Палка для лапты. Русская лапта: описание, история и правила. Возвращение мяча в «дом»

Палка для лапты. Русская лапта: описание, история и правила. Возвращение мяча в «дом»

Теплое время года - время походов, пикников и просто совместного времяпрепровождения на природе. А чтобы такие встречи были веселыми и запоминающимися, необходимо проводить их активно и интересно.

Лапта игра - описание

Ещё в далекие времена наши предки любили лапту. Популярные сегодня за границей бейсбол и крикет - тоже игры «лаптового» типа. Это занятие не требует дорогих специально оборудованных площадок и особого инвентаря. Главное-наличие небольшого прямоугольного участка длиной 40-55 м и шириной 25-40м с покрытием, удобным для бега (трава, земля, щебенка и т.п.). Также потребуется бита и теннисный мячик.

Бита для русской лапты должна быть цельнодеревянной, без различных дополнительных держаков и обмоток. Её длина может составлять от 60 до 110 см, а диаметр-около 5 см, при этом рукоятка имеет длину не более 30см. Ребята помладше могут использовать плоскую биту длиной 80 см и толщиной 2 см.

Площадка для лапты делится на 2 зоны, как указано на рисунке. С одной стороны находится, так называемая «линия города», откуда происходит подача, а с другой - линия «дома» («кона»), между ними расположено поле.

Правила русской лапты

Итак, как играть в лапту? Создаются 2 команды по 5-12 человек (обычно 6). По жребию одна из команд становится бьющей и занимает территорию «города», а их соперники-водящие расходятся по всему полю.

Команда бьющих

Один бьющий становится в зону подачи (2) и отбивает как можно дальше мяч, подкинутый его партнером. После чего, бросая биту, стремительно перебегает поле до зоны города и обратно, избегая «осаливания» (попадания мячом, который поймали противники). Бьющий может остаться в зоне дома, чтобы избежать попадания, но для обратного возращения в город необходимо будет ждать удар следующего игрока.

Участникам, совершающим пробежку, запрещено:

  • касаться мяча;
  • выбегать за боковые линии;
  • возвращаться обратно в город, не побывав в доме;
  • выбежав из кона на поле, возвращаться снова в кон.

Игрок, который вернулся из дома («кона») в город, зарабатывает очко для своей команды. Каждый участник имеет право только одного удара. А, заработав очко для своей команды, получает еще одну попытку.

Правильно выполненным считается удар, при котором:

  • мяч перелетает штрафную линию и оказывается в пределах поля;
  • мяч оказывается за линией кона, но в пределах воображаемого продолжения боковых линий;
  • бьющий наносит удар, находясь в своей зоне и не наступая на линию города;
  • во время удара по мячу, игроки бьющей команды находятся за границами поля в своей зоне.

Команда водящих

Игрокам, находящимся в поле, необходимо поймать отбитый мяч налету руками, до его падения на землю и переместить обратно в город. Если словить мяч не удалось, как можно скорее нужно подобрать мяч с земли и попасть им в перебегающего. Причем, перемещаться с мячом в руках, строго запрещено, только передавать друг другу бросками. Также игрокам в поле нельзя касаться перебегающих и мешать их движению.

Когда перебегающего осалили мячом завязывается борьба за город. В этом случае команды как бы меняются ролями. Бывшие водящие, находящиеся в поле, стараются быстро занять территорию города, а бьющие выбегают в поле и стараются быстрее подобрать мяч, чтобы попасть в убегающих. Происходит это до тех пор, пока одна из команд не вернется в город в полном составе.

Победит та команда, которая сможет набрать наибольшее количество очков.

Данные правила являются универсальными для спортивной лапты. Но в тоже время существуют разные виды лапты, правила которых могут меняться в зависимости от количества игроков и формы поля.

Статья 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Русская лапта - двухсторонняя командная игра, которая проводится на прямоугольной площадке, ограниченной боковыми и лицевыми линиями (линия кона, линия дома), одна команда играет в защите, другая в нападении. Цель одной команды - совершить как можно больше перебежек, после совершенных ударов битой по мячу в отведенное для игры время, где каждый игрок, совершивший полную пробежку(за линию кона и обратно), приносит своей команде очки. Цель другой команды - не дать соперникам сделать перебежки, попадая в них мячом (осаливание) и поймать мяч слета (свеча), команда совершившая осаливание получает право перейти в атаку и совершать удары и перебежки, другая команда имеет право совершить обратное осаливание. (К данным Правилам прилагается 5 приложений). Мини-лапта - производная игра от Русской лапты в закрытых помещениях и на уменьшенных игровых площадках.

II ОБОРУДОВАНИЕ МЕСТА ДЛЯ СОРЕВНОВАНИЙ.

Соревнования в целях обеспечения безопасности зрителей и участников разрешается проводить на спортивных сооружениях, принятых к эксплуатации государственными комиссиями, при условии наличия Актов технического обследования о готовности сооружения к проведению мероприятия, Перед началом соревнований главный судья, представитель организации, проводящей соревнования, и врач составляют акт о том, что оборудование места проведения соревнований соответствует (не соответствует) правилам соревнований.

Статья 2. ИГРОВАЯ ПЛОЩАДКА И ЕЁ РАЗМЕРЫ

а) Игровая площадка для Русской лапты (Приложение 1) представляет собой прямоугольник, имеющий твердую поверхность (травяное или искусственное покрытие), свободную от каких-либо предметов, размером 40-55 м. в длину и 25-40 м. в ширину. Размеры измеряют по внешнему краю линий, ограничивающих площадку.

б) Игровая площадка для мини лапты (Приложение 2) представляет собой прямоугольник 25-40 м в длину и 15-20 в ширину. В качестве игрового покрытия может применяться дерево или синтетический материал.

Статья 3. ЛИНИИ, ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ ПЛОЩАДКУ

а) Игровая площадка размечается хорошо видимыми линиями. Ширина линий разметки 5 см. Линии, расположенные по длинным сторонам игровой площадки, называются боковыми линиями, линии вдоль коротких сторон - линиями дома и линиями кона. Поле должно быть окружено свободной зоной: за линией дома - не менее 5 м, за боковыми линиями - 5-10 м, за линией кона - не менее 10 м. В 10 метрах от линии дома проводится контрольная линия, которая образует «штрафную зону».

б) На игровой площадке по мини лапте в 6 м. от линии дома проводится контрольная линия, которая образует штрафную зону. Вокруг площадки должна быть свободная зона: за линией дома и кона не менее 4 метров, за боковыми линиями не менее 2 м, по всей длине линии кона желательно иметь сетку ячейкой не более 40мм.

Статья 4. ШТРАФНАЯ ЗОНА

а) Штрафная зона представляет собой прямоугольную площадку, часть поля, размером 10 м на 25-40 м, необходимую для определения действительности удара по мячу, т.е. удары действительны, если мяч при прочих условиях (приложение 1) не попал в штрафную зону. Во время удара игроки защиты не имеют право находиться в штрафной зоне.

б) Штрафная зона для мини лапты представляет собой прямоугольную площадку размером 6м на 15-20 м.

Статья 5. ПРИГОРОД

Пригород - место, откуда совершаются перебежки игроками, выполнившими удары по мячу. Игроку совершившему удар по мячу разрешается располагаться по всей линии дома.

Статья 6. ПЛОЩАДКА ПОДАЮЩЕГО

Площадка подающего расположена в центре линии дома, шириной 3 м.

Статья 7. БИТА

а) Бита должна быть цельнодеревянной, длиной 60-110 см, диаметром не более 5 см ± 1мм. Диаметр рукоятки биты должен быть не менее 2,5 - 3 см. Конец рукоятки имеет утолщение, обеспечивающее безопасность при проведении ударов по мячу. Каждый игрок может пользоваться индивидуальной битой, соответствующей этим размерам. Игрокам в возрасте до 12 лет разрешается пользоваться плоской битой длиной 80 см, шириной до 6 см и рукояткой толщиной 2 см. Запрещается использовать бейсбольные и софтбольные биты. Вес биты не должен превышать 1500 г ± 50 г.

