечебная физическая культура.

    презентация , добавлен 23.10.2016

    История возникновения и развития атлетической гимнастики, её цели и задачи как физкультурно–оздоровительной системы. Основные понятия и разновидности атлетической гимнастики, структура и содержание занятий. Врачебно–педагогический контроль на занятиях.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2016

    Гимнастика как учебно-педагогическая и научная дисциплина. Методы применяемые в гимнастики. Основные задачи гимнастики. Всестороннее физическое развитие, совершенствование двигательных способностей и оздоровление занимающихся. Методы преподавания.

    презентация , добавлен 08.08.2015

    Характеристика, приемы и методы обучения немецкой, шведской и сокольской гимнастики. Реформы Петра I и их значение для развития физической культуры в России. Физическая культура и спорт в XIX и ХХ в. Возрождение Олимпийских игр и роль Пьер де Кубертена.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2011

    Физическая культура и спорт как компоненты целостного развития личности. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов, в структуре профессионального образования. Социально-биологические основы физической культуры.

    контрольная работа , добавлен 30.12.2012

    Методика развития координационных способностей студентов. Организация проведения и оценка результатов тестирования координационной подготовленности студентов первого и второго курсов факультета физической культуры на примере высшего учебного заведения.

    курсовая работа , добавлен 08.09.2014

    Основные виды гимнастики: спортивная, художественная, ритмическая, атлетическая. Разделение по социально-экономическим признакам в физкультуре. Цели занятий гимнастикой и соответствующие методы и средства. Особенности гимнастики "дамской" или каланетики.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2010

    Гимнастика как система телесных упражнений, история ее становления и формирования. Международная Федерация Гимнастики, ее назначение и основные периода деятельности. Гимнастика у древних народов, ее развитие в эпоху Средних веков в Европе и Азии.

    реферат , добавлен 17.11.2010

    История развития спортивной гимнастики. Обобщение организаций, занимающихся ее развитием: Международная Федерация гимнастики, Европейский гимнастический союз. Основные техники спортивных прыжков. Формирование приземления с использованием игровых заданий.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2012

    Зарождение гимнастики как вида спорта: расцвет и упадок, второе рождение. Место и значение гимнастики в системе физического воспитания. Гимнастика в программе Олимпийских игр: спортивная и художественная. Современное состояние гимнастики на Тамбовщине.


Самое обсуждаемое
Зимние олимпийские игры 1998 хоккей финал Зимние олимпийские игры 1998 хоккей финал
Начнем без шипулина. и без цветкова. результаты отбора на стартовые этапы кубка мира удивили. Шипулин поторопился и проиграл Начнем без шипулина. и без цветкова. результаты отбора на стартовые этапы кубка мира удивили. Шипулин поторопился и проиграл
Конспект НОД в старшей группе Конспект НОД в старшей группе "Зимние виды спорта" Нод развитие речи зимние виды спорта


top