б) Бита для игры в мини-лапту длинной 60-100 см.

Статья 8. МЯЧ

Игра проводится теннисным мячом, окружность которого 20 см, вес 60 г.

Статья 9. СЕКТОРЫ ЗАПАСНЫХ ИГРОКОВ ИГРАЮЩИХ КОМАНД

а) Два сектора для запасных игроков расположены сбоку пригорода (Приложение 1). Размер каждого сектора (длина -5 м., ширина -2м.) обозначается разметкой. В каждом секторе должны быть скамейки или кресла на 10 -14 человек. В секторах размещаются игроки играющих команд, тренеры и их помощники. Игрокам разрешается иметь с собой спортивную сумку и биты.

б) Для игры в мини-лапту сектора рассчитаны на 6-12 человек.

III ПРАВИЛА СУДЕЙСТВА.

Статья 10. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИГРЫ

а) В Русской лапте игра состоит из двух таймов по 30 мин каждый с 5-ти минутным перерывом между ними.

б) В мини-лапте игра состоит из четырех таймов по 15 минут, с перерывами две минуты между 1 - 2, 3 - 4 и 5 минут между 2 - 3 четвертями.

Статья 11. РАЗМИНКА

За 20 мин до начала матча команды проводят разминку. На игровой площадке, одна из команд занимает правую ее половину, другая - левую.

Статья 12. НАЧАЛО ИГРЫ

Перед началом игры по свистку старшего судьи команды выходят со стороны линии дома на середину контрольной линии и поворачиваются лицом друг к другу для приветствия. После приветствия старший судья проводит жеребьевку, в которой участвуют капитаны команд. Игроки команды, начинающей по жребию игру в защите, занимают исходные позиции на игровой площадке, а первый номер нападающей команды и подающий становится на площадку подающего. Остальные игроки находятся на скамейках своих команд. Подачу мяча осуществляет игрок нападения (без права на перебежку). Игрок - подающий мяч должен иметь майку или манишку другого цвета. По свистку старшего судьи подающий делает подачу, а бьющий - первый удар по мячу. Игрок, совершивший подачу мяча, после правильно выполненного удара, должен покинуть площадку подающего.

Статья 13. ПОДАЧА И УДАРЫ ПО МЯЧУ

а) Подача мяча проводится одним из игроков нападения открытой ладонью, на высоту, указанную нападающим. В момент подачи мяча нападающий и подающий игроки располагаются на площадке подающего. Каждый игрок нападения имеет право на использование двух попыток.

Игрок нападения может не производить удар по мячу один раз, если подача мяча его не устраивает, но во второй раз он обязан выполнить удар, иначе лишается права на удар. Если после одного из ударов мяч оказался в игре (выбит на игровое поле за пределами штрафной линии или, коснувшись поля, вылетел за одну из боковых линий, или вылетел за линию кона по земле или по воздуху между флагами), игроки нападения, имеющие право на перебежку, могут ее начинать. Игрок нападения, не сумевший ввести мяч в игру после двух попыток, получает право на перебежку с пригорода только при следующем правильном ударе одного из игроков своей команды. Игроки имеют право отказаться от выполнения ударов и перейти на перебежку, о чем предварительно предупреждают старшего судью, войдя в сектор подающего подняв руку. В случае если мяч подан для удара с нарушением правил, но оказался введённым в игру, то такой удар засчитывается как недействительный удар. В случае если при выполнении удара по мячу бита вырывается из рук и падает на площадку, это засчитывается как промах. Право на последующий удар игроки получают только после полной перебежки. Если в ходе игры у нападающей команды не окажется игроков, имеющих право на удар, то происходит свободная смена. Игроки нападения, пока мяч находится в игре, имеют право выполнять перебежку за линию кона и наступать на площадку двумя ногами. В этом случае они также получают очки и имеют право на удар, возвращаясь в дом. Удар считается действительным, если мяч касается игрока защиты и выходит по воздуху за боковую линию, или после касания защитника падает в штрафную зону. Держать биту одной рукой при ударе запрещается.

б) Удары в мини-лапте выполняются только из-за головы.

Статья 14. ВОЗВРАЩЕНИЕ МЯЧА В ДОМ

а) Игроки защиты, получив мяч, обязаны вернуть его за линию дома, если не возникает ситуация для осаливания. При возвращении мяча за линию дома, в штрафной зоне должно находиться не более одного игрока команды защиты. Мяч возвращается без задержки и считается вышедшим из игры, если он пересекает линию дома между флажками. Обратно из-за линии дома мяч на площадку не может быть возвращен, так как считается, что он уже вышел из игры. Вывести мяч из игры игрок может только находясь в пределах игровой площадки.

б) В мини-лапте мяч может быть вынесен игроком защиты находящимся вне игрового поля.

Статья 15. ПЕРЕБЕЖКИ

Каждый игрок нападения, совершивший после правильного удара по мячу (или ввода мяча в игру) полную перебежку из пригорода или площадки подающего за линию кона и обратно за линию дома и при этом не был осален или самоосален, приносит своей команде два очка. Игрок, совершивший правильный удар, может начать перебежку с площадки подающего. Нападающие, имеющие право на перебежку, в любой момент могут начать перебежку, пока мяч находится в игре и не возвращен в дом. Если до пересечения мячом линии дома игроки нападения начали перебежку, то они обязаны закончить ее в одну сторону. Игрок, сделавший перебежку из дома за линию кона, может при необходимости остаться там и возвратиться в дом после одного из последующих ударов своей команды, что также является полной перебежкой. Перебежка считается начатой, если игрок начал движение в соответствующем направлении и при этом коснулся игрового поля двумя ногами или всем телом пересек линию дома или кона. Начальной фазой перебежки считается касание ногой игровой площадки, после чего игрок не имеет права вернуться за линию дома или кона и может быть осаленным игроками защищающейся команды. Перебежка считается оконченной, если игрок полностью пересек линию дома или кона. Если после начатой перебежки игроки нападения оказались за линией кона, то защитники обязаны доставить мяч в дом без задержки для продолжения игры.

б) В мини-лапте игрок атаки имеющий право на перебежку имеет право отказаться от перебежки если в поле нет игроков его команды, подняв руку и повернувшись спиной к игровому полю. Игроки защиты должны быстро доставить мяч подающему игроку.

Статья 16. ОСАЛИВАНИЕ

а) Игрок, совершающий перебежку, считается осаленным, если его коснется в пределах игрового поля мяч, брошенный в него любым игроком защиты находящийся в поле. С целью осаливания игроков нападения защитники имеют право передвигаться с мячом по своему усмотрению или передавать мяч любому игроку своей команды. После осаливания игроки защиты обязаны убежать за линию дома или кона, так как осаленная команда может произвести ответное осаливание. Ответные осаливания могут продолжаться до тех пор, пока все игроки последней осалившей команды не убегут за линию кона или дома. При попытке осаливания игроки не имеют права касаться друг друга, в противном случае нарушители могут быть наказаны (см. статью 42). Для ответного осаливания игроки команды нападения, после осаливания, находящиеся за линией дома или кона, имеют право выбегать на площадку, помогая своим игрокам, но их количество не должно превышать 6 игроков. Если на площадке находится 7 игроков, происходит свободная смена.

б) В мини-лапте на обратное осаливание выходит не более 5 игроков.

Статья 17. САМООСАЛИВАНИЕ

Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и возвратился за линию дома или кона. В этом случае команда нападения переходит играть в защиту. Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и заступил ногой за боковую линию. Игрок защиты считается самоосаленным, если он после осаливания или самоосаливания нападающего сам оказался за боковой линией последним или коснулся мяча после совершенного осаливания или самоосаливания. Игрок атаки считается самоосаленным, если он коснулся игрока защиты владеющего мячом. Момент самоосаливания (как и осаливания) фиксируется судейским свистком и соответствующими жестами судей. Если к моменту осаливания или самоосаливания игроки нападения не успели завершить пробежку в дом, то очков команде они не приносят, а только получают право на удар. Игроки, задержавшиеся при этом за линией кона, при возвращении в дом также очков не приносят. Если один из игроков оказался самоосаленным, то игрок противоположной команды, находящийся с мячом, обязан положить его так, чтобы мяч оказался в пределах поля, и покинуть площадку за линию дома или кона вместе со своими игроками.

Статья 18. ЛОВЛЯ МЯЧА С ЛЕТА

Если защитник поймал мяч с лета в пределах поля или вне его, то он приносит своей команде очко и игра продолжается. Если защитник поймал отбитый мяч с лета в пределах штрафной зоны, также приносит своей команде очко (игра продолжается). Ловля мяча за пределами линии дома, очков защите не приносит, так как удар засчитывается не действительным.

Статья 19. ОЧКИ

Очко своей команде приносит игрок, поймавший «свечу», 2 очка - игрок, совершивший полную перебежку и оставшись при этом не осаленным, или до осаливания другого игрока своей команды.

Статья 20. РЕЗУЛЬТАТ ИГРЫ

а) Результат игры определяется по наибольшему числу очков, набранных командой за игровое время. При равном количестве очков фиксируется ничья. При проведении стыковых игр или игр по системе с выбыванием в случае ничейного результата после основного времени игры проводится два дополнительных тайма по 5 мин по пять человек в каждой команде, в защите остается та команда, которая закончила игру в защите. Между дополнительными периодами предусматриваются перерывы продолжительностью до 3 мин.

б) В мини-лапте в дополнительное время играют в составе по 4 человека.

Статья 21. ПОРАЖЕНИЕ

а) Если в процессе игры у одной из команд на площадке остается меньше четырех игроков, то игра прекращается; этой команде засчитывается поражение. Если команда, которой засчитывается победа из-за снятия с игры соперника, имеет к этому моменту преимущество в счете, то фиксируется этот счет. Если команда не имеет преимущества в счете, то фиксируется счет 20:0 в ее пользу. Если в команде обнаруживается подставной игрок (ки) или игрок (ки) с фиктивными документами, то ей засчитывается поражение со счетом 0:20. По решению главного судьи команда может быть снята с соревнований.

б) В мини-лапте в случаи разницы 50 очков между командами, игра заканчивается. Это положение утверждает главный судья соревнований перед началом турнира. Если в процессе игры одной из команд остается меньше 3 игроков, то игра прекращается, этой команде засчитывается поражение.

IV УЧАСТНИКИ СОРЕВНОВАНИЙ.

Статья 22. ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ

Возраст участников определяется в соответствии ЕВСК (Единая Всероссийская спортивная классификация). 1). Юношеские группы: младшая группа - мальчики и девочки; старшая группа - мальчики и девочки. 2). Юниорская группа: юноши и девушки. 3). Группа взрослых: мужчины и женщины - возраст старше 17 лет.

Статья 23. ДОПУСК УЧАСНИКОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ

К участию в соревнованиях в соответствии с возрастными группами допускаются лица, прошедшие надлежащую подготовку под руководством тренера и медицинским наблюдением и получившие разрешение тренера и врача на участие в соревнованиях. Разрешение тренера и врача оформляется именной заявкой по установленной форме, обязательны подпись врача и печать против каждой фамилии участника (см. статью 51). Заявка на участие команды в соревнованиях подписывается руководителем соответствующей спортивной организации и заверяется печатью. В отдельных случаях, с разрешения врача, тренера и спортивной организации проводящей соревнования, участники младшей возрастной группы могут быть допущены к соревнованиям старшей группы, если они хорошо физически и технически подготовлены (с предъявлением специальной медицинской справки).

Допуск участников осуществляется мандатной комиссией. Ее утверждает организация, проводящая соревнования. В мандатную комиссию входят: председатель мандатной комиссии, главный судья, главный секретарь, врач соревнований, представитель организации, проводящей соревнования. Они проверяют заявки и документы участников. Ответственность за допуск участников несут председатель комиссии и представитель федерации. В мандатную комиссию представляется страховой полис на каждого участника и его отказ от претензий. Организаторы соревнований не несут ответственности за травмы или несчастные случаи, возможные на соревнованиях, при условии соблюдения настоящих правил. Страховка участников проводится клубами, федерациями или непосредственно участниками.

Статья 24. СОСТАВ КОМАНДЫ

а) Каждая команда состоит из 10 игроков, один из которых является капитаном. Во время игры на площадке должны находиться шесть игроков каждой команды, но не менее 4, которые могут быть заменены в соответствии с положениями, предусмотренными настоящими правилами.

б) Для игры в мини-лапту состав команды 8 человек, во время игры на площадки должны находиться 5 игроков каждой команды, но не менее 3.

Статья 25. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА УЧАСТНИКОВ

Участники соревнований обязаны знать правила, программу и положение соревнований. При нарушении правил соревнований или некорректном поведении участник наказывается желтой карточкой, при повторном нарушении наказывается красной карточкой. При особо грубых нарушениях участник может быть снят с соревнований. Участник имеет право обращаться к судьям только через капитана или тренера команды.

Статья 26. СПОРТИВНАЯ ФОРМА УЧАСТНИКОВ

а) Участники соревнований обязаны выступать в опрятной спортивной форме. Все игроки одной команды должны быть одеты в единую спортивную форму, которая состоит из футболки с номером спереди и сзади, трусов с номером, гетр и бутс. Цифры на футболке должны быть одного цвета, контрастного цвету футболок, на спине высотой 20см, на груди- 10см. Цифры на трусах - контрастного цвета спереди, высотой 8 см. Команда имеет право использовать номера с 1-го по 99-й. Гетры высокие, закрепленные под коленным суставом. Бутсы с короткими шипами. На футболках (на груди слева) должна быть эмблема соответствующей спортивной организации. Разрешается располагать эмблему спонсоров. В холодное время года участникам разрешается надевать теплый тренировочный костюм (единого цвета для всей команды) под единую указанную выше форму, спортивную шапочку и перчатки.

Примечание. Для избежания травм игрокам во время матча не разрешается надевать часы, браслеты, перстни, цепочки на шею. Не разрешается выходить на игру в бейсболках, шортах и укороченных трусах (типа плавок).

б) Обувь для игры в мини-лапту должна иметь гладкую поверхность. Наличие гетр не обязательно.

Статья 27. ТРЕНЕР И КАПИТАН КОМАНДЫ

Каждая команда должна иметь тренера, который является руководителем команды по всем вопросам. Он несет ответственность за дисциплину участников, обеспечивает своевременную их явку на соревнования; участвует в жеребьевке, присутствует на совещаниях судейской коллегии, если они проводятся совместно с руководителями. При руководстве командой во время матча тренер команды обязан находиться только в секторе запасных игроков. Тренеру запрещается вмешиваться в работу судей и организаторов соревнований. Он имеет право подать заявление в судейскую коллегию в письменной форме через секретаря. Заявление должно быть обоснованной ссылкой на раздел и статью настоящих правил. Не менее чем за 15 мин до начала игры тренер должен сообщить секретарю фамилии и номера игроков, капитана команды и помощника тренера, и подписать протокол. Если тренер собирается произвести замену или взять минутный перерыв, он должен сообщить об этом секретарю. Помощник тренера выполняет обязанности тренера, если тот по каким-либо причинам не может их выполнять. Обязанности тренера может выполнять капитан команды. Он обязан иметь повязку на левом или правом предплечий. Если капитан команды покинул игровую площадку по какой-либо уважительной причине, он может действовать как тренер. Однако если он получил красную карточку, выполнять обязанности тренера он не имеет права.

Капитан команды контролирует поведение своей команды и может обращаться к старшему судье в вежливой, корректной форме по вопросам, связанным с толкованием правил или для получения необходимой информации. Если по какой-либо уважительной причине капитан команды покидает площадку, он обязан сообщить старшему судье кто из игроков остается капитаном на время его отсутствия. Примечание. На чемпионатах, первенствах и кубках России участники соревнований, тренеры и помощники тренеров не имеют права участвовать в судействе этих же соревнований.

V СУДЕЙСКАЯ КОЛЛЕГИЯ.

а) Судейская коллегия назначается организацией, проводящей соревнования. В состав судейской коллегии входят: главный судья, заместитель главного судьи, главный секретарь, старшие судьи, судьи на линии, судья-информатор, судья-хронометрист, врач соревнований на правах заместителя главного судьи. Матч между двумя командами судит бригада в составе: старший судья, двое судей на линии, секретарь, судья-информатор и судья-хронометрист. Все они должны быть нейтральными по отношению к играющим командам. Судьи должны быть квалифицированными (в полном объеме знать правила соревнований и иметь свой экземпляр правил), объективными и беспристрастными. Судьи в поле (старший судья и судьи на линии) должны быть одеты в специальную форму. Судьи, проводящие матч, не должны вступать в разговоры с игроками, входить в сектор тренера и разговаривать с тренерами. Они должны быть активными, внимательными и всегда вежливыми, помнить, что единственная обязанность судьи на площадке - это судейство.

б) В состав судей по мини-лапте входят: старший судья, судья, секретарь, судья-информатор, судья-хронометрист.

Статья 28. СУДЬИ И ИХ ОБЯЗАННОСТИ

Главный судья и его заместители. Главный судья обязан:

  • следить за проведением соревнований в соответствии с настоящими Правилами и положением о соревнованиях; его распоряжения обязательны для участников, судей и тренеров;
  • проверить до начала соревнований место соревнований и инвентарь, их пригодность и соответствие настоящим Правилам и составить приемный акт;
  • выносить решения по заявлениям и протестам, поступившим от тренеров команд;
  • проводить заседания судейской коллегии перед началом соревнований и ежедневно по их окончании для подведения итогов и утверждения результатов, а также в тех случаях, когда это требуется по ходу соревнований;
  • не позднее трех дней после окончания соревнований сдать отчет и протоколы за своей подписью и подписью главного секретаря в организацию, проводящую данное соревнование.

Главный судья имеет право:

  • отменить соревнование, если к началу его проведения место соревнований, оборудование и инвентарь окажутся непригодными;
  • произвести изменения в программе и расписании соревнований, если в этом возникла крайняя необходимость;
  • комплектовать судейские бригады на каждую игру;
  • отстранить от работы судей, совершивших грубые ошибки или не справляющихся с исполнением возложенных на них обязанностей;
  • не допускать к соревнованиям участников, которые по своему возрасту, спортивной классификации и спортивной форме не отвечают требованиям Правил или положению о данных соревнованиях;
  • снять с соревнований участников и тренеров, допустивших грубости или иные проступки, не совместимые с требованиями, предъявляемыми к российскому спортсмену.

Примечание. Главный судья не имеет права отменять установленные положением условия розыгрыша и изменять настоящие Правила.

Эта народная игра - одна из самых распространенных не только в России, но и во всех странах ближнего зарубежья.

История этой игры исчисляется веками.

Трудно найти ребят, особенно среди жителей сельской местности, которые не играли бы в эту удалую русскую игру, требующую от игрока точного глазомера, меткости, быстроты, сообразительности и ловкости. Она воспитывает в игроках чувство локтя и ответственности перед товарищами по команде

Известно несколько десятков разновидностей лапты - каждая со своими правилами

Лучшее место для игры в лапту - широкая лужайка или другая ровная площадка значительных размеров Если же поблизости нет большой лужайки или площадки, играть в лапту можно и на площадки меньших размеров

Размеры площадки для игры в лапту даны на рисунке

Для этой игры необходим небольшой мяч, лучше всего теннисный Биту можно изготовить из дерева Длина биты 80-90 см, ручка круглая У каждого члена команды на спине должен быть номер.

Соревнование проводится между двумя равными командами численностью до 10 человек

Одна из команд занимает линию города (1) и становится бьющей (2) Вторая размещается по всему полю и становится водящей (3)

Капитан команды распределяет игроков по площадке, устанавливает очередность бьющих игроков Обычно капитан получает первый номер и ведет игру

Для того, чтобы правильно расставить игроков на поле и назначить подающего и бьющего, капитан должен хорошо знать силы и способности своих игроков.

Важно задать тон игре Поэтому для игрока, начинающего игру в команде бьющих, очень важно умение сильно и далеко послать мяч и быстро бегать.

По сигналу судьи игроки занимают места. Команда бьющих направляет в площадь подачи своего игрока (4), остальные игроки выстраиваются вдоль боковой линии города в порядке своих номеров Команда водящих выделяет подающего игрока, который занимает место на "пятачке", находящемся у площадки подачи Игроки водящих располагаются по всему полю, согласно указаниям капитана команды Убедившись в готовности команд, судья дает свисток к началу игры.

Подающий игрок (6) подбрасьтвает мяч над площадью подачи Бьющий игрок (7), находясь в центре площади подачи, ударом биты по мячу старается послать его как можно дальше в сторону линии дома или за нее. Нанеся удар, бьющий игрок бросается через всю площадку к линии дома (5). Его задача - успеть добежать до дома, пока мяч не пойман, и, если получится, вернуться обратно в город.

Задача водящих -поймать или подобрать мяч и осалить им игрока бьющей команды, пока тот бежит через поле

Если бьющий игрок сумел добежать до дома и вернуться обратно, не будучи осаленным мячом, то он приносит команде одно очко Если же бьющий добежал до дома, но возвращаться обратно не рискнул, он остается на линии дома и ждет, когда очередной бьющий направит мяч в поле. Сразу же после удара по мячу можно бросаться обратно через поле.

Если игрок не осален - команде засчитывается очко. Игроки водящей команды вступают в игру сразу же после удара по мячу. Задача игроков - поймать мяч с лета (тогда подающей команде начисляется штрафное очко) или, подобрав мяч на месте падения, попытаться осалить им перебежчика. Осаливать противника может игрок, поднявший мяч, или любой другой, получивший передачу. Умение сориентироваться в обстановке и мгновенно передать мяч товарищу по команде, находящемуся в выгодной позиции для броска по перебежчику, - важное качество игрока в лапту.

Штрафные очки бьющей команде начисляются за ошибки, допущенные в ходе игры: это осаленный игрок, выход мяча за пределы игрового поля при подаче, мяч, пойманный с лету водящими.

Партия считается выигранной, если все игроки бьющей команды выполнили удачные перебежки.

Партия считается законченной в пользу водящих, если им удалось три раза осалить соперника или поймать мяч с лета, если бьющие неточно подавали мяч Получив 3 штрафных очка или выиграв партию по перебежкам, команда бьющих переходит в поле, водящие становятся бьющими.

Игра проводится в 6 партий: каждая команда трижды подает и трижды водит. Игра может проводиться смешанным составом: мальчики и девочки.

В 1986 году вышло постановление Госком-спорта СССР о развитии бейсбола, софтбола и русской лапты. А спустя десять лет - в 1996 году - была организована межрегиональная Федерация любителей этой игры. В 2003 году она обрела статус общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации - Федерация русской лапты России.

Чем хороша игра? Во-первых, своей демократичностью. Как уже было сказано, весь необходимый инвентарь для нее это деревянная бита длиной от 70 до 110 см и весом до 1,5 кг и обыкновенный теннисный мяч. При этом игра развивает все качества, необходимые спортсмену: реакцию, скорость, точность, концентрацию внимания, игровое мышление и навыки командного взаимодействия.

Нужно уметь точно бить по мячу, быстро бегать, ловко уворачиваться от бросков соперника и не менее ловко ловить "свечу", мгновенно передавать мяч партнеру по команде или осаливать соперника. Все это происходит в считанные секунды, за которые требуется принять единственно правильное решение.

Сегодня в России лаптой более или менее регулярно занимаются не менее 10 тысяч спортсменов. Проводятся первенства и турниры среди мужских, женских, юношеских, юниорских и ветеранских команд. Кстати, в турнирах соревнуются и команды со смешанными составами (юноши и девушки). С 2003 года организовываются международные встречи. Такие турниры проводились в Казахстане, Молдове (с участием команды Румынии). Летом 2006 года планируются соревнования в ФРГ и в США на фестивале софтбола и русской лапты.

А теперь собственно об игре.

Команда состоит из 10 спортсменов. В поле играют шесть человек, четыре - запасные. Жеребьевка перед началом игры определяет, какая из команд будет играть в защите, а какая в нападении. После этого первый игрок нападающей команды выходит с битой на площадку подающего. Остальные ждут своей очереди в пределах площадки очередности. Пять игроков защищающейся команды занимают позиции в поле за контрольной линией. Шестой - подбрасывает с открытой ладони мяч над центром круга подачи под удар нападающего, точно на ту высоту, которую тот укажет рукой. Нарушение любого из этих правил карается штрафом: игроку предъявляют желтую карточку. Второе нарушение - и судья показывает игроку красную карточку, означающую удаление до конца игры без права на замену. На удар бьющему даются две попытки. Промахнувшийся с двух попыток игрок отправляется в пригород, ожидая удобного момента для начала атаки, а на подачу выходит следующий игрок той же команды.

Удар сделан - мяч летит над площадкой в направлении линии кона (при пересечении мячом боковых линий удар не засчитывается). Как только он минует контрольную линию, пробивший игрок может начать перебежку через поле за линию кона. Игроки защищающейся команды стараются поймать вброшенный мяч и осалить им бегущего, а если это невозможно - побыстрее вывести мяч из игры, выбросив за линию дома, чтобы совершающий перебежку не успел вернуться. Если мяч пойман с лету, это "свеча", команда получает одно очко. Свечу можно поймать и в поле, и вне его и тут же попытаться осалить совершающего перебежку. Но осаливающий бросок можно сделать, только находясь в пределах площадки.

Как только игрок пересек линию кона, защищающиеся отдают мяч нападающим для нанесения следующего удара очередным игроком.

После удара на поле могут оказаться сразу два игрока команды нападения и даже больше: тот, кто совершил удар, бежит к линии кона, а навстречу ему возвращаются в дом избежавшие осаливания. Игрок, совершивший полную перебежку - за линию кона и обратно, добывает своей команде два очка.

Но если бросок по бегущему был точен, команды меняются ролями. Право нападения переходит к сопернику.

Тут, правда, возможны варианты. Игрок, которого осалили, может немедленно нанести ответный бросок, попытавшись осалить соперника и сохранить для команды роль нападающей. В свою очередь, осаленный тоже имеет право тут же вернуть удар. Ответные осаливания могут продолжаться до тех пор, пока все игроки из последней осалившей команды не убегут за линию дома или линию кона. Засчитывается, кстати, отнюдь не всякое попадание в игрока. Если мяч угодил в голову, осаливание не засчитывается, а игрок, совершивший такой бросок намеренно, получает предупреждение или даже может быть удален с поля.

Игра состоит из двух таймов по 30 минут с пятиминутным перерывом. Поскольку основные очки команда набирает, находясь в роли нападающей, игроки стремятся сохранить эту роль как можно дольше, избегая осаливания.

Побеждает та команда, которой удалось набрать больше очков. Правда, если в результате удалений в команде осталось менее четырех игроков, она также считается проигравшей.

Русская лапта - игра чрезвычайно динамичная и по зрелищности бейсболу ничуть не уступает. Игра всесезонна. В лапту можно сражаться и зимой: разметочные линии на утоптанном снегу наносятся краской. Играют в лапту и в закрытых помещениях. Там, правда, поле поменьше, а также есть некоторые изменения в правилах, касающиеся отскоков мяча от ограничительных стен и перекрытия. Но на зрелищности это ничуть не сказывается.

Краткие правила

Продолжительность игры

Игра состоит из двух таймов по 30 мин. каждый с 5-минутным перерывом между ними.

Разминка

За 15–30 мин. до начала встречи команды проводят разминку. При проведении заключительной части разминки (за 5–10 мин. до начала игры) на игровом поле одна из команд занимает правую половину поля, другая – левую. Условной границей при этом является воображаемая линия, проходящая через центр круга подачи параллельно боковым линиям до линии «кона».

Жеребьевка. Начало игры

Перед началом игры по свистку старшего судьи команды выходят на контрольную линию через боковые линии навстречу друг другу для приветствия.

После приветствия старший судья проводит жеребьевку, в которой участвуют капитаны команд.

Игроки команды, которой по жребию выпало начинать первый тайм в защите, занимают исходные позиции в поле, а первый номер нападающей команды встает с битой на площадку подающего у круга подачи. Остальные игроки находятся на скамейках своих команд. От команды защитников подающий игрок встает так же у круга подачи.

По свистку старшего судьи подающий делает подачу, а нападающий – первый удар по мячу.

Подача и удары по мячу

Подача мяча проводится одним из игроков защиты открытой ладонью над кругом подачи на высоту 1,5–2 м или на высоту, указанную нападающим. В момент подачи мяча нападающий и подающий игроки располагаются на площадке подающего по разные стороны круга подачи. Каждый игрок нападения имеет право на использование двух попыток.

Если после одного из ударов мяч оказался в игре (выбит на игровое поле за пределами штрафной линии, или, коснувшись поля, вылетел за одну из боковых линий, или вылетел за линию кона по земле или по воздуху между флагами), игроки нападения, имеющие право на перебежку, могут ее начать.

Игрок нападения, не сумевший ввести мяч в игру после двух попыток, получает право на перебежку из «пригорода» только при следующем правильном ударе одного из игроков своей команды.

В случае, если мяч подан для удара с нарушением правил, но оказался введенным в игру, такой удар засчитывается, при промахе удар также засчитывается.

В случае, если при выполнении удара по мячу бита вырывается из рук и падает на площадку, удар засчитывается как промах.

Игрок, совершающий подачу мяча, находясь в поле, пользуется правами игрока защиты.

Если игрок выполняет подачу с нарушением требований, то ему делается замечание, при повторном нарушении он заменяется другим игроком команды.

В начале каждого тайма, а также после перехода из защиты в нападение игроки нападения выходят на удар согласно поданной заявке, сохраняя очередность. Пред началом второго тайма команды могут поменять расстановку игроков в нападении, о чем предупреждают старшего судью и секретаря. Право на последующий удар игроки получают только после полной перебежки. Если в ходе игры у нападающей команды не окажется игроков, имеющих право на удар, то происходит свободная смена.

Удары по мячу после совершенных перебежек осуществляются в порядке очередности пересечения линии «дома». В случае совершения полных перебежек двумя и более игроками одновременно удары по мячу проводятся согласно расстановке игроков в данном тайме. В случае промаха пяти игроков команды нападения или в ситуации, когда в «пригороде» находятся 5 игроков, а шестой выполняет удар, при действительном ударе защитники обязаны быстро вывести мяч из игры, если нет необходимости осаливания игроков нападения.

Игроки нападения, пока мяч находится в игре, имеют право выполнять перебежку за линию «кона» и наступить на площадку двумя ногами, в этом случае они также получают очко и имеют право на удар, возвращаясь в «дом».

Удар считается действительным, если мяч касается игрока защиты и выходит по воздуху за боковые линии.

Возвращение мяча в «дом»

Игроки защиты, получив мяч, обязаны вернуть его в «дом», если не возникнет ситуации для осаливания. При возвращении мяча в штрафной зоне не должно находиться более одного игрока команды. Мяч возвращается без задержки и считается вышедшим из игры, если он пересекает линию «дома» между флажками. Обратно из-за линии «дома» мяч на площадку не может быть возвращен, так как считается, что он уже вышел из игры.

Перебежки

Каждый игрок нападения, который совершил после правильного удара по мячу (или ввода мяча в игру) полную перебежку из «пригорода» или площадки подающего за линию «кона» и обратно за линию «дома» и при этом не был осален или самоосален, приносит своей команде 2 очка. Игрок, совершивший правильный удар, может начать перебежку из площадки подающего.

Нападающие, имеющие право на перебежку, в любой момент могут начать перебежку, пока мяч находится в игре и не возвращен в «дом».

Если до пересечения мячом линии «дома» игроки нападения начали перебежку, то они обязаны закончить ее в одну сторону.

Игрок, сделавший перебежку из «дома» за линию «кона», может при необходимости остаться там и возвратиться в «дом» после одного из последующих ударов своей команды, что также является полной перебежкой.

Перебежка считается начатой, если игрок начал движение в соответствующем направлении и при этом коснулся игрового поля двумя ногами или всем телом пересек линию «дома» или «кона». Начальной фазой перебежки считается касание ногой игровой площадки, после чего игрок не имеет права вернуться за линию «дома» или «кона» и может быть осаленным игроками защищающейся команды. Перебежка считается оконченной, если игрок хотя бы одной ногой заступил за линию «дома» или «кона», а другая нога при этом не касается игрового поля, или игрок пересек линию «кона» или «дома» по воздуху после финишного прыжка.

Если после начатой перебежки игроки нападения оказались за линией «кона», то защитники обязаны доставлять мяч без задержки в «дом» для продолжения игры.

Осаливание

Игрок, совершающий перебежку, считается осаленным, если его коснется в пределах игрового поля мяч, брошенный в него любым игроком защиты. Попадание мячом в голову осаливанием не считается. За нарушение этого правила игроку защиты делается предупреждение, а при повторном нарушении он удаляется с поля.

С целью осаливания игроков нападения защитники имеют право передвигаться с мячом по своему усмотрению или передавать мяч любому игроку своей команды.

После осаливания игроки защиты обязаны убежать за линию «дома» или «кона», так как осаленная команда может произвести ответное осаливание. Ответные осаливания могут продолжаться до тех пор, пока все игроки последней осалившей команды не убегут за линию «кона» или «дома».

При попытке осаливания игроки не имеют права касаться друг друга, в противном случае нарушители могут быть наказаны.

Для ответного осаливания игроки команды нападения, находящиеся за линией «дома», имеют право выбегать на площадку, помогая своим игрокам.

Самоосаливание

Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и возвратился за линию «дома» или «кона». В этом случае команда нападения уходит играть в защиту.

Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и наступил хотя бы одной ногой на боковую линию.

Игрок защиты считается самоосаленным, если он после осаливания или самоосаливания нападающего сам оказался за боковой линией последним или коснулся мяча после совершенного осаливания или самоосаливания.

Момент самоосаливания (как и осаливания) фиксируется судейским свистком и соответствующими жестами судей.

Если к моменту осаливания или самоосаливания игроки нападения не успели завершить перебежку в «дом», то очков команде они не приносят, а только получают право на удар. Игроки, задержавшиеся при этом за линией «кона», при возвращении в «дом» также очков не приносят.

Если один из игроков оказался самоосаленным, то игрок противоположной команды, находящийся с мячом, обязан положить его так, чтобы мяч остался в пределах поля, и покинуть площадку за линию «дома» или «кона» вместе со своими игроками.

Умышленное самоосаливание .

Ловля мяча с лета Если защитник поймал отбитый мяч с лета в пределах поля или вне его, то он приносит своей команде очко и обязан быть готовым к осаливанию игроков нападения, если они выйдут на перебежку.

Очки

Очко своей команде приносит игрок, поймавший «свечу», а также игрок, совершивший полную перебежку, оставшись при этом неосаленным, или до осаливания другого игрока своей команды.

Результат игры

Результат игры определяется по наибольшему числу очков, набранных командой за игровое время.

При равном количестве очков фиксируется ничья.

При проведении стыковых игр или игр по системе с выбыванием в случае ничейного результата после основного времени игры проводится (после жеребьевки) дополнительный период продолжительностью 10 мин., или несколько таких периодов, необходимых для получения преимущества одной из команд. Между дополнительными периодами предусматриваются перерывы продолжительностью до 3 мин., в начале каждого дополнительного периода проводится жеребьевка.

Поражение

Если в процессе игры у одной из команд на площадке остается меньше четырех игроков, то игра прекращается, и этой команде засчитывается поражение.

Если команда, которой засчитывается победа из-за снятия с игры соперника, имеет к этому моменту преимущество в счете, то фиксируется этот счет. Если команда не имела преимущества в счете, то фиксируется счет 20:0 в ее пользу.

Окончание игры

Игра заканчивается по звуковому сигналу старшего судьи, извещающего об истечении игрового времени соответствующим жестом.

Экзотические разновидности

«Лапта-стукалка»

Играют на площадке размером с баскетбольную. Размечают боковые границы. Одна лицевая линия становится «городом». Здесь располагаются участники игры, 8–10 человек. В 15 метрах от «города» в землю (внутри площадки) втыкают флажок на древке высотой 50 см. Нужны мяч и «лапта» – круглая палка длиной 1–1,2 м, диаметром 4 см. Ручка немного тоньше, чтобы было удобно держать в руке.

Один игрок встает на линию подачи, остальные стоят друг за другом позади него. Другой игрок («ловец») выходит в поле и становится за флажком.

Первый игрок берет мяч и «лапту». Подбросив мяч, выбивает его «лаптой» в поле, а затем бежит к флажку и трижды стучит «лаптой» по нему. После этого бежит обратно в «город». Игрок, находящийся в поле, ловит мяч в воздухе или подбирает с земли и старается запятнать бегущего. Если это удалось, то сам бежит за линию «города», а осаленный игрок, подняв мяч, бросает его вдогонку убегающему, чтобы в случае попадания выручить себя и вернуться в «город». Если он не сможет осалить убегающего, то остается в поле водить. Если водящий, бросая мяч в перебегающего, промахнется, то последний возвращается в «город» и встает в конец колонны, ожидая своей очереди на новый удар.

Правилами устанавливается, что если водящий сразу поймал мяч с подачи, то бегущий игрок меняется с ним местом. Бьющий «лаптой» по мячу имеет право на второй удар, если промахнулся. При вторичном промахе он отправляется в конец колонны, уступая место для удара стоящему за ним игроку.

«Лесная лапта»

Границы для игры отмечаются тропинками, просеками, пеньками или другими ориентирами. Играющие делятся на две команды – «подающую» и «лесную». Подающие, рассчитавшись по два, становятся за одной из коротких сторон участка, называемой «чертой города». Лесная команда располагается на месте игры в произвольном порядке. Между двумя короткими сторонами участка отмечаются три дерева, около которых перебегающие игроки из подающей команды могут делать остановку.

По сигналу руководителя один из игроков первой пары подающих бросает волейбольный мяч вперед. Вслед за этим первая пара выбегает вперед и останавливается у ближайшего из от­меченных деревьев, окружая его соеди­ненными руками. Пока они не добежали до дерева, игроки из лесной команды стараются поймать мяч и попасть им в перебегающих. Если это удается, команды меняются ролями и местами. В противном случае мяч возвращается подающим.

Теперь мяч бросает вперед игрок второй пары, после чего эта пара бежит к ближайшему дереву, а первая пара – ко второму из отмеченных деревьев. Лесные опять стараются попасть мячом в перебегающих. В случае промаха мяч вновь бросают подающие, и к ближайшему дереву выбегает третья пара. Вторая пара перебегает от первого дерева ко второму, первая – от второго к третьему, последнему дереву. При последующей перебежке (если никто не осален) первая пара бежит за противоположную короткую сторону места игры (за коновую черту), а все очередные пары перебегают от дерева к дереву. Далее, если команда все еще на подаче, первая пара бежит обратно за «городскую» черту, остальные пары последовательно меняются местами. Каждой паре, прибежавшей с кона за «городскую» черту, засчитывается очко.

Выигрывает команда, получившая за время игры больше очков. Понятно, что каждая команда стремится подольше быть подающей, так как наби­рает очки только подающая команда.

  1. Салить мячом могут только игроки лесной команды.
  2. После броска мяча из-за черты оче­редная пара игроков обязана выбегать к ближайшему дереву.
  3. Игроки лесной команды имеют право салить мячом не только игроков, перебегающих от дерева к дереву за коновую черту, но и возвращающихся в «город» игроков подающей команды.
  4. При смене ролей игроки прежней подающей команды занимают те места, которые они занимали до смены.

«Лапта через сетку»

Две команды по 10 человек располагаются с разных сторон сетки в произвольном порядке. Один из игроков по сигналу передает ударом ладони мяч через сетку, который должен приземлиться в пределах площадки соперника. В отличие от волейбола, если игрок не сумел принять мяч с лёта, разрешается касание пола с последующим подбиванием мяча игроком своему партнеру для второго паса или непосредственно удара через сетку. По правилам игры мяч не должен больше двух раз касаться пола (или рук партнера без удара о пол). Третьим ударом он перебрасывается через сетку.

В игре действуют правила волейбола. Это касается начисления выигрышного очка, перехода игроков для новой подачи, касания сетки руками. Команда лишается подачи, если при ее выполнении или в ходе игры мяч выбит за пределы волейбольной площадки.

Русским людям, наверное, стоит знать, в какие игры играли их предки. Одна из самых популярных национальных славянских забав - русская лапта. Это игра, зародившаяся в недрах народа, требует от её участника умения играть в команде, находчивости, внимательности, ловкости, хорошего дыхания, быстрого бега, меткости, твёрдости в руках и огромной уверенности в победе. Лапту издревле рекомендовали и как забаву, и как замечательное упражнение, развивающее целеустремлённость, храбрость и трудолюбие.

История русской лапты

Любопытно будет узнать, что на сегодняшний день нет точных сведений о том, когда именно появилась лапта. По одним сведениям в неё играли тысячу лет назад, по другим - это время отодвигают ещё на 1000 лет.
Например, доктор Абрагам Тарьян, преподающий в Иерусалимском Еврейском университете утверждает, что существует рукопись, описывающая игру в лапту Иисуса Христа. Таким образом, возраст игры можно датировать, как минимум, 2000 годами.
Живший в XII веке Жан Билет упоминал игру в мяч, очень похожую на лапту, которая была популярна даже среди священнослужителей того времени.
А раскопки Великого Новгорода позволили воочию увидеть биты из дерева и войлочные мячи, которыми играли в эту игру наши славянские предки в XIV веке.

Если не вдаваться в крайности, то средним возрастом лапты считается 700 лет. И похожие игры есть у очень многих народов. Всем нам известен американский бейсбол или английский крикет. Но мало кто знает, что и у немцев есть похожая игра, называемая шлагбал. А на Кубе игра, сходная с лаптой, называется пелота. В Финляндии есть игра песа палло, тоже очень похожая на лапту. Ещё и в Норвегии при раскопках археологами был обнаружен древний инвентарь для игры в лапту. Довольно широкая география и древняя история, не правда ли?
Так как лапта была народной, существовало и большое количество её разновидностей. Правила немного отличались друг от друга, а называлась эта игра то «шибка», то «хлопка», то «битка». Но как бы там ни было, популярность её на Руси была огромной, и ни один праздник, ни одно народное гулянье не проходили без состязания в лапту.
Царь-реформатор Пётр Первый очень любил и ценил эту игру. Высочайшим указом русская лапта стала средством физической подготовки солдат таких элитных подразделений тогдашней армии, как Преображенский и Семёновский полки. Постепенно и вся русская армия стала использовать лапту как средство для тренировки физической силы, выносливости и прочих качеств, так необходимых солдату.
Вообще, в России вплоть до советских времён в лапту с удовольствием играли на досуге самые разные слои населения.
После революции интерес к этой игре пошёл на спад и во второй половине прошлого века о ней практически забывают. Организации, призванные нести в массы физическую культуру и спорт, о ней не вспоминают. Так бы канула в небытие эта древняя игра, если бы в 1987 году не вышло постановление Госкомспорта, которое называлось «О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты». И вот уже спустя 10 лет после постановления была основана Федерация русской лапты, которая действует, и по сей день, проводя соревнования различного уровня.


В чём же секрет такой живучести и популярности русской лапты?

Играть в неё могут все. Это поистине демократичная игра. Она не требует никакого специального инвентаря. Нужна только бита из дерева и обыкновенный мяч для большого тенниса. Длина биты варьируется от 70 до 110 см, а вес – до 2 кг.


При игре в лапту у человека развиваются такие качества, как реакция, скорость, точность, концентрация внимания, игровое мышление, умение находиться в команде с товарищами и при этом умело соперничать с противниками. Игра очень динамична: порой участник должен за доли секунды принять единственно правильное решение. В русскую лапту можно играть и летом, и зимой. Играют в неё и в помещении, но поле при этом несколько меньше, а правила изменены. Но игра в помещении так же зрелищна, как и игра на большом поле на открытом воздухе.

Наиболее простые правила игры в русскую лапту

Как уже говорилось, правила могут различаться. Ниже приведены наиболее простые.
Для игры нужно выбрать большую площадку или лужайку. Впрочем, если большой площадки нет, можно играть и на маленькой. Размечается поле так, как показано на рисунке.


Используют для лапты обыкновенный теннисный мяч. Биту можно изготовить самостоятельно, но вполне подойдёт и бита для игры в бейсбол. Численность команды может быть до 10 человек. В каждой команде имеется равное количество участников. Команды две, и чтобы различаться, игроки надевают футболки разного цвета.
В начале игры проводится жеребьёвка, по итогам которой одна из команд становится нападающей и занимает линию города. Противоположная команда становится защищающейся и распределяется по игровому полю. По другой терминологии нападающая команда называется «бьющая», а команда защищающаяся – «водящая».

Подготовка к игре
Звучит один короткий свисток, и игроки занимают свои места на игровом поле. Команда бьющих направляет одного игрока в площадь подачи, остальные же члены этой команды выстраиваются вдоль боковой линии города. Расставляет их капитан команды.
Водящая команда выделяет одного игрока, который будет подавать мяч. Он располагается на специальной площадке для подачи, а остальную команду капитан размещает по полю.


Начало игры
Судья подаёт два коротких свистка, и подающий игрок подбрасывает мяч, а бьющий – по нему бьёт. При удачном ударе мяч перелетает за контрольную линию. После удара по мячу, бьющий игрок бежит через площадку к линии кона. Он должен добежать до этой линии, пока мяч не поймали, а по возможности - и вернуться обратно.
Игроки водящей команды стараются поймать мяч или подобрать его и осалить им игрока, который бежит через поле.
Если игрок, который ударил по мячу, смог добежать до кона и прибежать обратно, то эти действия приносят его команде 2 очка. Если же игрок остался на линии кона, то он ждёт там того момента, когда другой бьющий не ударит по мячу. После успешного удара, ждущий на кону игрок бежит в город, и если он сумел добежать не осаленным – команда получает 1 очко. После удачной пробежки игрок имеет право бить три раза и занимает крайнее положение на площадке очерёдности.
В задачу игроков водящей команды входит поимка мяча «с лёта». Тогда команде начисляется 1 очко и происходит смена сторон. Игроки команды могут также подобрать мяч и осалить им бегущего. Осаливать может или же игрок, который поднял мяч, или же другой, которому мяч был передан.
Как только водящие возвращают мяч в город – игра останавливается. Бегущий игрок, если он не успел добежать до середины поля – возвращается назад, а если успел – продолжает движение.

В процессе игры могут начисляться штрафные очки бьющей команде:
- четвёртый выход мяча за пределы поля после удара, и каждый последующий – 1 очко;
- судейское замечание – 1 очко.

Кто же выигрывает в лапту без набора очков?
Игра считается выигранной в том случае, когда после осаливания перебегающего игрока все члены защищающейся команды убежали в город не осаленными.

Также игра заканчивается в пользу водящих в следующих случаях:
- допущено грубое нарушение правил игры;
- если игрок бьющей команды взял мяч в руки или же каким-то другим образом ограничил доступ к нему;
- выскользнувшая и рук бита улетела из города.

Могут играть смешанные команды - юноши и девушки. Игра разделяется на две партии по 20 минут и прекращается по длинному свистку судьи. Выигрывает та команда, которая набирает большее количество очков.


К описанным правилам есть кое-какие дополнения :
Если игрок заступает одной ногой за линию города или кона, то он может не бежать, а вернуться назад. Если же он заступает за линию обеими ногами, то возвращаться ему нельзя. В противном случае, по команде судьи происходит смена команд.
Если удар не удался, то не успевший обежать игрок должен располагаться в пригороде вдоль городской линии.
После перебежки игроки занимают места в такой очерёдности, в которой они забежали за линию.
Если произошло пересаливание, тогда игроки бьющей команды снова обретают право на удар.
Если мяч вылетел за боковую линию, тогда все игроки бьющей команды не двигаются со своих мест.
После трёх аутов (ударов за боковую линию), команде бьющих начисляются штрафные очки (по одному очку за каждый аут).

Что запрещено в русской лапте?
Запрещено всем игрокам, кроме подающего, подходить ближе, чем на 2 метра к игроку с битой.
Запрещено осаливать в голову, пах и солнечное сплетение.
Запрещается оскорблять других игроков и зрителей.
Запрещается пользоваться слишком тяжёлой или слишком длинной битой. Стандартные параметры биты: 2 кг. 90Х15см.
Нельзя задерживать перебегающего игрока.
Нельзя использовать бейсбольные «лапы».
Нельзя играть без футболки цвета команды.

Как можно увидеть, правила игры в русскую лапту достаточно просты и понятны. И это замечательно, что древняя русская игра опять вернулась к нам. Будем надеяться, что она снова обретёт такую же популярность, как и раньше.

Если защитник поймал мяч с лета в пределах поля или вне его, то он приносит своей команде очко и игра продолжается. В мини-лапте игра состоит из четырех таймов по 15 минут, с перерывами две минуты между 1 — 2, 3 — 4 и 5 минут между 2 — 3 четвертями. Одна команда находится в поле, она является защищающейся, вторая – на линии города, она атакующая.

Эта игра не требует дорогостоящих принадлежностей, ни специально фундаментально оборудованных площадок, что в настоящее время приобретает особую актуальность. Если это им удаётся, бьющий идет в поле, а его место занимает игрок, завладевший мячом. Если же полевые игроки, зазевавшись, не успевали поймать мяч, удар повторяется. Бывает, что бьющий промахивается по мячу. Правила разрешают ему повторить удар. После третьего промаха бьющий уступает свое место другому игроку.

В лапту играют две команды, каждая из которых состоит из пяти человек. Если игра проходит в зале, освещение должно быть достаточным и равномерным. В штрафную зону входит шестиметровое пространство от линии Города, она служит для определения правильности удара и выноса мяча за линию Города. Каждая команда состоит не более чем из 8 игроков и тренера. Состав команды перед началом игры не может иметь менее пяти участников.

Во время игры в нападении игроки не имеющие право на атаку, находятся на скамейке. Каждая команда должна иметь своего капитана. Тренер может иметь помощника, но об этом он должен заранее сделать запись об этом в протоколе.

Русская лапта: описание, история и правила

На одну игру назначаются судейские бригады в составе: ст.судья, судья на линии, секретарь. Линейный судья контролирует ход игры и жестами указывает на те или иные действия игроков старшему судье и игрокам, подписывает протокол. Между первой и второй, третьей и четвертой четвертями двухминутный технический перерыв. В зависимости от ранга и уровня соревнований общее время может быть сокращено, как игровое, так и перерывы.

Согласно жребию, одна команда занимает позицию в защите, другая – в нападении. По свистку старшего судьи игрок нападения производит первый удар и начинается общий отсчет времени. После неправильной первой попытки дается вторая, если и она не удачная, то игрок лишается удара, но он имеет право на перебежку. Подающим игроком должен быть на совершения удара. Подающий не имеет права на атаку, но может выходить в поле на обратное осаливание.

Если мяч пересек линию городачерез боковые линии, то игра продолжается. Если при осаливании мяч попал в голову, то осаливание не засчитывается, при умышленном попадании в голову игрок защиты наказывается желтой карточкой.

На обратное осаливание со скамейки запасных в поле может выходить не более 5 человек, в противном случае дается свободная смена команд. Игрок защиты после самоосаливания и свистка судьи оставляет мяч в поле и покидает его за линию кона или города. Команде может быть засчитано поражение, если в ходе игры на поле осталось менее трех человек.

Упрощенные вариант лапты для небольшой компании или одной семьи

Желтая карточка предъявляется игрокам в следующих случаях: если игрок дважды нарушил одно и тоже правило, за неспортивное поведение, аппеляцию судьям во время игры и другие нарушения. Желтая карточка также может предъявляться и тренерам команд и их помощникам.

Указания к проведению

Каждая команда имеет право брать один минутный перерыв в каждом тайме. Старший судья и врач также по каким либо причинам может объявить технический перерыв. Мячи и биты, обнаружены в слоях XIV века при раскопках Новгорода. Игра проводится на естественной площадке. Трусам и лентяям в этой игре нет места».

В Российской империи игра в лапту применялась как средство активного досуга населения различных возрастных групп и как средство физического воспитания детей, подростков, юношей и девушек. Соревнования проводятся на открытых травяных и земляных спортивных площадках, а также в спортивных залах и манежах.

И самое главное, в русской лапте не требуется дорогостоящий инвентарь, оборудование и специальная экипировка. Достаточно иметь обычный теннисный мяч, деревянную (самодельную) биту, ровную площадку для игры и желание проявить себя в этом увлекательном русском национальном виде спорта. На сегодняшний день норматив «Мастер спорта России» выполнили более 300 спортсменов, активно занимающихся русской лаптой в России.

Для игры нужен небольшой резиновый мяч (теннисный) и лапта - плоская палка длиной около 60 сантиметров, ручка толщиной 3 сантиметра, ширина основания около 10 сантиметров. Участники игры делятся на две равные команды.

В таком случае бьющий может не бежать, а оставаться за чертой, по другую сторону от команды - в деревне. Игра продолжается, и мяч бьёт следующий игрок. По очереди все игроки команды выступают в роли бьющих. Игроки, оставшиеся в пригороде и за коном, ждут, чтобы их выручили.

Мини-лапта – производная игра от Русской лапты в закрытых помещениях и на уменьшенных игровых площадках. Лапта́ - русская народная командная игра с мячом и битой. Упоминания о лапте встречаются в памятниках древнерусской письменности. В мини-лапте на обратное осаливание выходит не более 5 игроков.


Самое обсуждаемое
Анатомия и патологии крестцового сплетения Анатомия и патологии крестцового сплетения
Джо луис против макса шмелинга Джо луис против макса шмелинга
Зарядка: упражнения утром и вечером Зарядка: упражнения утром и вечером


top